
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 мая 2025 г.История двух дуэлей, настоящей и вымышленной
Читать далееКаким удивительным образом может переплетаться время! Особенно, когда один персонаж одержим прошлым, а именно дуэлями. Александр Шилль одержим ими до такой степени, что пытается возродить сию традицию, бросив вызов психиатру Оскару Маркову, негодяю, который увёл у него любимую Констанцию. Тот самый случай, когда винят третье лицо, а не себя. Себя виновным Александр не считает, не замечая, насколько некогда невинное и даже полезное в познавательном смысле увлечение оторвало его от реальности. Он запускает череду абсурдных и курьёзных событий, приведших в итоге к логическому для подобной истории концу. При всей нелогичности здесь творящегося.
Марков пугается и бежит в полицию с заявлением, что он получил депешу с вызовом на дуэль. Полицейские, само собой, принимают это всё за розыгрыш или злую шутку, но не тут-то было, всё вполне серьёзно. Инспектор Танненшмидт и её помощник Зандлер берутся за дело даже не подозревая, куда их заведет расследование. А заведет оно их на место дуэли, произошедшей в 1937 году между офицерами Вермахта, преданными единомышленниками фюрера Роландом Штрунком и Хорстом Кручинной. Да, написанная с чёрным юмором история разделится на две части, одна будет и дальше вершиться в 2012 году, рассказывая о попытках Шилля таки вытащить на дуэль Маркова, а также о попытках Маркова не сойти с ума от охватившей его паранойи, и в конце 30-ых прошлого века, где Виланд представил свою реконструкцию последней в истории Германии дуэли, от которой Гитлер пришел в ярость и запретил эти "поединки чести", ранее узаконенные Решением Верховного командования Вермахта от 22 февраля 1937 года.
Если линия современности воспринимается как некий стёб над странностями современных людей, то линия Вермахта куда страшнее. Виланд, добавляя в свою художественную реконструкцию реальных исторических лиц, не забывает создать их полные портреты, перечислив, чем они "отличились", и воссоздав их краткие биографии. Возможно, он даже слишком углубляется в подробности, выписывая не только характеры и обстоятельства, но и детали, многие из которых шокируют даже несмотря на то, что об опытах над узниками лагерей известно достаточно. И всё же Виланд сумел вызвать очень сильный эмоциональный отклик, описывая особо жестокие, бесчеловечные эксперименты над людьми как бы мимоходом, показывая это как часть повседневной обыденности будней элиты СС, и это усиливает эффект ужаса. Плюс ещё контраст с линией современности, которая насквозь пронизана чёрным юмором и хорошей такой иронией.
Из-за обилия подробных описаний и деталей, а также полудокументальных экскурсов в некоторые моменты истории СС, а также и других известных дуэлей, вплоть до Пушкина с Дантесом, книга местами казалась тяжеловесной и затянутой. Но некоторые детали стоит запомнить, так как они перекочуют в будущее и сыграют ключевую роль, связав дуэли в элитном санатории нацистов в 1937-ом между рогатым офицером и его соперником и в 2012-ом между поехавшим на исследованиях дуэлей букинистом и полуспятившим психиатром. В этом плане будет важно, да и занятно проследить судьбу старинных пистолетов и леопардовой шкуры, на которой любимчик Гитлера Роланд Штрунк застал свою жену с молодым красавцем-офицером Кручинной.
Попытки понять героев линии современности у меня периодически проваливались, не всё поддаётся пониманию, не всё, ну и важно помнить, что это - сатира, а образы её - кривозеркальное отражение реальности. В процессе чтения частенько вспоминалась цитата:
— Этого, — отозвалась Танненшмидт, — мне бы очень не хотелось понимать.
Марков и Зандлер изумленно переглянулись.
— Да, — повторила инспектор, — у меня ощущение, что за истекший день я поняла слишком многое. Даже у старшего инспектора полиции есть пределы понимания, прошу отнестись к этому с пониманием.В итоге, тоже приведу цитату из книги, как говорится, что и требовалось доказать:
В словесном разговоре можно найти ответ, в разговоре с помощью пуль — увы, нельзя.Ну и в конце ещё одна цитата, которая демонстрирует своеобразный юмор автора и его отношение к современности:
Чем старше я становлюсь, тем сильнее мир начинает напоминать детский сад, — подумала она, прислонясь к автомату, который сочувственно гудел и громыхал. — А ведь я еще не старая.Периодически прихожу в такой же мысли...
49292
Аноним22 октября 2024 г.Точно в цель
Читать далееОскар Марков получает письмо, в котором его вызывает на дуэль некий Александр Шилль. Марков мчится в полицию с требованием найти и наказать шутника. Но Шилль не шутит. Он твердо намерен получить сатисфакцию. Чтобы вы понимали всю абсурдность ситуации – нужно уточнить, что дело разворачивается в наши дни.
У романа две сюжетные линии. Одна заявлена в аннотации. Вторая же - это Германия середины XX века, где уже случилась другая дуэль. Две эти линии переплетаются, причем довольно умело.
Несмотря на некоторый «историзм» книги и, казалось бы, околодраматическую завязку, язык повествования легкий. Самое же главное - через текст сквозит ирония. Все это делает вайб романа весьма специфическим.
К персонажам, может, и не привязываешься, но наблюдать за ними интересно. Как за каким-нибудь чудаком в автобусе. Здесь талант Виланда проявился особенно.
Жаль, что на русском пока имеем только одну его книгу.
По итогу. Одно из книжных открытий этого года.
24396
Аноним10 июля 2025 г.разумнее всего было бы полностью сойти с ума
Читать далееВ двух словах фабула такая.
Имеется человек по имени Шилль:По образованию я артист. Долгое время подрабатывал в службе организации переездов. Фирма занималась также расчисткой и утилизацией имущества в старых имениях, где, собственно, мне и попадались горы никому не нужных обтрепанных книг. Вытащишь, бывало, одну, другую, читаешь, не можешь оторваться, и с какого-то момента это перерастает в самую настоящую зависимость.
[Это ещё и предостережение лайвлибовцам, впрочем, полагаю, запоздалое.]
И вот теперь он букинист. Начитался книг и подвинулся рассудком на почве глубокого интереса к дуэльной культуре.
Листая эти документы, я невольно восхищался, сколь удивительные формы способно приобретать безумие, и поражался, как серьезная политика может перерождаться в провинциальный фарс.А тут ещё и крах любви. Шилль, разумеется, окончательно потерял связь с реальностью и захотел кого-нибудь убить на дуэли, например, психиатра по имени Марков. История, надо сказать, пошловатая: женщина с романтическим именем Констанция ушла от сумасшедшего Шилля к своему психоаналитику Маркову... Случилось это в 2012 году, но букинист широко образован в узкой сфере, поэтому вмешиваются исторические персонажи типа Лассаля, Казановы и других. А поскольку дело происходит в Германии, главную параллель обеспечивает фюрер вместе со всей сворой своих штандартен-, обергебитс-, рейхсюгенд- и тому подобных фюреров.
Многие персонажи стреляются -- кто на дуэли, кто сам в себя в одиночку. Нацисты попутно совершают ожидаемые малоприятные деяния во славу Германии. При этом о всякого рода отвратительных деталях автор сообщает самым будничным тоном. (Не буду цитировать.)Надо сказать, написано увлекательно, полно тонкого юмора, в том числе и чёрного. Автор прошёлся по разным особенностям общества.
Ретрит для медитации "Тихая обитель". По моему мнению, такое название лучше всего подходит для кладбища или психиатрической лечебницы. Некоторые черты того и другого в этом заведении есть.
Туповатая светская болтовня "сливок общества" в ресторане -- при том что участники ужина вовсе не тупы.
Бал в элитном санатории в честь окончания осенних манёвров вермахта. Гости веселятся на костях убитого на последней в истории Германии официальной дуэли. Действо напоминает известный весенний бал у Воланда, а ещё больше -- танцы в Грибоедове. (Кстати, действующий и сегодня запрет на дуэли установил не кто иной как Адольф Гитлер -- потому та и стала последней официальной.)
Лени Рифеншталь сожалеет, что не смогла запечатлеть дуэль на киноплёнке.Я бодро прочитал половину текста вплоть до главы 10 "Кузен из Данненвальде", когда случилось непоправимое. Отвлёкся на несколько часов, а когда вернулся к книге, то "всем своим нутром до самых пяток ёкнул" и ощутил, что мне абсолютно всё равно, кто ещё сподобится самоубиться или кого-то застрелить. (Может быть, сказалась трагическая гибель нынешнего нашего министра транспорта, на судьбу которого мне тоже наплевать.) Мне нет дела до того, кто из гнусных нацистов сожрёт капсулу с ядом, а кого, напротив, повесят по приговору суда. Или, может быть, кто-то, как та же Лени Рифеншталь
будет избегать смерти, пока сможет, и умрет в возрасте ста одного года из-за остановки сердца, которого у нее никогда не было.Пустое всё это.
И ощущение оказалось точным. Всё дальнейшее я воспринял как иронический детектив в стиле Иоанны Хмелевской. Пилочкой для ногтей мы расковыряем бетонную стену и уйдём на фиг.Так что, как только устанете от роялей в кустах, бросайте без сожаления:
Ничего сто́ящего внимания там больше нет.Но первую половину рекомендую с чистым сердцем. Надеюсь, оно у меня есть -- в отличие от Лени Рифеншталь.
21148
Аноним10 декабря 2024 г.Читать далееА занимательная вышла история. Полная нелепостей, но ровно там, где нужно (если подобное вообще применимо к нелепостям).
Начало - уже заявка на победу (много ли книг начинается с приобретения чемодана, набитого камнями?)
Нас ждет переплетение двух историй, объединенных одной парой пистолетов. Однажды некий живущий себе мирно гражданин получает депешу (именно депешу!), уведомляющую его о вызове на дуэль в связи с оскорблением третьей степени. И это в современном-то мире, где дуэли вообще-то, на минуточку, запрещены. И под разберись - дурацкий розыгрыш это или серьезная заявка от спятившего придурка?
Спятивший, между тем, и не совсем спятивший, и не совсем придурок - но с некоторых пор одержимый идеей дуэлей другой гражданин. И в поисках подходящего инструмента для сатисфакции его заносит на аукцион, где он видит пару пистолетов с последней дуэли в Германии, одобренной самим Гитлером. И расплывчатые идеи на тему, как оно должно быть, начинают обретать видимые формы - осталось найти секундантов и, наконец, решить вопрос раз и навсегда.
А для полного погружения в атмосферу нам добавят реальных исторических персонажей - разве можно не углубиться в детали той самой дуэли в 37-м, после которой их (дуэли) собственно запретили?
В общем, не ожидала ничего такого, но получила удовольствие. Приятное знакомство.13251
Аноним11 апреля 2024 г.Века уходят неотложно — дуэль исчезнет до конца И это к лучшему, возможно. Но, боже мой, как будет сложно призвать к ответу наглеца
Читать далееТак и размышлял Райк Виланд, когда наткнулся на коллекцию камней с мест известных поединков. В результате появился вот этот плотно сбитый сатирический роман про историю последней дуэли в Германии, Пушкина, Лермонтова, Тургенева с Толстым и несчастной леопардовой шкуры.
Констанция Керн ушла от возлюбленного к своему психотерапевту. Подозреваю, что проще было бы обратиться в ассоциацию, но Александр Шилль, незадачливый букинист, гик прошлого поколения, решил иначе и вызвал обидчика на дуэль. Обидчик — Оскар Б. Марков — даром, что психиатр, волочит за собой целый шлейф ментальных болячек...
Вызвать этого человека на разговор по душам и объяснить ему, что он вел себя неподобающе? Да он и без меня это понимает. Написать письмо в гильдию психиатров и разоблачить гада? Нелепо. Кому от этого будет толк? Никому - ни ей, ни ему, ни мне.На самом деле, отношения между клиентом и терапевтом запрещены всеми мыслимыми кодексами, и настучать было бы правильнее. Для Шилля же стало оскорбительным, что штраф за превышение скорости по ошибке пришел на его адрес, когда они с Констанцией уже успели расстаться. Этого он уже не мог вынести, по натуре он бы предпочел встретиться с обидчиком лицом к лицу.
В целом, персонаж Шилля - это такой собирательный образ романтизирующего прошлый век, когда и трава была зеленее, и холопы поучтивее:
Ах, что за блаженные, что за чудные времена! Господа секунданты встречались, в самых учтивых выражениях договаривались о выборе оружия, месте и времени дуэли, и ранним утром следующего дня противники мчались в экипажах на окраину города, чтобы, скрывшись за густыми кустами, спокойно сделать то, что должно было быть сделано. Разве кто-нибудь в такой ситуации мечтал, чтобы им составили компанию офицеры полиции?По стечению обстоятельств дуэль - штука запротоколированная, сопричастная с кучей ритуалов, обычаев и правил, - превращается в фарс. Женщины и мужчины меняются ролями, оперу "Евгений Онегин" срывает наряд полиций, срегировавший на вызов о стрельбе, а успокаивающий ретрит превращается в сплошные мучения.
В конце концов, гипотетическая дуэль захватывает совершенно сторонних людей. В этом плане показательна история Маркова: если в вашем романе паранойей страдает всезнающий психиатр, на мой взгляд, это ставит под сомнение полезность психотерапии, как элемента культуры. Ретрит Констанции, связанный с молчанием, когда общество буквально давит на тебя, вынуждая притворяться просветленной - этот кусок рассказан от имени Констанции - однозначно меня позабавил. Кстати, учитывая, что Марков втравил в собственные дела еще одну клиентку, я поражаюсь, как он вообще удержал лицензию?
Мужчинам всегда нужно бороться, иначе они утрачивают смысл жизни. Но скажи на милость, где в современном мире им быть героями, где смело смотреть в лицо смерти? В офисе, когда в принтере застряла бумага? Или на шоссе, когда кто-то их подрезает?В том-то и дело, что ни одна книга не напишет, какой ценой покупается этот пустяковый героизм, сколько ресурсов задействуется, чтобы два барина шпагами помахали.
Вторая сюжетная линия целиком посвящена дуэли между Роландом Штрунком и Хорстом Кручинной, которого застали вместе с фрау Штрунк на одном диване в леопардовой шкуре. В ответ на пространные объяснения последовало заверение, что, извините, диванов в доме хватает, нечего им было делать на одном. В результате автор проходится по всей верхушке Вермахта, кого когда взяли, а самое главное - куда занесло ту самую леопардовой шкурой.
По атмосфере роман напоминает "Поединок" Куприна и "Дым" Тургенева, только замешанного в диком коктейле современных предрассудков и привычек. Если вы любите историю Германии и пространные отступления про европейскую культуру прошлых веков, думаю, вам понравится.
12523
Аноним5 июля 2025 г.Читать далее— Первая степень — легкое оскорбление, несдержанность, несоблюдение правил этикета. Например, если бы я с вами не поздоровался или сказал что-нибудь уничижительное, вы могли бы бросить мне вызов.
Вторая — это нарочитая грубость, крепкие выражения. Инсинуации. Ложные обвинения.
Третьей степени? — Физическое оскорбление — пощечина, тычок, удар, даже просто прикосновение. А помимо этого, — он перевел дыхание, — соблазнение женщины: супруги, любовницы, сестры!
Я долго искала эту книгу в электронном виде и когда нашла, не стала откладывать. Основная тема - дуэли. Автор умело переплетает реальную дуэль, произошедшую в Германии в 1937 году и вымышленную, которая должна произойти в 2012 году. У книги очень интригующее начало. Психиатр Марков получает депешу (ни письмо, ни сообщение, а именно депешу), в которой его вызывает на дуэль некий Шилль. Не зная, что делать, он обращается в полицию, которая тоже недоумевает. Как быть с таким приглашением, ведь фактически никакого правонарушения еще нет? Тем не менее, следователь, выясняет кто такой этот Шилль и чем вызвано его желание сразиться с Марковым на дуэли. Классная, необычная, сатирическая история, за которой интересно наблюдать со стороны, но влипнуть в такую очень не хотелось бы.864
Аноним5 августа 2025 г.«Слова приобретают значение только когда становится ясно, что они могут создать повод для стрельбы»
Читать далееДуэли. Кому-то ещё интересно что-то про них знать? С первых страниц книги начинаешь размышлять об этом вместе с героем.
Сюжет пересказывать не буду, поделюсь своими мыслями.
Это немного карикатурное произведение отлично передает абсурд, но в то же время значимость ситуации для двух мужчин. Ведь любовь — вечная тема. Даже дуэлянты, живущие в современном Берлине с их именами — Оскар Б. Марков и Александр Шилль выглядят немного нелепо. Но именно это и связывает их с исторической эпохой, когда разногласия решались только оружием. Этот прием мне понравился.
Кроме художественной линии есть отсылки к Германии рубежа 19-20 веков, где состоялась одна из последних дуэлей. И это мостик к главной мысли этой книги: сколько традиций, ритуалов и действий утрачивают и теряют свою суть вместе с течением жизни? А если что-то переложить на современный мир, как это в него впишется? И где заканчивается честь и начинается самоуважение?
Финал книги не даст ответы на эти вопросы, но возможно, при определённом выборе мы берём на себя риск не получить этот ответ.476
Аноним27 июля 2025 г.Оскорбление третьей степени.
Читать далееОчень неплохой сатирический роман о последней официальной дуэли, случившейся в Германии 1937го года между двумя офицерами СС на по-киношному картинном фоне измены и повлёкшей дальнейший запрет дуэлей Гитлером. Особой иронии тексту добавляет вторая временная линия, здесь в 2012-м году главный герой-букинист становится настолько одержим темой дуэлей, что решает разобраться со своим обидчиком, психиатром-неврастеником, к которому ушла его невеста. Всё это приведёт к целой череде событий на полуулыбке, замешанных с реальными историческими персоналиями и крепким чёрным юмором. Книга при возможно излишней вкрадчивости в отдельных частях очаровывает нелепостью происходящего в современной сюжетной арке, где человек в собственной ностальгии за ушедшими нравственными порядками не видит дальше собственного носа.
483