Рецензия на книгу
Битва за Рим
Колин Маккалоу
Аноним27 декабря 2023 г.Граждане, наш акведук опять засорило вчерашним императором.
Чтож, судя по возмутительно малому количеству рецензий, их пишут те, кто смог выжить после прочтения книги на 1500 с лишним страниц. Или те, не будем показывать пальцем, которым электронная книга неправильно посчитала оные страницы, поначалу выдав 400 и похлопав честными глазками, а затем вывалив куда более впечатляющую цифру. К счастью я слишком люблю Рим, поэтому не сопротивлялась, и думала о Римской империи последние пару-тройку месяцев куда чаще, чем надо бы современному человеку, да еще и женского пола. Дочитала, едва не склеив ласты, и теперь чувствую себя не в своей тарелке без родных колоннад и перспектив получить на орехи то от амбиций Митридата, то от амбиций Суллы.
Не умею писать серьезно про вещи, которые давно и прочно люблю, поэтому здесь будет много пост-мета-иронии и жаргонизмов, сильно облегчающих потребление таких огромных книг на тему политических дрязг и подковерной грязи былых времен. Если вкратце, то этот второй том (и первый том до него) повествует о том, как абсолютно все рвутся к власти. А именно к громким должностям, к величию и к возможности носить элитную тогу, запивая свой успех элитным, вообще ни разу не отравленным вином. Перспектива принести собственную табуреточку в Сенат прельщает столь многих, что за такую возможность не жалеют ножей, ядов, порой абсолютно мерзких подстав, и собственного бабла для подкупов. Пока благородные мужи Сената грязно ругаются на тему возмутительных законопроектов и лепят друг друга табуретками по лицу, где-то снаружи, за стенами великого Рима, нарастает волна недовольства, грозящая превратиться в полноценную гражданскую войну. А так как Рим размяк, расслабился, уверовал в собственное превосходство и вообще слишком занят внутренними дрязгами, то кто его знает, к чему приведет возмущение обделенных италиков, и интерес некоего царя, который имеет слабость к рыжим. Стоит уточнить один забавный момент, который регулярно вводит мое сознание в заблуждение. Несмотря на то, что книга вышла довольно давно, и в ней происходят еще более давние события, написана она очень даже современным языком. Пускай равномерный и текучий, но стиль повествования не состарен намерено, а максимально подведен к повседневности. Поэтому мне очень часто чудится, что я читаю не среднеизвестный талмуд прошлого века, а современную, и главное, популярную вещь. Ведь в ней есть все, что сейчас любит потреблять зритель, поглотивший Игру престолов и готовый оценить что-то еще в таком роде. Кровь, интриги, скандалы, войны, борьба за власть, немножечко настоящей любви, и очень множечко любви неправильной, навязанной и согласованной в форме фиктивных браков. Порой меня совсем кроет, и я начинаю искать иллюстрации, живые обсуждения, и даже фанатские произведения по этой книге, а потом вспоминаю, что о ней знает полтора человека на весь центральный округ страны, и контент брать неоткуда, по крайней мере в русскоязычном сегменте. Жаль.
Собственно, если бы в книге были серые и ничем не выделяющиеся персонажи, то я бы даже не чесалась на тему контента, но они, к сожалению или к счастью, вызывают у меня живейший интерес и сомнительную симпатию, особенно когда речь идет о каком-нибудь Митридате. Не сдержусь, и опишу вкратце самых впечатляющих, по которым частенько плачет дурка, но извините, мы сейчас про Древний Рим говорим или где?
Луций Корнелий Сулла - центральная лошадка в этом забеге. Тот самый человек, по отношению к которому можно смело говорить "он ходячий красный флаг, но знаете, я люблю красное". Бесяче красивый, жестокий, хитрый, порой впадающий в приступы свирепости амбициоз и вояка, который имеет идею-фикс в становлении консулом, но из-за своего нищенского положения вынужденный идти к своей цели долгими и иногда совершенно отбитыми путями. Окруженный друзьями, но по факту никому не друг. Трижды женатый, но никому не муж. Любит только себя, хотя сам так не считает. В основном занимается тем, что фигурально сшибает людей с ног своей харизмой, но временами занимается этим и буквально, особенно если дело происходит ночью, и поблизости от острых прибрежных скал, до которых очень высоко падать. В начале этой книги ему уже стукнуло сорок лет, поэтому со скал летают куда чаще, а приступы ярости у Суллы возникают все ярче. Ведь часики тикают, так сказать, а табуретка консула все еще далека. Понимаю, Рим не за день строился, но "стройка" несколько затянулась все равно. Хотела еще упомянуть, что этот человек со скрипом переваривает женщин (кроме одного-двух исключений), но это прекрасно объясняется тем, что Сулла красив, Сулла харизматичен и Сулла задолбался. Если вы считаете, что женщины в Древнем Риме пикнуть не смели и кротко позволяли хозяинам семьи мыкать их туда сюда в поисках идеальной партии, то вы ошибаетесь. Беднягу Луция Корнелия чуть ли не с начала истории кошмарили аналоги современных сталкерш, пытаясь добиться связи с ним то преследованиями, то шантажом, то голодовкой. Последний такой казус привел к тому, что Суллу отправили в Испанию на четыре (!) года, в надежде, что юная, беззаветно влюбленная в него жена Марка Эмилия Скавра немного подрастет, успокоится и отвлечется на одного-двух новорожденных детей. Не особо-то удивительно, что он их терпеть не может, отправляясь из-за очередной преследовавшей его девушки в самую настоящую ссылку. Также он вызывает у окружающих людей контрастно-диаметральные впечатления. Мнения об этом человеке никогда не бесцветны, они всегда делятся на: "Рыжее животное, да шож ты творишь такое", - и: "Сулла приди, порядок наведи". Увидим после, получится ли у него реализовать все свои цели. Если будет это самое "после". Мне нужна реабилитация.
Марк Ливий Друз - зеленый флаг конкретно этой книги. Знаете, добрые персонажи в доисторические и дохристианские времена вызывают у меня громадное желание создать для них фан-клуб. Ведь винегрет тамошних богов не то, чтобы проповедовал милосердие и всепрощение, особенно если взглянуть на гекатомбы заколотых быков в честь очередного покровителя охотников или виноделов. Поэтому если персонаж - и особенно римлянин - являет собой человека чести, которого любят собственные рабы как родного, то это не потому, что за проявления злобы в языческих постулатах грозят поджарить его регалии на сковороде в аду. А потому что персонаж САМ выбрал быть добрым и милосердным, прекрасно понимая, что ему за это не будет ни благ материальных, ни бесконечных возлияний в загробных залах (условно выражаясь). Выбор, продиктованный не страхом и жадностью, но собственными нормами морали, воспитанием и неравнодушным сердцем. Мое уважение, короче говоря. Марк Ливий Друз именно такой, способный свернуть горы, пускай и очень медленно, с увещеваниями всех этих упертых ослов в Сенате. Персонаж комфорта, залечивающий сердечки после появления какого-нибудь Квинта Сервилия Сципиона (тьху).
Гай Марий - добродушный, умный, всеми любимый дядечка, шестикратный консул и основной соперник Суллы в становлении последнего консулом. Правда, Гай Марий даже и не знает, что он чей-то там соперник, поэтому все выпады Суллы выглядят как небезызвестное: "Как тебе такое, Илон Маск??" Можно было бы еще что-то написать про этого персонажа, но знаете, этого хватит... да, пожалуй, информации хватит. Кхе.
Тримедат (Митридат) - флаг книги, у которого нет цвета, потому что я не знаю, какой цвет можно подобрать к этому "очаровательному" восточному чучелу. Царь понтов (Понта) держит в руках огромную власть, но вывозит он ее исключительно убеждением всех вокруг в том, что он могуч, бессмертен, очень умен и ни разу не кретин. На самом деле где-то там, под безвкусными слоями золота, мечется пугливая и неуверенная в себе душонка, поэтому царь не раз попадал в нелепые ситуации, ставящие под сомнение его престиж, и вылезал из этих ситуаций так же нелепо, казня всех, на кого удавалось повесить свои собственные косяки. Ему вторят блеющие овечки в лице советников и охранников, которые находятся рядом с ним не потому что они из себя что-то представляют, а потому что имеют степень магистра по вылизыванию пяток царских особ, а также виртуозно научились спасать свою шкуру от иррационального гнева этого опасного, но не сказать чтобы сильно умного экспоната. Сейчас наблюдать за этим со страниц книги довольно смешно. В те времена - я думаю, не очень, особенно для тех, кто был достаточно "удачлив", чтобы находиться с ним рядом.
Словил краш с Суллы. Могу понять.
Публий Рутилий Руф - булочка, которую все обязаны защищать. Больше, собственно, ничего не требуется про него говорить.
Квинт Сервилий Сципион и Помпей Страбон - были бы идеальными претендентами на испытания французских гильотин. В книге много серых персонажей, которые сначала людей пытают, а через сотню страниц превращаются в самых рьяных союзников адекватных лидеров. Но конкретно эти двое должны гореть в аду, если, разумеется, информация о них в книге соответствует реальному положению дел в истории.
В произведении происходит огромное количество событий, и порой хронология начинает изуверски скакать вперед, поэтому Сулла из сорокалетнего резво превратился в 52-летнего, а Рим на первый взгляд получает в свое кровавое портфолио пугающе быстрый калейдоскоп из восстаний, эпидемий и снова восстаний. Прекрасно понятно, почему история древнего Рима такая обширная и пестрящая самыми разными событиями, и вообще не понятно, зачем было утрамбовывать это в один том (в некоторых изданиях два, но все равно больно). Меня просто добило фаталити от автора, где она признается, что вынуждена была ограничить информацию, поступаемую в свои черновики, чтобы читатель не офонарел. Ах, так это меня еще пощадили? Я... ясно.
В общем в целом мне все понравилось, и я бы продолжил, когда мой мозг станет немного полегче. Рекомендую тем, кто любит Древний Рим, Игру престолов, всякие произведения а-ля "Королевская битва", и прекрасно понимает (но ни за что не признается), что во времена активного существования Колизея он бы скорее всего тусовался где-то на трибунах. Иными словами, за хлебом, зрелищами, и облеченной в художественную оболочку историей - сюда.7516