Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Город черепов

Лин Картер, Лайон Спрэг Де Камп

  • Аватар пользователя
    NataliStefani12 августа 2022 г.

    Таинственный город Шамбалла, или Конан благородный



    «На черном пьедестале, возле трона из черепов, застыл Юма. Белки его глаз сверкали. В нем проснулся необъяснимый страх его народа — народа джунглей — перед сверхъестественным. Ибо статуя проснулась к жизни!»
    (Лин Картер, Лайон Спрэг де Камп. «Город черепов»)

    Согласно, определённой кем-то, хронологии (кстати, таких хронологий несколько, созданных различными авторами), «Город черепов», написанный вовсе не Р.И. Говардом, а его почитателями - Лином Картером, Лайоном Спрэгом де Кампом, следует за «Рукой Нергала», руку к которому приложил Лин Картер.

    Конан по-прежнему молод и служит королю Турана – Йилдизу (в данном переводе – Илдизу). У него появляется друг – такой же могучий, как Конан, только чернокожий – Юма.

    Великолепное фэнтезийное приключение, заключённое в небольшой рассказ, по структуре больше напоминающий маленькую повесть, имеет целью, на мой взгляд, удивить читателя небывалыми чудовищами и продолжать формирование образа Конана-варвара.

    На этот раз история начинается с битвы, в которой вынуждены принять участие киммериец Конан со своим соратником – из государства Куш – Юмой. Они сопровождали караван «в далеких пустынных степях Гиркании, у отрогов гор Талакмы», когда на них набросилась, «завывая по-волчьи, орда приземистых смуглых воинов».

    … В общем, перед нами достойный образец боевого фэнтези в классическом представлении, написанный в 60-е годы прошлого столетия. Перевела рассказ Елена Хаецкая, которая переводила истории про Конана из великолепной изначальной саги, а затем и сама стала автором историй о киммерийце.

    Фабула рассказа: выполняя поручение – доставить Великому Хану куйгарских кочевников – Куюле его прекрасную невесту – принцессу Созару, главный герой саги попадает в чертовски закрученную передрягу с массой жутких испытаний, но поручение выполняет с честью и невероятным мужеством: характер будущего Великого Короля Конана закаляется.

    И всё-таки классика – есть классика. Снова возникают аллюзии к фэнтези наших современников: было у кого поучиться!

    В романе Майкла Флетчера «Без надежды на искупление» (2015) жирный и мерзкий поработитель Эрбрехен – литературный праправнук Римпоче Джалунг Тхонгпа из рассказа «Город черепов» Лина Картера и Лайона Спрэга де Кампа. Ощущение, что портрет «великого царствующего бога» нашёл своё отражение у Флетчеровского поработителя Эрбрехена:

    «Римпоче Джалунг Тхонгпа оказался очень маленьким и очень жирным человечком с тонкими кривыми ножками, которые едва достигали до ступеньки пьедестала. […] Обнаженные руки, колыхавшиеся от жира, были перетянуты десятками золотых обручей, а золотые кольца с огромными камнями сверкали и переливались на жирных пальцах.
    Лысая голова на этом бесформенном теле была невероятно безобразна — с отвисшими щеками, мокрыми губами и узкими желтыми зубами.»

    Но это ещё не весь внешний облик отвратительного «великого царствующего бога»! О самых колоритных и впечатляющих чертах я умалчиваю!..

    И это ещё что! Папа (отец) Джалунг Тхонга вобрал в свой образ и ожившее каменное изваяние (статуя командора А.С. Пушкина из «Каменного гостя» – слабая тень ожившего «зелёного бога» Ямы), и парализующую чудовищность Гоголевского Вия …

    Оживший бог Яма настолько ужасен, насколько только можно себе вообразить, и от него нет спасения:

    «Юма закричал:
    — Нет, Конан! Беги! Он видит тебя!»

    От такого запредельного ужаса возможно сойти с ума … Гоголевский Хома в «Вие» вообще умер от страха. Но не Конан-варвар!

    … Когда всё закончилось, Юма предлагает Конану в качестве заслуженного трофея и награды за невероятные испытания оставить себе прекрасную принцессу Созару. Тем более, что девушка явно благоволит варвару.

    «— Такая чудесная девушка. Я все не могу понять, почему ты не оставил ее себе? Она тоже была бы непрочь — ты пришелся ей по сердцу.»

    Интересно, что в «Руке Нергала» варвар отказывается от сундука с золотом в пользу стройной бритунской красавицы – Хилдико.

    Киммериец растёт духовно. Мало того, что он сражается с могущественными тёмными силами, что совершенно не вяжется с мировоззрением варваров, так он ещё начинает понимать и принимать морально-нравственные категории: долг, честь … Нельзя присвоить себе чужое (давно ли он был вором?!!): принцессу следует во что бы то ни стало доставить её жениху – законному наследнику Великого Хана. Неожиданно благородный поступок для варвара.

    Так заканчивается приключение в невероятном городе Шамбалле – городе черепов.

    38
    177