Рецензия на книгу
Yellowface
R. F. Kuang
Аноним23 февраля 2024 г.Скучные тролли из интернета
Ребекка Куанг сделала себе имя на историческом фэнтези, так или иначе связанном с её "далёкой" родиной: до четырёх лет будущая писательница жила в Китае, но образование получила в США. Так что она "продукт" сразу двух систем (больше, разумеется, американской) и в своих книгах эти миры "женит" в ретроспективе. Выстрелившая трилогия "Опиумные войны" и роман "Вавилон" хоть и по-разному, но затрагивали схожие темы – в частности, изобличали колониализм, насилие и агрессию западных стран, которые заставили Поднебесную заплатить высокую цену за свою слабость.
В новой книге "Йеллоуфейс" Куанг удивительным образом избавилась от фантастического измерения (ну почти!) и сосредоточилась на актуальной социальной сатире. Оригинальной завязку романа никак не назовёшь (в литературе и кино использовалась десятки раз), но вряд ли автор рассчитывала на стартовый вау-эффект: содержание здесь важнее формы. Все сюжеты крутятся вокруг реалий книжной индустрии, расовых условностей и классической "культуры отмены", которая захватила Интернет. Об азиатах должен писать азиат, иначе это апроприация со стороны белых, фуууу!
Но есть масса нюансов. Во-первых, Куанг слишком настойчиво лезет в собственный роман. В итоге отделить многоголосие персонажей от личной точки зрения становится затруднительно. Более того, кажется, что устами героини автор отвечает на претензии, которые в течение творческой биографии предъявляли ей. Во-вторых, само художественное обсуждение проблемы нередко сваливается в формат той самой "курилки" из "твиттера", которая так мешает карьере "воровки" Джун. Не хватает только соответствующей пунктуации и смайликов. Но и это ещё полбеды. Тут возникает в-третьих, и оно будет главным. Все выбранные темы реализованы очень поверхностно. Несмотря на их остроту, поданы беззубо, как будто писательница не хотела замочить руки (и попасть на место своей героини, которой досталось от злобных троллей). Текст отполирован, не слишком динамичен.
Частично, возможно, такая реакция на "Йеллоуфейс" – результат завышенных ожиданий, которые связаны с предыдущими книгами автора. Новый роман вроде бы поднимает актуальные темы, при этом развлекая читателя, даёт персональный взгляд на реакцию публики (словно это такой видоизменённый дневник), заставляет раз за разом примерять "одёжку" на себя и рефлексировать. Ну и мастерство рассказчика не пропьёшь, у Куанг этого не отнять. Но остроты, ярких красок и какой-то изюминки тексту не хватает. Он во всех смыслах средний.
358,9K