
Ваша оценкаРецензии
Moloh-Vasilisk3 января 2025 г.Маска. 1974 год.
Читать далееВо мраке странного мира, где высокие технологии соседствуют с феодальными порядками, молодая женщина отправляется в путешествие, которое навсегда изменит её восприятие себя и других. Глубоко в её душе скрыта сила, способная разрушить и созидать, и её выбор будет определять судьбу. Однако сможет ли она остаться верной своим убеждениям, когда перед ней встанет самая страшная истина о любви, свободе и предназначении?
Есть произведения, которые не просто приглашают в мир фантазий, а буквально затягивают в вихрь эмоциональных и философских переживаний. Повесть «Маска» Станислава Лема — словно гладкая поверхность воды, отражающая не только внутренние демонов своих героев, но и скрытые страхи читателя. Здесь каждый символ таит загадку, а каждый монолог звучит как вызов.
Язык произведения — как дамасский клинок: острый, но украшенный причудливым орнаментом. Автор жонглирует метафорами и архаизмами, создавая атмосферу средневекового готического романа. Это повествование — мрачные дебри, где каждая тропа может скрывать опасность или открыть неожиданный путь. Но иногда лабиринт языка становится слишком густым, и так и рискуешь потеряться среди завитков фраз.
Произведение становится настоящей россыпью идей. Идентичность героини — её битва с тенями — раскрывает не только внутреннюю борьбу, но и общечеловеческий поиск смысла. Свобода воли звучит рефреном через весь текст: кто мы — мастера своей судьбы или лишь марионетки в руках таинственного кукловода? Любовь здесь — не маяк в шторме, а сама буря, сметающая всё на своём пути, где притяжение смешивается с разрушением. Эти темы сливаются в единый поток, заставляя задуматься над границами человеческого контроля и естественных порывов.
Героиня — трагическая фигура, её внутренний мир подобен полю битвы, где сталкиваются страхи, сомнения и неукротимая сила. Она одновременно жертва и палач, персонаж, от которого невозможно оторвать взгляда. Остальные герои скорее напоминают фигуры в театре теней: их образы размыты, но их присутствие усиливает изоляцию главной героини, подчёркивая её одиночество и отчуждённость.
Произведение по структуре напоминает неспешную прогулку по канату над бездной. Автор искусно чередует философские размышления и драматические эпизоды, поддерживая баланс на грани хаоса. Атмосфера текста напоминает блуждание безлунной ночью, когда за каждым шагом скрывается неизвестность. Символы мрака, пустоты и скрытой силы превращают произведение в аллегорическую оду человеческим слабостям, страхам и надеждам.
Эта повесть одновременно пугает и завораживает, увлекая в свои глубины. Несмотря на сложность языка и избыточность символизма, текст оставляет незабываемый след, заставляя задуматься о природе свободы и неизбежности. 8 из 10.
111394
nastena031025 ноября 2018 г.Нигде не было ответа, и я попятилась от этой бездны — моей и не моей. И тогда я вернулась к тому, что тянулось уже единой нитью. Король, вечер, бал и тот мужчина. Я сотворена для него, он — для меня, я знала это, и снова — страх. Нет, не страх, а ощущение рока, чугунной тяжести предназначения, неизбежного, неотвратимого: знание, подобное предчувствию смерти, знание, что уже нельзя отказаться, уйти, убежать, даже погибнуть, - погибнуть иначе.Читать далееВсе же я очень люблю классическую научную фантастику, есть в ней что-то меня привлекающее. Может то, что за фантастическими сюжетами те авторы, что стали уже действительно классиками своего жанра, прятали очень много мыслей, ведь прочитав истории, рассказанные тем же Лемом, или Саймаком, или Шекли, ты остаешься в их мирах еще на неопределенное количество времени, мысленно продолжая крутить произошедшие события и рассматривая их то под этим, то под тем углом.
Очень необычный мир в этот раз нарисовал нам автор. С одной стороны, типичное земное прошлое: бал с прекрасными дамами, галантными кавалерами и каретами, развозящими навеселившихся господ по домам лишь под утро. С другой стороны, передовые технологии на службе короля, наказывающие и уничтожающие неугодных, от стражей короля не сбежать, не укрыться, не отбиться.
Идет сквозь танцующие на балу пары загадочная очаровательная незнакомка, еще несколько минут назад не осознающая себя даже как существо, обладающее полом, а теперь хранящее внутри воспоминания жизней трех разных женщин. Мчится сквозь города, сёла и поля зловещее создание, созданное лишь для одной единственной цели, но мучительно пытающееся осознать себя, понять есть ли у нее свобода воли.
Необычный рассказ, оставляющий больше вопросов чем ответов, но не только и не столько к автору, сколько к себе...
62925
-Breeze-18 апреля 2019 г.Читать далееОценка не из области "хорошо/нехорошо", а скорее "нравится/не нравится". Кому-то нравится яблоко, а кому-то груша, кому-то - проводить досуг активно, кому-то - сидеть дома и читать книжечку. Это я к чему: многим нравится такой стиль повествования - узорчатый, многословный, загадочный. Я же не большой фанат подобного. Там, где можно было ограничиться одной фразой, автор расписывается на огромные абзацы. Он интригует, ставит вопросы, но не дает на них ответа. Главная героиня - кто она? Откуда? Какое ее ждет будущее? Автору неважно, для него не это главное. И я это понимаю, но принять не могу. Автору важен процесс, мне - результат. Так что не сложилось у нас)
41761
Oblachnost2 августа 2024 г.Королевская Гончая
Читать далееАудиокнига
Книга начинается футуристически. В металлическом гуле, холодном пламени и искрах рождается нечто. Именно рождается, потому что затем это нечто обретает сознание и зовет себя "Оно", а затем обретает самосознание и уже зовется "Она".
И она осознает себя прекрасной юной девушкой на королевском балу. Она не знает, ни где она живет, ни откуда взялась, но зато знает, что предназначена для человека, для мудреца, который стал опасен королю, и поэтому она станет его смертью.
И за всеми событиями книги мы следим из головы главной героини. Как она знакомится со своим избранником, как сама влюбляется в него, как осознает свою сущность, как сбрасывает уже ненужную оболочку и как отправляется в погоню за жертвой. Причем не настигает его сразу, а как можно дольше оттягивает момент встречи, сначала думая, чтобы побольше помучать жертву, и не подарить ему быструю легкую смерть, а потом понимая, что вовсе не хочет его убивать.И как в конце преданным псом ложиться у его мертвого тела.Очень странный рассказ. Такой зыбкий. С одной стороны средневековье, с другой стороны металлические насекомоподнобные механизмы. И обычный для фантастов спор о том, есть ли душа у роботов.
Слушала с канала BLACKWOOD. Читал Олег Булдаков.
02:05:4535322
Lyubochka9 января 2023 г.Читать далееПервые две главы мне не дались с первого раза. Внимание рассеивалось и смысл прочитанного я не улавливала. Перечитав, поняла, что для этого текста нужно сосредоточиться. И сразу текст заиграл другими красками.
Молодая красивая девушка пришла на бал. За красивым же образом скрывалось машина, робот, существо, созданное для уничтожения одного человека. Прежде чем совершить злодеяние, она призналась жертве в своей любви и посоветовала бежать от нее.
На протяжении всего повествования шла погоня. Героиня металась от своих чувств и от своей сущности. Обратившись один раз за помощью, она ее полноценно получила и ее погоня усилилась вот только с другими целями.
В общем так, читать мне было интересно, в конце я даже переживала, финал для меня оказался неожиданным, но посыла автора я не поняла.18407
Julay14 февраля 2013 г.Читать далее«Тому кто увидел, уже не так страшно, как тому, кто вынужден жить одними домыслами»
Представьте себе, что в один момент очнулись среди большого количества людей на балу. Кто вы, для чего здесь находитесь, что было до этого? Прошлое – огромное черное пятно. Да что там! Вы даже не сразу можете разобраться, кем являетесь – мужчиной или женщиной! Есть весомый повод для паники, но вы довольно спокойны и постепенно начинаете отождествлять себя с … и тут беда! На выбор память подкидывает аж четыре варианта, один из которых вообще не является человеком! Но вскоре все мысленные рассуждения отходят на второй план, потому что встречаете Его, вашу любовь и предназначение…
Очень маленький рассказ о любви и выборе. Выборе непростом, сопровождающемся колоссальной внутренней борьбой, когда одна часть тебя восстает против всей своей сущности. История буквально с первых строк заинтриговывает и уже не отпускает внимание до самой последней страницы. Сначала ждешь ответа, кем же все таки является таинственная незнакомка на балу, потом следишь, сумеет ли она достигнуть своей цели и, самое главное, сможет ли справиться с самой собой! Конец кажется самым правильным из всех вариантов. А как еще могло бы быть, когда единственный шанс на спасение – необычный убийца, преследующий тебя многие месяцы?18354
crebot4047 апреля 2014 г.Читать далееНельзя не увидеть схожесть этого романа с фильмом "Терминатор 1". Запрограммированный на убийство киборг гонится за назначенной ему жертвой. По словам самого же Лема, в книге предпринимается попытка решения проблемы автодескрипции конечного автомата (осознание машины себя самой). Проблема проецируется также и на человека.
- Можем ли мы пойти против своей биологической природы? Или мы запрограммированы инстинктами, а наш создатель - Эволюция? Есть ли свободная интеллектуальная воля или мы свободны настолько, насколько свободен человек, привязанный к идущему поезду очень длинной веревкой?
Это одна из ключевых проблематик Лема, фигурирующая в таких произведениях как: "Голем 14", "Абсолютная пустота" ("Не буду прислуживать"), "Солярис" (хотя там не машина, но тоже искусственное образование), косвенно в "Непобедимом".
Роман очень небольшой и прочитывается за один присест.
11464
lastdon12 марта 2021 г.Читать далееНе знаю, как отнестись к этому произведению. Мои суставчатые щупальца пытаются напечатать какой-то отзыв, но сам не знаю что у них получится.
Итак, начиналось все неожиданно, любовная история, с предложениями на пол-страницы и переживаниями героини, неизвестно откуда взявшейся на этом королевском балу. Если бы не эти щупальца, можно было бы подумать, что читаю французского романиста. По мере развития сюжета , узнаю, что автор взялся за любимое дело, исследование логики и поступков машины. В данном случае, машины, запрограммированной на преследование и убийство - созданной ради одной цели. А бал, свидание, это для завлечения жертвы, отсюда и название рассказа.Что я машина, которую натравили на мудреца, осмелившегося посягнуть на королевскую власть. Что я не простой механический палач, а особое устройство, способное произвольно принимать любой облик: нищего, ребенка в колыбели, прекрасной девушки или же металлической змеи. Но эти формы — только маски, в которых подосланная машина является преследуемому, чтобы соблазнить его.
И было бы все ничего, но текст довольно витиеватый, а пребывание в голове героини на всем пути ее действий и самокопаний немного утомляет.
9356
AllaKoshka25 марта 2013 г.Читать далеесэтим автором я знакома еще не была,поэтому когда он мне выпал в мобе"Дайте две" я решила попробовать) само произведение очень короткое,я его прочитала в эту же ночь,как выбрала книгу..
Этот рассказ невероятный, загадочный и настолько же вопрошающий, насколько же и не утруждающий себя ответами на созданные вопросы. Как будто Лем сказал себе, да и нам, читателям: «Слушайте, и внимайте, но учтите: с меня только история, а то, что вы о ней подумаете, и какие выводы сделаете, это ваше личное дело. Я разбросал вам жемчужины в траве повествования – ищите, собирайте (если найдёте…), думайте…». Ну что ж, ответила я , будь по-вашему – что увидела, то увидела.
А увидела я расколотое на две почти равных половины повествование.
Первая, которая хоть и не заставила меня бросить чтение, но немного раздражала. длинные строки, наполненные запятыми, дефисами, всеразличными оборотами, метафорами, и просто сравнениями, синонимами, подробностями читались трудно..Как сквозь дебри джунглей я проходила через этот умный, проницательный, тонкий и такой загадочный язык, но походила, перечитывая строки, переваривая внутри и прогоняя через себя саму.
Для меня, не привыкшей к подобной стилистике, было поначалу трудновато, но жутко интересно. Я ощутила ту потрясающую способность Писателя облекать свои мысли в слова так, что картинки в сознании читателя мелькали с частотой немыслимой, что я еле поспевала, ей-богу! К середине поспела, но тут такое началось!
Декорации средневекового замка, королевского дворца, с придворными, фаворитками, и прочим сменились Второй половиной и таким динамичным действием поиска, погони, но описанным так дословно, подробно и детально, что казалось, что это не Маска (так я её назвала, ибо обилие прошлых «жизней» и Её имён смущало и путало; в конце концов, это вполне объяснимо – ведь это обилие пугало и смущало своей неизвестностью и её, Маску) в погоне, не этот невероятный механический палач из чего-то Неведомого, а я бегу за суженым (жертвой? целью?) среди полей, лугов, лесов, сквозь траву, сквозь муравейники, сквозь живые тела животных, сквозь деревни, сквозь испуганные взгляды детей и стариков, сквозь неизвестный мир.
Невероятная перемена схемы повествования обожгла, привлекла и привела к нестерпимой жажде увидеть, осознать, прочувствовать концовку истории.
Она разочаровала меня, по чести сказать. Сразу же померкла красота прежних слов, ажур описанного погас, потух. Вопросы, которые оставил Станислав Лем, лично для меня остались под таким покровом тайны и непознанного, что я даже расстроилась. Кто Она? Откуда явилась? Зачем? Кто Он, цель? Кто его преследователи? Зачем похитили? Какова истинная роль короля? Вообще, чем обоснована такая концовка? И множество других. Вывод у меня один: итог для Арродеса был определён заранее, и не было предпосылок для Маски спасти его, учитывая также её непонятные даже для неё самой намерения как поступить с настигнутым: убить, любить, спасти?.. Я не знаю.моя оценка 7 из 10
8352
SergijMolodtsov25 июня 2022 г.Ты - сестра моя. А это значит, что я не возвышу себя над тобой и не унижу себя пред тобою. (с)
Читать далееВсем привет, друзья! С вами Ищущий , и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения "маски", которая вызвала у меня неоднозначные чувства. С одной стороны, мне очень нравится мастерство Лема, и то, с какой легкостью у него получается воссоздать странный мир будущего, в котором роботы существуют рядом с классической монархией. Мне даже захотелось немного больше узнать про сам мир, в котором происходят все эти события. Но, к сожалению, повествование идет от первого лица одного конкретного персонажа, и поэтому я был лишен такой возможности.
Хочу сразу сделать важное уточнение - спойлеров в отзыве не будет. Но также не будет сделан и полноценный разбор по главам с целью выявить основные идеи, которые автор заложил в работу. Я просто делюсь впечатлениями после прочтения очередной истории, и иногда, если есть настроение, пытаюсь сделать общий анализ без гадания на гуще. Не люблю я такое. Да и мнением обычно люди делятся немного по другому поводу : ) Так что если вы ищете некий полноценный разбор текста, то я вам ничем не смогу помочь.
Простите, у меня просто поверхностный обзор.
"Маска" - не совсем обычное произведение про роботов, в котором автор играет со своими читателями с помощью персонажа, от лица которого и ведется произведение. Вначале нам показывают сцену создания персонажа, который не олицетворяет себя как личность, и к самому себе обращается как к среднему полу. Но уже через несколько страниц перед нами предстает образ героини, которая считает себя дочерью одного из местных аристократов, которая страдает галлюцинациями, и потому та сцена со странным "пробуждением" кажется ей только сном.
Не считайте спойлером тот факт, что персонаж на самом деле не является человеком, а лишь является творением местного правителя, которое было создано для того, чтобы найти и наказать очередного "противника" системы, лицом которой и является тот самый король, который и дал приказ создать эту машину. Несмотря на попытки самосознания этой машины, которая даже временно считает себя девушкой с галлюцинациями и провалами в памяти лишь авторская попытка показать сложность процесса самоощущения.
А не попытка ввести читателя в заблуждение путем двойного обмана (первый уровень обмана заключается в том, что машина притворяется человеком, чтобы никто не догадался об истинной сути этого творения; а второй уровень обмана - попытка ввести читателя в заблуждения, что невозможно сделать в силу того, что на первой странице у нас показан полный процесс создания этой машины). И да, произведение на самом деле получилось многогранным и неоднозначным.
Несмотря на однозначный элемент фантастики, я бы выделил здесь и приемы психологии, и даже нашлось место для драмы, которая передается через отношение машины к тому, кого она должна уничтожить. Ведь до того момента, когда она осознает себя как палача, посланного королем, между ней и жертвой вспыхивает некая страсть. которую можно было бы назвать даже любовь. Созданные как идеальные убийцы, эти творения вынуждены мимикрировать под человеческое общество, и потому первые несколько дней они действительно могут считать себя полноценными людьми.
И даже после того, как истинная сущность "вылупляется из кокона", остатки прежних эмоций и чувств сохраняются под металлическим корпусом. Более того - глубинное "я" персонажа не меняется и продолжает сохраняться. Только теперь вместо дочери аристократа к сознанию прибавляется и холодный разум машины, которая осознала свое место в этом мире, и которая вынуждена подчиняться встроенным в неё протоколам.
"Маска" поражает витиеватостью языка. Я не могу точно сказать нравится мне такая манера повествования или нет, но это действительно нечто уникальное в плане жанровой принадлежности произведения. Однозначно могу рекомендовать историю тем, кто любит не только фантастику, но и обожает неоднозначные байки, в которых до конца непонятны мотивы героя. Когда ты не знаешь как к нему относиться. Ведь Станислав не дает даже толком понять сюжет. Нас фактически ставят перед фактом, что некое королевство, в котором правитель решил убрать одного человека, который ему мешает.
Причины нам никто не объяснит, а главный герой произведения и сам не знает причины такого приказа. Да и никто не будет отчитываться перед инструментом. Несмотря на разум машины, она все еще остается лишь железякой с имитацией разума, которому дана задача. И как я понимаю, нарушить протокол и пройти против воли создателя невозможно. Даже если машина решит попробовать пойти против своей программы, она не сможет ей противостоять, Намеки на это давались даже в самой истории, когда еще "девушка" пыталась предостеречь ухажера от желания встретиться с ней еще раз после бала.
Но некая внутренняя сила не позволила ей произнести эти роковые слова, и она могла говорить только иносказательно, тем самым лишившись ЛЮБОЙ возможности хоть как-то предупредить своего ухажера о той опасности, которую она для него представляет. Что я могу сказать на это? Король явно понимает как работать с роботами, и никому не позволит расшатывать свой авторитет. И если надо, то он готов убрать конкурентов любыми способами Даже с помощью использования железных убийц.
Впрочем, это уже совершенно другая история : )
"Маска" рассказывает нам историю странной, невозможной любви, которую я мог бы даже охарактеризовать как "Ромео и Джульетта" с немного иной парадигмой отношений. Дело в том, что местный Ромео не подозревает об истинной сущности той, в которую он имел неосторожность влюбиться. Ситуация усугубляется тем, что и сама машина не знала о своей сути до момента окончательного пробуждения, когда металлическое естество покинуло бренную человеческую оболочку, которая до времени хранила её тайну.
Обретя свой настоящий вид, убийца продолжает сохранять свой первоначальный разум и даже эмоции к жертве, которую ей/ему? нужно уничтожить. Король мог вложить в протоколы приказ об уничтожении, но никто не в силах заставить героя произведения возненавидеть человека, к которому у персонажа даже были странные и противоречивые чувства. Это сложно назвать любовью, но между ними действительно пронеслась искра.Нужно ли это для того, чтобы робот следовал за своей жертвой, или в нашем случае действительно идет про нарушение целостности системы механического создания, внутри которого появились эмоции, способные помешать исполнению приговора? Однозначного ответа нет, и быть не может. Это Лем, одна из особенностей его произведений - двусмысленность мотивации поступков или даже самого мира, в котором не все события можно трактовать однозначно. "Покинуты Эдем" до сих пор одно из самых любимых мной фантастических произведений про изучение чужих миров, в котором это передана ПРЕКРАСНО.
Но вернемся к нашей истории : )
Местный мир действительно очень сильно напоминает наше средневековье. Есть монарх, который правит страной. Есть аристократы, люди передвигаются с помощью карет, во дворце происходят пиршества и балы. Здесь есть и религия, так как во время своих путешествий робот встретится с монахами, которые признают в этой сущности личность, равную им самим. На самом деле очень интересная параллель про то, что грешный человек пытается бороться с пороками, но у него не всегла это получается.
Точно также машина пытается противостоять своим протоколам, так как у неё есть свои собственные идеи и мысли. Но сможет ли палач устоять против заложенных скриптов? Это вопрос, на который ни у кого нет точного ответа. Именно в этой неоднозначности монахи видят в машине равную своим порокам личность, которая пытается бороться со своим естеством и стать хотя бы немного лучше. Что по мне. так звучит очень интересно. Местами похоже на три правила роботов из вселенной Айзека, но с более философским уклоном.
Чем мужчина не угодил королю, который решил натравить на него машину? От лица разных персонажей будут звучать разные точки зрения на эту ситуацию, так как сам робот точно не сможет ответить на этот вопрос. В сознании этой сущности такой информации просто нет - создатель не счет нужным вкладывать эти знания в свой инструмент, задача которого является в том, что уничтожить конкретную цель.
В чем основная задумка "маски"?
Не буду оригинальным, но предположу, что автор через идею роботов, притворяющих людьми пытается рассуждать на тему предопределения и возможности изменить свою судьбу. Являются люди заложниками своих генов и привычек, которые появляются вместе с их рождением? Или мы свободные личности, способные к изменениям, и нет никакой судьбы в нашей жизни, которая решает за нас? В то время как ветка короля с мужчиной, которого он хочет убить на самом деле вторична.
Для нас как для читателя важны внутренние мотивы персонажа произведения, который мечется между своими старыми чувствами и необходимостью выполнить поставленный при рождении приказ.
На мой взгляд это очень личная и действительно интересная история, в которой автор поднимает действительно сложные вопросы бытия человеческой личности. Но, повторюсь, что я не ставлю своей задачей сделать некий серьезный анализ текста, и потому это лишь мои предположения. Понравилась ли мне "маска"? Да, определенно.
Но мне не хватило описаний самого мира, в котором происходят все эти события. Какая эта планета, и какое у нас время? Почему мир настолько сильно похож на средневековый, несмотря на наличие здесь сложных и разумных машин, которые приобретают даже самосознание с возможностью выбирать как им поступать в той или иной ситуации, в зависимости от множества второстепенных факторов. Это не помешало мне насладиться историей, но поставить максимально высокую оценку я также не готов.
Поэтому только четверка. Но твердая : )
5333