Рецензия на книгу
Die Enkelin
Bernhard Schlink
NaumovaLena27 октября 2025 г.«...я в здесь и в сейчас... здесь – это цель, а сейчас – удовлетворение... нужно только принять это... принять и отпустить...».
Даже не знаю, по какой причине я искренне считала, что проза Бернхарда Шлинка относится к классической литературе. И момент моего величайшего удивления был тогда, когда я узнала, что роман «Внучка» был написан только в 2021 году. По своей неторопливости и лёгкой меланхолии, очевидной нелогичности и отсутствию чёткой структурированности эта история, как никакая другая, напоминала мне романы некоторых представителей классической прозы.
Есть еще один момент, который оказался общим для столь разных жанров: в данном романе нет ни одного приятного мне персонажа. Не смогли у меня в душе найти отклика ни семейная пара, со знакомства с которой и начинается эта история, ни какие-либо другие герои, появляющиеся на её страницах. Их было немало, но все они показались мне людьми с двойным дном, при этом их возраст не играл никакого значения.
История начинается с трагедии: Каспар Веттнер обнаруживает свою жену Биргит мёртвой. Она покончила с собой в ванной их большого дома. Что послужило причиной сведения счётов с жизнью? Что довело до такого страшного финала жизнь вполне благополучной женщины? Почему все последние годы она так сильно пила, что пьянство уже напрямую влияло на её поведение, вызывавшее массу негатива? А отношения с мужем давно перешли все допустимые черты, став практически обузой для них двоих, нежели поводом для радости.
Есть только одна правда. Она ни моя и ни твоя, она просто есть, и все. Как солнце и луна. И так же, как луна, она иногда видна лишь наполовину. И все же лик ее целен...Сам Каспар первое время, даже не понимая, как реагировать на смерть жены, пытается разобраться с тем, что от неё осталось, и находит её незаконченный роман, а скорее даже дневник. Его чтение открывает ему глаза на многое в поведении Бригит и раскрывает тайны прошлого, которые его жена хранила внутри себя, так за всё время брака и не раскрыв своему мужу. Её столь своеобразная исповедь начинается очень издалека, затрагивая моменты юности, первые серьёзные чувства, первые страдания и предательства. Первые ошибки и первый трудный морально-нравственный жизненный выбор, который наложит печать на всю последующую жизнь героини.
Автор очень тонко и как бы ненароком, через все эти острые и судьбоносные моменты, раскрывает личность своей героини. И надо сказать, что Бригит оказывается не столь приятным человеком, как можно было бы ожидать. Довольно эгоистичная, думающая в первую очередь о себе, она и Каспара выбрала, как мне кажется, не столько по любви, а скорее как идеальное средство для того, чтобы выбраться из ГДР в новую, свободную жизнь.
Я рада, что не осталась. Рада, что уехала. Я не хочу ни одной из этих непрожитых жизней. Но я не могу от них избавиться. Мои непрожитые, как и прожитые жизни всегда со мной. Они печальны, и я несу эту печаль жизни с чувством вины, печаль жизни в нише, печаль жизни вне и против мира.Единственный раз за весь роман, когда героиня смогла вызвать у меня тёплые чувства, — это когда после попадания в ФРГ она сталкивается с неприязненным к себе отношением. Видя в ней человека из Восточной Германии, её не принимали и не понимали, и вот в этот момент она мне показалась по-настоящему ранимой и трогательной. Но эта иллюзия была довольно скоро развеяна, и Бригит снова стала самой собой.
Она трогала его душу. Ее поиски своего места в жизни, туман загадочности, которым она окутывала свое творчество, ее мечты о запоздалом литературном успехе, ее страдания, связанные с алкоголем, ее восторженная любовь к детям и собакам — во всем этом заключалось столько боли о том, что не сбылось и не может сбыться. И эта боль приводила его в умиление. Может быть, умиление — это облегченный вариант любви? Возможно. Если любовь — это всё. Для него это было не всё.Ещё один момент, который может служить существенной характеристикой героини, — это мера её благодарности и любви к человеку, который рисковал ради неё собственной жизнью. Но личное душевное состояние оказывается гораздо важнее: она продолжает искать себя и решает уехать в Индию, где бездумно проводит время, позволяя себе, совершенно не мучаясь угрызениями совести, обманывать одного из самых близких людей — собственного мужа.
— Что с тобой?
— Ничего, — ответила я.
Этот вопрос он потом еще не раз задавал мне по ночам и получал тот же ответ...Бригит проводит в подобной бесцельности свою жизнь ровно до того момента, пока ей не приходит в голову, как бы было здорово исправить некоторые ошибки прошлого. И в этом случае её совершенно не волнует, как это отразится на других людях, ей важно только то, что чувствует она сама. Но эгоизм оказался не столь силён, видимо, перебороть другие эмоции у него не получилось, и даже такое важное дело так и осталось незаконченным. Доводить до финала главную трагедию её жизни пришлось уже её мужу. И я так и не смогла для себя найти ответ на один простой вопрос — зачем Каспару Веттнеру это было нужно?
Предложить себя! — Она рассмеялась. — Предложить или навязать себя?...Я не могу сказать, что роман мне не понравился. Нет. Чем дальше я читала, тем больше втягивалась в происходящее. Тем больше абсурдность этой истории начинала меня волновать. Мне было безумно любопытно, как сам автор пояснит такую сильную заинтересованность Каспара и его столь активное участие не только эмоциональное, но и денежное. Но то пояснение, что мимолётно проскользнуло на страницах, мне показалось недостаточной причиной столь сильной мотивации. И для меня вся общая картина романа оказалась сильно притянутой за уши. Совершенно не тем, во что можно поверить без раздумий, но тем, что можно взять для нескучного времяпрепровождения.
В музыке, искусстве и литературе не важно, что немецкое, а что иностранное. Важно лишь, хороши они или нет...42155