
Ваша оценкаРецензии
Sest18 сентября 2025 г.Лучше уж совсем на свете не жить, чем без совести.
Читать далееРусский писатель Федор Александрович Абрамов, один из главных авторов советской деревенской прозы. Человек не самой простой писательской судьбы. Родившись на русском Севере, зная его, понимая все, что происходит в деревне, не хотел лакировать свое видение и понимание происходящего на селе. Как следствие, попадал под критику, жестко цензурировался, его произведения годами пылились на полках и пестрели красными правками редакторов. Но характер, настоящий, крепкий, мужской, не ломался, но гнулся, конечно, иначе так и не добрались бы до читателя его книги. Но гнулся так, что основное все-таки сказать удавалось, задать вопросы, высказать обиду, тоску, боль.
Тетралогия «Пряслины» - это четыре романа, «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и «Дом». Первый роман Абрамов начал писать в 1950 году. Последний был опубликован в 1978 году. Таким образом, всего над эпопеей (да простят меня читатели за это слово) Абрамов работал более 35 лет. Как следствие, романы получились достаточно разные, объединяют их сквозные герои и единое место действия.
Сюжет. Мы наблюдаем за жизнью деревни Пекашино, Архангельская область. Четыре временных отрезка – 1942 год, 1945-1947 год, 1951 и 1970-е. Каждый временной кусок – один роман.
Для начала я скажу от том, что в этих романах одинаково прекрасно, а затем уже подробнее о различиях и определенных неудачах. Безоговорочно и без исключения –вся сюжетная часть. Эти романы прекрасно выстроены, в них нет ничего лишнего, все герои отлично придуманы, все интересны, все к месту. Это произведение более чем в 1000 страниц, но каждый роман сделан превосходно. Все очень легко читается, это не затянуто и не укорочено, героев не много и не мало, роли расписаны. Сюжетные повороты удачные, но при этом не надуманные, не романные, а очень искренние и жизненные. В общем, это сюжетно восхитительная работа большого романиста.
Все четыре романа – тетралогия, но, по большому счету, каждый является законченным произведением. Романы эти разные, Абрамов становится старше, мудрее, он меняет проблематику, меняет подходы. Поэтому есть смысл поговорить о романах отдельно.
«Братья и сестры», первый роман цикла. Писался 6 лет, с 1950 по 1956 год. Еще два года Абрамов искал издателя, несколько толстых журналов отказались от публикации.
Тут будет небольшое отступление. В 1954 году, будучи преподавателем кафедры советской литературы ЛГУ, Абрамов опубликовал в журнале «Новый мир» в разделе «Литературная критика» статью «Люди колхозной деревни послевоенной прозе», где довольно нелицеприятно прошелся по своим современникам, писателям-деревенщикам. Статью эту найти было сложнее, чем однотипные рассказы о ней, в наше время всегда так. Однако я нашел и прочитал ее с большим удовольствием. Суть статьи была в том, что, мол, давайте, ребята, чуть больше правды о послевоенной колхозной жизни. «Может показаться, будто авторы соревнуются между собой – кто легче и бездоказательнее изобразит переход колхоза от неполного благополучия к полному процветанию». Упомянутые в статье авторы в стороне не остались, и, подтянув дополнительные партийные силы, стали бомбить Федора Александровича из всех орудий. Досталось и Твардовскому, в то время редактору «Нового мира» (в том же, 1954 году Твардовского из Нового мира изгнали, статья Абрамова была не единственной претензией, но одно из). Может, это и стало одной из причин, почему роман два года искал место для публикации. В итоге, в 1958 году, произведение было опубликовано в журнале «Нева». На роман было много положительных отзывов, как от читателей, так и в прессе. Книга, что называется, зашла.
Из четырех романов первый, «Братья и сестры», мне понравился меньше всего. Во-первых, язык. Немного нарочитый, такой, призванный показать, что автор в теме. Слишком много специальных терминов и словечек, непонятных читателю. Иногда казалось,что это пародия, явно страдал какой-то внутренний баланс. Персонажи, интересно придуманные, были слишком прямолинейные, иногда карикатурные, опять таки. Тематика общая бедновата. Там суть романа – «все для фронта». Автор искал пока иные смыслы, правильные подходы, идеи. Но, в целом, за счет сюжета, за счет хорошо придуманных (хотя пока еще не идеально прописанных) персонажей, на фоне общего мелководья сельской прозы, роман смотрелся прекрасно.
Над вторым романом, «Две зимы и три лета», Абрамов работал шесть лет, до 1966 года. И еще два года искал издателя. Пока писал роман, получил по шапке за повесть «Вокруг да около», после публикации которой был «с треском выгнан» из Невы. «Звезда» отказала. В «Новом мире» роман в целом одобрили, но пришлось дорабатывать. В итоге Твардовский (он уже вернулся) дал согласие на публикацию Роман вышел, читатели приняли его на ура, а с критикой на сей раз было сложнее. Многие роман ругали, хотя были и отзывы хвалебные. В итоге «Две зимы и три лета» - самая популярная книга Абрамова. Роман несколько раз был инсценирован, а затем включен в школьную программу (всем, кто эту простыню дочитает до конца, в конце будет бонус – личная история из школьного детства, связанная с этим романом).
Эта книга значительно, значительно сильнее. И язык Абрамов подкорректировал, сделав его не таким заумным. И персонажи свои главные раскрыл шире, да и ввел еще нескольких очень важных людей. Его герои стали совсем людьми со своими проблемами, недостатками и святостью. И, главное, выросла проблематика. То, что было в первом романе как отдельные незначительные явления, стало уже причинами и проблемами. Бесхозяйственность, некомпетентность, прикрываемая лозунгами, трагические ошибки. А еще голод, нищета, бесправие. Абрамов задает вопрос – почему колхозник живет хуже всех советских людей в послевоенной стране. Ответа он дать не может, но вопрос задан. А это уже немало. Кто вступится за нищую, голодную деревню, если не он? И картина деревни мрачная, тяжелая. Одна радость – возвращающиеся с фронта, все-таки начинается повествование в 45 году. И так до 47, голод и тоска, будто и война не кончалась. И рефреном – в 42 мы все понимали, все для фронта, а сейчас уже два года войны нет, когда же уже?
Третий роман, «Пути-перепутья», был сдан в набор, а затем снят. По роману прошлась прямая цензура, пришлось срочно править, вычищали избыточную критику партии, чистили жаркие споры главных героев, упоминания о «выгребаловке» (отбирали все колхозное зерно, как в 20 годы) и любые сравнение с продразверсткой, убирали голод. Но в итоге многое осталось.
Самый острый роман с социальной точки зрения из четырех. После войны прошло 6 лет. А для простого колхозника не изменилось вообще ничего. Государство выгребает из колхоза все что можно, за трудодни, главную валюту деревни, практически ничего уже не получишь. А еще налоги. А еще заемы. Все деньгами или товаром, трудодни не берут. Голод страшный. И, главное, а кто хозяин в стране? Не народ что ли?Картина печальная рисуется. Но Абрамов не забывает и о художественной составляющей, это вам не политический манифест, это роман, он по-прежнему великолепен. И новые идеи появляются, автор стал мудрее, опытнее. Вот отдельная история Подрезова, такая прекрасная, такая четкая, честная. Великолепно.
В 197 4году три романа публикуют вместе, трилогия называется «Пряслины». В 1975 году Фелор Александрович получает Государственную Премию СССР, главную награду страны.
Роман «Дом» пишется уже в семидесятых. И к публикации он идет тяжело, опять цензура, опять исправления. Абрамов злится, жалуется, ругается, но каток неумолим, роман исписан красным, он мучается, ищет формулировки, чтобы не выхолостить свое дитя. И многое, в итоге, сохраняет.
Это важная для Абрамова история. Он из 1952 переносит нас сразу в семидесятые. Он дожен рассказать нам что стало с его героями, что стало с колхозом, что стало со страной. Он не описатель прошлого, ему важно настоящее. Социально роман по-прежнему острый. Главный вопрос – мы великая сельскохозяйственная держава, почему хлеб за границей покупаем? Как же вы довели все эти хозяйства, так прекрасно механизированные, что они вдруг стали планово-убыточными? Почему вырубают леса, которые даже в войну не трогали? Почему современный колхозник живет лучше, а работает хуже? Почему ему вообще плевать на результат труда и за полированный шифоньер он будет выполнять даже самые тупые задания от начальства. И опять – показуха, демагогия, непрофессионализм. Но это роман не только об этом. Я бы сказал, что совсем не об этом. Это важно, это нужно, но это фон. Малая Родина, родной дом – вот все это о чем. Это роман о духовном, роман об истоках, о сути русского крестьянства. Абрамов говорит нам – живем богаче, сытнее, но лучше ли? Цели утеряны, ориентиры пропали, жизнь опустела.
И три важных замечания по последнему роману. В моих глазах Абрамов, в том числе и благодаря написанному ниже, переходит из разряда больших писателей в разряд великих. Первое– история «Из жития Евдокии-великомученицы» - это что-то абсолютно нежданное, совершенно невообразимое по своим смыслам, по своим идеям. Второе – до последнего романа Абрамов почти не использует обобщающий символизм событий. Зато в «Доме» прям отрывается. Там столько идейных символов в концовке, он прям все нам сказал и все показал что хотел. Просто прочесть надо уметь (не очень, кстати, сложно). И третье – что он натворил со своими героями, с Мишкой, с Лизой, с Егоршей, это опять-таки выдает огромного мастера. Такой сложный путь, как же, предполагаю, читатели были в недоумении. А он – рискнул и сделал. И, считаю, победил.
И маленькая ремарка в самом конце. Главная тема этого романа – совесть. «Лучше уж совсем на свете не жить, чем без совести» - любимица Абрамова, Лиза так говорит. Согласны?
Резюме. Несмотря на огрехи первого романа, это выдающаяся, важная и общечеловеческая книга. Читать обязательно.
Раз уж вышла такая невообразимая простыня, то еще два поскриптума.
Дочитал роман и засел за сериал. Сняли в 2013 году, название «Две зимы и три лета». Видимо, сразу по всем книгам, но точно сказать не могу, из 18 серий посмотрели шесть. В целом такой себе. Из плюсов – близко достаточно к сюжету, первые шесть серий уж точно. Понравились документальные съемки в начале с закадровым голосом, хорошие. Диалоги неплохие, северный акцент прям хорош. Из минусов – видимо, довольно скромный бюджет, многие сцены сняты уныло, а некоторые, важные, но сложные, вообще не сняты, а рассказываются героями. Часть актеров подобраны крайне неудачно, в частности Миша и Лукашин (Маковецкий категорически в этой роли не нравится, хотя играет он неплохо). Женские персонажи, наоборот,прекрасное попадание в образ.
Ну и второй поскриптум, обещанный бонус из детства. У нас была достаточно немолодая, очень строгая учительница по литературе. В начале изучения каждого произведения она давала маленькую работу, минут на 10. Раздавала листочки, в которых было 8-10 вопросов по тексту. Вопросы были составлены так, что если ты не читал, а лишь примерно знаешь о чем, то ответить на них было нереально. Примерно раз в два-три месяца она, насобирав нелепых ответов, зачитывала нам самые смешные из них, но без указания авторства. Что-то типа «Обломов любил Пшеничную» (не исключаю, что кое-что она придумывала). И вот на одном из таких чтений слышу: «На вопрос «Отчего умер Тимофей» один из сверхразумов ответил «Тимофей умер на тракторе». Все, кто читал «Две зимы и три лета», ржут. Я тоже сначала смеялся, а потом вдруг как понял ... Это написал мой приятель. Он книжку не читал, всю работу крутил головой и испрашивал тихим шепотом (у Галины Александровны вообще не забалуешь) различные факты из жизни героев. Спросил и меня «Слыш, а Тимофей че помер». Я и ответил «От рака». Но слишком тихо, много рычаще-шипящих, он не расслышал. Но додумал. Деревенская проза, колхоз, почему бы и не на тракторе. Я и сам там как-то раз начудил с ответом по «Войне и миру», попав в литературный стендап, как-нибудь потом расскажу.
28133
Elraune22 ноября 2021 г.Читать далееХорошая советская книга, масштабная, люблю такие. В данное отмеченное мной издание, я так поняла, входит только трилогия, но я сразу прочитала и последнюю, дополнительную часть - она является продолжением той же истории. Просто не смогла остановиться, когда третья книга трилогии подошла к концу.
Книга захватывает большой промежуток времени, действие происходит в глухой северной деревне. В центре повествования Михаил Пряслин, после гибели отца на войне вынужденный в подростковом возрасте стать главой своей большой семьи. Вообще тут много персонажей - члены семьи Пряслиных, жители деревни и округи, другие люди, которых туда заносило разными ветрами. Причем автор сумел сделать выразительными практически каждого своего героя, который имел хоть какую-то значимую для сюжета роль.Здесь очень много всего в этой книге, время описывается нелегкое, нелегко было и людям. Голодная, тяжелая жизнь в тылу во время войны, непосильная работа во благо фронта, трудные послевоенные годы, проблемы колхоза и на фоне всего этого - отношения между людьми, человеческие судьбы, любовь - как без нее. Затронута масса важных, подчас спорных проблем - отношение власти и людей к религии, отношение к военнопленным, кража матерью зерна для голодных детей - всего и не перечислить. Повествование очень красивое, живописное, пересыпано (особенно в диалогах) множеством просторечивых и местечковых слов, но затруднений это не вызвало, всего пару-тройку раз пришлось отвлечься и поискать точное значение слова. Книга хоть и советская, но не "прилизанная", как это было принято в то время. Скорее наоборот - отрицательные моменты, присущие строю, показаны именно отрицательными. Лично у меня было порой внутреннее сопротивление происходящему, а тому, как это происходящее было преподнесено автором - не было.
Книга большая, но читалась очень легко, практически незаметно пролетела. Советовать ее - ну, не каждому можно, не слишком много сейчас желающих о советских колхозах читать, а здесь (среди прочего) колхоза и разных колхозных дел очень много. А я такое почитать завсегда с удовольствием, поэтому очень рада своему знакомству с этой книгой.
21769
knigkaa22 сентября 2010 г.В трилогию "Пряслины" входят - "Братья и сестры", "Две зимы и три лета" и "Пути-перепутья". Это одна из моих любимых книг еще с юности. Хорошо, что благодаря эл. версии появилась возможност еще раз ее почитать.
Книга о труднейшей жизни деревни в годы войны и после нее. Мы видим много разных судеб. Поражает трудолюбие, терпение и сила деревни.
На мой взгляд, одна из лучших книг 70х годов.141,5K
Grechishka21 января 2016 г.Товарищи! Граждане! Братья и сестры!Читать далее
...В силу навязанной нам войны наша страна вступила в смертельную схватку со своим злейшим и коварным врагом - германским фашизмом....Мы должны немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, все подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага...Вперед, за нашу победу!
(из радио-выступления И. Сталина 3 июля 1941 г.)Я долго подступалась к этой трилогии, пугали объем, возможная коммунистическая пропаганда и умышленное искажение правды о жизни народа в колхозах. И очень рада, что наконец прочитала первую часть, "Братья и сестры". Все предполагаемые минусы с лихвой перекрыло Великим Действом - картинами народного труда на пользу фронта. В книге описаны первые годы войны, самые тяжелые и голодные, овеянные неутешительными новостями с передовой.
Деревня стала тылом, где так же насмерть бились те, кого защищала армия - женщины, дети и старики. Бились за каждый клочок урожая, горсть зерна, которое все уходило на фронт. Колхозники питались от скудного домашнего хозяйства. В ход шло все- лебеда, крапива, желуди. Одежды-обуви не хватало - детям переделывали костюмы и сапоги отца, самые младшие зимовали в доме на печке. Стирали золой. Бедствовали. Еле выживали, работая по 12 часов в сутки. В поле все делали вручную, все пригодные техника, автотранспорт и лошади были изъяты на передовую. Женщины впрягались в плуг, вручную сеяли, косили, убирали урожай. Детей выводили на работу после школы и в выходные - до поздней ночи.На личные желания не оставалось сил, единственной целью в тылу как и на фронте было - Выстоять, помочь отцам, братьям и мужьям. Хотя в книге присутствует и любовная линия, и даже соперничество за искалеченного председателя-фронтовика - основная тема, это женщина-жена, ждущая каждый день письма, весточки от любимого, подтверждения, что он жив. Зачастую приходили только похоронки.
И я верю в правду Абрамова, в то, что в годы войны люди сплотились как братья и сестры, пробудились у каждого силы и совесть, работали на износ, но помогали друг другу как могли. Именно этим - крепким тылом и жизненной стойкостью людей и ковалась Победа.
Об этом надо помнить. Книга "Братья и сестры" - это достойное напоминание о нашей Великой Истории.112K
orlovaekaterinaa18 февраля 2023 г.Читать далееФ. Абрамов "Пряслины".
В Шукшин, В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов....,- как много книг о русской деревне. А сколько незабываемых строк о ней создано поэтами: С.Есенин, Н. Заболоцкий, Д. Бедный...
Тетралогия "Пряслины" Фёдора Абрамов раскрывает нам десятки лет становления колхоза силами деревенских жителей Пекашина
на фоне исторических событий. Интересно читать, думая, о "ломке" характеров героев, перестройке жизни деревень "согласно указаниям партии", "всё ковалось для Победы".
Абрамов затронул огромное количество вопросов общенародных и личных. Можно видеть, что деревням в целом трудно перейти на новый лад: не нравится срочность, с которой необходимо исполнять, не нравится то, что сложившиеся правила меняются, не остаётся времени и сил на будничные важные дела.
В названии первой книги тетралогии автор сразу подчеркивает важнейшее в любой войне: женская доля! "Братья и сёстры"- именно на женщин падают тяготы тыла. Жёны, матери, дочери встают за станки, работают в госпиталях, водят машины, руководят...На селе каждая женщина забывает о том, что может нравиться, быть привлекательной. Ватник, валенки, платок. При этом грязь или снег, навоз или поток воды, ветер- всё проходят женщины вместе со стариками и детьми в колхозах. Выбора нет.При этом уход за детьми, если есть, скотиной, домом.
Всю жизнь Фёдор Абрамов в своих статьях, книгах, интервью говорил, что "второй фронт был открыт не в 1944 году, как говорят, а в 1941". Деревенские женщины открыли его, взяли на свои плечи всю мужскую работу.
Тяжело каждой! Анфиса, Вера и другие ждут мужей. Сколько женщин получили похоронки? Новожилов, секретарь райкома, произносит важное: "И такая совесть в народе пробудилась-душа у каждого насквозь просвечивает. И заметь: ссоры, дрязги там- ведь почти нет....Понимаешь, братья и сёстры...".
Женщины хотят мужского внимания, нежности. Анфиса, не желая этого, полюбила Лукашина, как избежать этого? "Она хотела только такого-самого простого, самого обыкновенного бабьего счастья, каким обделила её судьба".
Олёна-"счетоводша" забеременела, не будучи в браке...Абрамов говорит о тех вещах, о которых в советское время говорили шёпотом. Но такие моменты в жизни не избежны всегда. Анфиса при живом муже, находящемся на войне, любит другого, ждёт его. Эх, тяжела ты бабья доля...
Беды в военный период касаются всех возрастов. От мала до велика стремятся справляться с новой жизнью. Малыши дома при старших детях, чуть взрослее выходят в поле с родными, пасут немногочисленный скот.
Мишка Пряслин в 14 лет уже глава большого семейства. Он и в кузне трудится, и в доме матери помочь должен. Понимает герой, что должен учиться, но военное время не даёт возможности. С болью он наблюдает за матерью, на которую легло непомерное количество бед: похоронка на мужа, маленькие дети, целый день в колхозе, а ещё-работа по дому. Состарившаяся раньше времени, всегда осунувшаяся, засыпающая за столом дома, Анна могла положиться на Мишку. Взрослеют дети, лишь изредка резвясь, а больше времени проводят в помощи колхозу.
В первой книге, помимо женской доли и детей, Абрамов много пишет о буднях колхозников, объединившихся для помощи фронту. Писатель не концентрирует наше внимание на роли партии в то время, но не забывает изредка говорить об этом. Первый секретарь райкома-тот, кого боялись, уважали. Его чёткие директивы должны были исполнять все председатели колхозов. Анфиса, даже не имея хорошего образования, вступает в партию, как того требует должность. Где-то сразу, где-то с преодолением трудностей исполняет указания от начальства. Но всегда при этом она с народом то в поле, то в лесу. Бабья доля для всех женщин одна.
Книга приводит к размышлениям о тех 40-х годах нашей страны. Жизнь в деревне не была никогда сладкой, во время войны-особенно. Рушились семьи, умирали от ран, голода, учились забывать о личном, трудясь на фронт....
Хочется читать дальше, чтобы узнать о Пекашине как олицетворении одной из многочисленных деревень огромной страны.
Параллельно с прочтением тетралогии, слушала и смотрела интервью Абрамова, документальные фильмы, передачи о нём, сделанные в разные годы. Он неустанно говорил о русской деревне, особо-о ней во время войны. Сам родившийся на Пинеге, с благоговением рассказывал о русских деревенских буднях, труде, с пронзительной любовью-о женщинах. Всегда помнил о матери, рано оставшейся одной с его братьями и сёстрами. Сколько известных литераторов советской порырасказывали о книгах Абрамова с уважением к его таланту, настоянному на знании деревенской жизни. Обычные читатели не расставались с книгами, писали письма, находили общее в судьбах героев и своих.
Экранизация тетралргии с П. Кутеповой, С. Маковецким, Т. Трибунцевым и др- чудесна. Она смогла отразить все нюансы прозы Абрамова. Пусть местами ловила с экрана, что снято в декорациях, это не отвлекало.
Книга Абрамова пережила время, стала одной из ведущей в деревенской прозе, которая сейчас, к сожалению, угасает, так как город вытесняет её.
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово5175
DAK_L730 января 2018 г.Колхоз — рай для советского человека или эксплуатация рабочей силы?
Читать далееСССР представлен в большинстве произведений советских авторов как идеальный мир без проблем. Сборник Фёдора Абрамова "Пряслины" не относится к их числу. Читатель с первых строк понимает главную идею, которую автор пытается донести. Тяжёлая работа и голод — вечная проблема села с начала Великой Отечественной Войны.
Эта ситуация не меняется на протяжении всего повествования. Война кончается, а жизнь лучше не становится. С колхоза только требуют выполнение планов, не предоставляя ничего взамен. Крестьяне добывают урожай, но сами при этом не имеют хлеба на своих столах. Герои произведения живут только верой в счастливое будущее и надеждой, что скоро наступят лучшие времена.
Данное произведение по достоинству оценят любители отечественной драматургии.
52,9K
viktork1 июня 2015 г.Читать далееЭпическое повествование о каждодневном подвиге выживания людей в далекой северной деревне. Борьба за Правду. В том числе, и в художественном тесте.
Абрамов – один из лучших русских писателей, и во многом кажется, что сегодня об этом стали забывать.
Его проза вопиет о народном горе. Об уничтожении русского народа. Захваленная додинская постановка не вполне это отражает.
Читая роман в более благополучные времена и закрадывается «подленькая мыслишка» о сравнении двух мужских персонажей. Вот Михаил – надежда и опора, трудяга и нравственный авторитет. А вот Егорша – сбежал, ловчил. Но не была ли его стратегия более правильной по отношению к адскому государству, которое таких, как Пряслины, бессовестно эксплуатировало и выплевывало. Выжить – было подвигом, и не нам то поколение судить.31,4K
olga-glamur21 июля 2019 г.Семья это главное
Все что у тебя есть это твоя семья. только семья тебя поддержит в трудную минуту, только ради семьи ты можешь жертвовать собой
0833