Логотип LiveLibbetaК основной версии
Обложка
User AvatarВаша оценка
3,7
(331)

The Damnation Game

51
221
  • Аватар пользователя
    Myrkar2 февраля 2018 г.

    Абстрактно о любви разлагающихся

    Есть такой цветок - бувардия (bouvardia). Все, что о нем должен знать читающий человек, - это то, что в европейских языках сочетание ou в большинстве случаев является фонемой /у/, а не /о/: касается это, например, английского, французского и греческого... Греческий, говорят, на армянский похож, а одним из знаменитых армян стал Рубен Мамулян - американский режиссёр театра и кино. По английски его фамилия писалась как Mamoulian. Весь этот вводный лингвистический бред с сомнительными логическими связками я размещаю здесь затем, что то же самое сочетание латинских согласных встречается на всем протяжении книги. Но переводчик превратил их в «Мамолиан», и мне показалось, что что-то тут не сходится. Мамулян - главный монстр всей книги, которого сравнивают с самим дьяволом, повелителем мух, вместилищем ничто и распадающимся на легион частей, способных зажить своим собственным существованием...

    Быть Мамуляном куда логичней, ведь по истории «Проклятой игры», он был русским (!) солдатом во времена европейских империй, а в своём настоящем пел русские колыбельные. Если покопаться в лингвистическом материале, корень его фамилии вообще южно-славянский, как корни высокой лексики современного русского языка, вышедшие из того славянского, который обрёл сакральность в церкви, а изначально был южнорусским переводом греческого... Эти докапывания до имени мне захотелось вести параллельно с персонажами, которым также хотелось разгадать сущность злодея. И получилось куда увлекательней, чем у Баркера, который выдумал для него историю начала девятнадцатого века и историю современности, лишив ключевых точек судьбы на протяжении почти что двухста лет. В первой точке - война германцев, славян и (наверно) англо-саксов в девятнадцатом веке. Во второй точке - в двадцатом (вторая мировая). В последней точке у нас противостояние «армянского русского» Мамуляна, «британо-американского» Уайтхеда и типичного героя какого-нибудь нуара или российского шансона Марти Штрауса с явно германской фамилией.

    Первая же глава рассказывает о Мамуляне как о человеке, который ни разу не проигрывал в карты. Так он приманивал к себе жертв, которые по странным причинам начинали служить ему, но в виде оживших трупов. Название книги и легенда о Мамуляне как будто бы дают ответ, что все жертвы были проигравшимися должниками. Ничего подобного: Клайв Баркер мыслит куда более абстрактными категориями. Азарт - всего лишь приманка, как и миф о мастерстве и выигрыше.


    «Как ты можешь что-то уметь, если все это — стечение обстоятельств? Получается бессмысленно, разве нет?»

    Азарт - это то, что определяет слабость человека перед куда более могущественной силой. Карты Мамуляна то с эротическими картинками, то вручную нарисованная антикварная роскошь... Мамулян приходит в казино и никогда не играет. Нет, не в карточной игре скрыто управление судьбой.

    Многие персонажи книги названы символическими именами. Так, Мамулян - последний европеец и архитектор. Что-то связанное с его амбициозностью в поисках власти и кризисом империй как таковых строит его разочарованный со временем образ воина, совладельца олигархической империи, а в конце концов - всего лишь потерпевшего крах в любви человека с чистыми пальчиками. Война, бизнес, семейные отношения - повод для игры, расплатой в которой будет жизнь, отданная тьме. Мамолиан - убийца, который побеждает чужими руками, его война - бой по воле судьбы не казнённого дезертира, решившего спрятаться среди трупов.


    «Он жил в муках, потому что видел только грязь и тело, потеющее от желания сотворить новые тела и новую грязь. Можно ли надеяться на чистоту в таком месте? Только если найти душу, которая разделит твои муки; любовь, вместе с которой можно ненавидеть мир.»

    Его «возлюбленный» Уайтхед - пилигрим и вор, лис и папа. Уайтхед получает секрет удачи, чтобы жить в своё удовольствие за чужой счёт, но, как ни банально, тоже ценой настоящей любви, подменяя истинную привязанность властной - предложением денег и подсиживанием на иглу с доступом к героину, если его дочь останется вместе с ним. Была тут и парочка американцев: молодых людей, вдохновленных религиозными речами типичного евангелического харизматика и наплевавшими на пуританство после первой же слабости.

    На таких абстрактных вещах и строится мир книги. Поэтому игра не буквальна - это всего лишь вера в судьбу, удачу... И любовь в такой ложной вере - это прощение выигрыша тому, кому ты захотел дать сыграть из тяги к киданию жребия. Человек, который принял выигрыш за удачу, в его глазах становится избранником. Один играет роль судьбы, а другой - роль восприемника господи удачи. Так Мамулян получает силу бессмертия, воскрешения мертвецов в мертвом виде и создания страшных иллюзий в управляемом сознании от монаха, частично осознавшего цену смерти. Он частично делится этим даром с соратниками ради обретения власти, богатства, удовольствий, когда на самом деле всем им нужно было совсем другое. Но для того, чтобы это сознать, требуется иная вера...

    Разбор структуры фантазийный составляющей ужасов Баркера и держит интерес при чтении. По событиям и диалогам «Проклятая игра» достаточно посредственна и представляет из себя просто ряд эпизодов различной степени отвратительности. В основном это расчлененка, постепенное гниение, результат процессов человеческой выделительной системы, самопожирание...

    Кстати, последнее - очень важная метафора для образа отчаявшихся в любви героев, извращение приводит к саморазрушению, в том числе самоедству, как наглядному выражением внутреннего мира. А там - пустота. Поэтому невозможно насытится. И странно, что явно фантазийные ужасы вплотную рисуют реальность: Баркер в своём абстрактном пласте романа демонстрирует достоверный психологизм. В этом, к сожалению, почти что единственный плюс романа.

    Читать далее
    43
    3,9K
  • Аватар пользователя
    taharasho_1st25 марта 2015 г.

    Приступая к чтению «Проклятой игры» Клайва Баркера, стоит сразу приготовится к тому, что на всем протяжении произведения вы будете практически утоплены в темноте, по-страшному мистической, вызывающей приступы ужасающего оцепенения, но при этом чувственно эротической и невероятно притягивающей, темноте. Если ваше воображение доселе было вполне себе здоровым, то теперь оно станет больным. Для этого роман предлагает вам целый пир эмоций, погружающий то в причудливые и ужасающие сцены жестокого насилия, то в скорбную романтику, то в анатомические подробности чувственных удовольствий или умерщвления живых и мертвых людей, скорбь, ложь и, конечно, азартные игры.

    «Проклятая игра» - это первый, так сказать, полнометражный роман автора, который впервые был опубликован в 1985 году. Книга получилась необычная: страшная и притягательная, мерзкая и чарующая. Добротный ужастик, который постоянно держит в напряжении. И порой не в самом хорошем смысле этого слова. Наверное, это первое произведение, которое ввергло меня в непонятный ступор: мне одновременно хотелось бросить чтение, но при этом я не могла оторвать взгляда от книги. Мистическую привлекательность «Проклятой игре» также добавляют хорошо прописанные персонажи, каждый из них настолько хорош, что буквально с первых строк их описания можно угадать его прошлое с самого рождения. Отношение к ним скачет от отвращения до благоговейного страха, от презрения до всепрощающей симпатии.

    Перечитывать не стану, какой-то осадок детского первобытного страха остался после прочтения. Уже к самому финалу поняла откуда он взялся. В своих ощущениях я постоянно проводила параллель с «Восставшим из ада», фильмом, снятым Клайвом Баркером. А этот фильм я просто панически боялась в детстве. Гештальт, однако.
    П.С.: не играйте с темными личностями в игры, особенно, если ставки столь высоки.

    Читать далее
    36
    1,2K
  • Аватар пользователя
    samspender26 июня 2013 г.

    1. Я нежно люблю Баркера.

    • Я очень нежно люблю Баркера.
    • Я готов простить ему все.
    • В том числе и эту бессюжетную вещь.
    • К тому же там есть собака-зомби, что само по себе не может не украсить любой сюжет.
    • Это не рецензия.

    35
    882
  • Аватар пользователя
    OksanaPeder10 августа 2023 г.

    Мерзость бывает разной... Иногда она просто восхитительно страшна, а значит и книга хороша. Но в данном случае мерзость тут самого низкого пошиба, поэтому книга получилась совсем не страшной... Большую часть истории я просто вымучивала, не зная то ли смеяться над персонажами, то ли зевать от скуки.
    Главный герой вообще что-то с чем-то... Ни рыба, ни мясо... За всеми его дерганными телодвижениями и противоречащими друг другу поступками так и не выступает цельного персонажа. Не говоря уже об остальных героях, даже самое главное зло, в итоге выглядит каким-то жалким и невнятным. И совсем не пугает.
    Зато тут много слов... Реально местами возникает ощущение, что автору было важнее написать максимальное количество слов, сплести сложно-запутанный текст с кучей эпитетов... А смысл, логика построения сюжета тут даже не на втором месте, а вообще стоят на запасном пути, даже не пытаясь повлиять на историю.
    Для тех, кто любит псевдонатуральность в описании наркотического бреда, потрахушек (на секс эти сценки не тянут), омерзительных физиологических подробностей и не боится потерять логику повествования, книга может и подойти. Но, хоть я и люблю красиво написанные тексты, заскучала уже на первой же главе... Слишком длинная предистория, слишком короткие описания реальных действий... Не мое.
    Дочитала еще-еле, опуская предложения и вообще воспринимая все "одним глазом". Возвращаться к истории точно не буду. Да и автора, скорее всего, буду избегать. Крупная проза не его конек.

    Читать далее
    26
    414
  • Аватар пользователя
    Mao_Ri24 октября 2024 г.

    Вот и познакомилась с Клайвом Баркером, но то ли все-таки он не мой автор, то ли книга пришла в руки не в тот момент. Потом что обычно я не прочь почитать мрачное фэнтези, меня не пугает жестокость сюжета - если всего в меру и оправданно задумкой. Но с этой книгой не сложилось - было трудновато и скучновато читать, происходящее не цепляло: ни сюжет, ни герои, не идеи. Плюс книга объемная, и для меня это оказалось минусом - помимо отсутствия увлеченности, книга еще и тянулась долго.

    По началу герою, можно сказать, повезло - появилась возможность выйти из тюрьмы досрочно и пойти работать охранником к одному миллионеру. Конечно, все не просто так, работа будет непростой, ведь с работодателя собираются попросить карточный долг. Но наш главный герои и представить не мог, что все окажется настолько непредсказуемо, и вокруг будут происходить пугающие мистические вещи.

    И вот, завязка была еще более менее интересной - и понятной. А дальше все погрязло, навалилось и тянулось. Еще и осталось неприятное ощущение брезгливости от анатомических подробностей.
    Возможно, шанс Баркеру я еще все-таки дам, ведь слышала и хорошие отзывы на автора. Но точно не в ближайшее время.

    Читать далее
    16
    176
  • Аватар пользователя
    IvanKarmanov12 апреля 2020 г.

    И ад следовал за ними . И кучи говна ....

    Когда читал аннотацию , когда выбирал и брался книгу , никак не ожидал что ЭТО будет ТАКИМ . Марти Штраусс , бывший боксёр , мотает не малый срок за ограбление и ему предлагают выйти на условно досрочное с условием работы охранником на некоего финансового воротилу . Вы бы отказались свалить с вонючей камеры , крашенного бетона вместо неба , вечно искусственного света и постоянного вида на толчок ? Вот и он согласился .
    Далее сюжет развивается не спешно ,( за что я автору поставил плюсик ) , всё очень спокойно и обыденно , в момент завтраков и обедов из холодильника , как из гроба , не вываливаются мертвяки и части тел , а только ветчина к блинчикам и соки с баночным пивом , люди в доме не боятся солнечного света и клыков у них нет - просто тщеславные снобы , и собираются они у Босса ( работодателя нашего ГГ ) не с христианскими жертвенными младенцами и чёрными свечами , а с финансовыми документами . Где же ужасы то ? - спросите вы , будут вам ужасы - отвечу я , будут , да ещё такие , что долго потом будете вздрагивать и отплёвываться .
    Что удалось Баркеру на отлично - это нагнетание и атмосфера . Может у меня период в жизни был такой , но выматывающая тошнотворность , серость и отсутствие надежды на спасение просто переполняют первую часть книги - это было на столько муторно , что я , что бы проветрить душу и сознание начал читать пару детских книжек . Впервые , пожалуй , столкнувшись с таким пониманием и воплощением понятия Зла и каким может быть Страх .
    Каким мы привыкли видеть книгу или фильм ужасов ( с условием не треша , а мистической составляющей ) -
    некий бабайка , который вроде есть , то ли нет , подбирающийся к главным героям ( ну или играющий с ними в игры ) и попытка его остановить - либо в схватке рукопашной вогнать кол осиновый , либо , потрясая Библией ( Торой , Кораном и т.п.) загнать его в дыру , причём , желательно , навсегда . Кошмар Баркера - это кошмар уже состоявшийся - вы уже проиграли схватку и вам показывают где вы окажитесь - Ад , глазами нынешнего поколения - кто сейчас верит , что под землёй есть котлы с грешниками и рогатые черти со сковородками ? Это стало гэгом , как вылезающая из телевизора длинноволосая мокрая девушка , а вот то что рисует нам Автор весьма понятно , натурально , жутко и осязаемо - с фантазией у Клайва всё гуд .
    Рецензия была бы не полной , не укажи я на воплощение всей этой крипотной жути - Мамуляна ( не волнуйтесь - пока не спойлер , он появляется с самых первых страниц ) .А вот дальше мои ожидания не оправдываются вовсе .
    Итак к главным минусам - ещё начиная его «Каньон Холодных Сердец» Клайв Баркер я понял , что автор весьма смело пишет о том , в чём вообще не разбирается - ему не интересны технические детали происходящего , бывает ли так в жизни , как всё это произошло - главное для Клайва - это создать атмосферу и передать ощущение ( как правило мерзкие ) героев . Со всем остальным он не считает нужным заморачиваться .
    Игра , практически начинается с карточной партии и ей же заканчивается , я ждал ( жаждал можно сказать ) подробного описания - так и не дождался . Вспомним такие же судьбоносные партии в Господине Оформителе , в Игроках ( с Деймондом и Малковичем ) , в Казино Рояль - да у меня волосы шевелились от напряжения ! А здесь - ну сели , ну как то с играли .
    Второе - Баркер так же не удосужится просветить нас о природе Зла и его возникновении . Сюжет радует резкими красками и событиями , но не их объяснением - а откуда эти знания или явления - что за почва это породила , почему ? - а патамушто , захотелось так автору , видит он так . Вам страшно и противно ? - ну и хватит с вас .Что за тварь эта Мамулян будет обрисовано с пятого на десятое и очень обтекаемо . Многое , очень многое останется в книге без объяснений или с очень туманными намёками .

    Например " исполнить договор " - будет повторяться многажды , но суть его не будет озвучена , как Мамулян обрушит финансовые рынки = это же бред ! и т.д.

    Клайв поэт ( возьмите , хотя бы эту фразу ) :
    -Но ее взгляда было достаточно. Он может забрать его с собой и считать себя удовлетворенным, – лишь эта ее мрачная сладость на память, как монеты в его глазах, чтобы оплатить проход.
    а не практик - трудяга , вникающий в мелочи и подробности , в описательную часть обрядов или явлений .
    Что же ещё можно отнести к плюсам романа - это внутренний мир героев , переживание и достоверность эмоций - очень правдоподобно - здесь автор практически безупречен - его стихия .
    Предупреждение : натурализм в книге зашкаливающий - впечатлительным и брезгливым читать я бы не советовал .
    Резюме : странное ощущение от книги , я бы отнёс её к подборке : Посоветовал бы да не знаю кому

    Читать далее
    16
    1,7K