
Ваша оценкаРецензии
Аноним18 декабря 2011 г.Читать далееМне вдруг стало очень нужно поговорить о той грани остапобендерства, которая спрятана между этих легендарных строк.
Книга, которая превзошла свою гениальную предысторию во многом. Юмор здесь тоньше, замысел - глубже, стиль - изящнее, тоска - пронзительнее.
Но я все неправильно рассказываю. Сейчас. Гм-гм. Юмор здесь тоньше:
"Следствие может поглотить много времени. Сколько - знает один Бог. А так как Бога нет, то никто не знает".
"И ты, Брут, продался большевикам?"
Замысел - глубже:"Счастье никого не поджидает. Оно бродит по стране в длинных белых одеждах, распевая детскую песенку: "Ах, Америка - это страна, там гуляют и пьют без закуски". Но эту наивную детку надо ловить, ей нужно понравиться, за ней нужно ухаживать".
Стиль - изящнее:"...город. Он был нарезан аккуратно, как торт".
"...борщ, в котором плавали золотые медали жира".
Тоска - пронзительнее:"Все повторится... И опять будут сжигать людей, которые посмеют сказать, что Земля круглая".
Именно тоска. Вторая книга пронизана ею от начала и до конца! Но в отличие от "12 стульев", где грусти и безысходности тоже немало, в "Теленке" она не легкомысленна. Это мудрая, опытная тоска людей, которых не видно, но которые стараются, а им не везет; которые автоматически живут, пока их обманывают, обирают, бьют и даже убивают бритвами во сне. И все-таки они вертятся!Это тоска людей, которые во что бы то ни стало достигнут своей цели и обязательно не испытают никакого удовлетворения, перешагнув финишную ленту.
И, наконец, это красивейшая тоска людей, которые будто бы не тоскуют. Сыпля шутки и истории, все поголовно о.бендеры, которых в мире не меньше, чем сыновей лейтенанта Шмидта, не дают никому времени заметить все, что нешуточно - все остальное.
Моя собственная тоска.
Великая книга в шутливой парандже.
1861,5K
Аноним15 марта 2023 г.Нет, это не Рио-де-Жанейро
Читать далееПребывая в неописуемом восторге от прочтения «Двенадцати стульев», я рванула в книжный магазин, чтоб приобрести продолжение истории про великого комбинатора. Приобрела и положила его на полку. Решила, что мне нужна небольшая пауза между этими книгами. Ну, не то, чтоб я так решила... на самом деле за моим волевым решением скрывается оправдание того, что в процессе покупки книги пыл мой слегка угас. К тому же мне еще подсунули «Трое в лодке, не считая собаки», которые тоже относится к юмористическому жанру, проглотила я его с удовольствием, хоть и считаю, что это произведение «стульям» и в подметки не годится. Это я к чему – я уже понимала, что план по юмору на месяц выполнен. Надо бы чтение «Золотого теленка» отложить, но, увы, я уже заявила его на чтение в «Книжной полке», отступать нельзя, придется погружаться в веселье с головой. Взялась за чтение. И тут мне открылся весь смысл слова «телиться». Роды у коров – процесс долгий и мучительный. И у меня с «теленком» вышло все точно также.
В новой части мы встречаем Остапа Бендера спустя несколько лет после событий «Двенадцати стульев». Жизнь великого комбинатора осталась прежней – она стабильна в отсутствии стабильности. По-прежнему он живет за чужой счет, но в этот раз его аппетиты возрастают – его таланту негде разгуляться, он жаждет чего-то существенного, чего-то грандиозного. Остап находит себе новое дело и новую жертву. Только жертва его не так проста, она в состоянии составить великому комбинатору достойную конкуренцию.
Ах, как часто это бывает в жизни, знание того, что кто-то имеет больше, чем ты, вызывает низменные чувства – уж будь я на его месте, я бы распорядился имеющимися средствами лучше, уж в моих руках они бы заиграли другими красками. Но, увы, иногда исполнение мечты не приносит должного удовлетворения. Поговорка «лучше синица в руках, чем журавль в небе» - это не про Остапа. Его не устраивает ни журавль, ни синица. Ему важен сам процесс поимки. Смысл жизни не в достижении какой-то глобальной цели, а в самой жизни.
Если сравнивать «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка», то для меня однозначно первая часть остается недостижимым идеалом, в ней чувствовался неудержимый полет мысли и фантазии. Вторая же книга напомнила мне пусть и великолепно написанный, но все же фанфик про любимого героя Остапа Бендера. И вроде бы все здесь прекрасно – и стиль повествования, и юмор, и сюжет хороший, и динамика… А что-то не то. Не тот масштаб. То ли Остап повзрослел и изменился, то ли для меня звезды не сошлись… Я, несомненно, прочитала великолепную книгу, но я ждала от нее чего-то еще более грандиозного.12210,3K
Аноним9 декабря 2020 г.Да пилю я, пилю
Читать далееМысленно я долго сопротивлялась тому, что мне может понравиться сей дуэт. После эпик фейла с Илья Ильф, Евгений Петров - Двенадцать стульев несколько лет тому назад возвращаться к мегаизвестным журналистам не хотелось совсем. Но что-то, или кто-то, меня переубедил(о). Пофиг, пляшем.
В общем-то, мало что изменилось. Я все так же не фанат сатиры в таком виде, авторы стебут общество и новый строй, а мне трудно отделять строй и общество от людей, все-таки в основе именно люди, которых либо не спрашивали, либо хорошенечко так обработали, так что мне скорее их жаль, всех этих зигпредседателей Фунтов, мерзотных Лоханкиных, и даже старых бабок, коротающих век на антресолях вместе с керосинкой. Да, идея такой бабки смешна, но если представить там собственную прабабушку, становится не очень. А потому я не смеялась.
Но я наслаждалась. Потому что авторы - все-таки немножечко волшебники, и выдали столько волшебных фраз, разных, и нежных о природе, и забавных о человеческой природе, что трудно им противиться несмотря на собственное неприятие тематики. "Ударим автопробегом по бездорожью!", "Жалкие, ничтожные личности!", "Лед тронулся, господа присяжные заседатели!", "Командовать парадом буду я!", - и это только малая толика перлов, разошедшихся на афоризмы. Я многие из них знала, конечно же, но не знала, что они из Теленка. Ну что же, век живи, век учись, в жизни теперь применяй. А нежно-колкие фразы? Они не так известны, но я честно пищала от восторга часа два от рыбной костью торчащего вверх католического собора, от курлычащих "умру, умру" голубей...
И чуток про Остапа. Тут нет положительных героев. А переживать за кого-то не столь тебе приятного трудно, не за Корейко же, тот та еще хитрая мразь, да и Остапу сочувствовать не хотелось. Все-таки цель изъятия чьего-то капитала у меня где-то в самом низу списка приоритетов, если вообще в наличии. Даже в роли жены нет такой цели, хех. Так что за героями я наблюдала отстраненно, свысока и в белом пальто. Кольнуло же грустью только когда Остап поволочился за Зосей, та ему ответила взаимностью, но и тут Золотой телец застил комбинатору глаза, и между девушкой и бабосами Остап выбрал второе. Да, где-то здесь Бендер из функции превратился в человека. Ожил. Грустно было смотреть, как разбиваются его мечты о Рио-де-Жанейро, как разрушаются человеческие связи с тем же Козлевичем и Балагановым, как продинамили его студенты из поезда после того, как узнали о его миллионерстве. Шоковая сцена с блюдом на треснувшем льду Дуная, смех сквозь слезы. Но первую половину книги никаких эмоций Остап Бендер, да и все остальные, не вызывали совсем, за что и сняла балл.
И да, я читала Теленка в первый раз. И мне уже не стыдно. Читай я ее раньше, не поняла бы и половины.
1152,6K
Аноним21 июня 2022 г.На пути к счастью
Читать далееЗнать фразы из произведения, частично видеть фильм, а первоисточник прочитать только сейчас. При этом не скажу, что не было внутреннего предубеждения какого-то, как часто бывает, не основанного ни на чём.
Буквально с первых страниц вихрь происходящих событий подхватил и погрузил в рассказываемую авторами увлекательную историю, когда только успеваешь переводить дух от вереницы событий, ярких характерных персонажей и не менее сочных диалогов и монологов, искрящихся остроумием, порой грустной иронией и тонкой наблюдательностью.
В череде происходящих событий легко угадываются приметы времени, строительство нового государства и связанные с этим многие важные нюансы, а также люди, не сумевшие вписаться в новую действительность или те, кто всегда сумеет устроиться, при любой власти.
Многое из описанного здесь, мне кажется, вообще имеет вневременной характер и во многом присуще человеческой истории на каждом отрезке развития.
Бюрократия, жилищный вопрос, обман честных граждан, отмывание и растрата государственных средств с помощью подставных лиц и фирм, существующих только на бумаге - вот то немногое, что есть в романе и реалиях и приходит на ум.Чем ближе к финалу, тем настойчивее звучит мысль, что порой движение к мечте гораздо важнее и интереснее, чем её осуществление, как и опасность, казалось бы, нереальная, но возможная, стать заложником денег и их безграничной власти над слабым человеком.
Роман из вечной классики, на мой взгляд, не теряющий своей актуальности. Поэтому искренне рекомендую.
1092,4K
Аноним12 августа 2025 г."Командовать парадом буду я!"
Читать далееСамое сложно в чтении классики — ты не в контексте происходящего. Поэтому многое, что современникам написанного кажется смешным и актуальным, тебе совершенно непонятно.
Но я упертая. И чтобы получать удовольствие в процессе не только от того, что “я такая умная и читаю легенду”, но и от сюжета, читала главу из собрания Полки “О главных книгах русской литературы”. Кстати, ее то как раз советую каждому, хоть там 2 огромных тома. Смотрите оглавление, начинаете читать выбранную книгу, а параллельно читаете на нее подробнейшую статью с разжевыванием всех деталей.
“Золотой теленок” — плутовской роман-продолжение “12 стульев” с уже знакомыми персонажами. Но я люблю читать циклы с конца, поэтому “12 стульев” помню по фильму из детства.
Погоня за богатством и состоянием, которая в конце концов не приводит к счастью. Даже если ты станешь миллионером, это не откроет перед тобой ничего. В СССР тебе просто не на что будет тратить свое состояние. В стране, которая погрязла в коррупции и бюрократии, проще быть как все и находить удовлетворение жизнью не в материальных ценностях.
Знаменитый Остап Бендер берется за новое дело и казалось бы, добивается успеха. Но по итогу терпит поражение.
Интересный вы человек! Все у вас в порядке. Удивительно, с таким счастьем — и на свободе!Книга, которую нужно прочитать уже потому, что это наша родная классика.
Чтобы удивляться, как много цитат из нее до сих пор в обиходе и ты сам их используешь.
Чтобы пересмотреть свои взгляды на богатство и зарабатывание денег.
Стоит ли читать книгу? Однозначно стоит!
Почему? Да просто потому что!
Вот и всё, вот и всё...
101587
Аноним21 января 2021 г.«Теленок, которого не съесть»
Читать далееЗдравствуйте, доктор!
Что?.. А, в чем моя проблема? Знаете, чужому человеку и сказать неловко. Понимаете, доктор, я – человек без чувства юмора. Меня это сильно беспокоит. Это непростительная глупость.
Нет, вы послушайте: я не имею права жить без чувства юмора! Что обо мне решит моя соседка Клава? Я же на глаза ей теперь боюсь показаться! Она, она, аспид такой, всучила мне эту книжку и еще требовала, чтобы я смеялась. Она же теперь обсмеет меня, всем расскажет: вон, она без чувства, швырните в нее свежий баклажан!
Почему баклажан, а не яйцо или помидор? Как сложно ответить! Просто пришло на ум. Такого не бывает?..
Нет, у меня нет никаких ассоциаций с Фрейдом. Да причем тут Фрейд, если «Золотой теленок» показался мне несмешным? У всех он смешной, а у меня – нет! Может быть, она мне не ту тушку всучила, в смысле, выпотрошила, вырезала все смешные места, а мне оставила одни кости? Ну, кости это не смешно, если хочется, простите, пожрать. Все вкусное она сожрала сама, паскуда.
В последний раз я смеялась над «Девчатами». И нет, мне не девяносто лет!
Понимаете, мне совсем не смешно. Мне грустно. Это же очень печальное произведение. Меня тоска берет. Остапа скорее жалко, он, конечно, тот еще дурак, но вот хочется погладить его по голове. Мне говорили, что я буду ржать, как лошадь, но я не лошадь, а лиса-Самозванка, и лисы-Самозванки не ржут, знаете ли. «12 стульев» мне понравились больше, но они тоже не смешные! Они ужасно печальные, все там так страшно заканчивается…
Ну, знаете. А что смешного в стуле? Вот у вас стулья смешные? Я, когда в кухню захожу и смотрю на свои стулья, плакать хочу, а не смеяться. Нет, читая о стульях, я местами улыбалась, но все же я была слишком «реалисткой», я примеривала все несчастья персонажей на себя и своих знакомых, оттого аферы Остапа-Сулеймана-Берты-чего-то-там не вызывали у меня смеха, скорее горькое сожаление. И самого О-С-Б-чего-то-там в финале было невыносимо жалко, да даже Воробьянинова, хотя он та еще сволочь, было в итоге жалко. Понимаете?..
Вот, и с «Золотым теленком» та же история. Тут совсем уже все печально. Кажется, сюжет есть, персонажи на местах, но вот не смешно совершенно. Все герои в разной степени неприятны. Сопереживание вызывает разве что О.Б., но за счет своего инфернального обаяния. Но даже он тут уже не комический персонаж, а глубоко трагический. Остап – человек потерянный, тот самый пресловутый «лишний человек», который не может себя найти в современной ему действительности. И дело не только в советском строе. Он «лишний» априори. Остап занимается самообманом: «Вот, получу большие деньги, отправлюсь в Рио и там заживу!» Но деньгами он воспользоваться не сумеет. В Рио собирается, но по нелепости (ну как так можно!) оказывается за бортом жизни. Ильф и Петров очень жестоко поступают с героем, который принес им бессмертную славу. По сути, они не только лишают его единственной мечты в жизни (герой потерял все, вообще все!), так еще и бросают его в мартовский холод (!) без шапки и в одном (!) сапоге, и это после ужасно описанной схватки с пограничниками. Это что, не жестокость? Я должна торжествовать, что мошенника Остапа так наказала жизнь? Может, он и выжил после бритвы Воробьянинова, но из «Золотого теленка» точно живым не выйдет. Побегайте без сапог в марте, ага. У меня случился приступ меланхолии. Ненавижу этот финал! Мне больно, что писатели разбили жизнь Остапа и еще хотят, чтобы я смеялась и довольно кивала: ага, так ему и надо!
...Так что я завидую людям, которые нашли, над чем смеяться в этой книге. Мне было либо муторно, либо невыносимо грустно. Да, я без чувства юмора и любую мелочь воспринимаю всерьез – это моя проблема, и я хочу ее решить.
Что мне нужно вырезать, простите?.. Вы уверены? О-о-о… А можно обойтись без вырезания? Нельзя? Кажется, я не готова.
Ну почему обязательно: «Таскаются тут всякие, шедевры их не устраивают»? Я не таскаюсь, с вашего позволения, а являюсь. И да, я настаиваю на своем. И то, что вы хотите у меня вырезать, у меня в единственном экземпляре, а что у меня в единственном экземпляре, честно признаюсь, мне жалко. Окажись у меня второй экземпляр «тоски по мрачным книгам», я бы вам его, так и быть, пожертвовала. Вырежьте у меня лучше «страсть к романам о любви», она совершенно бесполезна, хуже того – она портит мне жизнь.
Спасибо. А сколько мне нужно заплатить?
СКОЛЬКО? Нет, вы знаете, кажется, у меня все хорошо. Что вы, я же не миллионер Остап, чтобы побаливать. Мне теперь намного лучше. Не беспокойтесь. Нет, я страшно боюсь вырезаний. Я как-то так доживу, без вмешательства библиотечной медицины.
Содержит спойлеры972,1K
Аноним8 ноября 2011 г.Читать далееСколько шумихи вокруг этих двух книг "12 стульев" и "Золотой теленок": "Как??? Ты не читала эти книги???", "Ты не читала?! Обязательно прочитай! Тебе понравится", "О, это мои любимые книги"... и в таком духе.
Конечно, у каждой книги должен быть свой читатель. Я таковым для книги "Золотой теленок" не стала. Да и чувство сожаления у меня по этому поводу не особенно большое.
Когда мое чтение этой книги перевалило за половину, я сладко вкушала надежду написать отрицательную рецензию. Ох, и отомщу я за свои мучения! Я крепилась из последних сил, собирала себя волевым решением: надо ее добить, наконец!
Не люблю такие книги - читаешь и не видишь смысла в стольких испещренных буквами страницах. Где же он? Только к концу, к последним 10-15 страницам, там стало вырисовываться что-то напоминающее его, точнее легкая тень его, притянутая мною за уши, так как я очень хотела найти хоть какой-то мало-мальский зачаток этого.
"Золотой теленок" считается легкой книгой, поднимающей настроение. Со мной этого не произошло, к сожалению. Слишком все искусственно, уж слишком все натянуто, слишком все утрировано - авторы явно перегнули палку. Это как с плохим актером, которому поручили сыграть яркого персонажа - он "переборщил", изображая его, и стал больше походить на клоуна.
В любом хорошем произведении должны быть, на мой взгляд, какое-то яркое противопоставление и какой-то контраст. Вот взять работу художника: чтобы "заиграло" светлое пятно, рядом с ним должно появиться такое же по силе темное. Здесь все в одном ключе - все очень смешные и нелепые. Это очень утомляло и раздражало, и выглядело очень неестественно.
Хотелось для контраста чего-то очень грустного и печального, пусть каплю, но острую как игла. Тогда это произведение могло бы "заиграть", заискриться... для меня. Очень жаль.951,1K
Аноним10 мая 2025 г.Если бы авторы могли себе позволить
Читать далееА что почувствовали Вы, когда Киса Воробьянинов подарил Остапу Бендеру новую широкую улыбку от уха до уха? Я - шок, разочарование и даже чувство тоски, хотя перед прочтением, даже не скажу сколько раз, видел обе экранизации 12 стульев. До сих пор не могу точно сказать какая из них мне больше нравится. В одной песни и пляски раздражают, но актёры просто покоряют своим дуэтом, а другая берёт уже актёрами второго плана и чётким следованием книжному канону. Ну, это насколько я помню уже кинофильмы, стоило бы оба пересмотреть.
Но я возвращаюсь к новому явлению сына турецкоподданого, а в переводе на современный - вернувшегося на Родину с пмж в Палестине еврея. Остап Бендер живее всех живых! Да ещё теперь и с новым украшением в виде шрама на горле. Мало кто мог или может похвастаться таким при жизни. И вот непревзайденный, на первый взгляд, и весьма удачливый, только взгляните на шею, комбинатор и махинатор снова в игре! В этот раз мы пройдём с ним тяжёлый и длинный путь полный переживаний, ограничений, потерь, триумфа и горьких разочарований. А заодно повстречаем ещё одну крупную рыбу, ужиться рядом с которой Бендеру будет не суждено. Хотя, сказать по правде, их дуэт со стороны выглядит скорее как компашка акулы с рыбой-прилипалой. И наш славный Бендер, увы, не самая крупная рыбка в этой луже. Но обо всём надо и никак нельзя рассказывать подробнее, ведь это стоит читать самому!
Мне понравилась эта книга, пожалуй, даже больше первой. Книга про стулья была озорной и весёлой, несмотря на жанр сатиры. А вот в Телёнке сатира уже злая и уж больно кусачая, да и драматичных моментов изрядно добавилось. Взять хотя бы ситуацию с "антилопавцами" - это подельники Остапа по самому грандиозному в его жизни делу, которые будут делить с ним все тяготы и лишь часть успехов добрую половину книги. А потом было как в сказке: жили они долго и счастливо, пока их не разлучила смерть. И вроде жулика должно быть не жаль, вроде как сам виноват в своей скорбной судьбе, однако, сердце моё дрогнуло. После этого участники честно'й компании пошли разными дорогами, дабы однажды снова пересечься. Но счастья это не принесёт никому из них.
Да и, если рассматривать всю книгу опять в целом, тут более осознанная пропаганда, весьма тонкая и завуалированная порою, а местами откровенно обнажённая. Нарождающийся советский человек показан как новый и более цивилизованный вид человека разумного. Нам показывают раз за разом все огрехи прошлого, буквально поминутно доказывают ценность нового бытия. И я не могу не согласиться с мнением моего друга на сайте, который раз за разом извлекает на свет Божий древние фолианты, сдувает с них пыль и показывает всю несправедливость жизни до коммунистов. Они тоже не смогли раз и навсегда исправить саму природу человеческую и победить пороки, но дали шанс на достойную жизнь не только миллионерам.
Но это всё уже о другом, а у нас - погоня за миллионом! И Остап будет блистать, покуда эта погоня не завершится. А дальше он словно бы потеряет смысл своего бытия и существования. Тут авторы, как нам могло бы показаться, перегнули с обесцениванием денег, но мне понравилась и эта аллигория богатства духовного. Иначе чем же объяснить метания Бендера, который будет безуспешно пытаться воздать всем причитающееся, загладить свою вину, очистить совесть и вновь обрести смысл бытия. Однако, благие намерения приведут нашего комбинатора к кризису среднего возраста и едва ли не к саморазрушению. Лишь в последний момент он вспомнит о своей заветной мечте и в последнем отчаянном рывке устремится прямиком к ней. И быть бы на одного счастливчика в белых штанах богаче городу Рио, если бы авторы могли себе позволить осчастливить своего героя. Но им было нельзя. Потому финал истории вышел интересным и весьма неожиданным.
Лично мне безумно жаль расставаться с Бендером, поэтому авторам придётся ещё не раз отдуваться за наличие второго тома и отсутствие третьего о похождениях бравого мошенника. Так что я не прощаюсь с ними и буду искать новых встреч =)93438
Аноним14 августа 2023 г.ГОЛУБАЯ МЕЧТА
Читать далееПрошло около двух часов после прочтения этой книги и у меня до сих пор болят скулы от смеха. Очень редкая книга может вызвать подобные чувства и эмоции у меня. Но это же любимый Остап Бендер.
Когда я бралась читать эту книгу , то у меня не было никаких предпосылок к тому что и это произведение станет для меня любимым. Ничего не ждала , а получила заряд позитива на долгое время.
В этот раз у Остапа другая мечта - попасть в Рио- де -Жанейро , но для этого необходимо собрать бешенную сумму денег - 500 тысяч рублей. Для тридцатых годов это просто непомерная сумма , да и сейчас это тоже из области фантастики.
Но попав в новое общество Остап отодвигает свою голубую мечту и целиком полностью занимается утопической деятельностью , которая у меня вызвала лишь шквал смеха.
Его новые друзья это просто отвал всего и не смеяться читая про все их проделки , это если честно грех . Особенно Балаганов и водитель " Антилопы - Гну". Особенно дикий смех у меня вызвал момент автопробега , в котором Антилопа сменила даже боевую раскраску.
Конечно же в этой книге много юмора , но и ещё больше горькой , но вполне справедливой сатиры , которая наизнанку выворачивает вновь общественный строй. Когда это понимаешь , то уже становится не до гомерического смеха.
Но мне хотелось именно посмеяться , развеяться после череды хмурых и мрачных книг , которые я в последнее время читала. Поэтому решила не забивать себе голову поиском тайных смыслов , а просто насладиться очередной хорошей доброй историей.
Рано или поздно все равно все деяния произведенные великим комбинатором не остались бы незамеченными , но все равно это было прекрасное удивительное путешествие , которое многому может нас научить. Главное узреть это сразу же.
Но были некоторые моменты , которые в немалой могли очень сильно заинтересовали и я бы хотела узнать о них гораздо больше , чем просто сидеть с разинутым ртом и не понимать при чем тут Сноуден , Макдональд или писатель Леонид Андреев , подаривший миру легендарную книгу " Роза мира". Надо будет получше поискать информацию касаемую заявленных вопросов . Надеюсь ,что обязательно найду.
Моё знакомство с авторами обязательно продолжиться , поскольку есть ещё две книги , которые меня очень заинтересовали " Одноэтажная Америка" и " Светлая личность" . О данных книгах я вообще ничего не знаю , поэтому это только подогревает мой интерес.
А Остап Бендер навсегда останется в моем сердце несмотря на то ,что это отъявленный мошенник и пройдоха, но с безумно красивыми глазами и его коронным фразами , которые никогда не забудешь.
Спасибо большое что прочитали мой отзыв ❤️88895
Аноним13 января 2023 г.Конец эпохи
Читать далееПрочитав два романа про великого комбинатора лет в 16-17, я так часто перечитывала книгу, что - она не выдержала моей любви и развалилась. Серьезно - в своей жизни я довела до капитуляции еще только 2 бумажные книги: еще Виктор Гюго - Собор Парижской Богоматери и Михаил Веллер - Приключения майора Звягина .
"Теленка" я люблю чуть меньше, чем "Стулья". Прям всю дорогу было чувство: "Королевство маловато - разгуляться негде". Бендеру хочется - размаха, полета, публики, золотого дождя. А он - как лев в клетке. Блестящий и блистающий, король этой жизни - вынужден выцарапывать мелкие деньги и развлекать мелкую публику. А еще - он привязался... Команда у него подобралась, способная растрогать любое сердце: простодушный Балаганов, уставший мелкий жулик Паниковский и "ангел без крыльев" Козлевич. И Бендер искренне не понимает, почему все от него расползаются.
Как-то не могу однозначно сказать, что это критика и сатира на советское время и советский режим. Авторы жили в это время, поэтому "Электрификация всей страны", "Пятилетку в четыре года", тракторный завод и фабрика "Скороход" - были для них реалиями. Это такая утопия и антиутопия одновременно, может, легкий флер ушедшей эпохи (был эпизод про монархиста Хворобьева). Можно такую махину злобно кусь-кусь - и только зубы обломаешь, а она отряхнется и поскрипит дальше. А можно (я использую такой прием со своими "возлюбленными" учениками) любить и восхищаться изо всех сил - и адекватно оценивающий себя человек (или явление) почувствует смутную тревогу.
Осмелюсь сказать, что линейная история экипажа "Антилопы" перемежается небольшими историями, вставками и зарисовками - на которых я прям буксовала. Они местами забавные и жизненные - и чувствуется здесь журналистская выучка соавторов. Но - к чему, кроме духа эпохи, история Хворобьева с его снами или "передового" художника Копытто? Очень остроумное в третьей части предсказание "бархатного гражданина" - и понятно, что оно непременно сбудется, а потом - "передовики" собираются в купе или вагоне-ресторане - и упоенно обмениваются мнениями, и авторы упоенно описывают товарищей и шницели. Легенда озера Иссык-куль и универсальное пособие по написанию советских речей на любой торжественный случай - остроумно, конечно. А очень подробная и оооочень долгая история "Геркулеса" - прям меня сильно приуныло. Я грешным делом хотела баллики сбить - но пиетет перед великим и любимым произведением победил.
Намеренно не пересказываю сюжет - кто его знает, тот выучил наизусть и высек на сердце. А тот, кто не знаком... Я знаю, что есть прекрасные и фееричные экранизации: и с Юрским, и с Меньшиковым. Но! СТИЛЬ!!! С самого начала - небольшого анекдотеца про "серьезного гражданина, запрещающего писать смешное" и очерка про автомобили и пешеходов... Это - картина и музыка, как же это написано! Практически к каждому существительному идет эпитет, который его дополняет и подчеркивает. Обычно я такое обилие прилагательных и конкретные детали вроде фабрики "Скороход" очень не люблю - особенно у современных авторов. Но - современные авторы просто не умеют пользоваться этим мощным инструментом. И стиль, который обычно называется "цветистым", становится - расцвечивающимся. Все маленькие детали: не просто подписи, а "лиловые", и
С розового пуфика пришла помощьи "гражданин с бархатными височками" и
Соотечественник, определяющийся по гудронному запаху плащаОдна зарисовка про трубу-геликон, чье место в музее - просто фанфары стиля! Прям соавторы картину в голове выписывают.
Если ты полюбил книгу - сложно оценивать ее объективно. Люблю серию про Бендера за: прекрасный стиль и остроумие. Это именно не лобовой юмор, а остроумие - умное, вкрадчивое, мягкое - такой цап-царап. Сложно видеть в ней недостатки - не буду этим заниматься. Кто не знаком - необходимо ознакомиться обязательно, хотя бы один раз. А от перечитывания - она каждый раз играет новыми гранями.
P.S. Вижу моей миссией агитировать (как всегда) за озвучку Александра Клюквина. Проверено на себе - это очень легко, красиво, вкусно, каждый персонаж озвучен по-своему. Если текст на вас нападает и поглощает - прекрасный чтец способен протянуть руку помощи.821K