
Ваша оценкаРецензии
Аноним15 декабря 2017 г.Читать далееСтрого говоря, это этнографический очерк о быте деревень северо-запада России, а сам автор назвал свою работу "раздумья о северной народной эстетике". Меня эта тема заинтересовала не так давно - когда я читала жития некоторых святых Белозерского края (что также на севере). Захотелось побольше узнать о той земле, где они срубили свои обители и провели всю жизнь, а ещё меня всегда восхищало прекрасное деревянное зодчество храмов русского севера. В общем, мои ожидания были весьма романтическими, я долго искала эту уже вышедшую из тиража книгу, а потом - с удовольствием её рассматривала, потому как выполнена она изумительно: яркая, блестящая, с золотым тиснением и цветными фотографиями (редкость для книг издательства "Молодая гвардия"). Внутри всё оказалось не так эстетично, как снаружи.
Ну, во-первых, я быстро поняла, что быт русских крестьян не имеет ко мне абсолютно никакого отношения и не близок мне ни в чём. Впредь я не буду уточнять, что речь идёт о жителях именно северных деревень, так как, на мой взгляд, большинство особенностей их быта ничем особенно не отличается от быта жителей других деревень - но, конечно, есть нюансы, которые и сам автор уточняет. Да, сам Василий Белов происходит из Вологодской области, расположенной также на севере, то есть, говоря языком антропологов, он самый настоящий "включённый наблюдатель". Этим объясняется необычный тон его повествования: то нежный, то пылкий, то назидательный, ведь пишет свой о своих. По стилю языка видно - пишет не какой-нибудь там профессиональный литератор, а одарённый самоучка; талант у автора есть, но иногда фразы выглядят так, словно он намеренно пытается сделать их "красивее", перегружая эпитетами и оборотами. Белов очень трогательно отстаивает нравы и традиции русских крестьян, ему явно ближе дореволюционная народная культура, война же, по его мнению, всё перемешала и исказила, впрочем, потом, с укреплением промышленности, машинного производства и массовым переселением в города, дела стали совсем плохи. Так что временные рамки его повествования - это преимущественно XIX - начало XX века. Интересно вот, остались ли где-нибудь ещё такие края, какие описывает Белов? Пытаюсь найти фотографии современного русского севера, но вижу лишь заброшенные дома и пожарища...
Автор постоянно защищает свою малую родину от нападок современности, наиболее употребляемое им слово в адрес критиков это презрительное "рационалисты..." Всё же он и сам пытается рационально объяснить некоторые обряды и обычаи народа. Ведь если не объяснить их приговоры сублимацией агрессии, тёмного начала в творчество, то становится жутко от того, как малограмотным людям пришли в голову подобные строки: "Я велю братцам подстрелить тебя.Подстрелить тебя, потребить душу.Я из косточек терем выстрою,Я из рёбрышек полы выстелю,Я из рук, из ног скамью сделаю,Из головушки яндову солью,Из суставчиков налью стаканчиков,Из ясных очей - чары винные,Из твоей крови наварю пива". Или как возникла свадебная традиция, обязывающая невесту на застолье причитать в песенной форме, сокрушаясь своему замужеству, и желать новоиспечённым родственникам всяческих гадостей? ("Уж дай, Боже, сватушку/Да за эту за выслугу,Ему три чирья в бороду,А четвёртый под горлышко")? Я обратила внимание, что в описываемом культурном пласте довольно причудливо переплелись язычество и христианство, причём первое явно превалирует. Совершенно спокойно языческий заговор против врага трансформируется в христианскую молитву - только теперь жестокой гибели недруга просят не у абстрактных природных сил, а у Христа. Вот к Богородице с подобными просьбами не обращаются - она заменила в народном сознании образ Матери-земли, покровительницы. Другая популярная в народе святая также, что неудивительно, приобрела черты глубоко языческого поклонения. Впрочем, в книге религии уделяется не так много места, как хотелось бы. Гораздо более подробно Белов останавливается, например, на скурпулёзнейшем описании прядильной машины, саней или строительства дома. Это я бы отметила скорее как минус - огромное количество незнакомых локальных наименований без сносок и все они повествуют о том, что несведущему человеку даже представить-то трудно. Ужас, одним словом, было очень тяжело читать на этих моментах.
Образ жизни крестьян, пусть это и грубовато звучит, представляется мне огромным муравейником. В нём постоянно происходит какое-то движение - строгое, упорядоченное, неизменное - и при этом он абсолютно статичен. Белов, наверное, не раз слышал подобное мнение, так как он в самом начале уточняет, мол, нельзя сказать, что в народном быту ничего не меняется, ведь это традиции, это цикличность и упорядоченность, ведь и законы природы неизменны, а, значит, есть некий идеал постоянства... Тут я не согласна. Да, природа задаёт условия существования, но человек обладает разумом, а разум подвижен, он всегда стремится к идеалу. И, на мой взгляд, жизнь, описанная в данной книге, от идеала очень и очень далека. Мешанина из сверхъестественных поверий, невероятно мрачная традиция похоронного причета (советую поискать видеозаписи под названием "похоронный причет", это действительно жуткое зрелище), абсурдная стыдливость между мужем и женой (после взросления детей - то есть около сорока лет - интимная жизнь супругов прекращается), постоянная изнурительная работа (значимость человеческого существа напрямую зависит от его работоспособности), отвратительная еда (мясные щи с овсяной крупой, холодец в киселе, фаршированные бараньи кишки, пирожки с салом), над теми, кто как-либо отличается от общей работящей массы, "посмеиваются" и "сторонятся". Не хотела бы ни на один день оказаться в условиях, описываемых автором!
И всё же ставлю книге хорошую оценку за отличную зарисовку крестьянского быта и за невероятно красивое оформление!501,9K
Аноним22 мая 2013 г.Читать далееМне повезло. Посчастливилось так, как счастливится не многим - у меня есть баушка (именно в таком написании).
Моя баушка - женщина с обычной, похожей на миллионы таких же трудных женских деревенских судеб 20 века, с удивительным старинным именем Евфалия, мать моей матери, уроженка Кадниковского уезда Вологодской губернии (ныне Харовского района Вологодской области), подарила мне великий, уникальный, многогранный мир русской северной деревни. Каждое мое лето в родной деревне Есиповская было наполнено загадочными, ни на что не похожими, завораживающими городскую девочку моментами, словами, присказками, песнями, историями, каждое утро начиналось со сладкого, теплого парного молока, с бархатистой нежной пенкой, каждое воскресенье у печурки трубаками пыхтел самовар, а потом был чай с посыпушками, ягодниками, луковиками и таким уважаемым завсегдатаем - рыбником. Каждую неделю - страшная, черная, с закопченым окошком баня по-черному. И вечера... поля, поля, поля...и тишина... Уникальная земля - Вологодчина.
Василий Иванович Белов особенно почитаем на Вологодской земле - он там родился и вырос - в том же Харовском районе. Впервые автор выступает как публицист (это не художественное произведение), как историк, фольклорист, собиратель сказаний, песен, эпоса, традиций. Он старательно записывает все воспоминания своей матери - Анфисы Ивановны, соседок, односельчан, ссылается на известных исследователей народного эпоса и талантливых писателей. Василий Иванович проделал большой труд, чтобы передать в поколения красоту и величие Русского Севера.
Мне было отрадно спросить у баушки моей про некоторую Марью Цветкову и Раисью Пудову из колхоза "Родина" (баушкиного колхоза) - их упоминает автор на страницах книги.
"Нууу..." - протянула баушка, и заокала - "этих-от я знавала, однако. Добрые-ти девки-то были, плясуньи".Вот так чудестным образом и соединяются незримыми нитями наше прошлое и настоящее.
Поэтому прошлое наше - корни наши - так необходимо знать.
441,6K
Аноним21 марта 2020 г.Читать далееБелова люблю давно и страюсь хоть одно-два произведения в год прочитать. На сей раз выбор пал на эту книгу, хотя прочитать её я мечтала давно.
Вся проблема этой книги - она нехудожественная, сюжета нет, героев, соответственно, тоже, да и предмет изучения - народная эстетика - для большинства современных людей странный. Но автору удалось показать деревенскую (ещё дореволюционную) жизнь во всей красе и во всем многообразии. Тут надо сделать одну большую оговорку - деревня эта находится на севере. Как мы знаем, что и в пределах одной губернии обычаи могут меняться, а о разных регионах огромной страны и говорить нечего!
Белов описывает что-то из того, что помнил сам с детства, из бесед с матерью или односельчанами. Понятно, что жизнь деревенская - жизнь сложная, но всегда находилось место и труду, и празднику. Автор описывает и повседневные занятия, и праздничные мероприятия (подготовка, сам праздник, есть даже песни и причеты), даже устное народное творчество также присутствует!432K
Аноним26 сентября 2010 г.Читать далееЭта книга в цветастой суперобложке существует в нашей семье столько,
сколько я себя помню (и не удивительно – год выпуска – 1989). Обложку, впрочем, я
загубил уже к первому классу – уж больно интересно было рассматривать чудесные
«деревенские» фотографии! Иногда читал и отдельные статьи из неё (особенно мне
нравился рассказ о том, как делали лодки – долбили, смолили и, наконец, спускали на
воду). Вообще, «Лад» Василия Белова – это серия очерков о жизни русской, точнее –
северной, деревни.
Эта книга из тех книг, которые написаны вкусно, которые приятно читать. Даже
держать её в руках приятно! Приятно рассматривать фотографии, снятые в 70-80-х
годах прошлого века… В своём «Ладе» Василий Иванович Белов так занимательно
пишет о, в общем то, чуждых городскому человеку вещах, как пахота, сев и жатва, о
работе плотницких дел мастеров, что невольно в мыслях устремляешься в какую-то
идеализированную русскую деревню, с её ежегодной страдой в поле, с её приметами на
каждый день, с её знахарями и коновалами, наконец!.. Всё это написано так
обстоятельно (но ни в коем разе не занудливо!), что вспоминаешь то время, когда был
совсем маленьким и когда ездил в гости к бабушке и дедушке в деревню…8/10
122,1K
Аноним6 декабря 2025 г.Читать далее⠀
Автор Василий Белов о традиционной жажде прекрасного, а также величии и бессилии науки. Про ритм как условие жизни, единство и цельность, не противоречащие красоте и многообразию.Старался рассказывать лишь о том, что знал, пережил или видел сам либо знали близкие ему люди, половина материалов со слов матери, даже пришлось сокращать накопленный живой материал.⠀
⠀
Для чего нужно такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему кладу народной жизни? Молодым необходимы прежде всего высокие нравственные критерии, ведь физическая закалка, уровень знаний и профмастерство сами по себе, без них, ничего не значат.⠀
ЦИТАТЫ:⠀
Если прилетели ласточки, надо не мешкая сеять горох.⠀
Выйди в поле и сядь на землю голой зад-ей.Сразу узнаешь, пора сеть или погодить требуется.⠀
Услышав гром, девушки должны кувыркаться через голову, чтобы поясница не болела во время жнитва. Не дай бог надорваться в лесу или на пашне! Сам будешь маяться и семью пустишь по миру.⠀
Человек в союзе с природой создавал сам себя и красоту своей души, отражённую в культуре труда.⠀
Смотри молодца из бани, девицу из трепальни.⠀
Сквозь плавную графику северных русских кружев до сих пор струится живительное тепло народного творчества.⠀
Все пробовали делать всё, а среди этих многих и рождались подлинные мастера.⠀
Жизнь в волости не терпела неясных слов, безымянных людей, тайных дел и запертых ворот в светлое время суток.⠀
Надсаженный конь, надломленный лук да замаранный друг- никуда не гожи.⠀
Нельзя затоплять печь с непокрытой головой.⠀
В хорошей семье ничего не заставляют делать, ребёнку самому хочется делать.⠀
Старик в нормальной семье не чувствует себя обузой, всегда имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе.⠀
Члены семейства перебаливали вирусом отчуждения, приобретая за зиму стойкость доброты и терпимость.⠀
В деревне обязательно жил хотя бы один книгочей, имеющий календарь.⠀
Хорошее пиво держит платочек и на вид красиво, и пить вкусно, и шипуче, и густо. ⠀
⠀
Разве не удивительна выживаемость красоты в подобных условиях? Как ты узнаешь сам себя, как выделишься среди других, если все дома будут одинаковыми, если еда и одежда на один вкус?⠀
⠀
Не является художественным произведением в обычном понимании, потому что без сюжета и героев, зато очень подробное погружение в историю и культуру нравственных ценностей, народную мудрость, ближе к документальному повествованию. Обложка в моём любимом стиле, привлекающая внимание, переливается позолотой название.⠀⠀
ОБЗОР:⠀⠀
сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике;⠀⠀
молоко не пили, а хлебали ложками, вприкуску с киселем и ягодами;⠀⠀
умение огород городить;⠀⠀
приятная тяжесть труда;⠀⠀
корень слова "отдых" связан с дыханием;⠀⠀
как использовали в колхозах извечное стремление русского крестьянина не оказаться последним и не быть посмешищем;⠀⠀
трехдневное лето крылатых муравьёв в августе;⠀⠀
неторопливость и удача талантливого человека вызывают зависть и непонимание людей посредственных, не жалеющих сил и времени в труде;⠀⠀
как молодые обезглавленные петухи высоко взлетают;⠀⠀
откуда пошла презрительная кличка "зимогор";⠀⠀
мир заботился об убогих, подряжая в пастухи людей неполноценных;⠀⠀
коровы умели выполнять более пяти музыкальных команд дудкой или рожком, их держали больше для навоза, чем молока;⠀⠀
пара подошв становились денежными эквивалентом,а прочность и красота объединялись словом "дородно";⠀⠀
не подать милостыню считалось величайшим грехом, а помогать арестантам и каторжникам считалось нравственной обязанностью( если нищий ночевал вторую ночь, то уже искал себе дело, хотя бы сказки рассказывать или былины петь);⠀⠀
в старину многие считали Божьим наказанием богатство;⠀⠀
печника чтили в народе не меньше, чем священника или учительницу(недобрым хозяевам вставлял в трубу горлышко от бутылки);⠀⠀
коту отрубали кончик хвоста чтобы лучше ловил мышей;⠀⠀
у народа пользовались почтением те, кто считал грехом увеличение торговли(образ торгового гостя, богатого душой и честностью);⠀⠀
спутник женской судьбы -лён;⠀⠀
будить в рассветный час, чтобы потом не страдать ни от позора, ни от стыда перед строгим зорким общественным оком;⠀⠀
веками выверенная смена пищи делала человека спокойным к невзгодам;⠀⠀
беспричинный смех, исчезающий с замужней порой;⠀⠀
обработка льна позволяла носить одежду, передаваемую по наследству даже нескольким поколениям, а в скупых суровых семьях ходили прясть к соседям, чтобы на людях не задремать и сделать не меньше других(мужчины пряли верёвки, ими также платили дань);⠀⠀
опасность для художеств таится в поточности производства;⠀⠀
общественное мнение допускало издевку и подначку над людьми другой нации(добродушное ехидство в словах "ярославский водохлёб" и "вологодские телята");⠀⠀
девичья дружба скреплялась обменом нательными крестиками;⠀⠀
в добропорядочной семье важные дела решались на семейных советах, причём при детях;⠀⠀
про основу воспитания и дорогу к эгоизму;⠀⠀
запретным считалось глядеть как едят в чужом доме, при этом на окна не вешали занавески- разрешалось заглянуть кому угодно;⠀⠀
в красоте отношений молодых уживались: бойкость и целомудрие, озорство и стыдливость, а на гумне парни умели крутить динамо;⠀⠀
осуждали и не поощрялось общественное мнением возвышенные отношения между супругами после рождения детей(прятали за грубоватостью и показным равнодушием);⠀⠀
горячий кисель ели, заправляя сметаной или маслом;⠀⠀
как дорого отцовское поощрение;⠀⠀
во время ВОВ русские бабы по призыву собирать цветной металл отдали все свои самовары;⠀⠀
*модное загибание сапог и безвкусица в смешении стилей, соблюдение минимализма традиций в одежде(до 30х годов женщины не знали про рейтузы и лифчики).⠀⠀
⠀⠀
⠀433