
Ваша оценкаРецензии
Kumade29 августа 2020 г.«Мало ли, что у человека есть чувство юмора? Это не значит, что ничего другого у него нет».
Читать далее«Двойной Джером со средним Клапкой» давно и прочно входит в число любимых авторов, но этот его, пожалуй самый значительный, роман я до сих пор не читал. Прочитав же, убедился, что значителен он не только по объёму. И засомневался, уступает ли он всеми признанной троице (не считая их четвероногого друга). Захватывает с первого же абзаца, с построения фразы и подачи образа. И не отпускает, хотя порой и кажется несколько хаотичным — эта хаотичность тоже оправдана. Его можно назвать романом взросления, но не только. Это некий автобиографичный сублимат сказки на сон грядущий.
Я вдруг вспоминаю — к счастью или к несчастью, судите сами, — что есть среди моей аудитории презанятнейшая публика, правда, немногочисленная. Чуть ли не каждый вечер они требуют от меня рассказать историю. Когда же, поведав своим слушателям о страшных великанах и их победителях — добрых молодцах, о сыновьях дровосека, спасающих всяких там девушек, угодивших в лапы людоеда; о принцессах, прекрасней которых во всем свете не сыскать; о принцах и мечах-кладенцах, я замолкаю, эта публика, явно неудовлетворенная, подползает ко мне поближе и начинает клянчить: «А теперь — правдивую историю, — и поясняет, чувствуя мою бестолковость: — о маленькой девочке, у которой были папа и мама, которая жила в большом доме и не всегда слушалась родителей».Сказано — сделано. И хотя тут будут и рыцари, и принцессы, и драконы, и прочая сказочная атрибутика, абстрактные понятия персонифицируются, а подзаголовки обещают главы увлекательного авантюрного романа, — всё это не связано с фактическим сюжетом ничем, кроме аллегории. Зато есть дальние и ближние странствия в поисках собственного пути, этакий даосизм по-альбионски.
Наш жизненный путь крут и извилист; пустившись в него, мы вскоре теряем из виду конечную цель. Но ребенок, стоящий у врат долины, ясно видит горы, в которых теряется лежащая перед ним дорога. И его мучает вопрос — что же лежит за этими снежными кручами?Второй же даосской практикой проходит постоянная идея раздвоения личности, появляющаяся то так, то этак, и как бы рассматриваемая в разных ракурсах. А всё ради того, чтобы, взрослея и заматерев, сохранить связь с ребёнком в себе.
Может так статься, что он-то и есть настоящий Пол — живой, все время растущий. А другой Пол — предприимчивый, нахрапистый — всего лишь плод его фантазии. Может, суетная жизнь этого другого Пола — всего лишь навсего дурной сон? Кто знает…Будет много рассуждений о ценности смеха и о том, что он может оказаться тем бременем, которого не избежать. Эта тема подчёркивается и якобы встречей героя с Диккенсом, о которой не упомянинает разве что ленивый рецензент. Оказывается, чаша сия не минует и великих.
— Ну и как тебе мистер Диккенс? — спросил он, хотя и было видно, что до мистера Диккенса ему и дела нет; он набрал камушков и, тщательно целясь, бросал их в воду.
— Мне он очень нравится, — сказал я; — Он так смешно пишет!
— Смешно? — переспросил незнакомец; от удивления он даже перестал швырять камушки.
— Ну, не всегда смешно, — объяснил я. — Но смешные места мне нравятся больше. Знаете, однажды мистер Пиквик…
— И дался вам этот мистер Пиквик, — пробормотал он.Так же и Пол: он не стесняется быть сентиментальным «рыцарем печального образа», более того, жаждет быть таковым, но, увы, натура берёт своё.
Не мы строим планы, а судьба готовит нам участь.И будет чу́дная коллекция чудны́х персонажей, блистательный бумажный театр шаржей (тоже вполне по-диккенсовски), и некоторые мотивы для новых произведений (в частности для «Томи и Ко» два года спустя). И, конечно же, афористичность и сугубо джеромовский юмор, которому так и не удаётся остаться инкогнито или укрыться под каким-то из псевдонимов. Не хочется много расписывать, да в краткой рецензии многого и не скажешь о романе, достойном самого тщательного рассмотрения. Поэтому наметил только основное на мой взгляд. А сказать, что роман понравился, — не сказать ничего. Это лучшее, что было прочитано за месяц, при том, что месяц был вполне богат на замечательных авторов! Рад, что у меня есть именно бумажное издание, потому что вернуться к нему явно захочется (может, тогда и напишу побольше). И уж конечно буду всячески рекомендовать!
52466
Aleni1117 июня 2020 г.Читать далееОчень странно, почему эта книга особо не известна широкому кругу читателей. И событийно, и стилистически она ничем не хуже многих растиражированных произведений подобного рода. В чем-то даже сильно их превосходит.
Хотя считать Пола Келвера стопроцентно автобиографичным романом, пожалуй, все-таки не стоит. Далеко не во всем изложенная история совпадает с фактами реальной жизни автора. Конечно, и общего немало, но по большей части это, скорее, попытка передать чувства, эмоции, эпизоды воспоминаний давно ушедших лет детства и юности писателя. И получилось, надо сказать, блестяще.
Мир, показанный глазами ребенка, его первые радости и огорчения, мечты и открытия, окружающие его люди, постепенное взросление, трудности становления, первые шаги к успеху… вот примерно об этом и пишет Джером К. Джером, очерчивая на примере своего героя собственный жизненный путь. Пишет ярко, глубоко, зрелищно, иногда грустно, иногда иронично, пишет так, что от чтения не оторваться. Причем это именно то чтение, которое нельзя поглощать залпом, только неторопливое смакование и тогда удовольствие почти гарантировано.
А какие колоритные характеры рисует автор, как описывает своих героев! Слово, жест, взгляд… и перед нами живой человек, которого видишь в реальности, в которого веришь. Иногда хватает какого-то мелкого штриха, полунамека, и картинка приобретает почти идеальную завершенность. Все очень легко, изящно и в то же время с большим смыслом, с незаметными и ненавязчивыми рассуждениями о жизни, о людях, о вере, о любви…
Я буквально отдохнула за чтением этой книги. Правда, местами немного сбивали с толку не очень ясно очерченные временные рамки: повествование частенько перемещалось то на несколько лет вперед, то назад, причем сказать об этом автор нам как-то забывал и приходилось ориентироваться самостоятельно, да и возраст его главного героя на тот или иной момент истории иногда приходилось угадывать. К тому же отдельные сцены, фрагменты сюжета не всегда обрисовывались подробно, а давались как бы намеками, обрывками мыслей. Это было тоже здорово, но частенько приходилось напрягаться, чтобы правильно уловить посыл написанного. А в остальном книга отличная, из разряда тех, которые читаются с удовольствием и с таким же удовольствием при случае перечитываются.43484
KontikT2 сентября 2022 г.Читать далееАвтобиографический или полуавтобиографический роман Джером К. Джером конечно отличается от тех произведений , которые я читала еще в школе и по которым и знают автора.
Это же произведение совсем не похоже на приключения троих англичан в лодке или на велосипедах. Да, здесь тоже порой присутствует юмор, но он совсем не тот , что есть в тех произведениях .Главное здесь описание взросления героя, его детство, юность, и путь к писательству.
Автор на примере своего героя показывает, почему тот пришел именно к этому жанру, как ему не хотелось именно этого, ведь кумирами у него был ,например, Диккенс, встречу с которым и описывает автор. Началось все еще с детства, когда мальчикам хочется быть сильнее и проворнее, а не казаться просто смешным, рассказывая истории. Со временем это не ушло, но именно юмор и своеобразная манера письма принесет автору успех.
Будет и первая дружба и первая влюбленность. Чтобы просто жить ему пришлось работать в разных областях. Интересен конечно опыт в театре, и не просто в театре , который стоит где то в одном месте, а театре передвижном, который кочует из городка в городок. Любопытно было почитать про эти шаги будущего писателя. Но самым интересным было для меня описание детства. Отношения с родителями, их желание оставаться в своей среде , когда за душой уже нет ни копейки. Все это описано и с юмором и с любовью. И конечно потери в жизни близких людей самого героя произведения и его постепенная переоценка ценностей и взглядов , его желание оставаться самим собой , и желание быть понятым. Очень любопытно автор описал этот период .И вроде книга не о нем самом, но все таки видно, как он на примере своего героя показывает именно свою жизнь .
Читать было очень интересно, хотя никогда бы наверно не узнала того Джерома, которого раньше знала, если бы не видела на обложке это имя. И до середины книги была уверена, что книга получит 5, детство и юность описаны именно на эту оценку и читалось про это просто взахлеб, оторваться не хотелось.
Но все таки поставила чуть меньше, хотя книга очень достойная. Удивил.35324
majj-s28 июля 2019 г.Один в сияющих доспехах
Я хочу помочь. Мир кричит от боли, и я услышал этот крик еще в детстве. Я и сейчас его слышу. Я хочу им помочь.Читать далееДжером Клапка Джером. Ну, навскидку? «Трое в лодке, не считая собаки». Кое-кто, напрягши память, вспомнит «Троих на четырех колесах» и «Праздные мысли лентяя» (упреждая вопросы - я к их числу не принадлежу, демонстрирую сейчас эрудицию, заемную у Вики). И уж совсем никто не вспомнит «Пола Келвера» - романа, о котором литературоведы говорят, как об автобиографическом. Написанный в 1902 году сорокатрехлетним Джеромом К Джеромом, благосклонно встреченный как критиками, так и читающей публикой, он не сумел не только повторить, но даже и приблизиться к успеху дебютных «Троих в лодке», вышедших тринадцатью годами раньше. И вряд ли мне довелось бы узнать об этой книге, но, слава Богу, есть друзья. А этот роман теперь у меня. Со мной и во мне.
Многие книги пачкают душу. Внятно сформулировать непросто, кто читает, поймет. Во время чтения таких, сколь бы занимательно ни были написаны, возникает неуловимый оттенок нечистоты. Ощущение, что коснулась чего-то жирного и липкого. А после, вроде бы все по-прежнему, но объем, занимаемый тобой в мире, стал чуть меньше, а его острые углы задевают тебя больнее. Сузилась твоя энергетика. Таких много среди популярных, они ориентированы на массового читателя, на то, чтобы трафить его слабостям: лени, тщеславию, жадности и зависти, низменным инстинктам: «полюбите нас черненькими, беленькими нас кто угодно полюбит»; «не мы такие, жизнь такая». Поглощаются не без удовольствия, заключая читателя в теплые, душные, чуть вонючие объятья Намекают не причастность высшим тайнам, льстят снобизму, и даже отмыться жесткой мочалкой, как от романов известного маркиза, после чтения таких не хочется – но грязнят.
Но есть и другие, которые чистят душу. Соотносят, сверяют с моральным законом внутри, таки Иммануил Кант знал, что во всякого нормального человека он заранее встроен, хотя может быть искажен воспитанием и вращением в неправильном социальном окружении. И когда встречаешь нужную книгу, она словно бы стряхивает с души сор, проходится чистой тряпочкой по внутренним тупикам и закоулкам, и дышать после такой становится легче, и светлее, и мути поменьше. А в мире ты размещаешься с куда большим комфортом Тебе расширили энергетику. Без назидательности и нудного морализаторства. Читать такие бывает сложно, тем радостнее, когда «правильный» роман увлекательно написан. «Пол Келвер» из таких.
Совершенной автобиографией, как «Моя жизнь и эпоха», которую он напишет четвертью века позже, «Келвер» не является. Есть существенные расхождения в биографии автора и его героя. В отличии от Пола, Джером не был единственным ребенком в семье, но его родители в точности также потеряли все средства, вложив их в горнодобывающий проект. Рассказ о детстве, исполненный мягкого очарования в части взаимной любви по-детски наивных, неприспособленных к жизни родителей героя, становится горько-жестоким когда повествует о травле, которую мальчику пришлось пережить сначала в дворовой компании (живя в социально низкой среде, обедневшие родители пытались поддерживать видимость достатка, свойственного своему кругу); а после в школе. В первом случае он отстоял право на место под солнцем кулаками, защищая от хулиганов котенка. Угу, понимаю, что звучит сентиментальной штамповкой, но читая, я верила каждому слову. Во втором все оказалось сложнее и дольше, а популярность ему обеспечил тот самый талант комического рассказчика, за который по сей день любим этого писателя.
Он потрясающе точен в деталях, чего стоит одно только наблюдение, что дети и собаки – самые большие снобы, каких ему доводилось знать. Он нелицеприятен в отношении родителей (нежной любовью к которым пронизана книга, но тем не менее) Лишения и бедность, сделавшие мать сварливой; и роман отца с клиенткой. Но более всего безжалостен к себе, не скрывая таких подробностей, какие в развлекательном романе начала прошлого века казались бы немыслимыми. Не могу сказать, что свежесть и новизна повествования превышают мыслимые пределы, все-таки ни один англоязычный литератор, пишущий автобиографический роман по сей день несвободен от влияния «Дэвида Копперфильда». Не составил исключения и «Пол Келвер», в книге даже есть эпизод встречи подростка с незнакомцем, в котором по косвенным признакам опознается Диккенс,
По-настоящему смешные сцены в остраненно-отстраненной Джером-Джеромовой манере появятся, когда герой оставит детство позади, с описанием будней и быта клерка в юридической конторе. Но здесь грустного и драматичного тоже будет достаточно. И совершенно дикое, на мой читательский взгляд, нежелание писать комические рассказы, которое сам он приравнивал к тому, чтобы быть балаганным шутом. Так усердно наступать на горло собственной песне, выдавливая из себя мрачного трагика – какой глупец, право! Однако благополучно проведя своего персонажа через беды и горести, автор оставит его достигшим вершины успеха и женатым на лучшей девушке на свете (ну, это уж как водится). Келвер теперь среди моих любимых героев.
35562
sam078927 сентября 2022 г.Читать далееНе впечатлила книга. Если первая часть, детство Пола, ещё было боле менее, но вот взрослый Пол вгонял меня в тоску…
Книга для меня – очень уныла. От неё веет грустью и….почему-то безнадегой!
Семья Пола была, ну не бедна, но были затруднения с наймом прислуги. И тут они выкручивались как могли – о времена, о нравы, как это было не просто делать вид, что есть прислуга, просто она очень не расторопная, бестолковая… Мне кажется – это должно было бы быть видным – что всё это наигранное. Но, семья Пола делала всё и играли свои роли!
В школе у Пола были трудности… Но меня они как-то не трогали! То с ним не дружил никто, то он вдруг стал мега популярным, при чем сам не понимал – как и почему.
А вот взрослый Пол – вот где было очень трудно читать, потому что интереса было 0! Трудности с работой, с поиском, с устройством… Любовь!
Жизнь Пола Келвера на мой вкус оказалась неинтересной. Пусть будет – межличностно мы с ним не подошли.
17214
Maple8113 февраля 2023 г.Читать далееКнига эта не случайно напомнила мне Диккенса. Ведь и у самого автора тот был кумиром. Джером даже описал встречу с ним, встречу мальчика с седым стариком, с которым они немного поговорили о книгах (и о романах Диккенса), не успев даже представиться друг другу. Интересно, была ли она на самом деле, или это досочинено автором, представлялось ему ранее в мечтах? Впрочем, в роман это вписалось вполне органично.
Так вот, книга напомнила мне Дэвида Копперфилда. Там роман тоже начинался с детских лет, и на них мальчику выпало много переживаний. Не зря от романа иногда оставляют только его детскую часть, опуская более взрослые, уже не столь интересные годы. Вот и здесь мы начнем с детских лет, как автор себя помнил, и неторопливо перейдем к эпохе взросления и постепенного ухода родителей.
Он будет много описывать свой дом, свою семью, атмосферу в нем, а она менялась на протяжении жизни. Будет там и комично-трагическая сценка, где мать не пустит своего мальчугана в театр. Отказ ее был продиктован ревностью, что вполне оправданно. Но носил очеь забавные формы, поскольку она полагала театр практически вертепом разврата. А вот в цирк повела ребенка с радостью. Знала бы тогда эта скромная женщина, что пройдет время, и ее ребенок сам станет работать в театре, начнет писать пьесы. А когда-то об этом подумывал еще его отец, но его жизнь сложилась иначе.
Взрослые годы в этой книге тоже не так интересны, как и у Копперфилда. И вообще, мне кажется, подражая своему любимому автору, он тут несколько теряет свое своеобразие, не пускает на страницы книги свой юмор, оставляя только добродушие и, лишь изредка, легкую насмешку. Интересно, что в старших классах школы он приобрел популярность как великолепный рассказчик и весельчак, но это его раздражало, он мечтал быть героем, а не шутом. Жаль, если и в книгах он позже пытался притушить свой дар, они могли бы быть еще ярче.15163
Limva1 декабря 2014 г.Читать далееЯ не знаю как написать внятную и адекватную рецензию на эту книгу.
Давно я не испытывала такой печали по поводу скоропостижной "кончины" книги, настолько живым показался мне главный персонаж, что трудно отпускать эту прелесть из рук.
Это не первая книга Джерома Клапка которую я прочитала,ведь все слышали о "Трое в лодке , не считая собаки" и я могу сказать, Джером К. которого я представляла тогда и сейчас, это разные авторы. Если бы я случайно не наткнулась на "Пола Келвера"в жизни бы не узнала, что у Джерома К. есть такое автобиографичное произведение.
А теперь познакомьтесь - это маленький мечтатель Пол Келвер, главное его призвание-дарить смех всем людям,хотя сам Пол очень хочет стать серьёзным авторитетом в своей будущей жизни и привнести в этот мир что-то крайне важное и неоценимое.
Как у всякого ребёнка есть папа, которому по жизни не везёт и мама, которая держится за старые взгляды, запреты и чистоту души. Имеется в наличии так же вереница сменяющейся прислуги и ещё крайне много персонажей каждому из которых выделяется отдельное место в книге и моём сердце, за что я крайне признательна Джерому К.
Очень хочется чтобы кто-нибудь откликнулся на моё приглашении в маленькое путешествие с Полом Келвером по страницам его жизни^^15382
Izumka31 декабря 2020 г.Читать далееДля тех, кто ожидает истории в духе "Трое в лодке", это будет сплошное разочарование. Это классический английский роман-биография. Почти автобиография, но все же не совсем, скорее история "по мотивам". Что, впрочем, не мешает воспринимать все происходящее "по-настоящему".
Вместе с Полом Клевером читателям предстоит пройти непростой путь взросления. Джерому очень хорошо удается показать мир глазами ребенка. Детское восприятие и детская интерпретация событий удивительно достоверны. И очень интересно иметь возможность окунуться в этот мир детства и одновременно видеть и понимать происходящее с учетом взрослого опыта. Голос автора очень аккуратно переплетается с голосом героя и дает объемную картину.
Чем старше становится Пол, тем больше занимают его поиски места в мире. Сначала это мирок школы, потом он постепенно расширяется до Лондона, а со временем выходит и за его пределы. Но все время мы слышим и голос самого Пола, и голос автора, который знает чуть-чуть больше. И рассказывают они о самом разном: о любви отца, о школьных находках и огорчениях, о первой работе, об успехах и неудачах. Спокойно, немного иронично и очень тепло. И если прислушаться, то можно услышать ту самую интонацию, которая так хорошо знакома нам по истории троих приятелей, отправившихся в путешествие по Темзе.14366
CatMouse27 августа 2017 г.Читать далееМоя нежная любовь к веселому парню с забавным именем Джером Клапка Джером началась с "Троих в лодке" и неуклонно росла с каждым последующим знакомством с его работами. Приключения друзей-гедонистов, задорно чешущих языками частенько спасали меня от осенней хандры. Их амбициозные "прожекты", не увенчивающиеся в итоге особенным успехом, упокаивали и ясно давали понять, что лень, прокрастинация и любование процессом были в ходу задолго до нашего времени, и страдаю этим уж точно не только я.
Однако роман, задумывавшийся, по-видимому, как серьезное автобиографическое произведение, впечатлил меня куда как меньше. И это, надо сказать, меня слегка обескуражило. Почему-то не возникло на этот раз той самой "сцепки" между читателем и писателем. Чтение шло трудно, и удивительный язык Джерома, полный иронии и тонкого юмора, при описании таких невеселых вещей, как бедность, смерть родителей, одиночество, казался каким-то выспренним и не вполне уместным.
Само повествование при этом - искренне, как обнаженный нерв, а язык - напротив, как маска мрачного веселья, за которой люди, по жизни балагуры и весельчаки, прячут свои настоящие эмоции. Наверное, этот контраст и мешал мне проникнуться романом и его событиями.
И совершенно зря, потому что роман, безусловно, достоин внимательного прочтения. Это ода одиночеству, одиночеству детскому, плавно переходящему во взрослое. И какие друзья или сердечные привязанности не появились бы у нашего героя, он навсегда останется каким-то "не таким" - не таким, как все, с какой-то неуловимой разницей, позволяющей чувствовать чуть тоньше, видеть чуть больше и описывать увиденное, что и впрямь дано не многим.
Очень чувствуется увлечение Джерома Диккенсом - помимо упоминаний в романе, и сам сюжет имеет явные "диккенсовские" черты.
Несмотря на атмосферу страха и тревоги за будущее, тему одиночества и непонимания окружающих, роман очень теплый. Пол Келвер - герой выразительный и трогательный в своей юношеской наивности и неприспособленности. Как же хочется, чтобы с хорошими людьми не случалось плохого, чтобы детство было счастливым, а родители оставались с нами как можно дольше. Как же радостно от того, что прототипу этого персонажа на литературном попроще улыбнулась удача.14415
miauczelo14 февраля 2019 г.Читать далееПол Келвер, маленький мальчик, постигающий этот мир. Он так прост, наивен, неискушен, а люди, его окружающие, уже смогли взрастить свой характер, найти индивидуальность – через словечки ли, через неуживчивость ли, Пола за ними почти и невидно. Его и замечаешь, только когда в его жизни происходит нечто, перекликающееся с тем, что пережито самой. Вот парк и две фигурки на скамейке: мужчина и мальчик, человек, уже ставший литератором, и маленький мальчик, рассказывающий о том, кем он станет. Это и просто, и, одновременно, глубоко. Вот мост и ощущение ушедшего только-только детства, маленькая призрачная фигурка пока стоит вдалеке, но уже прощально машет рукой, вы больше не встретитесь. Или вот это детское интуитивное видение тени, которая поселилась в родном доме, ощущение злобной твари, проникшей туда, где ей не рады, и, как вампир, высасывающей из всех радость и жизнь. Или вот это внезапное осознание близкой смерти отца, когда неожиданно перехватывает в горле, и ты бежишь-бежишь, боясь не успеть. Вторая часть – тот же Том, так и не растерявший свою детскость и наивность, из-за нее попадающий в малые и большие беды, учится находить согласие между Томом-мечтателем и Томом - деловым человеком. В ней больше мягкого юмора и меньше одиночества, ведь Том наконец то обретет ту, на кого сможет опереться.
13450