
Ваша оценкаРецензии
augustin_blade29 октября 2013 г.– Известно не больше, чем мне хочется знать. Никогда не думала, что стану рассказывать об этом постороннему. – Она склонилась вперед. – Вы привыкли выслушивать очень интимные признания?Читать далее
– Конечно, – сказал я.
Будь моя совесть человеком, я бы в тот миг придушил ее.
"Эта грустная сага никогда не закончится", - цитировала я Земфиру, пробираясь по закоулочкам огромного романа Элизабет Костовы, который простоял у меня уже почти вечность на книжной полке. Вот вроде бы осень, погода располагает к неспешному чтению, но даже у неспешности есть свои нормативы неспешности, и тут они ох как не соблюдаются.
Из этой истории можно было бы закрутить лихой роман с такой интригой, что все детективы умерли бы от зависти. Вместо этого нам досталась детально прописанная в части быта история живописи, помешательства и психологии. Отдельное спасибо переводу, который вносил дополнительную психоделику в происходящее (например, постоянно у женщин была не "голова", а "головка", ох уж эта дань миниатюрности). Отдельное спасибо Эндрю Марлоу, который с первых глав раздражал как персонаж - психолог из него тот еще, скорее охотник до тайн и зрелых женщин, у которых в прошлом была история разрыва. Отдельное спасибо письмам, которые единственные могли пролить свет на все, что происходит, но очень порционно и мимолетно. Но, повторюсь, все это стало бы мелочами, если бы не настолько подробное и монотонное повествование, где сюжет и интрига легко помещаются в пару первых и последних глав. То есть если пролистать ту треть романа, что посередине, потеряется не очень многое. Красивый образ таинственной незнакомки, выписанный от и до в свое притягательности - даже он меркнет на фоне постоянного описания быта, кто где родился, как воспитывал детей, мыл посуду по вечерам и писал пейзажи на плэнере.Как итог - мои большие надежды на этот роман, увы, не оправдались. Слишком уж все степенно и про одно и то же в каждой главе даже для меня. "Похищение лебедя" - история измен сейчас и тогда, нелегкой судьбы женщины в прошлых веках, пути художников и неуклюжего в своем самомнении психолога. Парадокс, но когда-то давно Историк Костовы мне понравился. То ли потому, что читала про Болгарию, будучи в Болгарии, то ли потому, что тот роман совсем по-иному построен, то ли потому, что я сама стала другой.
55782
Mina-mnm18 июня 2024 г.Преступление и наказание
Читать далееОднажды Роберт Оливер, художник, нападает в музее на картину «Леда». После этого он попадает в психиатрическую клинику, но помочь ему не получается, так как он отказывается говорить. Что же случилось с успешным художником? Почему он напал на картину и почему молчит? Что бы разобраться с этим известный психиатр Эндрю Марлоу решает узнать о Роберте побольше и начитает разбираться с его прошлым.
Бесконечная история. Мы узнаем несколько любовных историй, а одна из историй происходит аж в 19 веке. Понаблюдаем и за любовной историей самого доктора... И так я от этого устала, что еле дождалась развязки. Которая, впрочем, не особо-то и удивила. Очень долго и затянуто, очень медленное развитие событий с какими-то странными подробностями, вплоть до того, кто сколько раз в туалет сходил и т.п.
27218
winpoo18 августа 2015 г.Читать далееЕсли бы меня попросили охарактеризовать эту книгу одним словом, я бы сказала: «Равновесие». В ней для меня всего было в меру – напряжения и релакса, любопытства и узнавания, сопереживания и отвержения. Никакого эпатажа, консумеристских ходов и пустого листажа. Всё очень добротно, стройно и проработано до мелочей - что-то вроде «hand made». Пару лет назад я прочла «Историка» и уже тогда приметила для себя нового автора – Элизабет Костову. Несмотря на то, что вампирская проблематика, как говорится, «совсем не моё», тогдашнее чтение доставило массу удовольствия как своими сюжетными поворотами, так и исторической информативностью (что показалось удивительной редкостью для беллетристики), так что я почти ждала новой книги, мне хотелось продолжения и повторения.
Стиль Э.Костовы и в самом деле – немножко старомодный, слегка тяжеловесный, с массой всяких подробностей. И с первых же страниц он терапевтически отсылает к атмосфере какого-то подросткового читательского прошлого, когда ты днём, пренебрегая уроками, а ночью, таясь от родителей, читаешь-читаешь-читаешь, желая узнать, а что же дальше. Так, наверное, многие читали когда-то «всех Анжелик» или рассказы о Шерлоке Холмсе. Кажется, что такая упоённая свобода полностью, без критики и сомнений, отдаваться встрече с книгой, в которой для тебя все сюжеты ещё новы, свежи и необычны, возможна только в детстве. Но нет – оказывается, можно и сейчас повторить это ностальгическое читательское чувство, окунувшись в книгу Э.Костовы и иллюстрируя её собственным воображением.
Это вовсе не значит, что «Похищение лебедя» – тинейджерская книга, как раз наоборот - история в ней вполне взрослая, мелодраматичная и даже сентиментальная. Поначалу кажется, что она не блещет оригинальностью (ну, подумаешь, некий психиатр, поддавшись эмоциям и любопытству, затевает собственное «расследование»), но интрига завязывается всё туже и не отпускает до последней страницы. Возможно, это и не тот жгучий, подгоняющий чтение азарт, который иногда возникает, когда книга захватывает полностью, когда самому хочется «влезть» в сюжет, но мне и не хотелось такого. До самого конца я испытывала ровный, спокойный, погруженно-созерцательный интерес к истории каждого из персонажей – у меня возникало ощущение «рядом, но не вместе», я была просто сочувствующим зрителем разворачивающихся драм. Конечно, кое о чём было трудно не догадаться, но автору удалось сохранить основную интригу до самого конца, хотя он и показался мне скомканным по сравнению с неспешностью описания всех любовных линий.
Взявшись за «Похищение…», я заранее знала – на момент «здесь-и-теперь» это точно «моё», и ожидания меня не обманули. Если сравнивать обе книги Э.Костовы, "Историк", конечно, интереснее, но и здесь меня увлёк несложный сюжет, состоящий из нескольких историй, последовательно вплетающихся одна в другую – в нём есть что-то от детектива, что-то от дамского романа, что-то от печальной драмы. Самой драматичной мне показалась история Беатрис, но и истории Марлоу, Мэри и Кейт по-своему хороши – они разноголосо рассказывают о любви, творчестве, неоправдавшихся ожиданиях людей друг к другу. В общем, это – то, что нужно, когда хочется отдохнуть и… чем-нибудь себя увлечь и отвлечь. Эта книга - для тёплых летних сумерек, для кресла-качалки, для тихого вечернего умиротворения, когда хочется не размышлять и спорить, а просто чувствовать и со-чувствовать.
25882
Romashka283 сентября 2013 г.Читать далееФЛЕШМОБ - 2013
Помираючий лебідь
Сегодня людям хочется всё объяснить. Но если можно объяснить картину, значит это уже не искусство.
Пьер Огюст Ренуар
Перегорнувши першу сторінку книги, читач опиняється замкненим в світі живопису, оточений художниками з усіх боків. Головний герой - художник, помішаний на творчості художниці з XIX століття, коханець цієї художниці з XIX століття, а за сумісництвом дядько її чоловіка, теж художник. Дружина помішаного головного героя - художниця і його коханка, теж художниця. І, яка несподіванка, психіатр, якому випала роль вилікувати помішаного на картинах художниці з 19 століття, художника, ким ви думаєте, так, зовсім, випадково, виявився? Правильно - художником. І в цьому місці мені стало ясно, що це ніякий не детектив, тим більше, з домішками психіатрії. Це мелодраматична Санта-Барбара. :)Анотація цієї книги, дійсно, дуже схоже на опис пригодницьких книг серії "Книга- загадка", де протягом читання сюжет загострюється, обстановка накаляється, книга тримає і не відпускає читача, а вкінці - щелепа падає до підлоги, бо ніхто не сподівався такої розв'язки. Але, насправді, це книга - обманка, де замість цікавого сюжету - урок образотворчого мистецтва, замість психіатра - художник, в крайньому випадку детектив.
Дія відбувається в двох різних часах - наприкінці XIX століття французька художника пише картини, звідки і тягнеться головна, навіть не інтрига, а інтрижечка. Тим часом в наші дні американський психіатр роз'їжджає по різних країнах (за власні кошти, звісно), щоб зрозуміти, чому його пацієнт кидається на картини в художній галереї.
Тим, хто любить "сюжетні" твори, "Викрадення лебедя" навряд чи сподобається: ні, щось схоже на детективну інтригу таки є (лікар- психіатр намагається зрозуміти поведінку і мотиви дій свого пацієнта), але виглядає це якось вимученно і штучно (сильно сумніваюся, щоб психіатри саме так лікували фобії своїх пацієнтів). Читаючи розслідування від лиця психіатра, сподівалась побачити аналіз, висновки, коментарі щодо поведінки і розповідей людей з точки зору психіатрії, в крайньому разі - дедукції, а не художника-самоучки. Та й, судячи з усього, в самого лікаря куча психологічних проблем, зокрема зі своєю самооцінкою.
Загалом, роман для естетів, цінителів стилю, а не сюжету. Розгортається сюжет черепашачим кроком. Багато слів, пов'язаних з 19 століттям і живописом.
Прочитано в рамках флешмобу. Дякую Tamila777 , що привідкрила двері в світ живопису.
21358
vladka_kiwi24 августа 2012 г.Читать далееКазалось ли вам когда нибудь, что все происходящее не может быть связано. Ну ни как. Ты смотришь на ситуацию и справа и слева. Без толку.
Интерес… тебя захватывает мир искусства, картин, галерей. Вокруг масло, краски, кисточки, мольберты… но при чем здесь письма и сумасшедший художник, как связан автор картины, которая является жертвой, и очаровательная, темноволосая дама?
Нет, ты не находишь ответы сразу, в одном месте. Элизабет Костова позаботилась о том, что бы ее читатели не выпускали книгу с рук. Я читала в любую свободную минуту, читала ночью, рано утром, в машине и в поезде. Лишь бы узнать все побыстрее.Как? Зачем?Почему? а потом Не может быть? Как он догадался?
Только будучи внимательным настойчивым ты поймешь все. Эта книга, как и «Историк» заставляет думать, мыслить, предполагать и предсказывать.14139
Lutya6 августа 2012 г.Читать далееДолго с подругой ходили кругами вокруг этой книги, отпугивала цена. "Историк" давно прочитан и даже перечитан еще раз, очень хотелось все-таки почитать новую книгу автора, потому рано или поздно планировала ее купить. И тут такая удача, в одном из наших магазинов началась распродажа, скидки на все книги 50%. Увидела на полке ее и конечно же купила. Сегодня закончила ее читать. На мой взгляд, эта книга о любви. О любви и об искусстве. Красиво описаны отношения Беартрис и Оливье. Некоторые фразы даже хотелось выписать и занести в свою тетрадь цитат и различных высказываний. Красивая книга, красиво написана, красивая история. Читать было интересно, но ощущение, что она чуть проще "Историка", либо просто другая.
Однако самый главный эффект, который произвела на меня эта книга - желание поехать в нежно любимый Питер, уйти на весь день в Эрмитаж, не спеша ходить по музею, рассматривать картины, записывать появившиеся мысли в блокнотик, ковыряться в маленьких магазинчиках на первом этаже и прилавках, расположенных в разных местах Эрмитажа (так по крайней мере было в мой последний приезд) и покупать-покупать книги по искусству... В данной книге очень много уделяется внимания живописи, часто упоминается импрессионизм, который в последнее время мне очень нравится. Здесь все рисуют, практически все герои книги, даже врач психиатр. Так что можно сказать, что вся книга про искусство. Мне это очень близко сейчас, и книга вызвала желание что-то почитать на эту тему, посмотреть...А раз Питер пока не доступен, достала "Историю искусств" Гнедича, держу ее на коленях, пока пишу отзыв, а потом почитаю перед сном.13115
NadinaV5 марта 2022 г.Читать далееВсё-таки есть в книгах Костовой особое очарование. Какая же жалость, что их у нас только две и теперь обе у меня являются прочитанными. Если в «Историке» повествование было относительно динамичным, с множеством отсылок и действительно расследованием, то здесь же использован немного другой подход, с которым, признаю, мне было не просто подружиться.
Завязка сюжета была определено интересная: художник нападает в музее с ножом на известное полотно «Леда», и именно в причинах данного поступка должен разобраться наш главный герой Марлоу, который является психиатром. Автор закрутила клубок загадок, который читателю приходится постепенно распутывать на пути к ответу на главный вопрос. Читая это произведение, ты словно бредёшь по дремучему лесу, где вместо прямой дороги, тропинка водит тебя из угла в угол пытаясь сбить с пути. Переплетение разных судеб, прошлого и настоящего, влияние искусства на жизнь людей, понятие нормальности и одержимости...все это поддерживает интерес к истории и стимулирует дочитать её до конца, ведь периодически её всё-таки хотелось отложить из-за одного «но».
И имя ему - затянутость. По какой-то неведомой причине Костова решила, что читателю будет интересно на протяжении сотен страниц проникаться семейной жизнью двух разных женщин, что в целом на сюжет не оказывает абсолютно никакого влияния. Рационального в их рассказах была всего капля и мы ничего бы не потеряли, если бы все остальное не было упомянуто. Скорее всего это сделано, чтобы мы лучше поняли, насколько трудно жить с гением или же душевнобольным (тут уж выбор читателя, кем считать героя в итоге), но на мой взгляд, этих отступлений был переизбыток.
По сути, вся прелесть истории держится на уйме вопросов, потрясающем описании различных картин и том, как художники чувствуют этот мир. Ну и конечно же письма из прошлого, проливающие свет на происходящее. К тому же, моё впечатление сгладила развязка истории, до которой можно было догадаться ещё где-то в середине, но тем не менее, полностью сложить данный пазл быстрее, чем планировала автор, мне не удалось, за что книге спасибо.
Отзыв написан 26.07.2021 и ранее был опубликован в другой социальной сети
11512
Milosska2 апреля 2017 г.Читать далееУ Вас когда-нибудь возникало ощущение, что Вы не понимаете, что с Вами происходит? Когда Вы вроде бы и сосредоточены на каком-то действии, событии или моменте, но при этом его суть всё равно от Вас ускользает? Именно подобное чувство иррациональности происходящего взяло надо мной верх при чтении «Похищения лебедя». И даже сейчас, когда прошло несколько месяцев после завершения этого книжного путешествия, меня не оставляет всего один вопрос: «А что это, вообще, было?»
Странности в восприятии начались со знакомства с сюжетом. Манящая аннотация на красочной обложке пообещала мне тонкую психологию в виде погружения в закулисье ранимой души художника и эстетичную детективную канву, представленную историей творения неизвестного живописца. Эту интригу умело поддержали пролог и первые страницы романа, и я, наивно им доверившись, приготовилась к захватывающей истории и глубоким персонажам. Но после пары первых страниц, обещанная история стала растворяться в Лете, плавно переходя в 600 страничное описание современного быта. И лишь потом, в самой последней главе, интрига снова заскочила в произведение, дабы вывалить на мою голову ворох ответов на самые основные из сюжетных вопросов, возникнувшие ещё при знакомстве с аннотацией.
Особого шарма книге добавило то, что даже при таком раскладе она не вызывала ни сильного раздражения, ни откровенной скуки, так как всецело доминирующей эмоцией при её чтении выступило равнодушие. Быт, дотошно прописываемый Костовой в романе, породил абсолютный штиль в моих эмоциях как читателя, за счет чего книга стала восприниматься как частичка незначительной повседневности: открыл книгу – она будет читаться, закрыл – и тут же забыл о её существовании. Несомненно, огромное влияние на такое восприятие со стороны читателя оказал и авторский стиль Костовой, вышедший невероятно ровным в интонационном плане (при том что персонажи на протяжении истории испытывают довольно сильные потрясения и эмоции, и автор не походит эти моменты стороной). Но я зачисляю это, скорее, к плюсам произведения, так как именно подобная индифферентность в чем-то меня успокаивала, помогая избегать раздражения при монотонном чтении.
Кроме быта Костова акцентирует свое внимание на разнообразных деталях, подчеркивающих художественную тематику книги. Постоянно упоминаются какие-то картины, музеи, места и фамилии, известные в мире живописи, разнообразные материалы, необходимые для занятий изобразительным искусством, и многое другое. Но ситуация с сюжетом повторяется – несмотря на наличие множества хорошо подобранных слов, написанное абсолютно никак не отзывается внутри у читателя. У меня даже была мысль, что я просто «не в теме» и стоит послать этот роман подруге, более тесно связанной с живописью. Но пока я это так и не сделала.
Итог: Книга по всем пунктам хорошо проработана с технической стороны, и абсолютно пуста с эмоциональной. Из-за чего я до сих пор, после полугода чтения и прошествии ещё нескольких месяцев, не могу определиться с её оценкой.
11912
Glenda5 декабря 2016 г.Читать далееДве сюжетные линии современная и разворачивающаяся во второй половине XIX века, когда только зарождался импрессионизм, – объединены художниками, их жизнью в творчестве, их окружением.
Автор, выводя в главных героев художников, и текст постаралась сделать по максимуму живописным, с изобилием образов, цветов, перспектив, деталей и других примеров зрительного восприятия. Ведя рассказ поочередно от лица разных персонажей, Костова показывает мир глазами художника и глазами их близких. Личность художника, творца всегда наполнена идеями, образами, сомнениями, поисками идеала и самого себя. Кто-то, как Роберт Оливер, ищет совершенства и совершенную любовь, партнера, понимающего и разделяющего переживания, с которым не надо разговаривать, потому что все понятно без слов и слова в какой-то момент становятся лишними. Но такой уровень понимания, дополнения и принятия друг друга, такая любовь дается не каждому, и Беатрис де Клерваль этот шанс был дан, а Роберту нет. В то же время, видя жизнь Роберта глазами Кейт и Мэри, реальных, находящихся рядом с ним, любящих его, понимаешь, что если гениальность – это призвание, то жизнь с гением – это призвание тоже, и в чем-то даже большее. Это жизнь с человеком, для которого искусство всегда будет главнее и первичнее, что бы ты ни делал и сколько бы ты ни вкладывал. Благодаря возможности посмотреть на жизнь и отношения глазами всех персонажей, к каждому из героев возникает сочувствие, принятие и понимание его переживаний. Пожалуй, только образ Эндрю Марлоу не вызвал у меня доверия и принятия: для психиатра, с огромным опытом работы и ответственностью к профессии, он порой был наивен, и не было в нем характерной профессиональной проницательности.
«Похищение лебедя» очень удачно попало мне в настроение, в компании героев и сюжета, который скорее мелодраматичный, чем детективный, я приятно провела время.
11747
Helena199612 августа 2018 г.Читать далееКто знает, чем может обернуться в этой книге начало - вроде бы немного медицинское, затрагивающее психику некоего человека, под влиянием чего-то напавшего с ножом на известную картину. Но хватает немного, чтобы понять, что не совсем психику мы будем рассматривать под микроскопом. Это будет глубоко психологичное, немного суховатое, как суждение медика, но затягивающее чтение. Поначалу.
Потому что хватит лишь трети книги, чтобы нами начали овладевать фантазии, которые бедного художника привели с ножом к портрету. И все равно это будет далеко не все. Разогреваемые фантазиями, обуревающими художника, нам будет рисоваться непредсказуемое и невероятностое объяснение причин Но пока события окончательно не приняли тот смысл, что я увидела, мне напомнило все это прекрасный роман Дафны Дюморье "Дом на берегу". Кто знает, окажусь ли я права к концу романа? Или автор, как истинная женщина, поманит и круто повернувшись, сделает финт. И сюжет плавненько уйдет в сторону, лишь к финалу немного перестроившись в детектив.
А вообще, где мы еще можем увидеть практически всех действующих лиц с кистью и палитрой в руках?! И навряд ли мы назовем это баловством даже у дамы 19-го века, из соблюдения приличий не имеющей возможности выставляться под своей фамилией, а уж у людей нам современных, среди коих и врач-психиатр, практикующий в частной клинике, и женщина, когда-то любящая (и тоже художника) - тем более. И это еще не всех я упомянула.
Получилось такое глубокое погружение, не скажу - в эпоху - все ж затронут век 19-й, но и в ту, и в другую историю, пускай промелькнувшие пред нами, но зато оставившие свой яркий след. Особенно когда фантазия автора, да и ее героя-художника может и в нас разбудить желание пуститься через время и пространство.
101,1K