
Ваша оценкаЖанры
Книга из цикла
Канонические марсианские хроники
Рейтинг LiveLib
- 551%
- 435%
- 37%
- 23%
- 13%
Ваша оценкаРецензии
Аноним29 января 2021 г.Читать далееСнова Брэдбери. И еще много будет впереди. Решила перечитать все его рассказы. Только не так, как когда-то, все подряд, а по чуть-чуть. Это совсем другое восприятие.
И на каждый рассказ буду что-нибудь писать. Не секрет, что эти короткие заметки дают возможность переосмыслить прочитанное и лучше запомнить.
Особенно хорошо бы задуматься, когда все происходящее нельзя оценивать однозначно. Вот как в этом рассказе, например.
Можно ли сравнивать ценность человеческой жизни и памятника цивилизации?
Когда-то давно я не усомнилась в том, что Спендер был прав, остановив своих, уже бывших, товарищей в их разгульном осквернении марсианского города. Он один ощущает непристойность их поведения. Ну, еще капитан. Но капитан старше и лучше понимает человеческую природу.
Но теперь я не так категорична. Просто стала старше. И даже самый омерзительный для меня член команды Биггс все же жил, дышал, наверное, его даже кто-нибудь любил. И вот теперь все, он уже больше никогда не будет орать песни в марсианской тишине, не бросит в канал пустую бутылку. Вряд ли он когда-нибудь понял бы, насколько то, что он делал, отвратительно и недостойно цивилизованного человека. Но вдруг? Теперь не узнаешь.
Рассказ без однозначного ответа. И больно за преодолевших трудный путь к Марсу и так бесславно закончивших, больно за капитана, потерявшего часть своей команды, больно за Спендера, умеющего слышать и видеть прекрасное.
Почему мы вот так-то?88888
Аноним20 апреля 2023 г.Читать далееКогда-то, когда потребовалось написать небольшой отзыв-рецензию на сборник рассказов Бредбэри, а вы же понимаете, что на сборник, да еще когда в нем порядка двадцати, если не больше произведений малой формы, написать один такой отзыв сложно, поэтому в нем прозвучало больше восхищение самим писателем и его умением из малых черточек создавать потрясающие картины. И конечно, как было не отдать дань еще одной, но считаю, важной вещи в Брэдбери - это романтизму. Хотя у кого-то может и возникнуть вопрос - как может романтизм сочетаться с фантастикой? И даже когда меня саму берет сомнение в отношении того, насколько действительно Брэдбери романтик, я беру книгу, читаю первый попавшийся рассказ, и вот пожалуйста - еще одно подтверждение.
Хотя нельзя пройти мимо того, что в рассказе писатель достаточно жестко стелет. С одной стороны - красота, философия, изящество, а с другой - прагматичность современного человека, который проходит мимо, многогг не видя, но иногда сознательно разрушает то, чем не знает, как воспользоваться или - еще хлеще - знает, что этим он точно не воспользуется и не станет в таком мире жить. Ему подавай мир другой, который он построит. Но иногда попадаются люди, которые могут оценить и красоту, и философскую мысль, то ли которую будила красота, то ли под воздействием красоты как раз и рождались философские идеи. И этому человеку безумно жаль будущее уничтожение этого чуда. Он стоит на перепутье, но и стоять он будет недолго, достаточно быстро придя к решению, что пора действовать. Во имя сохранения этого дивного мира.
И вы еще будете спрашивать, где здесь романтизм?
13384
Аноним11 января 2016 г.О скитаниях вечных и о Земле. Поэтика названий Бредбери.
Читать далееСреди "Марсианских хроник" не самый мой рассказ. "Илла", "Третья экспедиция", "Марсианин" - их люблю больше - дело вкуса. И еще, опасливое недоверие к чужакам сильнее во мне, чем потребность защищать культурные ценности, не останавливаясь перед самыми радикальными мерами. А для Бредбери обе темы сквозные: чужой, который может очаровать, усыпить твою бдительность и похитить что-то важное для тебя. И звери в человеческом облике. не менее опасные, чем бешеные псы, сегодня ты позволишь им бросить пивную банку в марсианский канал, завтра они станут жечь книги, а послезавтра устроят автосафари на пешеходов - души в зародыше, пусть уважают культуру.
То и другое - вещи параноидального толка в таком изложении, но на то Бредбери и великий писатель, что у него все органично. Он выплетает словами свои истории, мы слушаем, околдованные, не заботясь моральной оценкой и степенью допустимости мер защиты. Даже не так, степенью возможного отождествления себя с культурными артефактами, которая заставляет убивать и умирать в стремлении защитить их. Помните женщину из "451 по Фаренгейту", которая отказывается покинуть дом со своими, уже облитыми бензином, книгами. Помните, как она чиркает спичкой о перила деревянной лестницы и загорается факелом вместе с ними.
Или человек из рассказа "Последние почести", замуровавший другого в стене за отсутствие должной почтительности к Эдгару нашему По, да еще заставивший несчастного выкрикивать: "Ради всего святого, Монтрезор!" Как по мне - это недалеко ушло от жестоких зверят, заперших одноклассницу в темной кладовке на весь день, когда на Венере показывается солнце. Единственный за семь лет день. Это все крайности, а правильное посередине. Та самая тонкая линия, которую трудно найти, а пройти по ней так же трудно, как по лезвию бритвы, но искать нужно.
Спендер, герой рассказа, не ищет. Он берет пистолет и стреляет в членов экипажа своего космического корабля, затеявших убогое веселье в прямой близости от марсианского города, жителей которого скосила земная ветрянка, завезенная прежними экспедициями. Нет, мы понимаем Спендера и соглашаемся с ним. И по большей части знаем, что человек, чуждый музыке и поэзии никогда не научится воспринимать их, даже если бы специально занялся ликбезом. Только и не займется, ни к чему ему это. Но конкистадоры из таких получаются, из людей-перекати-поле без руля и ветрил, не обремененных моралью и с эстетическими потребностями детсадовца.
Прекраснодушные образованные романтики, вроде Гумилева или Рязанова потому и заметны так на общем грубо-убогом фоне, что они редкость и диковина. Такие вот, сумевшие интегрироваться в среду не себе подобных, сохранив целостность. Спендер не пытается. Зачем, если можно достать бластер и поубивать сволочей, тянущих грязные корявые лапы к Прекрасному с целью Осквернить. Соображения, типа: человеческое существо - не менее сложное и энергозатратное для мира образование, чем любой культурный артефакт и не тобой созданное, не тебе разрушать, и может быть у мира свои планы не на этих корявых, так на детей их и внуков; такие соображения просто не приходят ему в голову. Он назначил себя судьей, прокурором и адвокатом в одном лице, да тут же и порешал все вопросы.
Рей Дуглас Бредбери хорош для чтения в юности с ее максимализмом и убежденностью в собственной правоте, и любовью ко всему красивому и необычному. А мне теперь понятно, отчего не перечитываю его чудесных книг уже лет двадцать, хотя прежде случалось по кругу. Но поэтичные названия его произведений: "Были они смуглые и золотоглазые", "Электрическое тело пою", "Вино из одуванчиков", они все задевают какую-то чувствительную душевную струну и твой Бредбери продолжается. Даже тогда, когда юность давно позади.
11609
Цитаты
Аноним15 апреля 2014 г.Читать далееНаселение планеты миллионы лет развивается, совершенствует свою культуру, строит вот такие города, всячески старается утвердить свои идеалы и представления о красоте и — погибает. Часть умерла еще до нашей эры — пришел их срок, и они скончались тихо, с достоинством встретили смерть. Но остальные! Может быть, остальные марсиане погибли от болезни с изысканным, или грозным, или возвышенным названием? Ничего подобного, черт возьми, их доконала ветрянка, детская болезнь, болезнь, которая на Земле не убивает даже детей! Это неправильно, несправедливо. Это все равно что сказать про древних греков, что они погибли от свинки, а гордых римлян на их прекрасных холмах скосил грибок! Хоть бы дали мы марсианам время приготовить свои погребальный убор, принять надлежащую позу и измыслить какую-нибудь иную причину смерти. Так нет же — какая-то паршивая, дурацкая ветрянка! Нет, не может быть, это несовместимо с величием их архитектуры, со всем их миром!
4166
Аноним7 августа 2015 г.Животное не допытывается, в чем смысл бытия. Оно живёт. Живёт ради жизни. Для него ответ заключён в самой жизни, в ней и радость и наслаждение.
262
Аноним21 октября 2014 г.И может ли один человек быть правым, когда весь мир уверен в своей правоте?
272
Подборки с этой книгой

Экранизации
AleksSar
- 7 500 книг
Сериал "Театр Рэя Брэдбери"
AleksSar
- 62 книги
Рэй Брэдбери (Ray Bradbury): Канонические марсианские хроники (The Martian Chronicles: The Complete Edition)
AlexAndrews
- 29 книг
2. "С кочки на кочку" - книга, из букв в названии, которой можно составить слово "болото"
KsyushaTitarenko
- 290 книг
Марсианские хроники. Рэй Брэдбери
Eugenell
- 59 книг
Другие издания





















