
Ваша оценкаРецензии
Аноним30 ноября 2019 г.Придуманная история
Читать далееГероические, не побоюсь этого слова, титанические усилия нужно приложить чтобы прочитать сей опус, можно сказать, магнум или даже МАГНУМИССИМО. Но такой объём текста пропадает совершенно впустую, нет, конечно в книге можно встретить золотые песчинки, но для этого приходится перелопатить такой огромный пласт пустой породы, что руки опускаются. Что совершенно непонятно, зачем? Зачем это всё было написано?
Есть у меня одна идея на этот счёт. Колин Маккалоу известна мне, как автор нашумевшего в своё время сериала "Поющие в терновнике". Ну и, возможно, она решила копнуть римскую тему с позиций сериала, но подошла к этому не творчески, так сказать без огонька, просто взяла всё что было когда либо написано про древний Рим и попыталась запихнуть в свой "Римский цикл".
Разумеется, сериальная идея требует от автора прослеживания судеб нескольких героев на мощном историческом фоне(войны, интриги, убийства, секс, болезни и смерть) и, так сказать, переодетых в римские тоги. Хотелось Колин как лучше...
А получилось, как всегда, исторический фон сводится к жонглированию Суллами, Друзями, Митридатами и не при детях будь сказано Гаями. Набивка инфодампа сухими историческими сведениями, когда на описание кто куда поехал, отводится 100 страниц, а на описание сражения - одна. Зрителю сериала подавай действие, развитие персонажа в конфликте, а тут сплошной закадровый текст, мутные диалоги в духе Платона и письма, которые тот же закадровый голос, только в профиль.
Какая муха укусила тех людей, которые пишут про ярких исторических персонажей и увлекательный сюжет? Сравнивают с "Проклятыми королями" Дрюона!!! Мне трудно судить, но единственный возможный случай - это когда автор рецензии купил эту серию в бумаге за немаленькие, я надеюсь деньги, и пытается объяснить, почему он не лох.
Лично для меня, Колин Маккалоу, как писатель кончилась на этой книге, больше ничего у неё я читать не собираюсь и вам не советую.
262,1K
Аноним26 апреля 2018 г.Читать далееМне очень нравятся исторические романы о временах Античности, особенно – истории Древнего Рима, но не очень пришлась по душе подача материала Колин Маккалоу.
Это вторая книга из серии «Владыки Рима». Она рассказывает о временах поздней Республики и посвящена гражданской войне и восстанию италиков.
Было приятно встретить в романе полюбившегося мне по первому тому серии Гая Мария, ну и, конечно, совсем юного Гая Юлия Цезаря.
Когда я читала эту книгу маленькими порциями, где-то не больше чем по часу в день, она вызывала у меня восторг своей масштабностью. А потом начинала утомлять. Слишком уж тут много того, что я не люблю в книгах подобного рода, и совсем нет того, что я люблю. Дело в том, что в романе слишком много политики. Такое ощущение, что действие в 90% текста происходит либо в сенате, либо на полях сражений. Не хватает деталей, описывающих эпоху. Никакого быта, культуры, описаний окружающей обстановки, красивых или не очень видов, экономики, описания жизни разнообразных слоев общества. Плюс сам стиль повествования абсолютно сухой и безэмоциональный. Еще мне не понравилось то, что 99% места в книге отведено мужчинам, женским персонажам автор слова вообще не дает, не показан их внутренний мир, они никак не действуют, ни на что не влияют. Они просто как карты, которые сильные мира сего, мужья и отцы, тасуют как хотят. Да, я понимаю, что в описываемые времена женщина не играла большой роли в общественной жизни. Но ведь другим авторам удавалось описывать интересные женские персонажи, причем из разных слоев населения, а не только знати, как в этой серии.
Из-за этой однобокости книги, того, что в ней отсутствуют описания и многомерность, вроде того, когда автор нам сначала показывает гул на рынке, где торговцы пытаются всучить свой товар покупателям, потом действие перемещается на оргию в богатый дом, потом мы видим ситуацию глазами раба или рабыни из этого дома, далее - гладиаторский бой на арене, картина не оживает перед глазами.
Ощущение от этой книги было, как будто решаешь узнать о жизни в другой стране, а тебе начинают где-то неделю показывать заседания местного правительства, попутно комментируя, что этот политик известный скандалист, этот взяточник, это у нас оппозиция и кто чем знаменит. Некоторое время это забавно, но очень быстро утомляет. А в конце тебе говорят, что все рассказали и показали о жизни в этой стране, пора бы и домой.
Не знаю, буду ли когда-нибудь читать продолжение. Тема мне интересна, и следующая книга будет посвящена Гаю Юлию Цезарю. Но с другой стороны, Маккалоу – совершенно не мой автор.202,3K
Аноним11 января 2010 г.Обожаю эту серию. Потрясающие персонажи, шикарная историческая панорама, описание быта и жизненного уклада как простых людей, так и правителей. Очень хороший язык автора, процесс чтения - наслаждение! Очень, очень хорошая серия и книга.
10918
Аноним6 июня 2019 г.Читать далееИнтересная и захватывающая история Рима. Начинается она с историей знакомства великих людей Гаем Марием, Луцием Корнелием Суллой, Марком Ливием Друзом. Гай Марий уже на тот момент был великим консулом и полководцем. Сулла всю жизнь завидовал Марию и хотел занять его место. На тот момент не существовало Италии, а Рим был государством. Во главе его стояли консулы и сенат. Существовали жители с гражданством Рима и нет. Италики жили и платили налоги Риму. Они боролись за гражданство, но сенат не давал им его. Марк Ливий Друз боролся с этим, но ничего у него не получилось. И тут началась война...
С самого начала мы видим характер Суллы. Хотя он и совершил много отвратительных поступков, как человек он мне очень симпатизирует. Как он борется за место под солнцем. Марк Ливий Друз просто отличный человек. То что он делает для Рима и для италиков делает из него великого человека. Здесь мы узнаем не только о великих людях, но и о их семьях. Какие отвратительные поступки и неверность существовали в то время. Как мужчины вели себя с женщинами. Очень интересная книга. Каждая глава названа в честь одного из консулов. Ей только не хватает семейного древа. От огромного количества людей со сложными именами можно запутаться. Описание военных действий интересны и не вызывают скуки.
91,8K
Аноним5 июля 2014 г.Читать далееВторая книга из серии «Повелители Рима». Продолжает повествование о Древнем Риме периода поздней республики, начатое в книге «Первый человек в Риме».
Автор взяла на себя труд проанализировать, как Рим из республики перешел к империи. Как и почему появились диктаторы.
Нет смысла говорить о исторической достоверности. Я сомневаюсь, что историческая правда вообще существует. Один историк привел пример. Вы шли по улице и стали свидетелем аварии, пришли домой и рассказали родным увиденное. Это уже история. Ваша личная история. У всех других свидетелей будут свои истории, отличающиеся от вашей.
Что говорить о писателе, которой излагает свою историю, даже не будучи очевидцем. Поэтому, хоть и чешутся руки придраться к тесту, я не стану этого делать.Маккалоу рассказывает свою историю о Древнем Риме. О чем эта история? Если кратко, как я ее поняла, это история о человеческом тщеславии. До каких вершин власти, и до каких глубин безумия может довести человека тщеславие.
Еще о гражданской войне. Когда, по непонятным мне причинам, одни люди (римляне) считают себя в праве угнетать других (италиков). Начинается братоубийственная война. И когда человек переходит черту, когда становится Каином, он уже не может остановиться. Ему легко утопить все вокруг в крови. Гражданская война, начавшись как подавление бунта италиков, перешла в экономический кризис Рима. Затем в резню за власть между римскими гражданами. И далее диктаторы выходят на первый план.
Эта книга о власти. На что человек способен ради власти. Как власть развращает человека.
Повторюсь, я не питаю любви к древним римлянам. Но мне интересно читать о тех далеких временах. А еще я пытаюсь понять причину такого могущества Рима. Автор видит причину в том, что римляне жили ради славы Рима. И в этом были едины. Я этого единства не вижу. Знатные римляне жили ради собственных интересов. Индивидуальность, доведенная до крайности. Служили они не Риму, а собственному тщеславию. Политики ничем не отличались от современных. Так в чем загадка величия Рима? Пока в этих книгах я не вижу ответа.
Но, читать интересно. Из исторических романов могу сравнить лишь с серией «Проклятые короли». Читая, полностью погружаешься в атмосферу Древнего Рима.
91,2K
Аноним27 декабря 2023 г.Граждане, наш акведук опять засорило вчерашним императором.
Читать далееЧтож, судя по возмутительно малому количеству рецензий, их пишут те, кто смог выжить после прочтения книги на 1500 с лишним страниц. Или те, не будем показывать пальцем, которым электронная книга неправильно посчитала оные страницы, поначалу выдав 400 и похлопав честными глазками, а затем вывалив куда более впечатляющую цифру. К счастью я слишком люблю Рим, поэтому не сопротивлялась, и думала о Римской империи последние пару-тройку месяцев куда чаще, чем надо бы современному человеку, да еще и женского пола. Дочитала, едва не склеив ласты, и теперь чувствую себя не в своей тарелке без родных колоннад и перспектив получить на орехи то от амбиций Митридата, то от амбиций Суллы.
Не умею писать серьезно про вещи, которые давно и прочно люблю, поэтому здесь будет много пост-мета-иронии и жаргонизмов, сильно облегчающих потребление таких огромных книг на тему политических дрязг и подковерной грязи былых времен. Если вкратце, то этот второй том (и первый том до него) повествует о том, как абсолютно все рвутся к власти. А именно к громким должностям, к величию и к возможности носить элитную тогу, запивая свой успех элитным, вообще ни разу не отравленным вином. Перспектива принести собственную табуреточку в Сенат прельщает столь многих, что за такую возможность не жалеют ножей, ядов, порой абсолютно мерзких подстав, и собственного бабла для подкупов. Пока благородные мужи Сената грязно ругаются на тему возмутительных законопроектов и лепят друг друга табуретками по лицу, где-то снаружи, за стенами великого Рима, нарастает волна недовольства, грозящая превратиться в полноценную гражданскую войну. А так как Рим размяк, расслабился, уверовал в собственное превосходство и вообще слишком занят внутренними дрязгами, то кто его знает, к чему приведет возмущение обделенных италиков, и интерес некоего царя, который имеет слабость к рыжим. Стоит уточнить один забавный момент, который регулярно вводит мое сознание в заблуждение. Несмотря на то, что книга вышла довольно давно, и в ней происходят еще более давние события, написана она очень даже современным языком. Пускай равномерный и текучий, но стиль повествования не состарен намерено, а максимально подведен к повседневности. Поэтому мне очень часто чудится, что я читаю не среднеизвестный талмуд прошлого века, а современную, и главное, популярную вещь. Ведь в ней есть все, что сейчас любит потреблять зритель, поглотивший Игру престолов и готовый оценить что-то еще в таком роде. Кровь, интриги, скандалы, войны, борьба за власть, немножечко настоящей любви, и очень множечко любви неправильной, навязанной и согласованной в форме фиктивных браков. Порой меня совсем кроет, и я начинаю искать иллюстрации, живые обсуждения, и даже фанатские произведения по этой книге, а потом вспоминаю, что о ней знает полтора человека на весь центральный округ страны, и контент брать неоткуда, по крайней мере в русскоязычном сегменте. Жаль.
Собственно, если бы в книге были серые и ничем не выделяющиеся персонажи, то я бы даже не чесалась на тему контента, но они, к сожалению или к счастью, вызывают у меня живейший интерес и сомнительную симпатию, особенно когда речь идет о каком-нибудь Митридате. Не сдержусь, и опишу вкратце самых впечатляющих, по которым частенько плачет дурка, но извините, мы сейчас про Древний Рим говорим или где?
Луций Корнелий Сулла - центральная лошадка в этом забеге. Тот самый человек, по отношению к которому можно смело говорить "он ходячий красный флаг, но знаете, я люблю красное". Бесяче красивый, жестокий, хитрый, порой впадающий в приступы свирепости амбициоз и вояка, который имеет идею-фикс в становлении консулом, но из-за своего нищенского положения вынужденный идти к своей цели долгими и иногда совершенно отбитыми путями. Окруженный друзьями, но по факту никому не друг. Трижды женатый, но никому не муж. Любит только себя, хотя сам так не считает. В основном занимается тем, что фигурально сшибает людей с ног своей харизмой, но временами занимается этим и буквально, особенно если дело происходит ночью, и поблизости от острых прибрежных скал, до которых очень высоко падать. В начале этой книги ему уже стукнуло сорок лет, поэтому со скал летают куда чаще, а приступы ярости у Суллы возникают все ярче. Ведь часики тикают, так сказать, а табуретка консула все еще далека. Понимаю, Рим не за день строился, но "стройка" несколько затянулась все равно. Хотела еще упомянуть, что этот человек со скрипом переваривает женщин (кроме одного-двух исключений), но это прекрасно объясняется тем, что Сулла красив, Сулла харизматичен и Сулла задолбался. Если вы считаете, что женщины в Древнем Риме пикнуть не смели и кротко позволяли хозяинам семьи мыкать их туда сюда в поисках идеальной партии, то вы ошибаетесь. Беднягу Луция Корнелия чуть ли не с начала истории кошмарили аналоги современных сталкерш, пытаясь добиться связи с ним то преследованиями, то шантажом, то голодовкой. Последний такой казус привел к тому, что Суллу отправили в Испанию на четыре (!) года, в надежде, что юная, беззаветно влюбленная в него жена Марка Эмилия Скавра немного подрастет, успокоится и отвлечется на одного-двух новорожденных детей. Не особо-то удивительно, что он их терпеть не может, отправляясь из-за очередной преследовавшей его девушки в самую настоящую ссылку. Также он вызывает у окружающих людей контрастно-диаметральные впечатления. Мнения об этом человеке никогда не бесцветны, они всегда делятся на: "Рыжее животное, да шож ты творишь такое", - и: "Сулла приди, порядок наведи". Увидим после, получится ли у него реализовать все свои цели. Если будет это самое "после". Мне нужна реабилитация.
Марк Ливий Друз - зеленый флаг конкретно этой книги. Знаете, добрые персонажи в доисторические и дохристианские времена вызывают у меня громадное желание создать для них фан-клуб. Ведь винегрет тамошних богов не то, чтобы проповедовал милосердие и всепрощение, особенно если взглянуть на гекатомбы заколотых быков в честь очередного покровителя охотников или виноделов. Поэтому если персонаж - и особенно римлянин - являет собой человека чести, которого любят собственные рабы как родного, то это не потому, что за проявления злобы в языческих постулатах грозят поджарить его регалии на сковороде в аду. А потому что персонаж САМ выбрал быть добрым и милосердным, прекрасно понимая, что ему за это не будет ни благ материальных, ни бесконечных возлияний в загробных залах (условно выражаясь). Выбор, продиктованный не страхом и жадностью, но собственными нормами морали, воспитанием и неравнодушным сердцем. Мое уважение, короче говоря. Марк Ливий Друз именно такой, способный свернуть горы, пускай и очень медленно, с увещеваниями всех этих упертых ослов в Сенате. Персонаж комфорта, залечивающий сердечки после появления какого-нибудь Квинта Сервилия Сципиона (тьху).
Гай Марий - добродушный, умный, всеми любимый дядечка, шестикратный консул и основной соперник Суллы в становлении последнего консулом. Правда, Гай Марий даже и не знает, что он чей-то там соперник, поэтому все выпады Суллы выглядят как небезызвестное: "Как тебе такое, Илон Маск??" Можно было бы еще что-то написать про этого персонажа, но знаете, этого хватит... да, пожалуй, информации хватит. Кхе.
Тримедат (Митридат) - флаг книги, у которого нет цвета, потому что я не знаю, какой цвет можно подобрать к этому "очаровательному" восточному чучелу. Царь понтов (Понта) держит в руках огромную власть, но вывозит он ее исключительно убеждением всех вокруг в том, что он могуч, бессмертен, очень умен и ни разу не кретин. На самом деле где-то там, под безвкусными слоями золота, мечется пугливая и неуверенная в себе душонка, поэтому царь не раз попадал в нелепые ситуации, ставящие под сомнение его престиж, и вылезал из этих ситуаций так же нелепо, казня всех, на кого удавалось повесить свои собственные косяки. Ему вторят блеющие овечки в лице советников и охранников, которые находятся рядом с ним не потому что они из себя что-то представляют, а потому что имеют степень магистра по вылизыванию пяток царских особ, а также виртуозно научились спасать свою шкуру от иррационального гнева этого опасного, но не сказать чтобы сильно умного экспоната. Сейчас наблюдать за этим со страниц книги довольно смешно. В те времена - я думаю, не очень, особенно для тех, кто был достаточно "удачлив", чтобы находиться с ним рядом.
Словил краш с Суллы. Могу понять.
Публий Рутилий Руф - булочка, которую все обязаны защищать. Больше, собственно, ничего не требуется про него говорить.
Квинт Сервилий Сципион и Помпей Страбон - были бы идеальными претендентами на испытания французских гильотин. В книге много серых персонажей, которые сначала людей пытают, а через сотню страниц превращаются в самых рьяных союзников адекватных лидеров. Но конкретно эти двое должны гореть в аду, если, разумеется, информация о них в книге соответствует реальному положению дел в истории.
В произведении происходит огромное количество событий, и порой хронология начинает изуверски скакать вперед, поэтому Сулла из сорокалетнего резво превратился в 52-летнего, а Рим на первый взгляд получает в свое кровавое портфолио пугающе быстрый калейдоскоп из восстаний, эпидемий и снова восстаний. Прекрасно понятно, почему история древнего Рима такая обширная и пестрящая самыми разными событиями, и вообще не понятно, зачем было утрамбовывать это в один том (в некоторых изданиях два, но все равно больно). Меня просто добило фаталити от автора, где она признается, что вынуждена была ограничить информацию, поступаемую в свои черновики, чтобы читатель не офонарел. Ах, так это меня еще пощадили? Я... ясно.
В общем в целом мне все понравилось, и я бы продолжил, когда мой мозг станет немного полегче. Рекомендую тем, кто любит Древний Рим, Игру престолов, всякие произведения а-ля "Королевская битва", и прекрасно понимает (но ни за что не признается), что во времена активного существования Колизея он бы скорее всего тусовался где-то на трибунах. Иными словами, за хлебом, зрелищами, и облеченной в художественную оболочку историей - сюда.7516
Аноним29 ноября 2021 г.Читать далееНадо очень любить историю и Древний Рим, чтобы осилить 1000 страниц, сотни очень похожих имен, десятки названий органов, служб, должностей, юридические тонкости и прочее.
Так вот, я именно такой любитель Рима и я в восторге. Монументальный роман! Какая там Игра Престолов? Реальная история - вот где интриги, заговоры, геройства, секс и смерть, смерть, смерть!
Можно ли найти недостатки в романе? Конечно! В нем наверное куча недостоверностей (в деталях) и масса преувеличений (Цезарь ну такой вундеркинд, что аж не верится). Но общее впечатление перебивает эти мелочи.
Такие книги надо читать на пляжном отпуске, чтобы погрузиться в историю полностью (а не по полчаса) и прожить 1000 страниц в Древнем Риме.
Я случайно начал со второй книги цикла. Это не так важно, потому что история Древнего Рима сама по себе неизменна :). Но теперь купил первую, а потом перейду к третьей и четвертой!
61K
Аноним13 августа 2022 г.Читать далееНе помню, чтобы первая книга так тяжело шла. Такие тяжеловесные диалоги, такое ровное повествование. Герои абсолютно к себе не привязывали. Даже Сулла, основная причина много внимания. Порой его действия настолько выбиваются из какой-либо логики. Возьмем эпизод до его отъезда в Испанию. Не с чего он воспылал страстью к Аврелии, буквально за минуту! И не получив желаемое, решает... убить Свина! Я все понимаю, пузырек с ядом, как чеховское ружье, должен был сделать свое дело. Но так нелепо.
Но кроме уже знакомых нам Гая Мария и Суллы, автор начинает вводить нового персонажа. Конечно, это знаменитый Юлий Цезарь (в книгах он получается уже третий). И его начинают делать не таким как все с двух лет! Нечто подобное было и с предсказанием с Марием. Слишком топорно.
Читать продолжение буду нескоро.5922
Аноним28 июля 2016 г.Читать далееВторой роман серии по-прежнему написан увлекательно и на должном, высоком уровне. I век до н.э. Рим. Закат Республики. Старые ценности и традиции начинают утрачивать былое влияние. Рим продолжает расти, прочно и уверенно распространяя свою неограниченную гегемонию на мир. Лишь одного слова "Рим" достаточно, чтобы привести в страх и трепет ближайших и дальних соседей могучего государства. Но некоторые пытаются бороться, бороться за свои права, равные с коренными гражданами Рима, за свою свободу, за свою независимость. И вот уже италики, многочисленные племена Италии поднимаю знамя борьбы с грозным соседом. И многими движет мерцающая мечта единого и неделимого государства - Италии. За что они ратуют? Изначально, за равные права с римлянами, а позже уже за свободу. Рим по-понемногу начинает лихорадить. В Сенате противоборствующие группировки вступают в ожесточенную схватку, и порой не только на словах...В это время Луций Корнелий Сулла продолжает свое восхождение к неограниченной власти. Кроме вопросов политики, автор уделяет время и обстоятельствам личной жизни, как Суллы, так и всех прочих героев. Сулла, по сути, не способный к любви, был привязан только к Метробию, своему давнему юному любовнику, и родному сыну, умершему слишком рано, но за дыхание жизни которого Сулла не пожалел бы ничего, включая жизнь другого своего ребенка, дочери Корнелии. Благодаря своему острому уму и хватке, этот в полной мере, страшно аморальный человек, умел добиться своих целей, как в мирное время, так и во главе войск, как дипломат, так и политик. Еще одним важным персонажем является Гай Марий, уже постаревший, перенесший несколько ударов, характер которого начинает меняться в худшую строну. Импонирует позиция его жены Юлии, любящей и добродетельной жены и матери. В этом романе пред зрителями впервые предстает чудо-ребенок, выросший в Гая Юлия Цезаря. Цезарь-младший уже в детском возрасте отличался от других детей своим не по годам развитым умом и живым характером. Уже видны черты его сущности, в полной мере проявившиеся во взрослом возрасте. Цезарь - личность бесконечно интересная, а потому о нем было читать весьма и весьма любопытно. В романе читатель встретит еще множество женских и мужских судеб, горьких и тяжелых, удачных и счастливых. Герои предстают живыми, некоторым сопереживаешь, некоторые вызывают открытую неприязнь, как, к примеру, маленькая Сервилия Цепиона и ее папаша. Зато порадовал брат Ливии Друзы Марк Ливий Друз, в предыдущем романе очень нехорошо поступивший с сестрой, но сейчас полностью оправдавшийся.
Роман очень интересный. Да, в нем много событий и имен, но нет ничего лишнего, нет ненужных слов и рассуждений. Персонажи живые. Картина жизни в Риме, описываемого события, передана ярко и правдоподобно. Много небольших деталей, штрихов, еще глубже и всесторонне раскрывающих дух и атмосферу времени.
51,8K
Аноним10 сентября 2015 г.Цикл "Владыки Рима". Книга 2 "Травяной венок" ("Битва за Рим", "Венец из трав"), Колин Маккалоу.
Читать далееЗвезда Гая Мария, одержавшего блистательную победу над германцами, заходит, но ему предсказано стать в седьмой, последний, раз консулом. К несчастью, появление на политической арене амбициозного Луция Корнелия Суллы мешает пророчеству, вдобавок ко всему в Италии начинается гражданская война, а Марий, Первый человек Рима, признанный полководец и народный герой, изгнан и объявлен вне закона. Он начинает мстить - жестоко и беспощадно - и за месяц долгожданного консульства покрывает свое имя не славой, а кровью, устраивая бойни и разграбляя территории. Подрастает молодой Гай Юлий Цезарь, и вскоре именно его имя станет легендой. А ведь не поведи себя Гай Марий так к концу жизни, неизвестно, кого бы запомнили больше... И тем не менее, он великий человек, как и Сулла (хотя тот и страшен своей жестокостью и беспринципностью), Марк Ливий Друз, Марк Эмилий Скавр, потому что они всецело преданы Риму, ставят его наивысшей ценностью и готовы умереть за него, если потребуется. Республика для них и бог, и царь, и семья. То, с каким трепетом они отзываются о Вечном Городе, не может не восхищать. И даже раздираемые противоречиями, ищущие способ укрепить в первую очередь собственную власть, эти люди все равно убеждены, что поступают так во благо Рима, ведь и для самого бедного римлянина mos majorum, духовные ценности Республики, стоят недостижимо высоко по отношению к всему остальному.
В сравнении с первой частью, где речь шла о внешней политике и войне с германцами и нумидийским царем Югуртой, здесь больше внимания уделяется политике внутренней, экономике, из-за этого местами тяжело читается. Тем не менее, любители Античности, несомненно, получат удовольствие. А почему "Травяной венок" - потому что его, corona graminea, получает солдат или полководец на поле боя, спасший целый легион. Или Рим, как в случае Луция Корнелия Суллы.
51,5K