
Ваша оценкаРецензии
Аноним18 августа 2024 г.И у ночи есть конец?
Читать далееПри чтении триллеров порой возникала мысль: почему нет атмосферных триллеров от русскоязычных авторов? Когда-то услышал совет от Дмитрия Быкова, что «Петля и камень в зеленой траве» - лучшая книга от братьев Вайнеров, и сделал себе пометку, что нужно обязательно её прочитать. И вот дошла очередь до этой книги. Хотя её жанр помечен как детектив, но вообще-то, по всем приметам, это триллер. Главная интрига — что случится дальше, а славные герои — обычные люди, а не сыщики/детективы/милиционеры. Возможно даже жанр — триллер с элементами нуара. Ведь атмосфера в книге это нечто особенное, она не просто мрачная. Здесь атмосфера мрачности, загнанности, бессилия, страха, тоски, поражения, смирения, отступления, утраты свободы, погибели души, крушения надежд, измученности, тягостности, безысходности, паники, уныния, покорности, гибели, истощения, ужаса, бессмыслицы, подавленности, жестокости, меланхолии, разрушения, изнеможения, Террора и Абсурда. И не то чтобы все эти градации возникали постепенно, они замешаны все вместе, разом в каждый момент чтения они присутствуют в тексте. Но вообще братья Вайнеры оказались экспертами по смешиванию впечатлений в единое целое. Например в книге есть такое описание:
Никто еще не опроверг закона сохранения энергии. Не исчезает энергия света, тепла и электричества – она лишь превращается в новые формы. А куда же делась неисчислимая энергия боли, стыда и страха миллионов людей? Пропала? Исчезла? Её похоронили? Но ведь она сохраняется количественно? Она же вечна? Она же неуничтожима? Она превратилась. Ее не измеришь в ваттах, джоулях, люксах. Она растворена в людях. Безграничная энергия зла и безверия. Никто не в силах подсчитать ее запасы, она не программируется для компьютера, да и какая счетная машина смогла бы дать ответ по формуле высшей математики страдания, где десятки лет надо было перемножить на миллионы замученных, прибавить многие миллионы потерпевших, разделить на бессильный гнев, возвести в куб непреходящего ужаса, взять интеграл в пределе от разоренного неграмотного крестьянина до убитого академика, снова возвести в квадрат бесконечной нищеты, вычесть все права и возможности, извлечь корень смысла жизни, продифференцировать по униженности, покорности, смирению, еще раз разделить на состояние всеобщего похмелья, вывести постоянную миллиардов пролитых слез и представить весь народ стройными логарифмическими рядами бессмысленных цифр статистики. Высшая математика страдания. Бесчеловечная энергия ненависти.И такое описание в книге не одно, это и не удивительно, ведь главные герои связаны с литературой. Алексей — писатель, а кроме того он сын когда-то важного чина из КГБ, и Суламифь — литературовед, она пишет диссертацию о творчестве еврейского поэта Бялика. Одна из тем книги — советский антисемитизм и уничтожение евреев на государственном уровне.
Унижения, нищету и погромы в черте оседлости им заменили на врагов народа в тридцать седьмом, космополитов в сорок восьмом, врачей-убийц в пятьдесят третьем и поголовных сионистов сегодня! Хорошо прожили, а?Отец Суламифь погиб в Минске вместе с актёром Соломоном Михоэлсом. Через 30 лет Алексей берётся за расследование обстоятельств этого дела, а противостоит ему КГБ. Михоэлс — реальная личность, был убит в Минске 13 января 1948 года. Вокруг этого факта и начинают развиваться события. В тексте упоминаются реальные исторические личности, но только эпизодически, а основные герои — вымышленные.
Атмосфера государственного мрака и ненависти присутствует в книге постоянно, как я уже писал. В предисловии написано, что рукопись создана в конце 70-х и дальше хранилась у братьев и они её никому не демонстрировали, а издана она книгой уже на излёте существования СССР, это и не удивительно со следующими цитатами в рукописи, авторов могла ждать судьба их героев.
коммунизм — это еврейская выдумка. Воображаемый рай для ленивых дураков.
Так нельзя жить человеку — это участь циркового животного.
Господи, что же они с нами делают? Как мы все запуганы! Как мы всегда виноваты!
Ничего не скажу. Не буду я с убийцей разговаривать. Надежда что-то объяснить или вымолить пощаду заставляла нас строиться в колонны и вела в Бабий Яр, к печам Освенцима. В вечный лед Колымы.Тьма и Мрак нагнетаются постоянно и, прямо говоря, атмосфера в книге беспросветная, если не учитывать развал СССР как исторический результат, то надежды в книге нет никакой, и перспектив на лучшее будущее тоже. Однако если читать с осознанием, что всему происходящему в книге осталось 10-15 лет, то и отношение к атмосфере чуть изменяется, где-то впереди брезжит рассвет.
501K
Аноним16 августа 2024 г.Смертию жизнь поправ
Читать далееОценка этой книге у меня колебалась от единицы (в начале чтения) то тройки с хвостиком (не дойдя середины), и вот итог.
Не хочу вникать в подробности, они будут лишними, но авторы начали, скажем так, не с того. И если бы не игра, то может быть я и не продолжила бы знакомство. Но хорошо, что игра ;)Это детектив, по крайней мере нам так утверждают. Но братья Вайнеры хитры, и, конечно же молодцы, потому что под жанр якобы детектива они спрятали столько всего, что удивительно, что эту книгу не запретили когда-то, да и сейчас … Впрочем, промолчу.
Просто приведу одну цитату:
— Я на русских вообще не сердитий. Ти меня не понимаешь, они сами несчастние, нищие зэки. И нас всех делают такими. Это и есть русификация страны…— В чем же она конкретно выражается — русификация?— Ви у нас постепенно отнимаете язык, религию, культуру, традиции. У всех — татар, украинцев, грузинцев, у нас. У всех. Ми уже стали все пьяние, ленивие и вори — как в России…И такие подначки в тексте разбросаны то тут то там. Жёсткая, прикрытая расследованием давнего убийства сатира, правда, которую никто не хочет признавать сейчас, а говорилось об этом, ох как много лет назад.
А началось всё (или, возможно, закончилось) с любви. Русский писатель-интеллигент (будем так считать) Алёша полюбил простую еврейскую девушку Улу (Суламифь). Судьба у девушки оказалась сложная, из всей большой семьи осталась она одна. Вот и живёт воспоминаниями, любовью к Алёшке и жаждой мести.
Ещё во времена Сталина её отец был предательски убит вместе с неким Соломон Михоэлсом, народным артистом СССР. Почему, кто и как совершил это преступление, так и осталось под печатью «секретно», хотя со временем имена начали проявляться.
Увы, но имя Алёшиного отца как раз в том списке, в то время он работал в органах, и имел большой авторитет. Сейчас на пенсии, авторитет у него только в семье, да и то скромный.
Во всяком случае Алексей не смотрит на родственные связи, ему надо доказать причастность родителя. Ула должна безоговорочно верить в его любовь.Едкая, жёсткая книга, не щадит ни народ, ни режим, ни героев. Ведь как ни старалась я воспылать любовью к Уле, не вышло, и уж молчу об Алёше. Они не вызывают сочувствия, но интерес всё же сохраняется. Потому что авторы пишут не о них, это ясно, как божий день.
И, судя по рецензиям и оценкам (каюсь, не удержалась), у некоторых пригорает.KillWish
14/1945914
Аноним23 июня 2022 г.Читать далееОставлю без оценки, потому что не могу воспринимать эту книгу как художественное произведение, несмотря на все художественные допущения авторов. Это сплошной крик боли, положенный на шекспировские мотивы - главный герой "гамлет" не только потому, что пытается найти абстрактную и конкретную правду в прогнившем королевстве, но и по сходству сюжета. И там, и здесь - убийство отца, , удары в спину, сумасшествие невесты, уходы в монастырь и смерть от яда. Яд, конечно, прозаичнее, не отравленная шпага, а всего лишь алкоголь.
Дальше - тишина.
392K
Аноним21 октября 2019 г.Как один еврей напряг Иосифа Виссарионовича
Читать далееУже писал довольно сумбурную и эмоциональную рецензию на эту одну из "любимейших" книг о злом и тоталитарном совке. Решил сделать еще одну попытку, но более осмысленную, со спойлерами, все, как положено.
Итак, книга, оказывается, не просто о том, что злобный тиран Сталин решил просто ради прикола уничтожить кучу людей, нет-нет, можно сказать, даже совсем не об этом, что удивительно. Она только и исключительно о том, что Сталин и его окружение хотели уничтожить конкретно евреев!
Мне кажется, что из всех наиболее популярных грехов Сталина выделять антисемитизм так же нелепо, как из всех ошибок Гитлера указывать на то, что у него были плохие картины. Ну, то есть... Сталин и антисемитизм, серьезно?
Так вот, начали они свою ничем не объяснимую злодейскую деятельность с того, что убили... черт, я не могу просто удержаться от смеха-ха-ха... Соломона Михоэлса!
Для справки, Соломон Михоэлс был народным артистом СССР, театральным актером и режиссером, основателем некоего большого еврейского театра.
Не могу не сделать отступление, но так странно - в антисемитском СССР не было Государственного Русского театра, Государственного Украинского театра, Государственного Армянского театра - а вот Еврейский Государственный театр был, и возглавлял его этот самый Соломон.
Считается, не только авторами, но многими представителями одухотворенной и неполживой интеллигенцией, как правило, еврейской, что Сталин ЛИЧНО заказал убийство Михоэлса.
Зачем, спросите вы, Иосифу Виссарионовичу в 1948 убивать одного из многих творчески ориентированных евреев?
И я сэкономлю время либеральных теоретиков и скажу за них, что не надо задавать глупых вопросов. Ведь Сталин тиран и маньяк! А тираны и маньяки убивают просто так, ну ради спорта!
Авторы этой книги, посвятившие несколько сотен страниц описанию убийства и подготовки к нему, про мотивы как-то подзабыли.
Возникает еще один вопрос. Вот допустим, Сталин решил завалить Михоэлса просто так, из любви к искусству и ненависти к евреям. Но тогда почему, имея такой мощный безотказный репрессивный аппарат, нельзя было арестовать Михоэлса, обвинить его в том, что он шпион США или еще что-то там, и засунуть в лагеря?
Тут авторы уже промямлили что-то, что вот Михоэлс был НАСТОЛЬКО известен, у него был ТАКОЙ авторитет, что его просто боялись тронуть! То есть при Сталине завели дела на Бухарина, Рыкова, Зиновьева - но куда им-то, каким-то жалким партийным деятелям до ЦЕЛОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЕВРЕЙСКОГО ТЕАТРА?!
Я бы еще понял, если бы авторы развивали тему паранойи Сталина, что тот боялся, будто бы Михоэлс сейчас поднимет сейчас восстание евреев по всей стране, но нет, даже это не упомянуто!
Итого Сталину, бедному тирану, пришлось по версии авторов организовывать секретную спецоперацию, чтобы смерть Михоэлса выглядела несчастным случаем. Извините, но это какой-то... армагеддец логики.
Тут хотелось бы вернуться к сюжету и к героям книги.
Героями являются простой русский парень Алешка, сын гэбиста в отставке, и простая еврейская женщина Суламифь, чье уменьшительное имя почему-то... Ула. Я не особо шарю в еврейских традициях, но почему Ула? Это даже как-то не благозвучно. В русском языке стремятся сделать последний согласный звук мягким. То есть, УлЯ звучало бы лучше. И да, не пойму, куда делась буква С...
Живут герои уже где-то в конце 70-х. То есть уже много времени прошло даже со смерти Сталина.
Так вот, Алешке уже 30 лет, он литератор, и он пьет. Почему он пьет - такая же загадка, как причины смерти Михоэлса. Мы должны, видимо, догадаться сами. Например, потому что жизнь плохая такая вот... Кругом эти вонючие "рюсские совки". Безысходность. Но давайте скажем честно, по мне он пьет, потому что он слабак. А слабаки не вызывают сочувствия.
Еще у него отец - офицер органов госбезопасности в отставке, и Алешка, как настоящий интеллигент, ненавидит отца, за то, что он имел отношение к репрессиям, мать за то, что она любит отца, братьев, за то, что у них все хорошо...
Его еврейская девушка Ула не пьет, но тараканов в голове у нее хватает. Она свято верит в богоизбранность своего народа. Половина текста книги от ее лица (другая - от лица Алешки), и я хочу сказать, что ее внутренний мир - это просто какой-то ад. Она постоянно перебирает в памяти каких-то репрессированных предков, говорит с их призраками, рассуждает в презрительном тоне о советском строе, советских людях, жалуется на каждой второй странице, что евреев здесь обижают, что каждый русский ненавидит евреев. А ведь евреи сделали так много хорошего! С этим никто бы и не спорил, но это постоянное нытье, это высокомерие, этот евреецентризм так омерзительны... Ула вызывает отвращение. Однако Алешке с ней хорошо, ведь он тоже ненавидит всех вокруг. Себя же они считают жертвами.
Отец Улы погиб вместе с Михоэлсом, и Алешка начинает интересоваться этой историей. Оказывается, Ула уже знает примерно даже фамилию организатора убийства, знает, что и отец Алешки к этому причастен.
И тогда Алешка, не переставая однако пить со страшной силой, организует детективное расследование! Ух, Шерлоки и Эркюли, берегитесь, пьяный мастер вышел на тропу войны!
Его расследование должно войти в анналы самых идиотских детективных линий из всех, которые я видел, а уж от братьев Вайнеров читать такое - это как полизать языком кошачий туалет.
Алешка занимается тем, что ездит по стране, навещает людей, имевших отношение к убийству, и они просто ему ВСЕ РАССКАЗЫВАЮТ, без утайки, без сомнений! Вот просто... а почему нет?
Сначала он приходит к бывшему сослуживцу его отца, и тот ему рассказывает, называет имена, фамилии, некоторые обстоятельства! А почему бы, собственно говоря, и нет?! Ведь это же свой человек, сын твоего начальника бывшего... Ведь ничего страшного нет в том, чтобы по сути признаться ему в преступлении, рассказать факты, имеющие отношение к гос.тайне...
Потом он едет в Минск и навещает евреев, которые видели там Михоэлса и общались с ним.
И что самое удивительное, все вокруг, даже люди мало сведущие, почему-то убеждены, что Михоэлса заказал Сталин. Складывается ощущение, что как только по радио объявили, что на Михоэлса наехал грузовичок, каждый еврей на планете Земля вдруг ощутил - ЕГО УБИЛИ! Мистика какая-то...
Алешка же хочет узнать вообще все, накопать на целую папку уголовного дела, вплоть до самих исполнителей.
Между тем его девушка идет к главгаду, который организовал убийство, бросает ему в лицо обвинение, и за это ее сажают в психушку. Мне ее совсем не жаль, премия Дарвина не повод для сочувствия. Кстати, уровень ее нытья и ненависти к людям нисколько не меняется от перемены обстановки.
А Алешка же окончательно восстанавливает картину убийства.
Это просто клиника. Может, авторы спешили, может, им было просто плевать, лишь бы вызвать эмоции у читателя, но все описание просто противоречит само себе, противоречит тому, что Алешке говорили его свидетели, тому, что он говорил сам себе за 10, за 20, за 100 страниц до того, противоречит просто здравому смыслу.
Итак, Михоэлса нужно убить. Его для этого направляют в Минск в командировку с творческими целями, посетить местный филиал еврейского театра. Почему Минск? Почему его вообще надо куда-то направлять? Что сложного оформить "мокруху" в Москве? Непонятно...
"Исполнителей" убийства направляют так же из Москвы. То есть, их задача осложняется тем, что они еще и не местные, они чужие, и в случае провала это только вызовет больше вопросов у ментов. Как же это нелепо...
Как же их убить? Для этого злобные гэбисты придумали заманить Михоэлса на какой-то еврейский обряд. Подослали к нему еврея, который пригласил Михоэлса к себе домой. И Михоэлс вместе с отцом Улы туда поперлись пешком. Почему пешком? А злобная кровавая гэбня уже успела организовать арест водителя, и пришлось им двигать своими ногами.
Я не пойму - а что, без этого приглашения Михоэлс бы и носа на улицу не показал? Он не выходил никуда? Зачем такие сложности?
Это же сколько ресурсов, времени потратила репрессивная машина по приказу Сталина, чтобы укокошить одного-единственного еврея! И как еще рисковали при этом...
в районе бывшего еврейского гетто на улице Немига грузовик — студебеккер, управляемый Шубиным, догнал их, на скорости выехал на тротуар и сбил Михоэлса, скончавшегося на местеВот тут я не понял, потому что за сто страниц до этого брат Алешки рассказал ему по секрету, что грузовик напугал жертв, они убежали, но их догнали и размозжили им головы ломом.
Однако в своем "меморандуме" Алешка изменяет этот факт и пишет, что Михоэлса задавили грузовиком, а его друга же побили ломом. При этом нет ровно ни одного эпизода в книге, ни одного "допроса свидетеля", который бы позволил горе-детективу написать обстоятельства вот в такой редакции.
прибывший для расследования в Минск начальник следственной части Прокуратуры Союза Л. Р. Шейнин обнаружил на месте преступления лом с отпечатками пальцев старшего лейтенанта Д. М. Жигачева — до службы в МГБ судимого уголовного преступника, дактокарта которого хранилась в отделе уголовной регистрацииЭй-эй, Алешка! Алешка! Очнись, ты перепил! Да, в книге какие-то персонажи рассказывали ему, что для расследования убийства прибыл Шейнин, но то, что он брал отпечатки пальцев этого самого Жигачева, никто ему не говорил, и нигде он сам это узнать не мог. О фамилии Жигачева ему сообщил отец.
Михоэлс был похоронен как выдающийся культурный и государственный деятель, но сразу же после этого был разогнан Еврейский антифашистский комитет, который он бессменно возглавлял, закрыт созданный им Московский Государственный Еврейский театр, прекращены все еврейские издания, произведены тотальные аресты и казни еврейских писателей, брошены в концлагеря и тюрьмы все заметные деятели еврейской культурыЭм... прямо таки все? Здесь авторы заняли очень удобную позицию, поскольку сложно объективно оценить критерий "заметный деятель еврейской культуры". Вот я сейчас укажу на еврея, который не был арестован, а мне скажут: "А он не заметный".
По поводу еврейского театра - да, он был закрыт, а его тогдашний руководитель арестован. Ну так и что? Статья в википедии расписана очень хитро - без имен - так что складывается ощущение, будто бы все, кто были связаны с этим театром, были в итоге чуть ли не расстреляны. Однако есть и иные источники. Вот, к примеру, художник Александр Тышлер. Не был ни расстрелян, ни посажен в тюрьму. Сотрудничал с ГОСЕТом. Актер Моша Гольдблат также не подвергся репрессиям. Были арестованы Зускин, Шмуэль Галкин, Бергельсон, по делу Еврейского антифашистского комитета.
Кроме того, издавались статьи и биографии Михоэлса. Это для того его Сталин замочил?
Итак, что еще накопал Алешка?
Да больше ничего. Он просто написал свои мысли на нескольких листах бумаги, не положив туда никаких доказательств, даже стенограмм допросов его свидетелей, зашил в папку, и хотел передать на Запад, но не получилось - его арестовали.
Но Алешка дешевым блефом и ложью (что у его брата, сбежавшего на Запад, есть еще один экземпляр) выторговал свободу себе и своей девушке, и тупые гэбисты на это повелись. Умора просто! Они испугались, что на "светлую сторону" попадет эта писанина, которой грош цена, которой никто в здравом уме не поверит! В какой больной голове может родиться такой поворот сюжета? Да тут даже Донцова бы умерла со стыда, если б написала такое.
…В апогей гитлеровских гонений на евреев — в Хрустальную ночь — было сожжено, разгромлено и разграблено двести пятьдесят синагог в Берлине. Такого не может случиться у нас, поскольку в Москве осталось сейчас две синагоги…Да их не должно быть в идеале вообще - ни церквей, ни мечетей, ни синагог! Где ты хочешь и как хочешь жить - рабом в средневековье или хозяином своей жизни в мире будущего?! Такие нелепые претензии предъявлять... Да среди твоих евреев атеистов было больше, чем где-либо еще!
А что было на самом деле?
В википедии об убийстве Михоэлса есть страничка, где автор, не допуская ни тени сомнения, даже не допуская оговорки вроде "считается, что" или "по наиболее убедительным источникам", пишет
Соломон Михоэлс был убит по прямому приказу Иосифа Сталина сотрудниками Министерства государственной безопасности СССР.В обсуждении к статье автору сделали замечание, что вообще-то это не доказано никак и ничем, это вилами на воде писано. Причем автор допускает противоречия в собственных умозаключениях похлеще Вайнеров. В его интерпретации некий уже арестованный офицер МГБ написал докладную записку Берии об убийстве Михоэлса, а тот сразу после смерти Сталина взял да и написал еще одну докладную записку Маленкову, в которой было следующее
содержалась информация о проверке материалов «Дела врачей», которая выявила фальсификацию обвинений в адрес МихоэлсаКакая связь между делом врачей и Михоэлсом - ума не приложу.
Далее Абакумов, который уже сам был репрессирован, начал сеанс саморазоблачений и заявил, что он причастен к убийству Михоэлса.
Итого вся, абсолютно вся версия о заказном убийстве Михоэлса "преступным государством", строится на показаниях людей, арестованных предстаивтелями этого же "преступного государства". Причем Берия, который как бы и заставил Абакумова признаться в убийстве Михоэлса, сам же вскоре был объявлен врагом народа, осужден и расстрелян.
Вы считаете, что из ЭТОГО можно выявить хоть что-то серьезное? Это же просто фальшивки, состряпанные в результате внутрипартийной и внутриведомственной борьбы!
Мало того, автор даже толком не знает, как произошло убийство, и просто приводит разные версии. То их переехал грузовик, то их заманили на какую-то дачу, напоили, а потом подложили под колеса. При этом автор, рассуждая об алкоголе в крови убитых, ссылается на... хм... расследование того, кто по его версии и убил Михоэлса!
Так вот, хотелось бы успокоить общественность. Мало того, что нет никаких доказательств, что Сталин причастен к смерти Михоэлса, нет даже доказательств того, что это вообще было убийство. Нет ни одного вменяемого источника о том, что было с трупами, где они были найдены, кем, какие следы на телах, и все такое.
Я могу только поразиться подлости и мерзости авторов, которые, мало того, что взялись раскрутить эту фальшивку, так еще и по сути оскорбили память Михоэлса тем, что смешали его дело с историями каких-то никчемных вымышленных персонажей. Этим самым они оказали "мировому еврейству", к которому себя причисляют, медвежью услугу. Они запутали тех, кто хочет знать правду, и теперь какой-нибудь глупый разоблачитель будет говорить:
- А я знаю, как их убили! Ломом по голове, а потом под грузовик! Я читал, Вайнеры писали! Да точно! Там еще был генерал Крутованов, он все организовал! То есть, как его не существовало никогда? Вы все врете! Сталинские холуи!
Вообще смешно называть Советский Союз и советских людей антисемитами. Это то же самое, что называть русский народ националистами, лишь потому, что частенько можно услышать, как кто-то в сердцах называет кого-либо "хачом", "чернозадым" и так далее. Я бы сказал, что это подлая клевета.Содержит спойлеры303,8K
Аноним6 ноября 2024 г.Читать далееКажется, что в этом году я словно открыла для себя новый пласт литературы, от которого невозможно оторваться. Много книг, каждая из которых по-своему пронзительна, но «Петля и камень в зелёной траве» Вайнеров, пожалуй, выбивается среди них особенно. Даже зная сюжетную линию и представляя исторический контекст, меня не оставляли чувства волнения и сопереживания. Родители рассказывали нам о непростых временах, но прочитать это через художественный текст — будто снова пройти через все эти испытания, только теперь глазами героев. Вайнеры мастерски погружают в атмосферу событий, а глубина их произведений — это нечто, выходящее за рамки обычных детективных историй..
Это действительно удивительная книга, и хотя жанр заявлен как детектив, для меня она раскрывается совершенно по-другому. В центре всего — любовь, не как романтическая привязанность, а как сила, способная изменить судьбы и повороты истории. Несмотря на то, что расследование убийства происходит спустя тридцать лет, события книги показывают, как глубоко влияние любви проникает в жизнь людей. То, что авторы использовали реальные имена и события, придает произведению особую остроту и ощущение правдоподобия. Здесь действительно слишком много истории и политики, чтобы книга оставалась чистым детективом, но именно это и делает ее такой сильной и незабываемой. В этой истории, несмотря на тяжесть политических перипетий, любовь остается тем светлым пятном, ради которого можно пожертвовать всем.
Роман представляет собой уникальное произведение своего времени. В условиях брежневского «застоя», когда цензура ограничивала многие формы самовыражения, он смог вырваться за рамки дозволенного, оставив на страницах глубокие размышления о любви, судьбе и идеологиях. Рассказ, веденный от имени двух главных героев, Алексее и Улы, с одной стороны, показывает личные переживания, а с другой — освещает важнейшие исторические и политические вопросы того времени. Алексей, как представитель элитной советской семьи, и Ула, как еврейка, пережившая трагедию войны и утрату семьи, являются своеобразными носителями противоречий той эпохи. Параллельно с развитием личной истории, книга затрагивает такие темы, как еврейский вопрос, конфликты идеологии и личности. Этот роман важен не только своей темой, но и тем, что стал возможен только после исторических изменений, которые произошли в стране, начиная с 1990 года.
Чтение этой книги вызывает бурю эмоций. Она не оставляет равнодушным, потому что она проникнута глубиной переживаний героев, их личной трагедией, которую они не в силах изменить. Роман, с одной стороны, кажется красивой и трогательной историей любви, но с другой — он погружает в атмосферу тотального страха и безысходности, где каждое слово, каждое событие накаляет внутреннее напряжение. Противостояние любви и жестокой системы создает особую динамику, которая заставляет задуматься о цене, которую приходится платить за свободу и личное счастье. Книга действительно жестока и не для всех, но для тех, кто готов воспринять эти тяжелые темы, она оставит неизгладимый след.
24763
Аноним1 марта 2017 г.Правда, одна правда, ничего, кроме правды...
Читать далееВпервые "Петля и камень..." была прочитана в начале 90-х
а до этого ее никто бы и не издал, сегодня закончила перечитывать. Из многочисленных цитат решила подыскать наиболее подходящую к этой рецензии и вот что выбрала: "И будущего у нас никакого не было, потому что в нашей жизни нет никакого отдельного прошлого и отдельного будущего — они соединены, как хвост и пасть кобры, и мы скручены мертвенными кольцами ее настоящего". Коротко весь сюжет.
Если подробнее, то слишком много тем затронуто в романе, но красной нитью через все повествование проходит еврейский вопрос. А так как это все же детектив (фамилия обязывает), то на протяжении всего сюжета герои ищут убийц. Еще эта книга - отображение эпохи 70-х. И война позади, и репрессии, и сталинско-хрущевские времена, но еще живы те, кто совершал преступления, и еще крепко хранятся тайны. Так о чем книга? О любви, конечно. Жил себе веселый парень (ну, как парень? под 40 уже ему...) Алексей Епанчин из благополучной "элитной" семьи, писательствовал, острил, с родственниками поругивался. И жила девушка Суламифь Гинзбург, так глубоко вросшая корнями в тысячелетнюю иудейскую историю, что общалась со своими мертвыми родственника как с живыми. Не жизнь, а плачь Суламифи... И больше всего страдала она о смерти отца, который сопровождал Михоэлса и погиб вместе с ним. Главы чередуются: Алёша - Ула, Алёша - Ула, Алёша - Ула, крепко сплелись эти двое, и разлучить их может только смерть. А так как единственная цель в жизни Улы - найти убийц отца, то и Алёша не может остаться в стороне. А потом вдруг оказалось, что обратной дороги нет... И прошлое может убить.
Так как книгу перечитывала, то обязана провести сравнительный анализ "того" и "этого" прочтения. Сейчас "Петля и камень..." уже не является таким откровением, как в начале 90-х, сегодня и не такое можно прочитать и найти в интернете. Так что печальную концовку я узнала раньше Улы, забив в поисковик "Михоэлс". Но основное отличие состоит в том, что я не буду советовать друзьям читать эту книгу, как это делала раньше. Она очень сложная и тяжелая.233K
Аноним9 марта 2022 г.АААААААААААААААА!
Читать далееЯ начинаю бояться читать книги... Потому, что мой мир становится на них похожим. Да, я часто нахожу в книгах слова поддержки. Они выражают те мои чувства, которые я сама не могу облечь в слова. Но когда вся моя действительность несется на световой скорости в этот оруэлловский ад, становится действительно страшно. Нужно срочно найти что-то очень доброе!
Ладно, я попробую собраться и написать связную рецензию на это ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение. Сначала самое простое и самое приятное – язык. Все-таки русский язык велик и могуч. Особенно в умелых руках. Смачно, объемно, живо. Каждое слово хочется перекатывать во рту, как дорогой напиток. Может иногда чересчур напыщенно и метафорично. Но никогда не фальшиво. Именно так, чтобы показать – этим инструментом пользуются виртуозы. Особенно отмечу тончайшие изменения языка в главах Улы и Алёши. Дать настоящий голос женщине – это вовсе не просто. У Вайнеров получилось.
Теперь сюжет. Это в некоторой степени детектив. Герой пытается раскрыть давнее преступление, опрашивает свидетелей, изучает старые документы. Учитывая почти постоянное алкогольное опьянение и драматичную любовь – это самый что ни на есть классический нуар. Только фразы "я слишком стар для этого дерьма" не хватает. Но надо сказать, что в какой-то момент становится уже совершенно всё равно, кто и что сделал для этого убийства. Слишком много виновных, слишком размыта вина. Зачем копать?
И вот этот вопрос "зачем" не отпускал меня всю вторую половину книги. Я очень сопереживала героям. Мне было больно читать про их страдания, про всё то вороньё, которое накинулось на двух маленьких людей. Но я поймала себя на почти страшной мысли (для моего явно-либерального ума): я их не понимаю. Я понимаю борьбу и сопротивление. Коварное подполье или самоубийственную, но продуманную единоразовую акцию. Я понимаю, что можно терпеть и уходить во внутреннюю эмиграцию. И понимаю, что можно НЕ терпеть и ДЕЛАТЬ. Но боже мой зачем делать вот то, что сделали оба героя? Что и кому они доказали? Чем и кому они помогли?
И на этот вопрос я нашла лишь один ответ. Национальное самосознание. При всем моем культурном коде, основанном практически исключительно на русской культуре, я осталась грузинкой. Поэтому "вся скорбь еврейского народа" и "тоска русской интеллигенции" (я с полным уважением к обоим понятиям!) мне просто непонятны. Это же нелогично!
Неужели жажда справедливости утоляется только собственными слезами, даже не кровью? Разорвать свое сердце и бросить его на съедение шакалам вместо того, чтобы действительно что-то сделать, что-то изменить? Я не хочу тут писать все те радикальные способы пожертвовать собой ради правого дела. Но в общем, у меня есть некоторые идеи. И это точно не то, что сделали Ула и Алеша. Но оба их поступка совершенно четко вписываются в парадигму их национальных самосознаний. Они поступили так, как должно по их душе.
Мне за них жутко больно. За ту тщетность, за ту бессмысленность и за ощущение беспомощности. Но я не хочу так себя чувствовать. Мне нужна холодная, проясняющая разум, ярость. Мне нужно понимание собственных возможностей и принятие собственных ограничений. Логика и ясность. План действий. А сомнения, тоска, скорбь – просто серый морок и поцелуи дементоров, от которых нужно избавляться как можно быстрее.
C.R.
Очень интересная обложка у нового собрания сочинений. Жаль, что читала в электронном виде.211,8K
Аноним6 октября 2016 г.Еврррррреи
Читать далееЯ сам имею еврейские корни. но, вот честно, в жизни не видел и не читал книги, которая вызывает такую неприязнь к богоизбранному народу.
Вот интересная цитата из данного произведения, устами главной героини:
… — ничего нет хуже неблагодарности! — распинался Гершзон. — Мы всем в жизни обязаны нашей власти, и укусить руку, заботливо выкормившую нас, — нет хуже греха! И как выкормившую! Где еще в мире евреи достигли таких общественных высот, такого признания, такого имущественного благополучия, как у нас в стране!…
Я перехватила брошенный на него Светкой Грызловой взгляд и окончательно утвердилась в мысли, что евреев, подобных Гершзону, засылал к нам Гитлер для возбуждения массового антисемитизма среди русского народа.Гражданка Гинзбург ошибается. Такие, как Гершзон, не вызывают такого чувства антисемитизма, как люди, которые говорят и думают следующее:
В моем спасительном безразличии к их нападкам открывалась мне великая тайна ненавистного издревле гонителям еврейского высокомерия. Гордость обретенного достоинства ничем не унизишь.
Шурик — прекрасный человек, но я себе не могу представить его мужем. Это было бы ужасно. Мы дружно и спокойно прожили бы с ним какое-то время — чуть меньше, чуть дольше — отшелушились бы и отпали пустяки и всплыло бы неизбежно главное, для меня совершенно невыносимое. Отсутствие внутреннего слуха, глухота души, неведение нашей богоизбранности, беспамятство и необязанность служения нашему Обету.И так в каждой главе от ее лица в таком "богоизбранном" духе.
Что касается самих авторов, то подобная "юдофилия" и вера в свою богоизбранность у них в крови. Вот цитата из интервью:
Быть евреем - это наказание или награда?
Я думаю - это не наказание и не награда, а высокая и трудная честь. Потому что каждый еврей евреем считается не по крови, с моей точки зрения, не по месту проживания, а от своего осознания, что он еврей - от Моисея и до сегодняшних дней. Это большая честь. Это - избранничество.
Есть ли какая-то закономерность в том, что среди евреев так много талантливых людей, и вы в том числе?
Конечно. Дело в том, что существует промысел Господень.Я, как нейтральный наблюдатель подобных шовинистических изысков, могу заметить, что еврейство - это исключительно религиозное свойство и не имеет отношения ни к генетике, ни к истории. Еврей - это носитель определенного мировоззрения, а не ниспосланная свыше какая-то благодать. Поэтому слышать подобные вещи из уст "богоизбранных" для меня просто мерзко.
Честно признаюсь, я не дочитал это произведение, дошел до 27-й главы. Дочитывать буду, но исключительно для галочки, поскольку с идейным посылом этого творения мне стало давно все понятно.
Итак, по замыслу авторов Советская Россия - рассадник юдофобии, антисемитизма, фашизма, и отличается от национал-социалистической Германии лишь вывеской и названием. Нигде так тяжело не жилось богоизбранному народу, как в СССР. И все-то их гоняли, истязали, устраивали репрессии -исключительно против евреев. Поскольку завидовали невероятному таланту, предприимчивости, красоте и уму его представителей. Эти "тупые рюсские"... Лучший их представитель, главный герой книги - спившийся интеллигент, влюбленный в главную героиню, носительницу лучших черт еврейской нации, горячую в постели и мастерицу в кулинарном деле. Ее постельные таланты и чувственность можно в полной мере оценить в десятой главе, в процессе написания которой братья Вайнеры наверняка неистово наяривали. А кулинарные же способности даны в сравнении с кухней "презренных гоев" - семьи главного русского героя. Конечно же, евреи победили и здесь...
Остальные русские - презренные гои, стукачи, гэбисты, сталинисты.
Конечно, "плохие" евреи наличествуют - тоже стукачи, "вероотступники", не верящие в миссию еврейского народа, да и просто те евреи, которые не хотят ехать на свою "историческую Родину". С ними, я думаю, в конце беспощадно разберутся, жизнь их накажет, так сказать. А если и не накажет - интеллигентный читатель их обязательно в душе заклеймит проклятыми коммуняками.
То, что, собственно говоря, сами евреи и установили Советские республики, авторами скромно замалчивается. А странно, ведь все, к чему прикасается еврей, превращается в золото и манну небесную...
Немалого упоминания заслуживает и детективная тема. Главный герой за просто так расследует дело об убийстве Михоэлса. Несмотря на то, что до сих пор в этой истории много белых пятен, я не сомневаюсь, что в конце главный герой легко и непринужденно выйдет на главных виновников "убийства" (спустя 20 с чем-то лет спустя), ведь кровавая гэбня за столько лет не сможет замести следы и устранить свидетелей (безусловно, в реальности не существовавших).
В том, что лично Сталин "заказал" Михоэлса, автор не сомневается. Зачем? Возможно, в книге будет дан ответ на этот вопрос, но он угадывается с первых строк - ведь Михоэлс самый лучший из евреев. И Сталин ему завидовал...
— Арановича жалко, — тяжело сказал Антон. — Толковый человек был.
— А он что, воровал? — поинтересовался я.
— Кабы воровал! — накатил желваки на скулы Антон. — Горя бы не знали. Он, видишь ли, за дело болеет! Все не болеют, а он болеет! Вот и достукался, мудрило грешное!
— Так что он сделал?
— Из металлолома два бульдозера восстановил, — хмыкнул Красный.
— И что?
— Нельзя.
— Почему? — удивился я.
— Ах, Лешка, мил-друг, не понять тебе этого, — вздохнул Антон. — Тут час надо объяснять этот идиотизм.Ах эти проклятые славяне, из зависти загубили еврейскую изобретательность...
Ах, да, чуть не забыл, одна из главных тем, проблем главной героини. У нее "запороли диссертацию". О чем же она была?
о Хаиме-Нахмане Бялике, великом поэте, чье творчество я исследовала много лет с такой любовью и интересомПроклятые совки! Опять губят творческое начало богоизбранной девушки!
В общем, очень плохо. Жаль, что талантливые авторы скатились до открытой антисоветчины, русофобии, завязанной на откровенной лжи, подтасовке фактов, манипулировании эмоциями читателя и банальном еврейском шовинизме.202,7K
Аноним6 октября 2013 г.Читать далееЧто бы там не утверждали Вайнеры, а книга-то перестроечная. Слишком уж много в ней характерного для того времени смакования определённых моментов:
-коммуналок,
-очередей,
-повального пьянства,
-бяк-чекистов,
-санитаров,
-жертв репрессий,
-эмиграции как символа свободы,
-вшивой интеллигенции, зажатой наглым классом-гегемоном,
-поруганного православия и
-советской романтики, непременно сочетаемой с глубоким психозом.
Поскольку все герои повести это:
-психи,
-алкаши,
-непуганые дураки,
-запуганные дураки,
-и априори преступные позорные волки
никакого детектива не предвидится. Зато будет стори-лав в стиле "буду я, как стрелецкие жёнки под кремлёвскими башнями выть" и небольшие логические проколы типа ручных часов на запястьях человека без рук.
Главный герой Лёша Епанчин (привет "Идиоту" Достоевского) напоминает Лёшу Карамазова (снова привет Досту): тот же незамутнённый, в том числе и логикой, взгляд, та же авторская дотация, то же желание полузнакомых и незнакомых людей открывать ему всю свою подноготную. Не ясно одно: что ж такие всемогущие чекисты не могли ему отдельную квартиру выбить? Впрочем, так и быть, спишем это на мыльность и сериальность, как и финальный хэппи-энд. Но даже при всей мыльности ход с его братом евреем-сыном его отца-чекиста -это полнейшая приблатнённая шиза.161K
Аноним22 октября 2017 г.Читать далееВся книга - сплошная ненависть и желчь ко всей стране, ко всему человечеству. В книге нет ни одного положительного персонажа за исключением реального человека, на котором собственно и держится весь сюжет и от которого не смердит, как от всех остальных - это Соломон Михоэлс.
Вот в аннотации к этой книге написано, что это страшная книга, книга о страшном времени. Вы знаете что такое страшная книга? Страшная книга - это "Бабий Яр" А. Кузнецова. А "Петля и камень в зеленой траве" - просто истеричная чернуха, подобная той чернухе, которая вылилась на экраны и на улицы в то время, когда мы все дружно рванули на встречу изобилию и свободе слова! Только вдуматься, практически все персонажи описываются как представители скотного двора, напоминающие свиную морду, ослиные уши, лицо - вымя, носы сродни хищным клювам, пальцы - когтям стервятника. Это не человеческое общество, это животный мир, не грациозный, а навозный. И вся окружающая обстановка, погода, квартирная разруха - навозная. Бедные, как же мы жили в такой стране? Как нас не раздавило рухнувшим потолком или не сгноило в психушке? Все, в этой книге существует в угоду тому времени. Павликиморозовы - их тогда только ленивый не склонял, то есть это уже не просто Павлик Морозов - это диагноз, категорийное определение. Хуже того упоминание пограничника, Героя Советского Союза Карацупы Н.Ф. Он то чем не угодил авторам? Карацупа Н.Ф. у нас здесь стал родоначальником паршивого вохровца, мерзкого охранника, который на своей работе препятствовал бедному советскому труженику нести с заводов и фабрик его кровное, то, что он по праву считал своим! А ведь пограничник в то время был еще жив. Ведь, если из книги убрать весь этот бред, не имеющий никакого отношения к сюжету, то текста было бы в два раза меньше и я не мучилась бы, споря сама с собой о несправедливости описания нашей жизни. Да, мы совсем забыли про наших героев! Ула, бедная наша мученица Ула. Как все хорошо начиналось, такая семейная история, все такие разные, как грани нашей истории. Оказалось, что от всей этой истории только наша Ула и осталась. И что же? Чем же вы, мадам не довольны? Ах, жажда мести. Нет ничего больше в жизни, весь смысл - жажда этой мести. Сама себя изъела изнутри и другим нутро проела. Бесполезная, никчемная, состоящая из одной только ненависти и причитаний. Ах, ВАК, ах зарубили! А сколько диссертаций зарубили лицам нееврейской национальности? Ах, какая тяжелая жизнь была, всех боялись, от всех прятались, Так жили бы себе где-нибудь у нас в Сибири и не надо было бы боятся, зачем жить и боятся в Москве? Чтобы жить и бояться именно в Москве? У нас в академгородке каждый второй, если не первый был еврей и защищались, специально ехали, чтобы карьеру делать, такой злобой редко кто исходил, как осиновый лист тоже не каждый трясся. Алеша - вся его любовь - водки взять бутылочку. У него не ненависть, у него презрение. Ему можно - он художник, натура тонкая. Он - борец. Да и чихать, что по головам, ведь он герой. А что у нас тут за подвиг - да подвигом у нас нынче называется - вынести грязное белье из дома на всеобщее обозрение. Избирательный такой подвиг - папку - на всеобщее поругание, а брата - взяточника - вроде как и не заметить. А все водка проклятая - тут помню, здесь - нет. Не Алёша, а Терминатор, без еды, да такие дозы. Какая тут любовь может быть? Вечный перегар и мысли о "выпить". Все это какой-то кошмарный бред соседей по палате.
Долго я мучила эту книгу, собравшую в себя все, что только можно было собрать. Все, сумели втиснуть Вайнеры в свои почти 500 страниц текста, что выплеснулось тогда - и похороны Сталина, сластолюбец Берия, допросы, психушки, Хрущев и импрессионисты и мысль - что и Запад защита нашей правды. И финал книги был предсказуем для меня.
Двойку поставила только из-за того, чтобы как-то отделить правду от мути, неоднократно обращалась за историческими справками, как о реальных людях, так и реальных событиях.132,3K