
"... вот-вот замечено сами-знаете-где"
russischergeist
- 39 918 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
На Марсе цветут уже не то, что яблони, но и вишни. А ещё, по-прежнему, ксенофобия, политические кризисы и вообще все, что люди туда вместе с собой привезли. Многие ругают автора за слишком детальные описания пейзажей, которые для некоторых скучны. Я - нет, но произведение Робинсона к третьему тому уже перестает притворяться научным и становится более фантастичным. И, как мне кажется, многие читатели этого из-за скурпулёзности описаний не замечают.
Все эти марсианские прыгающие походки (это после ста лет-то с пониженной гравитацией Земляне скачут по Марсу всё ещё как козы?). Все эти ветра, более сильные, чем на Земле. Научное фантазёрство. А уж про местную спартакиаду ближе к концу книги - вообще молчу. Ну невозможно читать.
Уже третью книгу подряд у нас нет основного героя. Казалось бы, на эту роль претендовал Ниргал, но потом все повествование опять развалилось. Автор зачем-то вводит некую Зо, чтобы через сотню страниц её, такую свободолюбивую и пышущую жизнью убить. Как банально. Если бы я не делал заметки, я бы к концу книги даже не вспомнил бы, что такая была! Дробление на этот раз на множество персонажей убивает сюжет даже больше, чем в первых двух книгах.
Чем-то это напоминает обилие персонажей в подростковой "Луне - суровой хозяйке" Хайнлайна; в какой-то момент у меня случилось дежавю и я подумал, что Землю будут бомбардировать астероидами.
В третьей книге мы побывали на Земле, но только для того, чтобы обнаружить, что "ландшафтные" описания у Робинсона совершенно одинаковые, вы не отличите Марс от Земли в них.
Когда я увидел упоминание холонов, то эта книга сделал резкое пике в моих глазах со своего и без того невысокого пьедестала. Я говорил про ненаучность? Это были только цветочки! холоны. Не знаю, почему Уилбер так проник в американские умы, но я натыкаюсь на него в совершенно разнообразных и не связанных между собой книгах и меня это уже даже несколько пугает. Ещё у автора пунктик на Эшера. Ну сколько можно повторяться!
Что мы ещё увидим в этой книге? Например, кооперативы марсиан, охотящихся на антилоп голышом. Всё бы было очень здорово, если бы все это не было написано во всё той же манере сверхсерьезных щей. Я очень надеюсь, мы не увидим новых романов о терраформировании Венеры.
Автор пытается написать величественное полотно освоения Солнечной системы людьми, и, знаете, я не верю. Попытку описать это как нечто, похожее на Европу после появления железных дорог, я за полёт "научно-фантастической" мысли могу признать лишь с большой натяжкой.
Точно также как все эти попытки построить идеальный политический строй (где-то тут должны быть "традиционные американские ценности" и значок торговой марки), кажутся очень банальными и натянутыми. Я никак не могу воспринимать это всерьез; даже допустить, что такие построения могли бы работать. Острейший конфликт между "красными" и "зелеными" в итоге перемешался в один совершенно невыразительный цвет. Конец ещё одной хорошей задумки, которую можно было бы раскрыть, но всё очень безвкусно и умеренно. Угроза войны с Землей вообще не ощущается как что-то возможное и значимое. И уж тем более, я никак не могу воспринимать такую цивилизацию Марса как райскую и высокоразвитую.
Что мне действительно понравилось в марсианской трилогии - так это истории про маленьких красных человечков, они меня позабавили до глубины души. Ради них не стоило читать все три тома, но в виде отдельной сказки они были бы великолепны, но увы. И, честно говоря, мне немного не хватило ума понять, что же за историю через них мне пытался поведать автор.
Мой личный итог: мне действительно жаль, что я потратил время на знакомство с этой трилогией и в очередной раз убеждаюсь, что никаким рекомендациям прочитать что-либо стоит верить. На вкус и цвет все фломастеры разные. Мне автор кажется сильно переоцененённым.
Голубой Марс Кима Стенли Робинсона сложный по форме, но пустой по содержанию.
А где же Хироко? しかた が ない.

«Голубой Марс» – финал эпичной трилогии Кима Стэнли Робинсона. По своему размаху он превосходит первые два романа.
В результате Великой Марсианской революции Марс стал независим от Земли. На смену активным решительным действиям приходит пора мирных реформ и строительства. Целью революционеров было создание идеального общества. Осталось дело за малым – исполнить все обещания. Начинать стоит с решения первостепенных проблем, которые и привели к восстанию. Оказалось, что лидеры революции не совсем готовы к решению столь сложных задач. Главным героям предстоит воспользоваться своими ранними наработками по модернизации экономики, терраформирования и международной политики. В какой-то момент ведущие марсианские лидеры собираются вместе и составляют конституцию.
По сути, заключительная часть «Марсианской трилогии» описывает нам создание новой утопии. Для контраста автор показывает нам Землю, изнемогающую от природных катаклизмов и перенаселения. За основу нового общества революционеры берут швейцарскую модель: слабая центральная власть, решающая в основном споры между муниципалитетами, которые, напротив, обладают максимальной автономностью. Подразумевается также добровольное и всеобщее участие граждан в политической, общественной и экономической жизни общества. Однако будет ли подобная модель, хорошо показавшая себя в небольшой закрытой стране, работать на огромном мультикультурном Марсе? Свою лепту вносят ограничения на личные накопления и частную собственность вместе с обязательной долей в предприятиях, на которых работаешь. Всё это сделано ради всеобщего равенства. Во главе правительства может оказаться совершенно любой, и не важно, что он не обладает необходимыми качествами. Некоторые политические движения практикуют террор, от которого страдают совершенно посторонние люди. Это их способ выражения собственной политической позиции – ограничивать их нельзя, на Марсе же демократия! Самое главное – обеспечить равенство, а некоторые «неудобства» можно и потерпеть ради высшей цели. Подобные размышления автора кажутся излишне наивными. Он как будто надеется, что все проблемы со временем пройдут сами.
Все происходящие события мы по-прежнему видим в основном глазами «первой сотни». Это возможно благодаря антивозрастной терапии. С появлением подобного средства, позволяющего жить 200-300 лет, проблема перенаселения встала ещё острее. Перед человеком открывается масса возможностей, но вместе с тем и масса опасностей. Всё это Ким Стэнли Робинсон подробно описывает.
Сам роман строится аналогично двум предыдущим. Мы видим эпизоды из жизни нескольких ПОВов, что позволяет всесторонне рассмотреть различные проблемы. Новые герои приходят на смену героям «первой сотни», которые постепенно умирают от старости. Все персонажи по-прежнему очень хорошо прописаны и реалистичны.
Самым интересным для меня стало то, что, вдохновившись опытом Марса, люди стали создавать новые колонии по всей Солнечной системе. Некоторые из них мы увидим на страницах романа. При этом акцент делается на политический строй и физиологические изменения колонистов.
Итог: Автор проделал колоссальный труд при создании данного цикла. И пусть здесь совсем мало экшена, размах происходящих событий впечатляет. Заметно, что Ким Стэнли Робинсон вдохновлялся политическими идеями 90-х годов по созданию в Европе идеального общества. Сейчас мы можем наблюдать к чему это привело. Тем не менее, тот факт, что основной упор автор делает на науку, как главный фактор развития общества, лично мне очень импонирует.

Создать достойную человеческую цивилизацию, обеспечить всех благами, лечить болезни, отсрочить старость - вот какую задачу поставили перед собой марсиане.
Робинсон проделал колоссальный труд по обустройству общества Марса, да и в преобразовании самого Марса тоже.
Разработать конституцию так, чтобы не повторить ошибок Земли - достойно восхищения.
В книге полный разгром экономического и политического устройства Земли - прошло почти 30 лет с момента написания книги, а в лучшую сторону ничего не изменилось.
Соединить все лучшие идеи Земли и создать идеальный мир - неужели это навсегда останется фантастикой?
Жаль, что не получается исправить всё на Земле, но, может быть, Марс не повторит ошибок?
Впервые за весь роман мы попадаем на Землю, и это увлекательнейшее путешествие. Земля сильно изменилась, многие города затоплены, появилось особая группа людей - межприливная цивилизация.
В развитии общества на Марсе природоохранный вопрос имеет преобладающее значение - люди заботятся в первую очередь о планете, не относятся наплевательски к биосфере Марса и его природными ландшафтам.
Интересно следить за техническим развитием общества, как люди обживают другие планеты и спутники, как обустраивают себе жилища вдали от Земли.
И теперь я понимаю, почему и зачем был отправлен корабль в длительнейшее путешествие в романе "Аврора". Я думаю, это была одна из попыток справиться с перенаселением Земли.
___
Марс теперь живая цветущая планета, заполненная жизнью и водой - и эта мечтательная фантазия необыкновенно вдохновляет.
Марс в образе Земли - эта мечта всегда преследовала людей. А благодаря К.С.Робинсону мы можем это увидеть, пусть и хотя бы в своем воображении.

– Ничто никогда не остается таким, как раньше. Все меняется от мгновения к мгновению. Что же до минеральной сознательности, так по мне, это чересчур мистично. Не то чтобы я был против нее, но все же…

– Земные культуры насквозь невротичны, а когда невротичное сталкивается со здоровым, обычно оно становится еще более невротичным, чем когда-либо. А здоровое просто не знает, что делать.

– Посмотри на них! – жестом указала Зо. – Они так сосредоточены. Ими я тоже восхищаюсь, если честно. Они так энергично взялись за проект, который не будет завершен еще долго после их смерти. Это нелепость, знак неповиновения и свободы, высшей степени безумия, будто они – сперматозоиды, безумно движущиеся к неведомой цели.
– Так можно сказать обо всех нас, – сказала Энн. – Это эволюция. Так когда мы полетим на Миранду?












Другие издания


