
Ваша оценкаРецензии
Аноним16 ноября 2021 г.«Минимализм — это просто еще один способ размышлений о том, как правильно прожить жизнь»
Читать далееСнова о минимализме! Но не о прикладном, не по привычной схеме — уборка + организация вещей. Здесь другой ракурс — искусство и философия. Поэтому книга будет интересна не только фанатам расхламления, а тем, кто интересуется живописью, архитектурой, музыкой.
«Мои первые ассоциации с понятием «минимализм» были порождены не миром материальных благ, а искусством. Этот Минимализм с большой буквы М отличается от тех идей и товаров, которые сегодня называют минималистскими».
«Меня притягивали гладкие яркие поверхности произведений искусства середины XX века: металлические скульптуры Дональда Джадда, флуоресцентные лампы, установленные Дэном Флавином на стенах галереи, и умиротворяющие разграфленные линиями холсты Агнес Мартин. Эта же суровая эстетика существовала и в архитектуре – в жестких ребрах и воздушных пространствах зданий в стиле Баухаус, которые так сильно отличались от дома моего детства, обитого деревянным сайдингом и устланного коврами. Минимализм предлагал неожиданный взгляд на мир и новый способ существования в нем. Этот способ не сводился просто к жизни с малым количеством вещей».
Минимализм не развивался поступательно, по восходящей, из пункта А в пункт Б, а вспыхивал то здесь, то там в пространстве и времени — то в античной философии стоиков, то в средневековом христианстве, то в Америке 30-х годов, то в наши дни. И всегда носителями идеи были яркие талантливые люди. Поэтому импонирует подход автора — показать роль личности в истории минимализма.
«Изучение образа жизни этих людей в контексте минимализма учит нас, как можно использовать свои эстетические представления и идеи для выработки собственного отношения к миру и не прибегать при этом к примитивным шаблонным поучениям. Минимализм – не единичное действие и не один образ, это практика, реализующаяся с течением времени. Минимализм делает простые вещи более сложными, а не наоборот».Но это не только сборник биографий художников и музыкантов, хотя даже ради них одних стоило написать книгу — она цепляет тем, что автор задаётся вопросом «а что дальше?», возникающим у каждого минималиста, когда этап расхламления и перемены ума уже позади.
«То, как свести количество вещей к минимуму, более или менее ясно: вы отбраковываете, выбрасываете, проводите осознанный отбор. А что потом? Может ли образовавшееся пустое место занять что-то принципиально иное? Или же, когда мы достигаем состояния «меньшего», на нас снисходит некая благодать, настолько совершенная, что к ней уже ничего не надо добавлять?»
«С одной стороны, мы видим фасад минимализма. Он как бренд, как внешний вид. С другой стороны, в основе минимализма лежит ощущение неудовлетворенности, порожденное обществом, где обычно считают, что больше – это всегда лучше. Любая реклама предполагает, что вы должны быть недовольны тем, что у вас уже есть».
И еще:
«Книги, подкасты и дизайнерские предметы превратили в товар даже саму идею минимализма».Всё это неизбежно приходит в голову, когда, избавившись от хлама во всех прямых и переносных смыслах, остаёшься один на один с собой и с миром. Так что книга Чайки — одна из попыток ответа, который можно сравнить с собственными ощущениями и мыслями.
«Я решил написать эту книгу, чтобы разобраться, как появилась идея о том, что меньше – это лучше, чем больше. Почему люди применяют этот принцип и к собственности, и к эстетической сфере, и к области чувственного восприятия, и к философии, которая дает возможность осмыслить жизнь. А еще мне хотелось сформулировать для себя, с какой стороной моды на минимализм лично я готов согласиться и что я могу использовать».
«Я начал представлять себе это повсеместно распространенное чувство как стремление к меньшему. Как отвлеченное, почти ностальгическое желание прорваться к другому, более простому миру. Этот мир не существует ни в прошлом, ни в будущем, он не утопичен и не антиутопичен, он просто всегда лежит за пределами нашего нынешнего существования, в месте, до которого мы никогда не доберемся. Стремление к меньшему – это отражение сомнения, которое мучает человечество: что, если мы жили лучше, пока не имели всего того, что принесло современное общество? Если ловушки современной цивилизации вызывают у нас такое чувство неудовлетворенности, то, возможно, без них мы будем счастливее? Может, стоит от них отказаться ради постижения глубинной истины?
Стремление к меньшему – не болезнь и не лекарство. Минимализм – это просто еще один способ размышлений о том, как правильно прожить жизнь. Но его стратегия, безусловно, весьма актуальна для нашего времени с его чрезмерными масштабами и темпами».Взаимодействие с книгой получилось глубже, чем просто чтение: я копалась в интернете в поисках работ новых для меня художников, слушала минималистскую музыку (и мне понравилось! особенно Кейдж), а ещё меблировочную музыку Сати и музыку для аэропортов Ино (найдите сами, что это такое), смотрела артхаусный фильм «Трудности перевода» (напомнивший своей атмосферностью «Полночь в Париже», хотя там не Париж, а Токио), пробиралась от японского эссе «Похвала тени» к «Бытию и времени» Хайдеггера.
Это, разумеется, не обязательная программа, но запоминающийся опыт. Всем советую. Минимализм — это не только об уборке.
«Простота не должна быть завершением, она может привести нас к новым начинаниям».35417
Аноним6 февраля 2024 г.Читать далееОчень хорошая книга про минимализм, и главный ее плюс - объективность. Автор не стал петь дифирамбы идее "меньше - значит больше", а попытался проанализировать это направление с разных сторон - истоки минимализма в культурах древней Греции и современной Японии, минимализм в культуре (музыка, дизайн, живопись, архитектура). В ходе книги автор постоянно напоминает, что минимализм, появившись как реакция на сверх-потребление, зачастую становится фетишем и превращается в то, против чего он протестовал. Минимализм - это не всегда дешево (а часто и очень дорого), не всегда удобно, экологично, и все чаще и чаще он идет наперекор изначальным своим принципам простоты и открытости.
Именно за хорошее изложение истории вопроса - 4 балла (минус балл за скучные и нерелевантные биографии).
10200
Аноним28 декабря 2023 г.Отличная квинтэссенция минимализма
Легко написать книгу про минимализм, залетев туда на волне хайпа самого явления и рассказывая всю книгу, что вещи надо выкинуть, а пространство освободить. Но это не про эту книгу. Тут же речь как раз о переосмыслении данного направления, правильные вопросы: а почему так получается, что для того чтобы стать минималистом надо накупить кучу книг про то как стать минималистом?Читать далее
Книга содержит 4 части:
1. Про саму концепцию, анализ развития и денрадации современного коммерческого минимализма
2. Про архитектуру
3. Про музыку
4. Про не помню что
Кайл Чайка поведал еще несколько интересных историй о личностях, таких как Чарльз и Рей Имзы и композитор Эрик Сатье.
Книга понравилась. Рекомендую486
Аноним21 октября 2020 г.Эту книгу нужно читать. Рассказывает о происхождении минимализма в западном мире. Охватывает большой круг представителей искусства и «околоминималистичных» тем. Ну и конечно же, всё сводится к японской эстетике. Мне понравилось, что автор не навязывает какое-либо мнение. Но не стоит от этой книги ждать глубокого погружения в материал. Очень легкая по усвояемости.
2281
Аноним29 апреля 2024 г.При первом взгляде на эту книгу, ожидаешь найти внутри слова о том, что меньше значит лучше и прочее.
На деле это скорее эссе о самом явлении минимализма, о минимализме в архитектуре, музыки, философии.
Чтение не сказать, чтобы простое. Часто отвлекаешься на то, чтобы погуглить произведения, о которых рассказывает автор.
Но в целом, я бы лучше рекомендовала эту книгу, вместо очередного нон фикшена в духе выкиньте и все.185