
Ваша оценкаРецензии
Аноним15 января 2022 г."И, как всегда, перед расстрелом не счесть ворон..."
Читать далееПишу отзыв на книгу, которую прочитала уж десять дней как, поэтому и мнение более осмысленное и осознанное, улеглись первоначальные возмущения и восторги, осталась в памяти прекрасная атмосфера этого чудного романа - такого жуткого и страшного нового года, как в книге, я, конечно, никогда не могла себе даже и представить, - и сюжет, сказочный, но не добрый-милый-слащавый, а в духе произведений незабвенных братьев Гримм, мрачные истории которых тоже навсегда в моем сердце и воспоминаниях...
Замечательная история, которой проникнуться удалось далеко не сразу. Вначале-то воспринималось исключительно как детская наивная сказка, причем я не видела и общей идеи книги, единой какой-то сюжетной линии и начинается она, по моему мнению, как-то сразу с места в карьер (я бы вот еще про жизнь Крабата в доме у пастора бы с интересом прочитала).
А потом...потом захватила невероятно (я даже и не заметила когда) - вот этой своей мрачной гнетущей атмосферой, этой тайной - почему погибают молодые парни (сама пыталась отгадать эту загадку и не смогла. Также еще очень интересно было всю книгу, отчего с приближением зимы и выпадением снега, все становятся какими-то сердитыми и начинают ссориться друг с другом, а это они уже загодя предчувствовали беду...), Тонду было почему-то особенно жаль (он ведь первый такой близкий друг Крабата).
Вот про магию, волшебство, все эти превращения в животных и птиц мне, конечно, не хватило, хотелось больше про чудеса, колдовство, учебу в школе чернокнижия, про Господина (незнакомца в шляпе с петушиным пером тоже как-то куце сказано), но в принципе для создания атмосферы и этого достаточно.
Понравилось, как интересно автор обыграл имя героя - Крабат, и превращение в воронов - "Кар, кар!" (созвучие явное). До чтения книги я думала, что Крабат - это название или города, или страна, но уж никак не имя.
Понравилось, как в книге течет время по сезонам года и по годам обучения: вот эта непрерывная связь времен и эта фраза, ставшая чуть ли не ключевой (и самой обнадеживающей) "Мельница мелет. Жизнь продолжается!"
До чего же харизматичной получилась в книге фигура Мастера, злого волшебника, способного всех заколдовать и как он там кричит: "Я сам решаю, кому умереть на этой мельнице!" И оттого, кстати, сказка и напомнила мне произведения братьев Гримм - читать жутко, а оторваться невозможно.
Отличное начало года с книжкой, в которой новый год - неожиданно! - ассоциируется с чем-то зловеще-таинственным...
Оказывается, по этой книге есть и снятый фильм, и мультфильм, так что когда-нибудь и до них доберусь)
Рекомендую всем, кому хочется чего-то эдакого - с ноткой мистики/ужасов/приключений - и вместе с тем в формате сказки. Думаю, будете приятно удивлены, как была удивлена и восхищена ею я, так долго обходившая подобные произведения стороной...
2001,6K
Аноним13 января 2022 г.Что водится на старых мельницах
Читать далееДавно планировал посмотреть мультфильм старый, да хоть фильм, но по классике решил начать с книги. Для сказок важен правильный настрой и антураж. Как говорит Амаяк Акопян: "Если не дунуть, то чуда не произойдёт". А потому в ночь на тринадцатое января, когда за окном снег, ты в одиночестве дома, можно налить себе кофе
с коньякоми попасть в Саксонию этак века 17. Раньше сказки были исключительно страшными, пятки в них отрезали, девочек съедали, жён на крючьях развешивали, сейчас-то молодёжи всё янг-эдалт подавай, а сказочки детишкам оставили. Потому адаптивно и никаких пикантностей. Но эта книжка порадовала, она вся прям по канонам вроде как, но при этом и взрослым не должна быть скучна.Сербский сирота четырнадцатилетний Крабат колядует с пацанами помладше, радуясь подаваемой колбасе, как вдруг начинает видеть странные сны про зовущих его 11 воронов, Мастера и мельницу. Конечно же он пойдёт туда, потому что перезимовать где-нибудь надо, попадётся по неведению в руки чернокнижника и станет каждое новолуние молоть на мельнице кости для дьявола, осознавать это и искать как же выкрутиться. Прелесть сказки в том, что она с одной стороны как будто прямо из Средневековья, мрачная, но одновременно с этим не о безнадёжности. Можно почувствовать страх, но и увидеть силу дружбу и любви, некоторую жертвенность и готовность рискнуть. Главное пожелание ко взрослым - не забывать, как работают сказки и выключить в себе дотошных анализаторов. Какая разница, где жил до этого Крабат или какая система чернокнижия используется помимо наговорной? Автор достигает глубины погружения не только классическими образами чертовых мельниц, кладбищ и одноглазых людей, но и магии чисел, что прям очень радовало. Например, здесь почти всего по три, начиная от частей в книге и заканчивая тем, что один год на мельнице идёт за три по возрасту у подмастерьев. Не забыто и число двенадцать - возможно взято из множества старых сказок, например 12 братьев Гримм, или 12 лебедей Андерсена. Здесь именно столько подмастерьев, прямо порадовало, что автор не отступает от канона.
Любопытный момент на подумать - безымянны в произведении трое. Это незнакомец с петушиным пером, Мастер и Певунья. Скорее всего, связано с магией имён, типа не знаешь настоящего - не сможешь как-то влиять, навредить. Это как столпы тьмы, света и серости. Я не могу сказать, что Мастер - это истинное зло, потому что показывается как он тоже устал и хочет освободиться, но умирать тоже не хочет. Дети безусловно должны видеть в нём главного антагониста, но вопрос любопытен. Сказка обрывается примерно как и начинается просто в нигде посреди поля, и это тоже здорово, потому что интересующая нас часть истории закончена. Сказка короткая, ёмкая, страшная, местами неоднозначная для взрослых и с хорошим концом для детей. Очень понравилась.
P.S. В 2021 году вышла отличная игра от пермкой студии - Черная книга. Много чем похожи настроенчески и обращением к старинным сказаниям и поверьям. Только не про мальчика Крабата, а про девочку Василису.
1202,5K
Аноним25 июля 2024 г.Читать далее25.07.2024. Крабат или легенды старой мельницы. Отфрид Пройслер. 1971 год.
Четырнадцатилетний Крабат бродяжничает по Саксонским землям. Однажды ночью он видит странный сон, в котором таинственный голос приглашает на мельницу в Шварцкольме. Проснувшись, Крабат только посмеялся необычности увиденного. Какого же было удивление юноши, когда сон стал повторятся раз за разом. Делать нечего, и Крабат отправился на поиски Шварцкольма.
Мрачная сказка с объемной долей безысходности полная средневековый легенд и мифов. Мрачная, но притягательная, чарующая таинственно-мистическим антуражем, завлекающая волшебными превращениями, вместе с тем показывающая пестроту человеческих характеров в атмосфере обреченности.
В книге очень увлекательно выстроена история. Спиральный сюжет с повторением одних и тех же действий и событий, повторяющихся как во сне, так и наяву из года в год поначалу немного запутывает, но потом помогает понять персонажей произведения. Прикоснуться к внутреннему миру, узнать их сомнения и страдания, проникнуться их безмолвной борьбой и сопереживать их надеждам, дружбе и любви.
8 из 10.97696
Аноним5 августа 2022 г."Это вам не школа колдуйбабства..."
Читать далееКак же я любила Пройслера в детстве! Помимо "Маленькой колдуньи" мне еще очень нравилось "Маленькое привидение".
"Крабат..." - не совсем то, что я ожидала от Пройслера. Первый раз, когда я была помладше - я даже бросила на середине. Из-за - очень густого и плотного текста и не совсем того, что я ожидала. Это - совсем не "Школа чародейства и волшебства". Парней в числе 12 штук (их всегда должно быть 12) Мастер обучает чернокнижью - буквально зачитывая куски из черной книги с белыми буквами - а ученики должны повторять вслух, кто сколько запомнил... Не самый эффективный способ обучения - но Мастер особо и не старается. А в остальное время - парни гнут спину на мельнице.
Мельницы в фольклоре - часто встречаются, как нечистое место и прибежища злых сил. Это Пройслер и раскручивает - непонятно зачем парни мелют и мелют, да еще в новолуние заявляется таинственный Незнакомец с петушиным пером, для которого раскочегаривают мертвый жернов... Ууууу...
На самом деле - уже не очень. Это такая классическая сильно европейская сказка. С явными чертами фэнтези - герой совершит путешествие, из которого прежним уже не вернется. Есть интересные и узнаваемые эпизоды. Превращение в воронов или - превращение в разного рода скотину, чтобы срубить денег с жадных людишек, а потом еще этих людишек и потроллить. Чертята любят так развлекаться. Или - поединок волшебников, что-то среднее между "Орденом феникса" и мультом "Меч в камне". И - совсем уже частный сказочный твист: "Почувствуй своего любимого сердцем...".
Есть и неожиданные моменты. Мастер, как я сказала - не совсем заинтересован в обучении своих подопечных, да и вообще... Поэтому здесь - не развеселая учеба, а - работа, и очень тяжелая, физическая. Учиться всегда легче, чем работать, дорогие детишечки. Очень меня порадовал не самый типичный персонаж Юро. А еще элементы, не самый типичный для детских сказок - война и смерть. С начала книга мне сразу напомнила мой любимый сериал: "Мертвые, как я". А уж ближе к концу... Так - не буду спойлерить, а то тот, кто в курсе - сразу все поймет.
Немецкие сказки - они такие. С кровищей, войной и смертями. В детстве было длинновато и... страшновато. Сейчас - вообще не страшно - скорее атмосферно. Кто хочет создать атмосферу такой старой-доброй европейской (возможно, даже больше восточно-европейской) мистики - она подойдет. Хотя - порой это действительно слишком длинно - особенно по сравнению со стремительным и скомканным концом. А так - атмосфера (что-то, возможно, схожее с атмосферой "Трупа невесты") - в наличии. И - история о том, как мальчики становятся мужчинами. Ну - мальчики такие, подращённые - девушек в их мире уже изобрели.92771
Аноним5 сентября 2025 г.«Зорко одно лишь сердце»
Читать далее"Мой "Крабат"—не история, предназначенная лишь для юношества, и не история исключительно для взрослой аудитории. Это история молодого человека, связавшегося с тёмными силами, которыми он очарован, пока не понимает, во что именно он ввязался.
Это в то же время моя история, история моего поколения, это история всех молодых людей, которые сталкиваются с силой и властью, с их соблазнами и оказываются в их плену".
Так пишет Отфрид Пройслер о своём романе "Крабат".
Крабат — четырнадцатилетний нищий парнишка, сирота. Он вместе с двумя своими приятелями ходил с колядками в дни от Нового года до Крещения по селениям курфюрста Саксонского, который грозил штрафовать, всех побирушек и бродяжек на своих августейших землях. Мальчишки ходили от деревни к деревне в костюмах трех волхвов, пели и получали от жителей сытную еду и ночлег на сеновале.
Когда дни праздника подходили к концу, Крабату привиделся сон: одиннадцать воронов сидели на длинной жерди – вроде насеста, смотрели на него, звали его по имени, советовали прийти в Шварцкольм на мельницу. Одно место на насесте было свободно. И Крабат стал искать мельницу, но о ней не знали ни в одной деревне. Пока кто-то не рассказал ему о мельнице у Чёрной воды, предупредив, что там нечисто...
Вот она стояла перед ним, сгорбившаяся под снегом, тёмная, грозная, могучий злобный зверь, что поджидает добычу.Внутри его встретила гробовая тишина и беспроглядный мрак. Небольшая полоска света из-под двери в конце длинного коридора указывала на то, что люди здесь всё-таки есть.
Мельник взял мальчика к себе в обучение. В его школе были и другие ученики. Всего вместе с Крабатом их было двенадцать мукомолов. Кроме мукомольного мастерства Мельник, он же Мастер, учил ребят тёмной магии. Мельница была настоящей Школой Чернокнижия, в которой мукомолы превращались в воронов, учились читать мысли людей и внушать им свои мысли, и прочим тёмным заклинаниям. При помощи магии они обманывали продавцов и покупателей на рынке. Но рынок был для них развлечением.
Тяжело приходилось ребятам у Мельника и страшней всего было то, что один из них неизбежно должен был умереть по прихоти Мастера.
В деревенских девушек воронам-мукомолам лучше было не влюбляться. Тем тоже грозила смерть, если Мельник узнает об их любви.
И мололи на мельнице не простую муку, а перемалывали человеческие кости.
Мельник управлял жизнью и смертью своих учеников. Освободиться из плена тёмного мага не могла помочь никакая другая магия, только истинная любовь. Только любовь видит сердцем, может почувствовать в заколдованном истукане своего любимого, поэтому она сильней магии.Тайна очарования сказки кроется в том, что автору удалось создать удивительную смесь народных поверий и ярких реалистичных описаний быта и традиций западных славян, тонко передать гнетущую тёмную атмосферу бесовщины, властвующей на мельнице и в её окрестностях.
Добро и зло в сказке вступили в прямое противостояние. Чернокнижные обряды и народные, церковные праздники. Тёмные заклинания, гул лопастей мельницы на Чёрной речке и церковное пасхальное и рождественское пение. Покрытые грязью камни, липкая мучная пыль и белый чистый снег, спасающий урожай, а значит жителей деревни от голода. Желание Мельника подчинить и уничтожить людей, принести им голод, страдание и смерть, и любовь к людям со стороны его простых учеников, решившихся вступить в опасный бой с дьявольскими силами ради добра и любви. И любовь оказалась сильнее. Хочется верить, что не только в сказке такое возможно.91519
Аноним17 января 2022 г.Легенды мельничного офиса
Читать далее"Темный, мрачный коридор, я на цыпочках, как вор, пробираюсь, чуть дыша, чтобы не спугнуть... "То, что должно было быть мрачной сказкой, мне вообще мрачным не показалось. Светлым даже каким-то показалось. Даже Черный Колдун, владелец Мельницы, которая мелет зерно и кости покойников, или что они там мололи, показался не страшным деспотом, тираном, как щас стукнет кружкой по столу, а несчастным каким-то, затюканным волшебником, который Сатане, или кому он там служил, под страхом смерти поди еще намоли нужное количество муки. Вспомнила свою работу, и почувствовала себя Мельником. Я бы не отказалась от двенадцати помастерьев, на которых можно было бы все свалить, и иногда, когда они "увольнялись", приходилось бы вспахивать вместе с ними. По-моему, это прям четкая метафора на офисные отношения начальства с подчиненными.
Ну а так, сюжет довольно сказочен и приятен. Уютен даже. Нищенка-сирота Крабат, слушая голос в голове, добровольно плетется на мельницу сдаваться в подмастерья, и поначалу ему там даже нравится: крыша над головой, еда каждый день, друзья, да это же просто рай какой-то после уличных канав и объедок! Там он попадает в услужение и на обучение таинственному Мельнику, у которого впоследствии и обучается чернокнижию. Раз в год один из подмастерьев умирает, а на смену Мельник зачаровывает нового ученика из молоденьких. Правда, молоденькие быстро вырастают, так как время тут течет иначе, и год проходит за три.
Сказка разбита по годам на мелкие рассказы: вот Крабат только попал к Мельнику и ничего не понимает, но вджобывает, вджобывает, вот Крабат заводит полезные связи со старшими подмастерьями, вот он у них перенимает опыт, вот в попытах защитить неопытного коллегу от деспота-начальника погибает старший ученик, вот Крабат находит себе любовь в соседнем отделе , с помощью которой пытается скинуть начальство. Слушайте, чем больше я рассказываю про сюжет, тем больше мне эта "сказка" напоминает стандартный путь офисного работника. И дальше Крабат такая сволота, что разваливает всю компанию. Никакой тебе прибыли, Сотана.
Теперь понятно, почему мне было так уютно. Офисные сказочки - мой дом родной. Я не устрашалась, я умилялась знакомым процессам. Хех.
PS Кажется, мне пора брать отпуск :)
872,4K
Аноним1 июля 2022 г.Тайное братство, или Отсюда нет пути
Читать далее- А ты, Тонда? Ты тоже боишься?
- Больше, чем ты дмаешь.
Пройслера я люблю с самого детства за "Маленькую Бабу-Ягу". "Крабата" тоже пробывала прочитать в школьном возрасте, но что-то пошло не так. Может не зацепила история про мальчишек, может не одолела скучноватую завязку напичканную сложными названиями деревень, вроде Козельбруха или Шварцкольма. Сейчас уже и не помню. И вот я вернулась к этой истории спустя почти 15 лет.
История, действительно, мрачная. Большую часть книги напряжение присутствует незримо; мальчик работает на мельнице и учится колдовству, ничего опасного не происходит, но по поведению остальных подмастерьев, ты догадываешься, что не все так гладко. Личность мастера (их учителя) раскрывается, как довольно неприятная. В добавок ко всему, Крабату начинают сниться страшные сны, которые выглядят слишком реалистично. А спустя два года работы на мельнице Крабат узнает, кто виновен в "случайных" смертях его друзей.
Даже понимая, что это сказка, названная именем главного героя (что практически обещает нам хороший конец), за Крабата все равно очень волнуешься. Наверное, это исключительное авторское умение, прописать персонажа так, что читатель ему сопереживает. Еще очень понравился Тонда, друг Крабата, который тоже был подмастерьем мастера. Тронула его печальная история и благородство.
Книга о любви и дружбе. Ненавязчивая, но поучительная. Герои прописаны очень приятными людьми, и хочется немного на них походить. Да, завязку придется преодолеть и не увязнуть, зато дальше история себя оправдает.
842K
Аноним17 ноября 2019 г.Читать далееСтрашная, но красивая сказка. О мальчике-беспризорнике, подавшемуся зимою в ученики на мельницу, о которой шла дурная слава. Не стоило ему слушать сны, но кушать хочется и иметь крышу над головой. Поэтому он отбросил сомнения и пошел. Работы он не боялся. Но тяжелый труд и еще более тяжелый характер мастера - еще не самое худшее, что может приключиться с человеком.
По атмосфере больше всего эта книга похоже на Вия. Или на сказки об утопленницах, домовых, оборотнях. Про ученичество у бабы-яги. Про чародейство, которое можно использовать по всякому, в зависимости от склонностей - для добрый дел, для злых или для шалостей. Про заколдованные места, откуда не сбежать. Про тонкости сбыта наколдованной живности. О посвящении в подмастерья. О тренингах по развитию воли. О нелегкой жизни, когда за один год взрослеешь на все три. О глупости - как стратегической линии поведения. О пользе страха за любимого человека.
Читается легко и с удовольствием. Сюжет захватывает, описания природы поражают своей реалистичностью и привлекательностью. Очень фольклористо. И даже исторично. Можно даже рассматривать как производственный роман о буднях подмастерьев на мельнице. Добрый, увлекательный, волшебный роман.
841,4K
Аноним8 декабря 2022 г.Ах, эти жуткие немецкие (и сербские тоже) сказки…
Читать далееОчень атмосферная, немного жутковатая и совсем не детская (на мой взгляд) книжка. Сама история взята из немецко-сербского фольклора и довольно сильно переработана автором.
Книга разделена на три части, каждая из которых описывает год жизни Крабата. Начинается повествование с середины зимы: идет война, четырнадцатилетний мальчик, живущий в ужасающей бедности (как и многие в то время) и вынужденный побираться, чтобы хоть как-то выжить, вдруг чувствует непонятное влечение (подкрепленное снами) к старой заброшенной (или нет?) мельнице. Попав туда, он обнаруживает, что его ждут в качестве нового подмастерья мельника…постепенно Крабат понимает, что ни мельница, ни 11 его товарищей, таких же мальчишек, как и он сам, ни мельник не так просты, как кажутся. На самом деле, это школа чернокнижников. Поначалу Крабат наслаждается обильной едой, радуется впервые обретенным друзьям и увлеченно разучивает магические заклинания. Но с приближением нового года все меняется.
В этой небольшой по объему книжке есть и история становления личности, и настоящая дружба, и предательство, и первая любовь, и проблема борьбы со злом (вечная дилемма: можно ли победить зло при помощи зла).
Существует мнение, что автор вплел в старинные сербские легенды и свой жизненный опыт: совсем молодым парнем его призвали воевать в немецкую армию и он вынужден был сражаться на стороне фашистов; затем он попал в плен и пять лет провел в советских лагерях для военнопленных…все это время дома его дожидалась любимая девушка (на которой после всех перипетий его жизни он счастливо женился)…не знаю, насколько это мнение соответствует действительности, но некоторые параллели явно прослеживаются.
Хотя в целом я получила удовольствие от чтения этой мрачной сказки, все же мне чего-то не хватило…возможно, что-то неуловимое, но важное было утеряно при переводе…но по непонятной мне самой причине мне так и не удалось проникнуться какими-то сильными чувствами ни к самому Крабату, ни к его истории.
801K
Аноним20 января 2018 г.Мельница мелет - жизнь продолжается
Читать далееЗанесло меня внезапно в мрачноватую немецкую сказку с элементами мистики. Жанр, что и сказать, не мой, но... Очень уж завлекательны были рецензии и заразительны эмоции некоторых личностей на Лайвлибе, чтобы можно было пройти мимо этой книжки и хотя бы не засунуть в нее нос=)
Так что нос я засунула и теперь делюсь впечатлениями.
14-летний сербский сирота Крабат и пара его друзей однажды в Новый Год решили нарядиться волхвами да пойти колядовать. Идея была неплоха, и даже очень, а то где же еще трем нищим мальчишкам взять вкусной еды? И все шло отлично, пока Крабату не начали сниться по ночам странные сны. Слышит он голос, зовущий его идти на некую мельницу, да видит 11 воронов, призывающих повиноваться голосу. Раз он увидел этот сон, второй, третий. Взял да и пошел на поиски этой самой мельницы. А его там уже ждали... Знали, что придет. Каждый год приходит один такой. В Новый Год.
Странные дела творятся на той мельнице. Что-то от Крабата скрывают, да и на вопрос, что случилось с тем, чье место он занял, как-то подозрительно молчат... Но зато еды вдоволь и крыша над головой. Конечно, и работать приходится много, да он не из ленивых. А еще другие подмастерья обладают удивительными умениями, могут работать без устали, по щелчку пальцев сделать то, что Крабату и за полдня не удалось. Любопытно ему, но всему свое время. Скоро и он попадет на свой первый урок. Постепенно узнает, куда каждый год пропадает один подмастерье. Найдет друзей, даже там, где совсем не ждал. И постарается совершить невозможное в борьбе за свою жизнь, свободу и любовь. И не только свою.
В целом, книжка милая и атмосферная, но... все-таки, думается мне, она из тех, что нужно полюбить в детстве. Ностальгия должна быть, иначе уже не то. И жанр нужно очень-очень любить. А иначе получится, как со мной, начнешь прикапываться ко всякой ерунде, что я и собираюсь сделать ниже.
Что же меня смутило? Ну, например, то, с чего вообще Крабат пошел на эту самую мельницу. Если б вам ночью снились странные сны, где голоса бы призывали вас неизвестно куда, вы бы пошли? А Крабат пошел, и даже не сомневался ни секунды (после того, как поверил, что снится ему неспроста). Оказавшись в более чем странном месте, где происходит черт пойми что, вы бы приняли не сходя с места предложение стать подмастерьем не пойми кого? Ну, возможно, что и приняли бы, будь вы нищим голодным мальчиком-сиротой, которому надо где-то жить и что-то есть, особенно зимой. Однако ж меня, опять же, несколько удивляет реакция Крабата: ни секунды сомнений, никаких подозрений, словно так только и надо становиться подмастерьями и вообще это самое обычное дело.
И по той же причине мне не совсем понравилась любовная линия. Точнее, ее завязка. Да-да, именно потому, что девушка тоже с чего-то послушалась неизвестно чьего голоса в голове. И не единожды.
А еще... не знаю, как лучше выразиться, но мне не хватило волшебства. Точнее, технологии: что, как, куда, зачем. По урокам чернокнижия выходит, что нужно заучить текст из книги и потом в нужный момент произнести нужное заклинание, и все получится. С трудом верится, что это действительно так, да и практика книги противоречит этому. Хотелось бы больше объяснений. Можете меня упрекнуть в любви раскладывать все по полочкам и неумении принять все, как есть, оставив место загадке, но... мне же интересно, как все работает! Это для меня одно из основных удовольствий в книгах о волшебстве. А тут меня его лишили.
Вы, конечно, можете сказать, что я сильно уж придираюсь к сказке, суть ведь тут в другом, но что поделаешь, если именно эти моменты обратили на себя мое внимание и я не могла от них отделаться? Это все потому, наверно, что я мистику не люблю.
Но это я. А вот вы, если любите, обратите внимание на данную сказку. Любители жанра вам расскажут, насколько она хороша=)
793,5K