Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дар речи

Юрий Буйда

  • Аватар пользователя
    Аноним8 мая 2024 г.

    Кто убил Шуретту и Елизавету Андреевну?

    Дар речи - мое первое знакомство с Юрием Буйдой. Любовь с первого взгляда, извините за банальность. Слишком много в этой книге того, что мне безумно нравится, чтобы не влюбиться. Во-первых, очень проективный главный герой. Мы примерно одних лет, и мне кажется, что я в конце восьмидесятых был таким же не слишком культурным, но сообразительным пареньком из народа, который и в наши дни сохранил остатки наивности, приправленные изрядной долей цинизма и жизненного опыта. Впрочем, герой с библейским именем Илья взлетел куда выше меня и в семейном (советская аристократия + прорабы перестройки) и в профессиональном (топовая юридическая фирма, обслуживающая нарождающийся капитализм) плане, и мы видим события романа его глазами.
    Взгляд его описывает причудливые зигзаги между далеким и не слишком прошлым, повествование нелинейное и мне показалось, что здесь в этом есть оправдавшийся авторский замысел - шаг за шагом читатель находит новые фрагменты головоломки сюжета. Начинается книга буквально с конца, однако мы еще не понимаем, кто все эти люди, какова их история и что ими движет. Ответы на эти вопросы и составляют содержание романа. Сюжет содержит множество твистов, местами делаясь похожим на греческую трагедию о всесилии рока.
    Удивительно, как много помещено в книгу при ее достаточно компактных размерах, это очень плотный на события, героев, сюжетные повороты текст, и мне кажется, что это еще один сработавший авторский прием.
    Уже после половины книги становится понятен ее второй план - исследование скреп, составляющих историю страны и рода. Автор предоставляет читателю самому судить, из чего они сделаны - чистого серебра любви веры и верности или гнилой тины зависти, корысти и похоти. Я не могу сказать, что вполне понимаю замысел писателя, но история предстает многогранной, живой и, как бы это сказать, не вполне ясной.
    Еще один очень удачный прием автора - сохранение покрова тайны или загадки над некоторыми событиями. Это не тот случай, когда непонятность раздражает, а скорее когда неясность заставляет читателя самого додумывать, что там было... Я, например, не имею понятия, кто и почему убил Шуретту и Елизавету Андреевну, так что если у вас есть догадки - поделитесь пожалуйста..
    Текст наполнен яркими метафорами - Патриарх Папа-Шкура, Виссарион-Дидим отсылают к библейским историям, название книги обыграно многократно и очень искусно, в чертах персонажей просматриваются намеки как на конкретных людей, так и на собирательные образы эпох.
    Открытый финал... Не могу сказать, что мне нравится этот прием, но тут он кажется мне единственно возможным.
    И последняя глава, выпадающая из всего повествования: то ли прямая авторская речь к читателю, то ли проповедь нормальности, то ли антитеза всего описанного в книге...

    Очень рад, что открыл для себя нового автора, обязательно буду читать его еще.

    33
    620