Книги в мире 2talkgirls
JullsGr
- 6 350 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Да, я субъективен, так как являюсь идеальной мишенью для этой книги:
Однако, в любом случае, в этой книге читатель найдет отличную историю о том, что происходит при развитии внутреннего туризма на Алтае и к чему еще привели причины его развития. Начинается все вроде бы вполне бытовыми обстоятельствами - туристка отстала от группы при возвращении - а затем возвышается в прямом (герои бродят от перевала к перевалу) и переносном (разбираются в своих ценностях) смысле. У каждой из героинь своя линия - Ася (отставшая туристка) хочет чтобы ее перестали доставать, а Катя (неместный гид, посланный на ее поиски) - выясняет свои отношения с саспыгой. Автор мастерски разворачивает их истории, от одного инсайта к другому, деликатно сплетая сугубо реалистичные описания природы, туристического быта с невозможными обстоятельствами, которые мозг просто отказывается воспринимать. Это один из лейтмотивов романа - сплав банального и чудесного, низкого и высокого, той и этой стороны жизни.
Вот это чувство невозможности исправить очевидную ошибку, чувство бессилия и ненужности было причиной и моей депрессии. Алтайские горы - идеальное место, чтобы сбежать от всего этого вот, но и там тебя достанут.
Саспенс саспыги (извенити...) выстроен классно, шаг за шагом автор приоткрывает свой замысел и в общем-то задолго до последней главы становится более или менее понятно, в чем смысл охоты на нее. А последняя глава расставляет все точки над ё, и видно, что ничего лишнего не было в тексте, все работало на идею.
Еще хочу сказать про слова, про обернутую непрозрачной обложкой Асину книгу, про плату, которую взимают при переправе через реку - видимо невозможно написать хорошую книгу, хоть немного не поговорив в ней о ценности языка, литературы, возможности говорить и быть услышанным.
Один хороший роман может быть случайностью, но две подряд великолепные книги - признак таланта. Я начинаю ждать следующую.

Не везло мне в последнее время на хорошие книги. И узнала я про "Саспыгу", и захотела в нее нырнуть с головой: здесь и красочные места Алтая, и конный поход, - все, что мне по душе. Я была заинтригована намеком, что внутри повествования ожижает загадочный хоррорный морок. Думаю: то, что надо.
Ан-нет. Даже не смотря на великолепную озвучку, и то, что я пробиралась сквозь дебри туманного сюжета в виде аудиокниги - не помогло очароваться.
Единственным плюсом для меня послужила красота натуры горной, где разворачиваются события.
В остальном - даже если допустить, что автор специально невнятностью сюжета пыталась заворожить-загипнотизировать читателя - меня это как-то прошло стороной. Интересной сюжетной кульминационной линии - ноль, финалы подобные я не люблю, магический реализм в таком исполнении - нет, спасибо, и в целом после времени, потраченного на это - чувствуешь себя обманутым.

Когда я в первый раз увидела эту книгу, меня сразу зацепило её название. Что за саспыга такая, почему не знаю? Выснив, что в алтайской мифологии такого существа нет, а автор её выдумала сам, успокоилась, но где-то на периферии памяти слово продолжало крутиться и не давало покоя.
И мне вот тоже стала нужна эта история)). Тем более, что отзывов друзей на книгу я начиталась вдоволь, и оценки самые разные. Мне была книга интересна ещё и потому, что с Шаинян я знакома не первый день, даже, пожалуй, не первое десятилетие: именно с её "Маруси" началось моё увлечение литературным сериалом "Этногенез", шикарным, к слову, и вполне звёздным по составу авторов. Потом читала ещё у неё книги, тоже фэнтези, а вот как автор хоррора, ну или мистики, тут уж как посмотреть, не знала...
Многие ставят в упрёк недостаточную проработанность сюжета, но им я могу ответить так, словами Кати, главной героини, как будто специально для такого ответа вставленными в текст:
Зато какова атмосфера! Во-первых, красота диких мест, куда только отважные туристы могут добраться, чтобы увидеть своими глазами (кстати, надо ещё уметь неплохо ездить на лошади, потому что ведущие группу конюхи - именно так, а не гиды - специально отыскивают более-менее подходящие тропы, но даже на них есть сложные и даже опасные места). Во-вторых, совершенно узнаваемые реалии, включающие и простое общение, и отношения кв коллективе. И главное, в-третьих - непонятное, страшновато, тёмное, которое без лишних слов присутствует то в виде коней, которые упорно не едят и, простите, не гадят, что даже и не странно, если учесть, что они мёртвые - но всадников катают безупречно, то в виде мыслей Кати, которая явно чувствует себя очень виноватой, только долго неясно, за что и перед кем, то в виде восставших, которые, к слову, ведут себя так же, как и при жизни, а не пытаются кого-то сожрать... Из всего этого рождается особое настроение:
Так всё же - кто такая саспыга? Птица? - да, у неё перья. Человек? - да, лицо человечье, не зря "бывалые" говорят, что на бошку её смотреть нельзя. Местная сказка?
Да нет, не сказка... Иначе откуда бы взялись люди, которые точно знают, что вкуснее её мяса нет ничего на свете?..
Одним словом, эта книга жутковатая, в ней сочетаются и стандартные страшилки вроде восставших мертвецов, и довольно распространённые в хорроре символы вроде сгоревшей в костре и всё равно возвращающейся куклы, и чисто авторские находки - саспыга, в которую может превратиться отчаявшийся, одинокий, несчатный человек. И как бы над всем этим - серьёзная, касающаяся экологии проблема: если всё пойдёт, как идёт, этого прекрасного и дикого мира скоро не будет...

Лишайник на камнях бывает серый, чёрный, жёлтый и оранжевый, смотря какого цвета были глаза птицы, увидевшей это место первой.

Выбирая путь наугад, очень скоро окажешься на звериной тропе. Все человечьи тропы когда-то были звериными.

слова потеряли смысл. Они просто ничего не стоят и ничего не меняют. Годятся только передавать информацию, и то… Да, нет, не знаю. Дерево — кедр, птица — гамаюн, смерть неизбежна, какая глупость. Я поняла, что с каждым словом либо вру, либо остаюсь непонятой, и все, что я могу сказать, — бессмысленно


















Другие издания

