
Ваша оценкаРецензии
NikitaGoryanov25 сентября 2023 г.Прочь
Читать далееБрак Биргит и Каспара распался. Биргит умерла, покончила с собой. Последние годы жизни она пыталась отыскать цель и смысл, которые помогли бы ей ухватиться за жизнь, справиться с депрессией, преследовавшей ее многие лета. Увы, не получилось.
После смерти любимой и единственной женщины в душе Каспара образовалась пустота. Он не знал, для чего жить дальше. В вещах своей жены он нашел рукопись, содержащую историю ее жизни. Каспар узнал, что во времена их знакомства, когда Германия еще была разделена на ГДР и ФРГ, Биргит была беременна от бывшего возлюбленного, женатого мужчины с большой политической должностью. Биргит выносила и родила ребенка, но отдала его подруге сразу после родов.
Биргит долго думала над тем, чтобы отыскать дочь, но так и не смогла решиться, выбрав путь наименьшего сопротивления. Каспар принял это близко к сердцу и вознамерился все-таки узнать о судьбе падчерицы, найти ее и рассказать правду о матери и ее непростом выборе.
Поиски привели Каспара в нацистскую коммуну, где дочь Биргит жила со своим ультраправым мужем и дочерью, внучкой Биргит. В их доме поклонялись Гитлеру, носили украшения со свастикой и читали только фашистскую литературу. Обомлевший от увиденного Каспар понял, что наладить отношения с падчерицей и ее мужем уже не получится, а вот внучка, выросшая в традициях гитлерюгенда, все еще имеет шансы на спасение. Каспар предложил своим новым родственникам сделку: им деньги (якобы наследство), а ему каникулы с внучкой. Стороны достигли соглашения.
Борьба Каспара за нравственность внучки трогает, пробуждает светлые чувства и учит ненасильственному методу воспитания, единственно верному методу «пропаганды» добра (как всем нам известно, жесткие запреты чаще приводят к обратному результату).
Антифашистская повестка романа — это то, за что его, несомненно, можно и нужно похвалить. «Внучка» — роман о тотальной, всеобъемлющей терпимости, Шлинк проявляет спокойствие даже по отношению к самим фашистам, что в моменте вызывает смешанные чувства, но вполне обусловлено характером протагониста и его верой в идеалы гуманизма. Для кого-то слабость, для кого-то мужество — каждый будет решать сам для себя, но позиция Каспара согласована с общей идеей текста и для оценки литературного произведения это самое главное.
Шлинк плетет свою историю по канонам двух смежных жанров — романа воспитания и романа взросления. Сначала он подготавливает почву затянутым рассказом о побеге Биргит из ГДР, настраивая нас против любого проявления тоталитаризма, затем погружает в современность, в которой, в общем-то, в лучшую сторону ничего так и не изменилось, а в конце помогает усвоить информацию на примере внутреннего конфликта внучки с преданными Гитлеру родителями.
В образе Зигрун перед читателем предстает сама Германия — гордая, великая страна с богатой историей, полной больших заслуг и выдающихся людей, которая в определенный момент свернула с верного пути и заметно подпортила свою репутацию. И на примере Зигрун Шлинк показывает, что вновь встать на правильный путь, конечно, трудно, но возможно, причем не прибегая к насилию, а развивая культуру и образование, прокручивая в плеере не вагнеровский «Полет валькирий», а Баха и Шопена — музыку любви, а не смерти.
Очень не хочется ругать такой светлый роман, но если с моралью у него все в порядке, то по литературной части «Внучка» — полный провал. Структура совершенно не рабочая, экспозиция затянута, развитие тоже, характеры у Шлинка неправдоподобные и развиваются в угоду идеи, а не здравому смыслу. Очевидно, что автор хотел в первую очередь донести до читателя мысль, а уже во вторую — написать правильный текст, следуя законам литературного мастерства, но это не совсем то, чего ждешь от современной прозы, тем более той, что числится в коротком списке известной премии.
Впрочем, никакая внутренняя кривизна «Внучки» не омрачит ее положительных сторон. Роман короткий, читается бегло, надоесть не успевает, интересные сюжетные узлы есть — предсказуемые, но правильные, так что прочитать его я вам все-таки посоветую.
1476,7K
Juliett_Bookbinge26 августа 2024 г.Читать далееШлинка все запомнили за книгу «Чтец», совершенно потрясающую и очень сильную. Кажется все другие книги автора остались в тени этой глыбы (потрясающей, я повторюсь). Но вот недавний роман «Внучка» кажется мне не менее крутой и сильной работой.
В свежем романе автор снова возвращается к историческому контексту и поднимает темы политики. На примере своих персонажей он показывает нам конфликт идеалогий, мнений, поколений, развивает тему работы с этим конфликтом. В конечном итоге для достижения какого-то результата нужен диалог. Символично, что главный герой романа по имени Каспар в качестве подспорья для построения такого диалога использует искусство: музыку и литературу. Вообще в романе много символичности, стоит внимательнее вглядываться в текст. Автор романа то у нас отнюдь не простец.
Завязкой становится смерть жены главного героя, которой он помог бежать из Восточного Берлина к нему в Западный. Они прожили вместе жизнь, но вот однажды он находит ее мертвой в ванной, а после ему приходится прочесть ее дневники и заметки, из которых он узнает о ее секретах из прошлой жизни. И, конечно, он хочет во всем разобраться и воплотить в жизнь то, на что не решилась его супруга.
Заметила, что многие в отзывах назвали книгу скучной. Вероятно, аннотация романа могла ввести в заблуждение. Никаких вау секретов и интриг в книге нет, это не остросюжетный триллер. Это мастерски написанная проза про обычные человеческие жизни с их сложностями и проблемами.
Упоминая выше политику, я прежде всего имею ввиду ее роль в жизни каждого человека и вопросы взаимоотношений человека с государством и историей, то есть опыт понятный каждому. Мне очень понравилось, как Шлинк показывает важность баланса между жизнью личной (как личности, индивида) и гражданской (как ячейки общества, структуры). И по-моему маршрут к этому балансу тоже очерчен вполне ясно (не просто, но ясно!).
Простая на первый взгляд книга, на самом деле говорит на серьезные и тяжелые темы, опираясь при этом на сложнейший исторический опыт. На меня «Внучка» все же произвела большое впечатление и по форме, и по содержанию. Очень поддерживающая и обнадеживающая вещь.
1081,1K
ALEKSA_KOL30 декабря 2023 г.Не очень.
Читать далееСюжет рассказывается от имени пожилого мужчины Каспара.
У него жена покончила с собой. Он (как выясняется) не очень хорошо знал ее. В прошлом она жила в ГДР, а он в ФРГ. И до него она (как он выясняет уже после ее смерти) родила дочь и отдала ее другим людям. По всей видимости, из-за этого она не могла успокоится и найти свое место в жизни. Она была несчастна.
И вот Каспар отправляется на поиски ее дочери.Книга написана суховатым языком. Герои описаны довольно плохо и как-то уныло. И вроде, задумка и идея хорошие, но как-то автор все скомкал. Мне было скучно читать. Но книга не длинная, так что быстро прочиталась.
Советовать я бы ее не стала.851,4K
Katerina_Babsecka19 декабря 2023 г.История про неправильную семью с неправильными взглядами
Читать далееИ это еще одна громкая новинка этого года, которая находилась во многих вишлистах заядлых читателей. Автор известен по своей громкой работе «Чтец». Для меня же книга послужила первым и последним знакомством с этим автором.
Речь пойдет о вдовце и маленькой девочке, которые встретились, ну далеко не случайно. Но начнем сначала. Главный герой заходит к себе в квартиру и находит там остывший труп жены. По тексту мы узнаём, что брак супругов был несчастливым и жена не просто так свела счеты с жизнью. И хоть история преподносится, как драматическая, никакого отклика в моей душе она не оставляет. Во всех злоключениях, по сути виновата сама женщина. Да, были тяжелые времена, она территориально оказалась не на той стороне (а времена, кстати, знаменательные, вторая мировая), но это не оправдывает все её бездумные поступки тогда, и даже после этого, и особенно ПОСЛЕ. Биргит (умершая жена) в свое время сбежала к Каспару (бедный и рогатый муж))) из Восточного Берлина в Западный, оставив в подоле у кого-то своего ребенка. Прошло много лет, утекло много воды, но чувство вины не отпускало её. И книга даже не про это. Она про память поколений, про преемственность взглядов. И эта преемственность особенно ужасно выглядит на примере маленькой девочки, которая воспитывается в «неправильной» семье, а точнее в семье с неправильными взглядами.
Мне не понравился слог автора, не понравились мысли автора и даже сюжет. Книга куцая, серая и неинтересная. Она не воспринимается, как тяжелое и важно чтение на примере других книг про ужасы войны и сломанные судьбы людей. Моя оценка – 2,5/5
791,1K
Neveyka12 февраля 2023 г.О юный новый нацизм
Читать далееВраньё! Никакая это не книга про конфликт поколений! Эта книга про конфликт правой и левой идеологий! А я его всем сердцем ненавижу – он крайне редко приходит к разумному и сбалансированному заключению. Как правило, он выглядит либо как «левый» в белом пальто, возвышенный интеллектуал, борющийся за великую свободу против «ватников», «быдла» и «рабов режима», либо как «правый» на белом коне, отважный патриот, борющийся за великую справедливость против анархистов, извращенцев и «малолетних дебилов». И редко кто-то говорит о том, что здоровое общество можно построить лишь на основе диалога идеологий, компромисса, в котором левые гарантируют свободы, а правые – эффективность системы.
Впрочем, в сюжете Шлинка «левый» дед, символ свободы и искусства, выступает не просто против правых, а против ультраправых – против идей своей внучки, воспитанной в неонацистской среде. И тут ни один здоровых человек не найдёт аргументов против деда. Но проблема в том, что в общем контексте достаётся вообще всем «правым» – дед всё равно в какой-то момент натягивает своё белое пальто и говорит: «Позвольте людям делать, что они хотят!» Серьёзно? Я вижу будущее такого общества в скорой войне всех против всех, которая начнётся в тот момент, когда хотения одних войдут в конфликт с хотениями других.
Поймите меня правильно, безусловно, давать гормоны и отрезать пипиську четырёхлетнему пацану, однажды утром решившему, что он хочет стать девочкой, – более гуманно, чем отправлять его в газовую камеру потому, что он какой-то не такой национальности. Но не нужно делать вид, что первое – это нормальный выбор нормального общества. Любая идеология, как правая, так и левая, радикализуясь, становится орудием уничтожения. К моему великому сожалению, Шлинк говорит лишь об угрозе радикальных правых, а мне всё же хотелось бы видеть всю картину и выход к балансу.
Однако, несмотря на мою яростную нелюбовь к конфликту идеологий, книга мне понравилась. На самом деле я зря возмущаюсь узкостью взгляда, ведь вполне естественно, что Шлинк фиксируется на наиболее болезненной для себя теме – стирании памяти о холокосте и перерождении националистических идей в идеологию легитимированного геноцида «других». Он говорит о своей истории и обращается к новому поколению с предостережением, предлагая ему выбрать другое будущее. Правда, символично то, что в конце романа в некоторой степени идеологически «обнулённая» внучка уезжает на другой конец света – в Австралию. Потому что лично для неё никакого свободного будущего в Германии нашего времени нет.
Содержит спойлеры631,9K
Vladimir_Aleksandrov19 ноября 2023 г.Читать далееШлинк не Зебальд, Зебальд не Шлинк, хотя оба родились в один года (1944). Зебальд, правда, уже умер, но Шлинк вот продолжает трудится... пишет... И весьма неплохо-читабельно пишет...
Главный герой, ровесник автора, от него же (от ГГ) ведётся повествование... Главного героя зовут Каспар (имя, традиционно данное одному из трех библейских волхвов, принесших дары младенцу Иисусу, то есть такое "западно-общеевропейское"), имена остальных "националистических" персонажей - "викинговские", т.е. как бы исторически-корневые, хотя автор мог бы и чисто немецкие (по контексту) им подобрать (ну эт ладно, не будем уходить далеко в боковую сторону) не националистических - снова "западно-общеевропейские"... (то есть первично-контекстная ситуация сформулирована)..
Идём далее.
Если по одной только этой книжке судить, можно подумать, что панки-скинхэды-нацисты обитали только в Восточной Германии (Оси), а Западная (Веси), якобы, вся белая и пушистая... Но это (конечно же) не так - "веси" по этой части нисколечко не отставали, а временами даже и обгоняла "осей", хотя, что там после "объедения" происходило и происходит - особого представления не имею (может всё так и есть)...
Дальше.
Повествователю (как и автору) важно было оправдать перед читателем Биргит, бросившую ребёнка, и "сформировавшую" за счет этого сюжетный скелет романа... - Оправдать (почти) удалось...
Свеня (вообще, странное имя, но об этом уже было выше), -дочка Биргит стала упоротой германофилкой (то есть "нацисткой"), её дочка Зигрун (не удержусь всё-таки: кирпичи этими именами можно было бы крошить, ей-богу) и названная как бы "внучка" повествователя), такая же (но уже почти исправляющаяся) и да, она же не хотела быть "предательницей", но по факту, рассказав названному "деду" и его знакомому адвокату имя убийцы, всё-таки им стала, утащила у деда бумажник (оставив записку) и "вынырнула" в Австралии (как символично, кстати, - тамошний страус тоже, спрятав голову в песок, думает, что спрятался)...
И есть даже надежда, что дед (как-нибудь) поедет туда, поищет по консерваториям и найдёт-таки внучку... вот такой, как бы, хэппи энд...
А вообще... окончания ромнов - отдельная тема (но об этом, как-нибудь в другой раз, если будет повод, ситуативная событийность и вышкирдиновое настроение (чистой прото любви))...501K
marinesik15 июля 2025 г.Читать далееКнига несомненно великолепна, она одна из тех что проникает в тебя и долго не отпускает. Невероятно, что в таком небольшом объеме автор смог уместить столько событий, историй и переживаний. Глубоко искренняя семейная история рассказана проникновенно через призму истории самой Германии. Книга позволила познакомиться более детально с актуальной Германией. Открылось много фактов о которых я даже не задумывалась. Еще раз убедилась, что книги расширяют наши горизонты. Главный герой, Каспар, после смерти жены открывает завесу ее тайны. Решает выполнить желание жены. Пускается на поиски брошенной дочери Биргит. В результате он находит ее и ее внучку. Зигрун уже 15 лет, она воспитывается в закрытом сообществе национал-поселенцев. Каспер пытается наладить отношения с внучкой. Предлагает проводить несколько дней у него дома в Берлине. В итоге он открывает ей мир, мир книг и музыки. Сложные отношения с родителями Зигрун, приводят к невозможности общения с ней. В итоге все заканчивается благополучно. Все таки ему удалось бросить зерно здравомыслия в ее голову. Книга дает понять, что в современном немецком обществе не все так благополучно. Прекрасно написана, легко читается. Надо познакомится и с другими его произведениями.
46468
winpoo23 февраля 2024 г.«…стучитесь, и отворят вам» (Мф 7:7–11)
Читать далее«Пусть кругом – семистопная ложь,
И судьба безвозвратною стала –
Я дождусь. Ты ещё подрастёшь,
Чтоб понять, что напрасно искала» (Б. Рубежов).Думаю, что я никогда бы просто так не стала читать о «правых, о националистах и неонационалистах, о НДП и АдГ, автономных националистах, идентитаристах, артаманцах, нацонал-поселенцах, об их поселениях и очищенных от “инородных элементов” зонах, их женских и молодежных организациях», опасаясь как депрессивности самого чтения, так и страха от соприкосновения с угрожающим масштабом этого явления, приспособленностью националистов к современным условиям и их представленностью в среднем классе, в кругу интеллигенции и среди подростков вроде Зигрун. Но здесь сошлись несколько факторов: a) это все-таки художественная литература, b) это Бернхардт Шлинк, «Чтец» которого стал для меня в свое время событием, c) это интерес к тому, что сегодня думают о себе и о мире современные немцы из обеих Германий.
Вообще, книга грустная, в ней много пронзительных сцен, когда главный герой Каспар видит, насколько оболванена Зигрун, не замечающая очевидного и настаивающая на усвоенных догмах, понимает, насколько уперт ее отец, не допускающий никакого стороннего влияния на дочь, и чувствует себя беспомощным против всей этой лоботомии. Она умно написана и хорошо построена: хотя мотивация Каспара встретиться с дочерью Биргит и придумать ее «завещание» мне так до конца и осталась неясной, мне оказалась близкой его интенция искать пути, чтобы пробиться к почти загубленной на всю голову девчонке и суметь показать ей иные стороны жизни, до которых она может дойти если не своим умом, то хотя бы своими чувствами, общаясь с «иным». По мере чтения я благословляла его терпимость, эрудицию, твердость характера и спокойное принятие всего того, что должно принимать в жизни, даже если не хочется.
Конец оптимистичный, я рассчитывала на другой. Ну, как рассчитывала? - Предполагала, что описываемые события ведут Зигрун к внутреннему конфликту на разрыв. Но автор решил иначе и гуманистичнее: общение с «дедом» в полном смысле слова оказалось целительным для ее души и выполнило свою спасительную роль; в ней достало мужества, чтобы начать жизнь с новыми ценностями, не навязанными, но принятыми в дар от мудрого и чуткого человека. Вся эта история заставляет задуматься о том, что происходит в современном мире и как непросто выжить в нем молодым, еще (или вообще?) не способным формировать собственное мнение о чем бы то ни было и являющимся легкой добычей других. И здесь – кому как повезет. Зигрун, похоже, повезло.
441,1K
NeoSonus5 июня 2023 г.Кривое зеркало неонацизма
Читать далееКниги Бернхарда Шлинка это всегда раскол. Разлом, который произошел в памяти и судьбе немецкого народа, общенациональная ответственность. Вшитое в подкорку мозга каждого (?) чувство вины за преступления одного человека, одной партии, одного режима. Шлинк никогда не оправдывал, никогда не требовал ответа у кого-то кроме себя, он всегда пытался разобраться в том, как с этим жить, как эта трагедия способна проявляться в том или ином виде. В каком обличии ее можно встретить…
В последнем романе немецкого писателя она предстает в новом образе. Национальных поселений, в которых воспитывают детей в духе неонацизма. В разгромной деятельности «автономов», которые пришли на смену скинхедов. В юности, которая с горячим убеждением твердит, что холокоста не было, а все историки планеты врут. В беспомощности старости, которая на примере музыки пытается убедить, что национальность не имеет значения… Роман «Внучка» Бернхарда Шлинка о том, как история искажается в кривом зеркале неонацизма.
Но, конечно, все не так просто. Вы же не думаете, что талантливый и безусловно блестящий прозаик написал такое политическое произведение? О нет. Книга начинается совсем с другого. С того, как один книготорговец пришел вечером домой. Убрал пустые винные бутылки, осколки стекла на полу, помыл посуду, поднял раскиданные вокруг вещи, поставил аккуратно брошенные у дверей туфли. Он убирался с глухим раздражением и думал о своей жене, которая, надо уже это признать, превратилась в алкоголичку, а он ничем не может ей помочь. Его сердце разрывается от любви и боли. Он поддерживает ее во всем, он всегда рядом, но она замыкается все больше, пьет до рвоты, до потери сознания, и он каждый вечер приходит домой, убирается за ней и укладывает ее спать, если она отключилась где-нибудь на полу… Но сегодня все будет по-другому. Хотя главный герой пока об этом не знает… Он устало заваривает чай, садится за кухонный стол и думает о своей жизни.
Если бы не название книги (один большой спойлер, хочу заметить), я бы ожидала от романа совсем другое. И после каждой главы мне казалась, что вот оно – вот генеральная линия произведения. В отношениях Каспара и Биргит. В истории Биргит. В поисках Каспара. В его отношениях с ____. И каждый раз писатель брал меня за руку и вел дальше. Оказывалось, что история продолжается, что это еще не конец.
В конечном счете мораль здесь не одна. Эта книга как яблоко, в сердцевине которого можно найти несколько зернышек. Я написала в начале рецензии только об одном, о том, что зацепило лично меня. После «Чтеца» и сборника рассказов Шлинка, я в первую очередь распознала этот синдром хронической вины и новое переосмысление этой темы в свете радикально настроенных групп. Злость и упрямство. Идеологическая зашоренность и малообразованность, готовность свергнуть все идеалы. Стремление найти опору в прошлом и оправдать преступников. У меня в голове не укладывается, как можно на полном серьезе отрицать факт холокоста, а оказывается можно. И писатель показал мне как это происходит. Меня это поразило. Поэтому я написала именно об этом в первую очередь… Но книга больше, проблемы шире. Личная семейная трагедия, связь поколений, проблема взаимопонимания и поиска истины, своего пути (если бы не политика, я бы именно об этом написала – о поиске своего пути)… А еще эта история о человеческой слабости, неспособности сделать первый шаг, о страхе встретиться лицом к лицу с теми, перед кем ты виноват… О… Шлинк всегда поражал мое воображение.
Я так давно не читала его книг, что успела забыть легкость слога. Книга читается так быстро, не замечаешь, как перелистываешь страницы, текст разбит на такие маленькие главы, что темп увеличивается, книгу не читаешь, а глотаешь. Это книга на серьезную тему, она о трагедии семьи и страны, но нет чувства, что передо мной тяжелый фолиант, что-то неподъемное… Это качественная проза, которая несет много смыслов, вот и всё. Не демонизируйте и не ожидайте заведомо что-то душераздирающее… Даже главный страх Биргит оказался не настолько ужасным, как ей виделось. Наоборот, все вышло гораздо проще и легче, чем она себе когда-либо представляла…
Я советую эту книгу тем, кто любит хорошую современную прозу. Кто способен различать весь спектр красок, а не только черное и белое, кто избавлен от юношеского максимализма и может увидеть за личной трагедией боль целой нации. Кто умеет распознавать ложь идеологических манипуляций. Эта книга понравится тем, кто в масштабах истории может разглядеть отдельное лицо. Глаза. Беспокойный взгляд. И понять на доли секунды чуждую душу.
441K
NaumovaLena27 октября 2025 г.«...я в здесь и в сейчас... здесь – это цель, а сейчас – удовлетворение... нужно только принять это... принять и отпустить...».
Читать далееДаже не знаю, по какой причине я искренне считала, что проза Бернхарда Шлинка относится к классической литературе. И момент моего величайшего удивления был тогда, когда я узнала, что роман «Внучка» был написан только в 2021 году. По своей неторопливости и лёгкой меланхолии, очевидной нелогичности и отсутствию чёткой структурированности эта история, как никакая другая, напоминала мне романы некоторых представителей классической прозы.
Есть еще один момент, который оказался общим для столь разных жанров: в данном романе нет ни одного приятного мне персонажа. Не смогли у меня в душе найти отклика ни семейная пара, со знакомства с которой и начинается эта история, ни какие-либо другие герои, появляющиеся на её страницах. Их было немало, но все они показались мне людьми с двойным дном, при этом их возраст не играл никакого значения.
История начинается с трагедии: Каспар Веттнер обнаруживает свою жену Биргит мёртвой. Она покончила с собой в ванной их большого дома. Что послужило причиной сведения счётов с жизнью? Что довело до такого страшного финала жизнь вполне благополучной женщины? Почему все последние годы она так сильно пила, что пьянство уже напрямую влияло на её поведение, вызывавшее массу негатива? А отношения с мужем давно перешли все допустимые черты, став практически обузой для них двоих, нежели поводом для радости.
Есть только одна правда. Она ни моя и ни твоя, она просто есть, и все. Как солнце и луна. И так же, как луна, она иногда видна лишь наполовину. И все же лик ее целен...Сам Каспар первое время, даже не понимая, как реагировать на смерть жены, пытается разобраться с тем, что от неё осталось, и находит её незаконченный роман, а скорее даже дневник. Его чтение открывает ему глаза на многое в поведении Бригит и раскрывает тайны прошлого, которые его жена хранила внутри себя, так за всё время брака и не раскрыв своему мужу. Её столь своеобразная исповедь начинается очень издалека, затрагивая моменты юности, первые серьёзные чувства, первые страдания и предательства. Первые ошибки и первый трудный морально-нравственный жизненный выбор, который наложит печать на всю последующую жизнь героини.
Автор очень тонко и как бы ненароком, через все эти острые и судьбоносные моменты, раскрывает личность своей героини. И надо сказать, что Бригит оказывается не столь приятным человеком, как можно было бы ожидать. Довольно эгоистичная, думающая в первую очередь о себе, она и Каспара выбрала, как мне кажется, не столько по любви, а скорее как идеальное средство для того, чтобы выбраться из ГДР в новую, свободную жизнь.
Я рада, что не осталась. Рада, что уехала. Я не хочу ни одной из этих непрожитых жизней. Но я не могу от них избавиться. Мои непрожитые, как и прожитые жизни всегда со мной. Они печальны, и я несу эту печаль жизни с чувством вины, печаль жизни в нише, печаль жизни вне и против мира.Единственный раз за весь роман, когда героиня смогла вызвать у меня тёплые чувства, — это когда после попадания в ФРГ она сталкивается с неприязненным к себе отношением. Видя в ней человека из Восточной Германии, её не принимали и не понимали, и вот в этот момент она мне показалась по-настоящему ранимой и трогательной. Но эта иллюзия была довольно скоро развеяна, и Бригит снова стала самой собой.
Она трогала его душу. Ее поиски своего места в жизни, туман загадочности, которым она окутывала свое творчество, ее мечты о запоздалом литературном успехе, ее страдания, связанные с алкоголем, ее восторженная любовь к детям и собакам — во всем этом заключалось столько боли о том, что не сбылось и не может сбыться. И эта боль приводила его в умиление. Может быть, умиление — это облегченный вариант любви? Возможно. Если любовь — это всё. Для него это было не всё.Ещё один момент, который может служить существенной характеристикой героини, — это мера её благодарности и любви к человеку, который рисковал ради неё собственной жизнью. Но личное душевное состояние оказывается гораздо важнее: она продолжает искать себя и решает уехать в Индию, где бездумно проводит время, позволяя себе, совершенно не мучаясь угрызениями совести, обманывать одного из самых близких людей — собственного мужа.
— Что с тобой?
— Ничего, — ответила я.
Этот вопрос он потом еще не раз задавал мне по ночам и получал тот же ответ...Бригит проводит в подобной бесцельности свою жизнь ровно до того момента, пока ей не приходит в голову, как бы было здорово исправить некоторые ошибки прошлого. И в этом случае её совершенно не волнует, как это отразится на других людях, ей важно только то, что чувствует она сама. Но эгоизм оказался не столь силён, видимо, перебороть другие эмоции у него не получилось, и даже такое важное дело так и осталось незаконченным. Доводить до финала главную трагедию её жизни пришлось уже её мужу. И я так и не смогла для себя найти ответ на один простой вопрос — зачем Каспару Веттнеру это было нужно?
Предложить себя! — Она рассмеялась. — Предложить или навязать себя?...Я не могу сказать, что роман мне не понравился. Нет. Чем дальше я читала, тем больше втягивалась в происходящее. Тем больше абсурдность этой истории начинала меня волновать. Мне было безумно любопытно, как сам автор пояснит такую сильную заинтересованность Каспара и его столь активное участие не только эмоциональное, но и денежное. Но то пояснение, что мимолётно проскользнуло на страницах, мне показалось недостаточной причиной столь сильной мотивации. И для меня вся общая картина романа оказалась сильно притянутой за уши. Совершенно не тем, во что можно поверить без раздумий, но тем, что можно взять для нескучного времяпрепровождения.
В музыке, искусстве и литературе не важно, что немецкое, а что иностранное. Важно лишь, хороши они или нет...42155