Рецензия на книгу
Историк
Элизабет Костова
LadyCrescent26 октября 2020 г.«Здесь он обитает во зле. Читатель, словом извлеки его из могилы»
Книга, невероятно удачно пришедшаяся мне ко двору.
Честное слово, она бьет во все мои точки:- Главная героиня и ее отец живут в Амстердаме.
- Ее отец имеет степень по истории, да и сама девушка проявляет значительный интерес к ней.
- Куча второстепенных персонажей-историков.
- Здесь даже слова использованы в профессионально-историческом варианте, один пергамен чего стоит! Я именно в этой версии слово встречала только на лекциях по эвристике. Но тут, скорее, реверанс в сторону переводчика.
- История разворачивается в ХХ в. и окутана атмосферой старинных университетов, путешествий по различным европейским странам с описанием национальных блюд и восхищением местной архитектурой.
- И, естественно, таинственная атмосфера с вампирами на периферии.
Книга начинается с того, что однажды, работая в библиотеке, молодой аспирант-историк случайно сталкивается со старинной книгой, абсолютно пустой помимо оттиска воинственного дракона на весь разворот. Все его попытки узнать, чья эта книга, а затем и избавиться от нее, оказываются тщетными, пока однажды не выясняется, что он является не единственным владельцем подобной редкости. Он продолжает искать, обуреваемый желанием открыть секрет этой книги, но все старания приводят лишь к трагедиям и большему количеству вопросов.
Само повествование представляет собой богато украшенное полотно, где настоящее и прошлое сплетаются друг с другом посредством писем и рассказов. В какой-то момент насылающее мурашки повествование готического романа сменяется неспешным, полным созерцания и восприятия описанием путешествий, на смену которому приходит атмосфера шпионского детектива с таинственными людьми, выслеживающими главных героев и всеми «прелестями» холодной войны, включая не самых симпатичных просоветчиков.
Нас знакомят со множеством людей из разных стран, большинство из которых – благородные, интеллигентные и искренне увлеченные своим делом. Читать о них было невероятно увлекательно: казалось, будто герои - твои друзья, охотно рассказывающие свои истории. Их тут много и составлены они как в матрешке: рассказ в рассказе, а в нем ещё один, причем запутаться невозможно: автор прекрасно владеет текстом, и у каждого персонажа свой голос. Письма молодого Росси не спутать с его более зрелыми заметками, как никогда не принять беседу с Евой за разговор с матерью Елены.
Как я и сказала, книга невероятно сильно резонировала с моим мировосприятием. Я давно не испытывала настолько большого желания залезть в историю и не просто прочувствовать события, но и стать их полноправным участником (и это несмотря на то, что героев то и дело поджидают опасности). Путешествие героев по библиотекам и архивам, бесконечное множество древних книг, летописи, написанные уставом - все это было настолько моей темой, что невольно вызывало умиление и самой историей, и моей специализацией. Постоянное упоминание этих вещей в книге заставляло меня пускаться в танец сахарной феи. Чего стоит одно только выступление Пола на конференции в Венгрии, к которой он был абсолютно не готов.
Немного о моем отношении к происходящему:
Персонажи книги: О боги, Дракула такой ужасный, он собрал бояр, сговорившихся и убивших его брата, и отправил их с семьями пешком в тмутаракань строить ему замок для отражения набегов турок.
Я: Прекрасный мужчина! Практичный, хозяйственный.
Расхваливая книгу, не могу не упомянуть и несколько минусов:<- Смазанная концовка. Если 99% книги представляет собой неспешное и атмосферное повествование, щедро пропитанное ароматами и красками страны, в которой в данный момент находятся герои, то концовка кажется приемным ребенком, скомканным и заброшенным где-то в углу. И, завершая повествование многие годы спустя, Костова так и не дает нам дальнейшей судьбы героев, исключая семью главной героини. Нет, мне не требовалось узнать все, вплоть до судьбы внуков их внуков, но это попросту преступно познакомить с таким количеством замечательных персонажей и потом оставить их за кадром.
- Для книги, чей сюжет вертится вокруг становления Влада III Дракула самым знаменитым вампиром в истории, автор ничтожно мало уделяет времени этому персонажу, практически ни разу не раскрывая его. Тем более, для автора, который не раз троллит Стокера за недостаточную проработку румынского фольклора, Элизабет Костова так и не открыла для нас превращение Влада в вампира. Это тем более важно, что определенный период посмертия его голова и тело путешествовали обособленно по разным странам.
Их не так много и они не столь значительны, но, обозначившись в конце, изрядно подпортили до этого сплошь восторженные впечатления об истории. Поэтому 9/10, но я мечтаю однажды вновь ее перечитать, на сей раз неспешно смакуя, а не рвясь вперед с криками «Где же Дракула? Где же Дракула?»
P.S. Пока перечислялась часть уникальных книг, сохранившихся только у Дракулы, я мысленно конвертировала их в незащищенные диссертации.P.P.S. Очень надеюсь, что Влад в своём дальнейшем поиске историков не наткнётся случайно на Карла Поппера. А то он сразу объяснит и про исторические процессы, и, тем более, про прогностическую функцию истории, да так объяснит, что уже ни кол, ни распятие не потребуются.7961