Развитие сообществ
DmitrySolovyev
- 9 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Дуэйн Элджин – американский писатель, консультант, медиаактивист. В 1970х гг Дуэйн работал по исследованию и прогнозированию будущего. В 1976 вместе с коллегой по Стэндфордскому исследовательскому университету опубликовал исследование Добровольная простота, на основании которого в 1981 году вышла одноимённая книга. Также последние тридцать лет Дуэйн занимается вопросами отчётности СМИ перед гражданами.
Наверное, книга в настоящее время не открывает чего-то нового и необычного. Экологический кризис давно заставил человечество обратить внимание на необходимость изменения культуры, как потребления, так и в более широком плане. Однако она написана достаточно сбалансировано, вдохновляя и предоставляя примеры практики. Так что стоит её прочитать не смотря на то, что последнее издание было выпущено более десяти лет назад.
Введение и большое послесловие к книге написано Глебом Тюриным, консультантом по развитию локальной экономики. Поэтому уделю этому также внимание. Глеб считает Добровольную простоту системой ценностей, которая позволит перейти человечеству на новый уровень. И в то же время, это учебник, собравший действенные практики. Идея книги заключается в том, что для того, чтобы создать новое богатство, не требуется изменения законодательства и прочих улучшений на уровне власти. Достаточно начать перемены в собственной жизни.
Глеб пишет, что новый экономический кризис, сокращение рабочих мест оставит без дохода миллионы людей. Поэтому первый шаг к выходу из сложившейся ситуации – создание экосистем поддержки. Это позволит найти стартовый ресурс и спрос, снизить затраты и воздействие кризиса, увеличить доход. Торговые сети и другие крупные игроки выкачивают деньги с локальной территории, поэтому нужно создать систему локального обмена товарами и услугами.
Глеб также приводит интересную информацию о социальном законе Роберта Мелкафа: ценность сети растёт пропорционально половине квадрата числа её пользователей. Правда, просто быть участником сети недостаточно, нужно установить между членами сети устойчивые связи. Поэтому требуется серьёзная перестройка миропонимания людей, изменение их ценностей и мотивации. Отсюда делается вывод, что мы стоим на заре новый отношений, на заре нерыночной экономики.
Тут надо сделать отступление и сказать следующее. Если под нерыночной экономикой подразумевается исчезновение воздействия конкуренции извне сообщества, то мне сложно представить, как можно построить эффективное и качественное производство в её отсутствии. Я живу в сельском сообществе, где установлены достаточно устойчивые связи, но однако даже у нас локальным производителям приходится соревноваться с внешними конкурентами. Учителям – с учителями по скайпу, строителям – с «внешними» подрядчиками, кондитерам и пекарям – с обычными магазинами и т.д.. Это улучшает качество услуг и товаров. К тому же, мы знаем, что результаты делать такую «буддийскую» экономику, описанные, в книге экономиста Эрнста Шумахера Малое прекрасно, оказались спорными. Я имею ввиду предложение экономиста о разработке и использовании в сообществах промежуточных техник, технологических машин и оборудования, которые доступны для использования, покупки и обслуживания на локальных территориях. Мечтаю получить на этот вопрос позитивный ответ.
Интересно замечание Глеба Тюрина по поводу формирования устойчивых сообществ. Таким сообществам нужны предприимчивые люди. Но, как правило, они являются индивидуалистами и стремятся максимизировать свой доход. Получается, что этим людям особо и незачем объединяться. Решение такого вопроса состоит в принятии этими людьми принципа «не много, а достаточно». Отсюда возникнет желание сохранить ресурсы не у себя лично, а на локальной территории в общем, и создать полноценный обмен внутри сообщества. Причём, сообщество не всегда ограничено территориально. Например, сельские сообщества могут налаживать отношения с горожанами по поводу сбыта продукции. Вопрос формирование нового уклада – это вопрос коллективного разума. Людям необходимо создавать сеть, потому что каждый не может создать всего. Итак, основной новой экономики является способность людей создавать местные сообщества, общины.
Теперь о самой книге Дуэйна Элджина.
Добровольная простота, понятие, появившееся ещё в первой половине XX века от последователей учения Махатма Ганди, провозглашает, что жить проще – значит объединить внутреннюю и внешнюю стороны жизни в органичное и содержательное целое. Жить более добровольно – означает жить более осознанно, осознавать себя в жизненном процессе. Жить проще – это значит жить более целесообразно с минимумом излишних помех, и это сугубо личный вопрос. Это не жизнь в бедности, не отказ от прогресса, не отрицание красоты.
В мире присутствует громадное неравенство, поэтому бессмысленно рассуждать о психологическом и духовном единстве людей сейчас. Весь мир должен усвоить единый образ жизни и уровень жизни. Современным выражением простоты в её христианской традиции является «Шакертаунская клятва», заявление, принятое в 1973 году разнородной группой христиан. В клятве есть два ключевых обязательства : «Я обязуюсь вести экологически здоровый образ жизни» и «Я обязуюсь вести жизнь на основе созидательной простоты и делиться своими личными материальными ценностями с бедняками».
Если перейти к конкретным действиям во имя добровольной простоты, то они какие? Автор приводит цитаты из писем своих читателей: бросила курить, перестала есть мясо, бегаю, перестала брить ноги, покупаю меньше одежды, ушла с работы с высоким уровнем стресса и перешла на работу, о которой всегда мечтала, пусть и с меньшим заработком, выращиваю продукты и делаю компост, бережно ухаживаю за своей машиной, покупаю вещи не из соображений моды, а по принципу полезности, использую вещи вторично, выбрал дом поменьше, избегаю пустых разговоров, чрезмерной привязанности к медиа, сдаю на вторичную переработку банки, бутылки, газеты, бережно расходую воду, ничего не приобретаем в рассрочку, большая доля расходов нашей семьи – на обучение, езжу на велосипеде, занимаюсь медитацией, являюсь членом потребительского кооператива и пр. Таким образом, бóльшая простота - это больше свободного времени, больше энергии, внимания к личностному росту, взаимоотношениям в семье, больше сострадания.
Добровольная простота говорит об изменении сознания. Ведь зачастую в нашем сознании непропорционально много фантазий и бесконечного потока несвязных мыслей, от которых мы не можем отключиться. Рефлективное сознание имеет прямое отношение к эволюции человечества в направлении устойчивого сообщества. Экологический кризис возник в том числе потому, что существует разрыв между уровнем нашего внутреннего развития и чрезвычайно мощными внешними технологиями.
Добровольная простота должна быть выбрана сознательно, без давления обстоятельств. Автор приводит красивый пример работника, который ездит на работу на велосипеде. Существует большая разница в этом процессе в зависимости от того, почему он это делает. Потому что у него нет средств на поездку на машине, или он старается тем самым минимизировать экологический вред и получает удовольствие от физического упражнения и наблюдения окрестностей?
Автор не рисует картин апокалипсиса, но говорит о фундаментальном скрытом кризисе. Это утрата сплочённости в обществе, которое должно быть связано единой притягательной целью цивилизации, вызывающей активное участие в жизни. Автор рисует три варианта будущего. Благоприятное устойчивое будущее возникает, когда граждане осознают абсолютную необходимость изменений и используют средства массовой коммуникации для того, чтобы вступить в диалог и совместно найти лучший путь. В этом случае удастся радикально сократить военные расходы, исцелить экосистему, вложить средства в развитие беднейших стран, построить новые энергосистемы и т.д. Если мы сможем открыто обмениваться знаниями с другими культурами, учиться у них и через это обучение обретём чувство общей реальности и общей цели, тогда эволюция приведёт нас к невиданным высотам. Исход этого периода трансформации будет сильнее всего зависеть от цепочек выборов, совершённых отдельными людьми.
Минусы книги – достаточно большое количество опечаток.
Другие издания

