
Ваша оценкаРецензии
Аноним8 мая 2024 г.Опасное увлечение
Читать далееПочтенный Септимус Тонкс обожал свое новое чудо-радио и проводил кучу времени, слушая в своём кабинете разные передачи. А ещё он имел крайне раздражающую окружающих привычку слюнявить свои пальцы. Поэтому когда на утро в канун Рождества он был найден мёртвым, держась за ручки своего радиоприёмника, из которого неслись весёлые рождественские поздравления, то версия о том, что причиной смерти стал несчастный случай посредством удара током, рассматривалась как приоритетная. Однако чуть позже команда суперинтенданта Родерика Аллейна обратила внимание на просверленные в радио дырочки и на то, что его ручки были заменены на металлические, которые проводят ток (тут крайне удачно подошли набалдашники карниза для занавесок). То есть над прибором явно кто-то поработал и этот кто-то совершенно точно не был хозяином дома.
Кроме того, очень скоро выяснилось, что покойный Септимус был классическим тираном в кубе. В семье и в его окружении в целом не было никого, кто избежал бы его злобных насмешек и ежедневно не подвергался бы унижениям. Свою жену он давным-давно превратил в бессловесную куклу для битья, то есть в повседневную мишень для вымещения своего дурного настроения. Она была полностью сломлена и никогда не перечила мужу. В результате такого обращения бедная женщина имела медицинский диагноз и была вынуждена лечить свою нервную систему. Что касается троих уже взрослых детей, то Септимус держал их в ежовых рукавицах, всю жизнь запрещая делать то, что им хочется и навязывая своё мнение по любому вопросу. Они тоже были сломлены. Секретаря же он с помощью шантажа держал на суперкоротком поводке, не давая уволиться, и измывался над бедным молодым человеком со свойственной ему изощрённостью. Как (не)уважаемый Тонкс общался с прислугой или другими служащими история умалчивает, но нетрудно догадаться.
Классический британский детектив с неклассическим способом убийства (что весьма характерно для Найо Марш), в котором читатель узнает много нового и, пожалуй, ненужного об устройстве радио. Главное здесь - это, как всегда, наличие нескольких крепких подозреваемых с вполне понятным мотивом и возможностями совершить преступление, а также тщательное расследование, проводимое суперинтендантом Аллейном и его верным инспектором Фоксом. Беседуя с домочадцами, следователи постепенно рисуют до тошнотворности неприятный портрет убитого, и соответственно весьма чётко проступает отношение к нему родных: никто не любил Тонкса. Да что там?! Все его люто ненавидели. Однако, каждый член этой несчастной семьи был настолько забит и запуган, что представлялось весьма сомнительным, чтобы у кого-то из них хватило смелости решиться на убийство. Да, с алиби у всех были проблемы (как положено в хорошем детективе), но кишка у Тонксов явно была тонка. И даже у секретаря, который хотел и мог убить своего хозяина, именно в тот вечер случилось некое судьбоносное событие, перевернувшее всё в его душе:
В первый раз за все то время, что я тут проработал, мне не хотелось его убить. И что же — прошлой ночью его убил кто-то другой!Можно даже подумать: "Какая досада!" Но нет, это, скорее, счастливое провидение уберегло юношу от возможного воплощения злого замысла и отвело его руку от непростительного жеста. Но вот так ли это? Поскольку у нас не полноценный роман, а рассказ, то следствие довольно быстро установило виновного. Способ поимки убийцы, выбранный командой Аллейна, был, может быть, не слишком хорошим с моральной точки зрения, но точно действенным. Убийца попался в расставленную ловушку, ибо в сущности был неплохим человеком, на чём и сыграл хладнокровный Аллейн. И что удивительно лично для меня, на этот раз преступником оказался именно тот человек, на которого пало подозрение ещё в самом начале. Почему-то он сразу виделся мне виновным. И несмотря на содеянное зло, его жалко. Возможно потому, что в результате этого преступления несколько человек вздохнули свободно и получили шанс на лучшую жизнь.
50384
Аноним9 ноября 2023 г.Грустная победа инспектора Аллейна
Читать далееТеатральный деятель и автор детективов дама Найо Марш любила описывать в своих детективных романах самые изощренные и необычные способы убийства. То у нее жертву сварят в гейзере, то в тюк шерсти замотают. В рассказе «Смерть в эфире» ее любимому персонажу инспектору Родерику Аллейну пришлось в Рождество расследовать одно из самых интересных и загадочных дел в своей карьере.
Мистер Септимус Тонкс расстался с жизнью очень необычным образом - его ударило насмерть током в момент, когда он решил послушать радио. А делал он это, надо сказать, весьма оригинально. Склонившись над радиоприемником, он одной рукой переключал каналы, другой же регулировал звук. Как позже установит инспектор Аллейн, эта его особенность, а также то, что мистер Тонкс имел дурную привычку всё время слюнявить свои пальцы и дала шанс преступнику. Заменив бакелитовые ручки радиоприемника на внешне очень похожие металлические ручки от карнизов для штор и подведя к ним провода от напольного нагревателя, в момент включения прибора он обеспечил старому мерзавцу мощный разряд тока, сразу отправивший его на тот свет.
Сразу было ясно, что преступник - кто-то из ближнего круга убитого. Удивительно еще, как, так жестоко тираня своих близких, этот Септимус Тонкс так долго благоденствовал. Жена, дочь и сыновья, секретарь и даже слуги, все подвергались в этом доме бесконечному прессингу и оскорблениям. Может, конечно, стоило подождать, пока он сам не загнется от пьянства, но у кого-то не выдержали нервы.
В отличие от недавно прочитанного детектива Энтони Беркли, этот рассказ Найо Марш сразу эмоционально вовлекает читателя в давнюю семейную трагедию. Безмерно жаль несчастное семейство, стонущее под жестокой рукой домашнего тирана, и поступок убийцы вызывает чуть ли не одобрение. Тут как раз тот случай, когда преступнику сочувствуешь гораздо больше, чем жертве. Но, мстителю не повезло дважды. Сначала, внимание сбежавшихся на крик служанки домочадцев привлекла пострадавшая от удара тока рука мистера Тонкса, а затем к расследованию был привлечен инспектор Родерик Аллейн, у которого, как мы знаем, практически не бывало неудач.
Славный рассказ, хорошо прочитался.
47184
Аноним10 марта 2022 г.Но ведь невиновному и не нужно бояться, правда?
Читать далееНайо Марш "Смерть в прямом эфире."
Мистер Септимус Тонкс, пожилой джентльмен и по совместительству тиран своих домочадцев, был найден мёртвым в кабинете возле включённого радиоприёмника...
Классический детективный рассказ. Убийство, замаскированное под самоубийство и узкий круг подозреваемых, у каждого из которых был мотив.
Расследование ведет сыщик - полицейский Родерик Аллейн — герой более 30 произведений Найо Марш. Аллейн опрашивает подозреваемых, выясняет наличие у них алиби, но финального аккорда, где сыщик все объяснит не будет...
Интрига закручена не плохо, способ убийства весьма оригинален. Но какой-то изюминки или фишечки не в сыщике, не в детективе нет.
P.S. О времена, о нравы... даже у преступников было предоставление о порядочности...
43269
Аноним24 июня 2025 г.Рождество для сотрудников Скотленд-Ярда
Читать далееПисательница Найо Марш (1895–1982), которую считают одной из четырех «королев британского детектива», в основном была автором произведений большого объёма. К числу немногих исключений относится её рассказ «Death on the Air», впервые вышедший в виде журнальной публикации в 1937 году. У нас он дважды издавался в составе различных антологий и один раз (под изменённым названием: «Смерть в прямом эфире») — в одноимённом авторском сборнике, снабжённом соответствующей иллюстрацией на обложке (в которой я, правда, нашёл сразу две неточности)...
Данное произведение посвящено расследованию убийства, совершённого (как это часто бывает в британских детективах) прямо на Рождество; правда, атмосфера зимнего праздника в нём не ощущается. Жертвой оказался мистер Септимус Тонкс — немолодой и достаточно состоятельный человек, являвшийся главой некой фирмы. В итоге кончил он тем, что получил смертельный удар током в тот момент, когда взялся за ручки настройки радиоприёмника. Расследование (которое возглавил неизменный персонаж писательницы — Родерик Аллейн) сразу показало, что, во-первых, речь идёт не о случайности, а во-вторых, мотив в этом доме имелся буквально у каждого, поскольку покойный был абсолютным деспотом, постоянно издевавшимся над своими родными и близкими. Тем не менее, все они казались полностью сломленными и неспособными на столь серьёзный поступок. В общем, как и в романе Агаты Кристи «Свидание со смертью», убийцу за содеянное хотелось бы не покарать, а буквально наградить...
В целом речь, безусловно, идёт об одном из лучших детективов писательницы, технические аспекты преступления в котором проработаны весьма основательно, в духе Фримена Уиллса Крофтса (кстати, в английской Википедии сообщается, что рассказ был написан в соавторстве с А. Драммондом Шарпом)...
К минусам данного произведения (помимо его явной сжатости) можно отнести определённую натяжку того плана, что подготовка убийства требовала немалого времени, и человек, который ею занимался, при этом подвергал себя чересчур большому риску быть разоблачённым.
И всё же, в целом рецензируемую вещь нельзя не признать довольно удачной, хорошо подходящей для первого знакомства с автором.34368
Аноним7 марта 2024 г.Читать далееНайо Марш "Смерть в эфире"
Как известно в "Туманном Альбионе" празднование Рождества обычно проходит в спокойной атмосфере у уютно потрескивающего камина, в кругу родственников или близких друзей, однако на этот раз недалеко от Лондона, в семье Тонкс все пошло не по заранее намеченному плану, так как ранним утром 25 декабря бездыханное тело главы семейства Септимус-а было обнаружено рядом с его обожаемым радиоприемником. По заключению местного эскулапа доктора Mэдоус-а смерть наступила от полученного разряда тока, вот только было ли это прискорбное происшествие нелепой случайностью или злым умыслом? Кто бы мог подумать, но как оказалось, старина Тонкс был довольно мерзким типом и домашним тираном, планомерно отравляющим жизнь своим многочисленным домочадцам. Прервав свой заслуженный отпуск на место событий выдвигается главный инспектор уголовный полиции, Родерик Аллейн который и обнаруживает, что некий злоумышленник подменил бакелитовые ручки приемника на металлические, незаметно подведя к ним провода находящиеся под напряжением… Инспектор, а позже и суперинтендант полиции Родерик Аллейн является героем целой серии детективов, однако его появление и в этом коротком рассказе оказалось для меня приятной неожиданностью. Впечатлила так-же и способность Найо Марш, которая как известно является новозеландской писательницей и драматургом, к достоверному описанию истинно английских привычек и особенностей поведения. Радует и то, что небольшой объем произведения ничуть не повлиял на увлекательное развитие сюжета, позволив слуге закона в очередной раз блеснуть не только логическими умозоключениями и правильными выводами, но и проявить фундаментальные познания в технике, приведшие к разоблачению необычного злоумышленника, руководствовавшегося в своих преступных действиях как ни странно исключительно благородными порывами и благими намерениями…
18180
Аноним22 июня 2020 г.Читать далееВ своей детективной прозе Марш частенько прибегала к извращённому способу убийства.
В «Смерти в эфире» Родерик Аллейн берётся за расследование странного преступления. Ранним утром накануне Рождества возле радиоприёмника обнаруживает своего мёртвого хозяина эмоциональная служанка. Выглядит смерть как несчастный случай, но Аллейна просто так не зовут.
Септимус Тонкс был очень неприятным человеком и у массы людей было много причин расквитаться с ним. Он был жёсток с детьми, груб с подчинёнными. Властность и самодурство – его стихии. Я понимаю убийцу. Может быть, я бы сделала то же самое. Преступник облегчил жизнь всем.10165
Аноним25 февраля 2024 г.Родерик Аллейн приступает к новому расследованию. Странная смерть мистера Септимуса Тонуса возле радиоприемника становится неожиданностью для всех членов семьи. Септимус явно не был хорошим и добрым человеком, но родственников не выбирают.
Я сразу поняла, что убийца - электрический ток, но кто оборудовал ловушку?
6124