
Ваша оценкаРецензии
Аноним16 августа 2023 г.Советские небожители
Читать далееШкуратовы. Семья инцестов, контрастов и скелетов в шкафах. Советский аристократический род. Дворяне нового образца. Илья Шрамм до 16 лет даже и не подозревал, что имеет с ними хоть какое-то родство. Рос обычным ребенком, без привилегий и богатств, а потом узнал о том, кто его отец, и жизнь сделала резкий крен в сторону благополучия и больших возможностей.
Илья был впечатлен эрудицией новых родственников, их особым отношением к окружающим и миру, их сплоченностью и праздностью, свободой, которой так не хватало обычному советскому ребенку. Не обошлось и без влюбленности. Шаша — одна из Шкуратовых и девушка, которую Илья полюбил на всю оставшуюся жизнь.
Чтобы стать полноправным членом семьи, Илья плотно взялся за учебу, углубился в изучение философии и литературы, начал осваивать сразу несколько языков и поступил на юриста в те времена, когда это еще не стало мейнстримом. Но одних знаний мало, чтобы встать в один ряд со Шкуратовыми. Нужно еще и мыслить, как Шкуратов.
Дидим — старший брат Ильи и образцовый представитель его новообретенной семьи. Богатый, высокоэрудированный и остроумный. По уровню достатка Дидим обошел даже своего отца, Бориса Шкуратова, — политического обозревателя и лидера мнений, за жизнью которого следит вся страна.
Но повествование Буйда начинает не с детства Ильи, а с современности, с момента, когда главному герою поступает звонок от Шаши со срочной просьбой приехать в элитный поселок «Правая сторона», в котором живет Дидим. По приезде Илья узнает, что Дидим, находясь в нетрезвом состоянии, сбил девочку, а затем добил ее, выстрелив из пистолета.
Объяснить его поступок не может никто, а сам Дидим после рокового вечера впал в депрессию и потерял драгоценный дар речи, делающий его личностью. Илья и Шаша начинают обдумывать план действий и возможные выходы из ситуации, ни во что не ставя утраченную жизнь. Убийство для их семьи — дело обыденное.
Повествуя о судьбе Шкуратовых, Буйда не забывает рассказать и об истории страны, затронув самые важные ее эпизоды: перестройка, развал СССР, смена культурных парадигм, Афган, — все это сплетается в одну из ключевых для романа мыслей о «цели русского народа», его самобытности и метафизической избранности, которую главным героям еще предстоит доказать.
Тяжело сказать насколько персонажи Буйды соответствуют действительности — я о таких своеобразных советских семьях ничего не слышал, — но семейка Шкуратовых у автора получилась очень любопытной. Разношерстная компания отвратительных интеллигентов, напоминающая какой-нибудь клан высших вампиров (мне в голову пришили Вольтури из, прости господи, «Сумерек»), строящих из себя металибералов и плюющих на свой народ. Симпатия к таким мерзавцам вряд ли у кого-нибудь возникнет, но в рамках художественного произведения выглядит очень интересно. Я до романа Буйды еще никогда не встречал такой образ советской элиты в литературе — убийцы были, извращенцы были, а вот чтобы еще и аристократический лоск на этом всем был — такого не помню.
Роман Буйды тяжело усвоить после первого прочтения. На поверхности здесь, в первую очередь, довольно неплохой сюжет со всеми популярными темами — секс, наркотики, критика Советов, — а вот философия автора и ключевая мысль текста слегка теряются на фоне всех этих извращений, хотя они в романе как раз таки вторичны.
Основная, по заявлению некоторых, тема влияния страшного семейного прошлого на настоящее человека — раскрыта в тексте, на мой взгляд, хуже всего. Грехов у предков Дидима и компании, конечно, много, — один страшней другого, — но надлом, который происходит с героями из-за этих самых тайн, мотивирован не так уверенно, как того хотелось бы, и для меня на первый план вышла тема свободы слова, что вряд ли резонирует с задумкой романа.
«Дар речи» — это самобытный и оригинальный текст, который вызовет жгучее чувство негодования у одних и приступы гомерического хохота у других. Читать роман, конечно, стоит — такого сейчас пишут мало, но говорить о том, что это большая проза, я бы пожалуй не стал.
13812,9K
Аноним19 декабря 2023 г.Из жизни номенклатуры
"Похоже, пошлость сторожит все подступы к настоящим чувствам."Читать далееС первых строк "Дар речи" стал мне напоминать недавно читанную "Мою золотую тёщу" Нагибина. Та же компактность, тот же секс. Но главное — факт попадания неглупого парня из народа в высшие слои советского общество. В ближний круг семьи патриарха. В "Тёще" это директор завода, бывший нарком; в "Даре" — телеведущий условной "Международной панорамы". Красная аристократия. Отличаются только эпохи: военная Москва против последнего десятилетия СССР. И то, и то крайне любопытно.
А элиты у нас что? Правильно морально разлагаются. Зашкаливающая интеллектуальность на фоне беспорядочных половых.
Возраст главных героев на момент знакомства и первого секса: ему шестнадцать, ей пятнадцать. Эту связь они пронесут через годы.
Последние годы меня раздражают книги, превращённые в путеводители. Когда пару страниц читаешь о лэндмарках Будапешта, понимаешь только одно — автор там был и ему понравилось. Ок. Но знай меру. Не знает.
Нераздражающие описания городов удаются Рубиной. Остальные борщат, превращаясь временами в Lonely Planet.
Рассказчик оказывается не главным героем, у него одна функция — любить Шашу и наблюдать за жизнь клана Шкуратовых.
По форме у нас тут — фрагметарная семейная сага, по прихоти автора скачущая от Революции до дней сегодняшних. История похищенной любви. Рефлексия на тему палачей и жертв, репрессий и доносов. Инородные куски по-настоящему умных и глубоких речей. Пурпурные заплаты. Триллер с убийствами. Кто же, кстати, всех убивал? Дидим?
Сильная вещь, настоящая большая литература.
10(ШЕДЕВР)941,2K
Аноним25 ноября 2023 г.Вся мерзость вседозволенности
Читать далееОт книги и впрямь теряешь дар речи. Потому что оценивать ее сложно: слишком много противоречивых чувств вызывает. Перед читателем - семья Шкуратовых, аристократы коммунистического строя. Они богаты, купаются в связях и им можно все. А то, что нельзя - все равно можно, но не афишируя.
И вот читатель окунается в мир гедонизма, образованных убийц, семейных скелетов в шкафу. Все герои - беспринципные чудовища, или их покрывают. Они едят, пьют как нормальные люди, сношаются друг с другом к взаимному удовольствию. А потом обливают кислотой друзей, с которыми сидели за обеденным столом и в лесу обнаруживаются изнасилованные трупы.
Возникает вопрос: а есть ли у них предел? Есть ли что-то, что может остановить, сломать, заставить пересмотреть ценности? Это убийство девочки-калеки, или близость опасности, что темные секреты семьи выйдут наружу? Ответы ищите в книге...
Вышеописанное звучит жутковато, но я не могла оторваться от книги! Прям влипла в нее намертво. Волнующе интересно. Как в кунсткамеру сходила.671,3K
Аноним9 декабря 2023 г.Элегантные банальности.
Читать далееЭпиграф сразу настраивает читателя на то, что «Дар речи» это про свободу слова. Да только интернет давно нам показал, что делает с этой свободой основная масса людей.
Каждый раз, читая финалистов «Большой книги» задаюсь вопросом о целевой аудитории этих книг. Они разные, но в большинстве своём, не для массового читателя. Оскорбиться ли от этого этот самый читатель. Скорее нет, т.к. даже не сможет. Если что, я отношу себя к основной массе.
Действие романа продолжается от 1984 до 2020 г., но прорабатываемое прошлое отсылает нас аж в начало XX века. Основные действующие лица – клан Шкуратовых. Этот клан вмещает в себя и НКВД, КГБ, медиа персон перестройки и либеральных бизнес-журналистов 90-х.
Глава клана «папа Шкура» живёт в элитном посёлке Новая жизнь, разделённым на Правую и Левую жизни, т.е. на хозяев и обслугу. Часть домов в этом посёлке так и не была достроена, часть просто брошена.
«Их владельцы давно переселились на тот свет – кто на кладбище, кто в Лондон»Автор узнаваемо частит с пошлостью и сексом, и если кто-то может подумать, что в этой книге так и надо, то нет – это стиль автора, и «Дар речи» в этом не нов.
«Похоже, пошлость сторожит все подступы к настоящим чувствам».У всех «низших» слоёв населения всегда был пиетет к «высшему» слою. И только в СССР это отношение попытались разрушить, и частично это удалось. Сейчас мы вновь вернулись к старой дореволюционной модели. Но дело не в революции или монархии, это свойство капитализма – деньги стали определять силу. Рассуждения о свободе слова и правах человека в рамках капитализма это лицемерие чистой воды.
«Они были бы превыше любой грязи, даже если б состояли только из грязи. И это странное чувство не оставляет меня всю жизнь».Так что такое «Дар речи», в смысле силы слова? Идеализируя, «слово», с которого начинается Библия, мы все понимаем, что это не слово в буквальном смысле, написанное буквами. И даже не звук как вибрация, т.к. все эти понятия из мира материи. Но в романе это слово в буквальном смысле, выше этого автор подняться не смог или не захотел.
«речь идет о том самом слове, которое останавливает битвы и наполняет сердца любовью. В память об этом слове всемогущий Господь даровал людям речь, чтобы они всю жизнь стремились выразить нечто такое, что их объединяло бы, вело к мечте, к идеалу».Буйда – это постоянное ввёртывание наблюдений из классической литературы. Порой кажется, он фиксирует эти «вкусности», а потом, через несколько лет выстраивает вокруг них роман. Получается хорошо, с этим не поспоришь. Но периодическое напоминание о бытовой пошлости рядом с высоким постепенно понижает роман. Здесь можно было бы порассуждать о быте и гениальности, но книга не об этом.
«– Приказывай, о мужчина, постиравший мои трусы!
– Иногда лучше держать свой юмор во аде, а не на кончике языка».Иногда кажется, что автор живёт в параллельной реальности. Клан Шкуратовых имеет совершенно конкретного прототипа – клан Яковлевых. Яковлев-сын (в романе Дидим) основатель ИД «Коммерсантъ», позже проданный провластным структурам. Автор же является редактором «Коммерсанта» на данный момент. Книга сама по себе, кроме прочего, является копанием в грязном белье Яковлевых, но без реальных фамилий.
«я знаю, что ты не еврей, но тебе придется стать им, или ты не станешь хорошим адвокатом»Текст выдержан в нужном ключе, чтобы не предоставить кому-либо возможности подать на автора в суд о защите чести и достоинства предполагаемых персонажей. А учитывая и предполагаемую аудиторию, автор надеется, что обойдётся и без крови.
«Может быть, наш язык пугает читателя, но наш читатель хватается за словарь, а не за револьвер».Весь сюжет приобретает вид куска мяса, брошенного собакам, потому что соль не в нём.
Действительно создаётся ощущение, что сама способность говорить возводится автором в абсолют. Но может для кого-то это будет открытием, на нашей планете не только люди могут общаться с помощью звуков.
«Речь дарована нам Господом, а не властью, не людьми, и потому должна быть свободна, как дыхание, океан или поток кипящей спермы».Без спермы никуда. А, собственно, куда дальше? Какое будущее нашей страны или мира видите лично вы? Попробуйте ответить на этот вопрос прямо сейчас, эта книга вам в этом не поможет. Не поможет и способность говорить.
«Раньше будущее было лучше»В книге проводятся прямые параллели со свободой слова и демократией. Только о какой демократии идёт речь? На Западе сейчас нет свободы слова, а предвыборные компании представляют из себя цирк. Демократия в древней Греции была чем-то весьма далёким от сегодня, достаточно вспомнить о рабстве.
«Кулуарная демократия, – сказал Конрад. – Лояльным – всё, строптивым – закон.»Я вижу зашоренных людей. Идеалистический мирок, выделенный в анклав среди моря хаоса. И под этот анклав подводится теория без связи с внешним миром. А внешний мир постоянно вмешивается в этот анклав своими языками пламени.
«Им претит сама идея свободы слова, свободной речи».Многие люди, отстаивающие саму идею свободы слова, начинают вести себя как собаки за забором. Они яростно лают и грызут решётку, кажется растерзать тебя готовы. Если решётку убрать – лай тут же прекращается. Есть категория людей, которые считают, что дар речи принадлежит только им. А остальные плебеи двух слов связать не могут, поэтому пусть молчат в тряпочку. И да, дело в этой «решётке», если хотите, запрете. Он должен быть внутри у каждого, это и совесть, и моральные принципы. А где они сейчас? Всё продаётся. Это уже становится правилом, в котором, конечно же, есть исключения.
Все герои Шкуратовы-Яковлевы убийцы.
«на зов свободы первым откликается зло».Легко ли после пятидесяти лет жизни признавать, что последние тридцать ты шёл не в том направлении? Для обычного человека практически невозможно. Нужно обладать колоссальной силой самосознания и определённой системой описания мира.
«Незавершенность всех форм жизни и языка, нежелание или неумение существовать в определенных пределах – в этом можно усматривать и великое жизнеспасительное преимущество России, не помнящей зла, и великий исторический ее изъян, не позволяющий достигать совершенства»Нежелание или неумение существовать в определённых пределах – не позволяет достигать совершенства. Просто без комментариев.
611,3K
Аноним9 октября 2024 г.Читать далееУфф, не понравилось совершенно. Как бы ни пытался автор завлечь читателя (меня) трупом на первой странице, ничего у него не получилось. Пустая книга о пустых людях, но якобы высокоинтеллектуальных. Везде сплошь умные разговоры, цитаты на французском, но от всего веет какой-то мертвечиной. Прикрывшись блестящим образованием, внутри у героев сплошная пустота, а порой и подлость и трусость. Их поступки нелогичны и это мягко говоря. Вообще не поняла, для чего эта книга написана. Больше за этого автора не возьмусь.
58528
Аноним28 апреля 2023 г.Победа в сражении, но не в войне
25 декабря 1983 года мне исполнилось шестнадцать. Мне подарили часы, авторучку и отца.Читать далееРоман в Лонг-листе Большой книги 2023, и если в оценке литературного произведения руководствоваться критерием "все жанры хороши, кроме скучного", то "Дар речи" сокровище. С этой книгой вы ни на минуту не заскучаете.
Здесь юноша, в самом "обдумывающем житье" возрасте внезапно обретет отца, да какого! Политобозревателя, программу которого по "Москве" (а в 83-м каналов на телевидении было всего два: Москва, Орбита, ну еще третий, местное ТВ, но это не везде) - так вот, программу папы Ильи, Бориса Шкуратова смотрит вся страна. Сознательная ее часть. Сама я к сознательной не принадлежала и "Международной панораме" предпочитала "Кинопанораму" с уютным Эльдаром Рязановым. Но когда случалось, проходя мимо телевизора, поймать краем уха, как все эти дяденьки пугают с голубого экрана американскими ракетами, нацеленными на Советский Союз, утешала себя дворовым мифом о том, что у нас есть такая большая сетка, которая растянута в небе, и американские ракеты от нее, если что, отскочат. Потому что ведь нельзя было позволить себе верить во все, что они говорили, и не сойти с ума от неизбывного экзистенциального ужаса. Но я отклонилась, прошу прощения.
В отличие от принадлежащей к верхнему слою советского нижнего класса меня, герой в одночасье перепрыгивает из своего среднего слоя среднего в нижний верхнего (бесклассовое советское общество было самым кастовым), и перед ним мгновенно открываются перспективы, о каких прежде и помыслить не мог. Со всеми прилагаемыми прелестями: поступление в престижный ВУЗ, грядущая карьера, обеспеченное будущее. Но главное сейчас для него не в этом. Даже не в отце, "папе Шкуре", не зная которого, и не особо по этому поводу страдая, прожил до шестнадцати с красоткой мамой и бодрой кокетливой бабушкой.
Главное - молодежь из клана Шкуратовых, советская аристократия. Яркие, барственные, вальяжные, потребители не только элитных материальных благ, но и не менее эксклюзивных духовных. Есть за кем тянуться, на кого равняться. А главный маяк - победительный красавец и эрудит с бездной обаяния единокровный брат Дидим. Дидим, если что, значит "близнец" и в дальнейшем он оправдает эту, на астрологическом уровне меркурианскую близнецовость, став владельцем мощнейшего медиахолдинга. Но то будет после, когда Перестройка перекувырнет устоявшийся советский быт вверх-тормашками, а законный наследник клана Шкуратовых докажет миру, что кровь кое-что, да значит. Впрочем, незаконный в этой новой реальности тоже не потеряется, кровь действительно важна. Но все это будет после и составит содержание книги, а здесь и сейчас я просто заманиваю вас в чтение, пусть вам будет так же хорошоплохо, как мне.
Если Дидим его маяк, то неизменная, среди круговерти красоток, подруга Шаша - путеводная звезда и сирена, девушка мечты и недостижимый идеал. Не столь, однако, неприкосновенный, это все-таки пространство Юрия Буйды, который неизменно насыщает свои книги ярким эротизмом. Невероятная простота и естественность, с какой Шаша время от времени будет одаривать своего рыцаря благодатью своего тела (одиннадцать раз за тридцать семь лет, и каждый он бережно хранит, "в моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне") - ничего не меняет в постоянстве ее принадлежности брату. Пока не случается то, чем начнется книга, и могущественный Дидим не утрачивает дара речи.
Роман с ключами, и достаточно легко находимыми - просто поищи в миске с фасолью у входа (мем для тех, кто прочтет).Хотя ты и без того знаешь, где искать, подсказка созвучия фамилии в помощь.
Не все были палачами и жертвами. Одни были палачами, другие — жертвами.511,2K
Аноним11 января 2025 г.Все мы тут молочные братья, а некоторые даже и сёстры…
Читать далееПервое моё знакомство с творчеством Юрия Буйды состоялось ещё в до_LL-шные времена, т.е. более полутора десятков лет тому назад. Полученные тогда впечатления от «Прусской невесты» оказались столь мощными, что спустя некоторое время просто перечитал этот сборник, а затем прикупил несколько книг автора и с наслаждением читал их неспешно — о наслаждении свидетельствуют выставленные отличные оценки. И вот теперь после перерыва в долгие семь лет новая встреча.
Встреча-то новая, а вот впечатления старые, привычные, ожидаемые. Именно впечатления — от стиля, от темы и её раскрытия, от диалогов героев книги (из которых, безусловно, выглядывает умное лицо автора), от общей атмосферы романа. Старые — значит знакомо восторженные и радостно-праздничные. Хотя сам сюжет книги далёк от праздничности.
Т.е. нарядность книги состоит не в праздничной атмосфере внутри книги, а в том, каким образом она выполнена, как изготовлена автором. Если можно говорить о писательском ремесле, то в нашем случае мы имеем дело с большим мастером. Для меня уровень Юрия Буйды соразмерен с уровнем Ольги Токарчук (хотя её книги знаю только в переводах, а не в оригинале), Ольги Славниковой…
А помимо вот этой красоты литературного стиля и авторского слога (ей-богу, при чтении пару раз само по себе всплывало определение «нерифмованная поэзия») книга, безусловно, привлекает некоторыми умностями. Причём умностями в данном случае не в уничижительном толковании этого слова, а именно умными, заставляющими задумываться словами персонажей романа. Особенно кульминационно звучит диалог двух главных героев ближе к концу романа.
Вы спросите — так о чём книга-то? Ну, тут много чего намешано. И криминал имеется, и несколько любовных историй, и погружение в недалёкую историю, и социально-политическая философия, и выстрелы гремят…
42346
Аноним8 мая 2024 г.Кто убил Шуретту и Елизавету Андреевну?
Читать далееДар речи - мое первое знакомство с Юрием Буйдой. Любовь с первого взгляда, извините за банальность. Слишком много в этой книге того, что мне безумно нравится, чтобы не влюбиться. Во-первых, очень проективный главный герой. Мы примерно одних лет, и мне кажется, что я в конце восьмидесятых был таким же не слишком культурным, но сообразительным пареньком из народа, который и в наши дни сохранил остатки наивности, приправленные изрядной долей цинизма и жизненного опыта. Впрочем, герой с библейским именем Илья взлетел куда выше меня и в семейном (советская аристократия + прорабы перестройки) и в профессиональном (топовая юридическая фирма, обслуживающая нарождающийся капитализм) плане, и мы видим события романа его глазами.
Взгляд его описывает причудливые зигзаги между далеким и не слишком прошлым, повествование нелинейное и мне показалось, что здесь в этом есть оправдавшийся авторский замысел - шаг за шагом читатель находит новые фрагменты головоломки сюжета. Начинается книга буквально с конца, однако мы еще не понимаем, кто все эти люди, какова их история и что ими движет. Ответы на эти вопросы и составляют содержание романа. Сюжет содержит множество твистов, местами делаясь похожим на греческую трагедию о всесилии рока.
Удивительно, как много помещено в книгу при ее достаточно компактных размерах, это очень плотный на события, героев, сюжетные повороты текст, и мне кажется, что это еще один сработавший авторский прием.
Уже после половины книги становится понятен ее второй план - исследование скреп, составляющих историю страны и рода. Автор предоставляет читателю самому судить, из чего они сделаны - чистого серебра любви веры и верности или гнилой тины зависти, корысти и похоти. Я не могу сказать, что вполне понимаю замысел писателя, но история предстает многогранной, живой и, как бы это сказать, не вполне ясной.
Еще один очень удачный прием автора - сохранение покрова тайны или загадки над некоторыми событиями. Это не тот случай, когда непонятность раздражает, а скорее когда неясность заставляет читателя самого додумывать, что там было... Я, например, не имею понятия, кто и почему убил Шуретту и Елизавету Андреевну, так что если у вас есть догадки - поделитесь пожалуйста..
Текст наполнен яркими метафорами - Патриарх Папа-Шкура, Виссарион-Дидим отсылают к библейским историям, название книги обыграно многократно и очень искусно, в чертах персонажей просматриваются намеки как на конкретных людей, так и на собирательные образы эпох.
Открытый финал... Не могу сказать, что мне нравится этот прием, но тут он кажется мне единственно возможным.
И последняя глава, выпадающая из всего повествования: то ли прямая авторская речь к читателю, то ли проповедь нормальности, то ли антитеза всего описанного в книге...Очень рад, что открыл для себя нового автора, обязательно буду читать его еще.
33620
Аноним28 октября 2023 г.Читать далееКнига Юрия Буйды это словно бы точка, в которой сошлось воедино слишком многое из того, что мне по-настоящему гадко и противно - в жизни, в обществе, в людях. В литературных текстах. Грязь, порок, разнузданность - и моральная, и физическая. Вседозволенность, идущая не только снаружи, как результат полученных по праву причастности к золотому кругу привилегированных, но и изнутри, как результат полного отсутствия внутренних границ и тормозов.
Да, эти герои интеллектуальны, у них есть собственный стиль, своеобразная элегантность, искушённость, цинизм, изощрённые манеры и «сильные» характеры. Подозреваю даже, что кому-то такие люди могут прийтись по вкусу - зло в подобной упаковке обычно как минимум вызывает интерес. Мягко выражаясь. Тем более когда сталкиваешься с ним не в реальной жизни, а на страницах книги. Но это точно не мой случай.
Кроме того, за исключением персонажей и сюжета, в «Даре речи» мне сильно не нравится даже сам по себе взгляд, которым автор окидывает пространство вокруг, окружающую действительность.
Слова и образы, которые он для этого выбирает, не только слишком часто имеют какой-то скрытый уничижительный подтон, но так же малюют мир как нечто весьма неприглядное, временами откровенно убогое и карикатурное. Я уже писала об этом в своём отзыве на «Двух капитанов» - подобное всегда производит на меня крайне угнетающее впечатление. Мне физически бывает непросто такое читать.
Соответственно поставить книге даже минимально высокую оценку в две звезды - за писательский талант автора, за то что он хорошо пишет текст - просто не поднимается рука.
п.с. «Дар речи» - роман, который уверенно занимает в моём личном рейтинге шорт-листа «Большой книги 2023» второе место снизу. Сильнее его мне не понравились пока что только «Салюты на той стороне», на которые я вообще не смогла себя заставить написать отзыв.
Содержит спойлеры301,2K
Аноним20 ноября 2023 г.Читать далееЭто тот редкий случай, когда не можешь сказать о книге понравилась она или нет. Но то, что оставила яркий след - однозначно.
Сюжет и люди здесь отвратительные, здесь все спят друг с другом, включая близких родственников, и никого это не шокирует, здесь легко совершаются убийства, здесь герои совсем не знают различия между добром и злом. Но при этом следить за сюжетом интересно, авторский язык лёгок и прекрасен. А уж сколько мыслей возникает по прочтении!
События происходят в Москве, Франции, Италии, но главное место - это подмосковный дачный поселок Новая Жизнь, разделенный дорогой на Правую Жизнь, где живёт "элита" (именно так, в кавычках) и Левую Жизнь, где обитает обслуживающий персонал, также не отличающийся нормальным образом жизни. И вот это деление наводит на мысль - а есть ли Нормальная Жизнь?
Книга охватывает время с 80-х по 2020 годы: от позднесоветского через лихие 90-е до наших дней. И учитывая, что в центре событий потомственная КГБшно- журналистская семья, я подумала, а что, собственно, изменилось? "Кто курочку ел, тот и будет есть..." И словосочетание "Дар речи" здесь может иметь несколько смыслов: от обычного физиологического, где один из героев, Дидим, теряет способность говорить после совершенного убийства, да и раненая героиня, Шаша, в конце тоже начинает неправильно произносить слова , до понятия свободы слова. Хотя я не уверена, что автор имел в виду именно свободу слова.
В книге много постмодернистских приемов с отсылками к Библии, древнегреческим мифам, к Шекспиру, Сартру и даже основоположникам марксизма-ленинизма, много незнакомых слов, заставивших лезть в словари, так что среднестатистический читатель вроде меня может почувствовать свою необразованность. Но утешает то, что высокообразованность ещё ни о чем не говорит. Можно быть образованным, владеть несколькими иностранными языками, но быть никчёмным человеком. Поразило и то, что даже главный герой, Илья Шрамм, вроде самый адекватный из этой семейки, абсолютно не рефлексирует по поводу происходящего, он хочет быть, как они, он любит женщину, но спокойно относится к тому, что приходится ее делить с другим.
Не всё я поняла в авторском замысле, например, почему у большинства героев не имена, а прозвища? Или почему слишком часто их имена-фамилии-прозвища начинаются на букву "Ш"?
Перечитывать не буду, да и рекомендовать никому тоже, но о прочитанном не жалею.
291,5K