Рецензия на книгу
Как написать гениальный роман
Джеймс Н. Фрэй
DardagnacPrawns1 марта 2023 г.Как не зафакапить свою книгу и правильно до**ться до чужой
про что: основы сюжето- и герое-строения.
Книга Джеймса Фрея 1987 года первой публикации, но не потеряла актуальности. Автор без лишней воды и романтических отступлений рассказывает, что такое конфликт и полноценный (трехмерный) персонаж, как их родить, и что надо делать с сюжетом.
В русском издании книга обозвана "Как написать гениальный роман" (Амфора, 2005), что вызвало некоторое возмущение в рецензиях. Нет, автор (редиска, зазнайка такой!) никогда не назвал свою книгу подобным образом, то, его работа называется "Как написать офигенный роман". Советы именно по технике и пользе навыков, которые может развить каждый.Сразу к делу.
Персонажи должны бить полноценными, трехмерными, с достоинствами и недостатками. Даже злодеи.
У них должны иметься сложные мотивы, конфликтующие цели, чувства и стремления, страхи, переживания, нерешенные травмы.
Читатель хочет узнать о таких персонажах больше, потому что они стоят этих усилий.
Лайош Эгер (Lajos Egri, The Art of Dramatic Writing, 1946) называет полноценных персонажей трехмерными, потому что они описаны с трех сторон:- психофизиологической (пол, раса, возраст, здоровье, вес, рост)
- социологической (окружение, соц.класс, школа)
- психологической (страхи, заблуждения, чувство вины, способности, привычки)
Персонажей, которые так не описаны, называют картоном.
Хорошим тоном будет начать представление персонажа вот с этих вот качеств, чтобы завлечь читателя.Мотивация персонажей порождает конфликт. У ГГ должна быть страсть, которая будет вести его по сюжету. Конфликт - это желания героя VS что угодно. Конфликт между персонажами может быть из-за чего угодно. (Религия, секс, патриотизм, лень и т.д.) Нападение Годзиллы на Токию - здесь нет конфликта.
Статичный конфликт - в нем персонаж не развивается.
Скачущий конфликт - смена эмоционального состояния персонажа не оправдана ситуацией, его реакции меняются без адекватной причины. Применяется в дешевых мелодрамах.
Медленно растущий конфликт - персонаж меняется и по-разному реагирует на конфликт. (Gustav Freytag, the Technique of the Drama, 1894) Лучший вариант, по мнению автора.Дальше автор объясняет такое понятие как premise, т.е. основная мысль, идея произведения (не мораль!), о которой нужно всегда помнить при написании. (Не все авторы признают это понятие, а некоторые называют его иначе, theme.) Это некое заключение по выдуманному утверждению в худ.произведении. (Может быть несколько в многолинейном сюжете, у разных персонажей.)
e.g. "Жизнь коротка" - мораль сюжета. "Война уродует даже самых благородных" - основная мысль.
Так мы имеем три важные составляющие романа: персонаж, конфликт и основная мысль (вывод).Важная и хорошая вещь, которую упоминает автор: основа сюжета может быть как угодно банальной, но ход сюжета неповторим.
В сюжете нужно оставить только главное, всё, что можно удалить без ущерба, что не играет роли, нужно удалять.
Важно! Драма - трансформация героя через кризис. Персонаж должен меняться под влиянием событий. Если он не меняется, то это всего лишь приключение (adventure), а не произведение (story).
И так мы имеем определение произведения. Произведение - это цепь влекущих последствия событий, в которых участвуют интересные персонажи, меняющиеся под воздействием этих событий.Важный момент драматического произведения: герой должен сражаться, действовать, не быть пассивной страдашкой. Герой может меняться под влиянием событий в ту или иную сторону, но если он ничего не делает, чтобы противостоять им, то это НЕ драма.
Трансформация героя может быть какой угодно: смелый становится трусом, возлюбленный врагом и т.п.Далее автор уделяет внимание способам повествования. Он выделяет
- беспристрастный рассказчик (objective viewpoint), т.е. бесстрастное описание героя со стороны (характерное для триллеров и детективов, такое повествование, по мнению автора, читатели не любят);
- частично беспристрастный рассказчик (modified objective viewpoint), когда автор делает предположения по поводу мыслей/мотиваций героя, кои могут быть и неверны ("ненадежный рассказчик" - это сюда);
- субъективный рассказчик (subjective viewpoint), когда рассказчик сидит в голове у героя и всё про него знает;
- всеведущий рассказчик (omniscient viewpoint), когда рассказчик знает НУ ВСЁ и сидит у ВСЕХ в голове (такой вид популярен в Викторианскую эпоху);
- умеренно всеведущий рассказик (limited omniscient viewpoint), когда есть POV лишь некоторых героев.
- повествование от первого лица, кое загубило немало начинаний.
Оно сложно для новичков- герои видят лишь часть событий;
- что чувствуют и думают другие герои - можно донести только через их речь/поступки;
- читатель устает от бесконечного "я".
И пара вещей, которые тоже стоит помнить.
Методы изменения читательского отноше- чтобы увлечь читателя, автор должен наделить героя (ев) проблемами, близкими читателю;
- читатель сопереживает герою, который страдает и борется;
- вред, нанесенный другому персонажу, может поменять отношение читателя к герою.
Зачем нужный флэшбеки:
- для объяснения странно поведения в прошлом;
- чтобы сделать персонажа более привлекательным
Вывод. Авторам, которые после 1987 года писали плохие книги, нет прощения.
Содержит спойлеры22790