
Ваша оценкаРецензии
Аноним8 июля 2018 г.Если хотите стать интересным рассказчиком
Читать далееАвтор поставил перед собой любопытную задачу: собрать под одной обложкой все приемы, которые позволят вам стать интересным рассказчиком и писать действительно захватывающие тексты, которые привлекут внимание читателей.
Задумка интересная. Но у книги, на мой взгляд, есть несколько серьезных недостатков:
1) распыленность на все литературные жанры (книга, очерк, статья, письмо, слоган...), все-таки каждый жанр специфичен по своей природе. И получается в итоге "обо всем и ни о чем". Ну как о написании книги рассказать в нескольких абзацах? (возможно, это проистекает из зацикленности автора на устранении избыточности всего и вся)
2) много банальной, устаревшей или и так всем известной информации (важность написания плана, основательной подготовки к интервью или написанию статьи, использование как можно большего количества первоисточников, устранение канцеляризмов и др.)
3) много специальной лексики без ее объяснения (фактчекинг, логрид, стайлгайд, фактоид и др.)
4) много спорных моментов (но это, конечно, дело вкуса и читательских предпочтений), так, например, автор утверждает, что лучше избегать длинных и подробных описаний героя, а сразу "бросать" его в действие, а мне, например, очень нравится читать описания героев:)Вместе с тем в книге есть и действительно полезные "хитрости" при написании писем (очень понравилась глава про то, как заинтересовать в письме потенциального инвестора), статей, как придумать цепляющий заголовок. Запомнились советы, как найти свою личную неповторимую интонацию (на основе личного опыта, знаний и словаря, а также много читать произведений признанных мастеров слова - Набокова, Платонова, Олеши, Довлатова) - без нее вы останетесь безликим автором, как лучше проводить интервью, взять за правило придумывать себе ежедневную норму написания текста, как самому отредактировать свой текст с наибольшей эффективностью, на что при этом стоит обратить внимание, и даже самая маленькая заметка, оказывается, должна иметь интригу. Интересно было прочитать и про роль и задачи редактора (автор, кстати, и журналист, и редактор, и писатель - захотелось прочитать его книгу "Код Дурова", так он ненавязчиво прорекламировал в этой книге).
Что отличает интересного рассказчика, по мысли автора, - креатив, свежий взгляд на истории, умение выбрать темы, которые интересны большой читательской аудитории, умение рассказать эти темы с наибольшим ВАУ-эффектом.
"Искусство рассказчика - умение быть внятным, передавать смысл, объяснять сложное, говорить захватывающе".
Причем, подчеркивает автор, это качество не придет к вам по мановению волшебной палочки, нужно долго и упорно работать над собой и приводит интересное упражнение: ежедневно писать, для этого взять некую ситуацию и рассказать ее с самого начала, как ребенку, найти в ней интересные повороты, отбросить незначительные детали.
Книга очень удобно структурирована: в конце каждой главы есть краткие выводы и итоги, советы, как надо и как не надо делать - четко и по пунктам (легко освежить в памяти и сразу понятно, что брать на вооружение.
4 балла из пяти. Книга неплохая и мотивирующая.
681,6K
Аноним21 января 2018 г.Читать далееВ последнее время меня очень потянуло к книгам на тему совершенствования писательских навыков. Писать я всегда любила, а вот целенаправленно совершенствовать свои тексты не пыталась. Может только с опытом они становились чуточку лучше.
В этой книге Николай Кононов делится своим бесценным опытом в писательском деле. 14 уроков, которые он преподает на своих курсах, автор подробно описал в книге.
Без всяких сомнений, автор знает свое дело. Он приводит множество примеров из собственного опыта, пишет очень увлекательно, современно и местами забавно, а также умеет убеждать. Очень радовало обращение к опыту и мудрым мыслям известных писателей: Рубиной, Паланика, Бродского, Бунина, Пушкина, Довлатова, Маркеса и других.
Каждая глава посвящена отдельному уроку, будь это вопросы прокрастинации писателя, раскрытия героев, важности деталей. При этом в конце каждой главы подводится некий итог прочитанного в форме основных выводов, а также четко разграниченных как надо и как не надо делать. По моему мнению, это невероятно удобно!
И какие же полезные советы можно открыть для себя в книге?
▪ Писать только о том, в чем хорошо разбираешься;
▪ Составлять подробный план каждой главы;
▪ Чертить схемы для лучшей связи событий и их понимания;
▪ Раскрывать героя не фразами, а поступками. Не злоупотреблять диалогами;
▪ Не ждать, когда посетит муза, а садиться и писать прямо сейчас, нарабатывая опыт. Пусть даже получится полная бессмыслица;
▪ Учиться писательскому мастерству у опытных авторов. Подмечать их приемы, стиль, формулировки мыслей, вырабатывая собственную интонацию;
▪ Всегда прочитывать написанный текст глазами читателя, не боясь переписывать отдельные абзацы и отбрасывать лишние слова;
▪ Хорошенько продумать название текста, чтобы оно было запоминающимся.Вроде ничего необычного, но ведь очень правильные советы! Особенно тема ожидания музы и откладывания на потом мне близка, а автор смотивировал бороться с этим.
Ну и перейдём к минусам. Николай Кононов, как мне показалось, не раз нарушил свой же урок - писать как можно проще, без ущерба смыслу, отбрасывая лишние слова. Миллион лишнего: много воды и вступительной информации. По сути все главные идеи многостраничного повествования заключены в выводах. Ещё не понравилось, то, что книга эта предназначена в основном для журналистов и редакторов. Писатель художественной литературы (или потенциальный писатель) найдёт в ней мало полезного. Хотя аннотация даёт понять, что книга для всех. Неувязочка.
Поэтому книга достаточно неплоха, но только на 3,5/5. Вторая попытка изучить подобную литературу осуществится с "Пиши, сокращай". Посмотрим, какие впечатления останутся от её прочтения.
571,1K
Аноним11 ноября 2023 г.Читать далееДумаю, книга понравилась бы аматорам писательского ремесла. Для тех, кто хотел бы бы что-то написать, но не знает с чего начать. В книге описаны базовые приемы и советы для начинающих писателей, правда они достаточно поверхностно описаны и, зачастую, слишком обобщенные.
Ещё мне показалось, что эта книга, замечательное пособию по написанию статей, чем какого-нибудь рассказа или романа. Тем не менее, кое-какие советы из книги я взяла себе на вооружение, действительно полезные.
Но для старта, чтобы в общих чертах ознакомиться с искусством писательства, эта книга, пожалуй, как раз то, что нужно.27213
Аноним4 марта 2023 г.Читать далееНе секрет, что в нынешних реалиях лонгриды вызывают гораздо меньше интереса, чем, к примеру, смешные картинки с котиками. Однако умение писать даже коротенькие, но при этом остроумные посты — это навык, требующий серьёзной прокачки. Хотя современные психологи утверждают, что настал век клипового мышления, на свете всё равно останутся те, кто любит писать, и те, кто любит читать. Может, именно поэтому в последнее время появилось так много книг о том, как овладеть искусством связывать слова в единое смысловое поле?.. (При этом книг о формировании читательской грамотности не меньше.)
Имея за плечами приличный опыт в журналистике, Николай Кононов создал что-то типа небольшого учебника о том, как освоить мастерство написания коротких и длинных текстов. Книга состоит из 14 практических уроков с наглядными примерами и разбором типичных ошибок. Мне понравилась структура каждого урока (главы): сначала автор простыми словами излагает ключевую идею урока, постепенно раскручивая её; затем следуют краткие выводы по главе и два наиважнейших подраздела «Как надо», «Как не надо»; завершает урок главная мысль — цитата из ранее прочитанного текста. Такая структурная организация глав позволяет ещё раз обратить внимание читателя на самые важные моменты урока с целью дальнейшего переосмысления собственных подходов к созданию текстов.
Недопустимо писать «как пойдёт» или в духе «придумаю-ка я пару глав и начну писать». Это дорога в ад, где у грешников ни на что нет времени и их мучают воспоминания, как расточительны они были в земной жизни.Пожалуй, самое ценное в книге «Автор, ножницы, бумага…» — это лайфхаки, которыми делится Кононов. При этом надо помнить, что все они являются результатом многолетней работы автора в области создания документальной прозы. Одновременно с этим замечу, многое из того, что предлагает Н. Кононов, я сама давно применяю в своей деятельности. Думаю, каждый, кто регулярно пишет тексты, также владеет парочкой хитростей, позволяющих облегчить труд или сделать продукт (текст) лучше. Для себя, например, я сразу взяла в работу программу по распознаванию голоса, обладающую функцией перевода речи в текст. Да, мне было известно о таком приложении, но я никогда не использовала его для предварительной заготовки рукописи. Идея классная, и она работает на 100 %!
Чтобы спокойно подумать, разговориться и выдать достойный набросок текста, уничтожьте внешние источники прокрастинации: отключите интернет, радио, уберите журнал, книгу и так далее. Можно поставить какую-нибудь вдохновляющую музыку. Если это песни, то желательно на иностранном языке, пусть даже на том, который вы отлично знаете. Главное — не на том, на котором вы пишите: иначе будет нелегко сосредоточиться.Одним из самых полезных лично для меня оказался двенадцатый урок, в котором говорится о подходах к составлению деловых писем. К слову, по работе я почти ежедневно получаю предложения от представителей компаний и издательств, которые хотят продать свой «уникальный» образовательный продукт детским садам, школам, институтам. Настойчивость этих ребят меня удивляет: если обратная связь отсутствует, они снова и снова направляют письма, не чураясь делать рассылку министру или губернатору. В общем, урок позволил понять причины, по которым подобные письма чаще всего не вызывают интереса у их получателя. Более того, теперь я сама применяю на практике советы Кононова, когда готовлю письма деловым партнёрам.
Краткость — непременное требование для делового письма. Говорить по делу становится ключевой компетенцией для всех, кто хочет быть убедительным в переписке.Несмотря на множество достоинств книги «Автор, ножницы, бумага…», всё же выскажу два замечания.
1. Спорным представляется утверждение, что писать надо пытаться как можно проще. Отчасти позиция автора понятна: объяснить сложное явление простыми словами — настоящее искусство. Кстати, примерно об этом же писал С. Кинг. Однако чего стóит тяжеловесная проза, неординарного Жозе Сарамаго!.. Восторг! На мой взгляд, подача текста зависит от многих факторов, среди которых главные места отводятся жанру рукописи, индивидуальному авторскому стилю и, конечно, исследуемой(-ым) теме(-ам).
2. Авторский метод Кононова имеет ограничения, касающиеся создания научных статей, монографий. Правила и советы, предлагаемые им, либо не имеют такого большого значения, как при написании научных текстов, либо вообще не могут быть применимы в научной литературе. В общем, аннотация книги в этом отношении безжалостно врёт.
Подводя итоги, отмечу, что книга может оказаться полезной для начинающих журналистов, копирайтеров, авторов документальной прозы, а также для блогеров и редакторов. Что же касается тех, кто уже имеет опыт создания текстов, то учебник Кононова даст несколько полезных рекомендаций и напомнит забытые истины.
21349
Аноним25 мая 2019 г.Читать далееБезусловно интересная и информативная книга по искусству писать, однако впечатление осталось несколько сумбурное. Дело вот в чем.
Автор выстроил книгу (как можно догадаться из названия) по своей методике. Он последовательно освещает процесс работы над текстом, начиная с выбора темы и заканчивая редактурой текста и маленькими инсайтами из работы редактора. Это замечательно. Каждый шаг изложен интересно, с примерами, с резюме в конце каждой главы и блоками "Как надо" и "Как не надо".
Но для меня недостатком книги стало то, что автор в ней старается ухватить все виды текста. И художественную литературу, и статьи, и интервью, и всего понемногу. Казалось бы, это логично. Книга-то о процессе написания текста в целом, а не о каком-то одном направлении. И этапы работы, на самом деле, во многом схожи. Но для меня это все равно вносило некий сумбур.
Например, я читала эту книгу с точки зрения человека, который работает копирайтером и когда-нибудь все-таки хочет написать книжку. Или несколько. Я не планирую податься в журналисты, брать интервью, затевать масштабные исследования.
И вот мне вроде бы интересно почитать про то, как брать интервью - для общего развития хотя бы. Но необходимость переключаться с советов по работе над художественным текстом на советы по работе с интервью все же утомляет. И отвлекает.
В то же время я понимаю, что авторская методика универсальна, и тут явно не стоило затевать отдельные книги под работу с худ.литературой, журналистику и что-то еще. Но может быть, стоило выбрать одно направление как основополагающее, а другие рассмотреть в отдельных разделах, не знаю.Тем не менее, это не отменяет практической пользы книги. Если вы пишете (неважно, что вы пишете), то обязательно рекомендую заглянуть. Уверена, что-нибудь любопытное и полезное вы для себя почерпнете.
17877
Аноним19 февраля 2020 г.Читать далееПосле прочтения книги мне показалось, что такая низкая средняя оценка обусловлена завышенными ожиданиями. Хочется, конечно, но за 200 с хвостиком страниц вас никто не научит писать красивые и запоминающиеся тексты. Потому что так не бывает.
Эта книга не научит писать, размышлять и говорить красиво. Зато даст первый толчок к началу работы над собой, даст стимул, вдохновит.
Не скажу, что в ней содержатся откровения, способные перевернуть сознание. Скорее это сборник рекомендаций с чего начать на пути к цели. В книге собраны как очевидные правила, так и те, которые интуитивно понятны, но не имеют словесного обличения. Здесь нет откровений, зато есть четкие рекомендации, без которых научиться писать интересно будет практически невозможно - все требует работы.
Автор пишет легко, не перегружено и текст будет понятен читателю с любым уровнем подготовки. Книга разбита на удобные главы-уроки, в конце каждого краткая сводка главного.
Мне книга показалась очень вдохновляющей и я лишний раз услышала от понимающего человека, что без нарратива (навыка грамотной устной речи и ее индивидуальности) ничего не получится.14819
Аноним31 марта 2021 г.Читать далееВ первую очередь книга адресована журналистам, в ней много историй и полезных советов из личного опыта. Есть вещи, которые не попадались мне ни в одном другом пособии. Например, очень интересный взгляд на психологические трудности при написании длинных текстов, где прокрастинация и фазы работы разделены на пять "стадий принятия". Отдельная глава посвящена подробной технике портрета. Разбирается, как написать деловое письмо и питч, т.е. заинтересовать издателя или инвестора. Как продать историю читателю через заголовок, подзаголовок и синопсис. В начале и конце приведены списки рекомендованной литературы по писательскому мастерству: в начале — короткий и рекламный от издательства, в конце — от автора, то, чем он пользовался сам. Всё коротко, по делу и с пользой. Это не мотивирующая история, после которой хочется стать знаменитым журналистом или писателем, а добротная методичка для тех кто пишет и будет писать.
13593
Аноним18 июля 2017 г.Как писать выдающиеся тексты: вырежь из книги «Автор, ножницы, бумага» всё лишнее
Читать далееЖурналист и редактор Николай Кононов написал книгу с лаконичным и привлекающим внимание названием «Автор, ножницы, бумага». Название есть, предисловие также вдохновляет на прочтение, а вот сама книга — так себе, потому что, увы и ах, в двести с лишним страниц автор пытается впихнуть всё, что только можно: как писать пост, длинный текст, короткий текст, интервью, документалистику, колонку, лонгрид, питч, деловое письмо, статью и прочее-прочее всевозможное, состоящее из букв. Однако в книге есть и плюсы: читайте далее, чтобы о них узнать.
14-ступенчатая лесенка Эшера
За основу текста Кононов берет 14 глав или, как он их называет, 14 ступенек, которые являются его лично разработанной лестницей-методикой писательского мастерства.
Но в данном случае срабатывает не приём подняться наверх с пользой, а приём — пробежать лестницу быстренько, не оглядываясь: только начал раскачиваться и углубляться в текст, как оп — глава закончилась. Некоторые жаждущие и вовсе любят перескакивать через ступеньки, применяя методику скорочтения, — в данной книге это приветствуется, некоторые главы-ступеньки не имеют никакой ценности, например, та, что про описание героя, или та, что про личный стиль и способ его выработки.
Самое большое НО — главы получаются настолько разнокалиберными, что непонятно, для кого книга написана. Судя по тому, что много внимания уделено редакторской деятельности, то — для редакторов. С другой стороны здесь множество примеров статей, заголовков, подзаголовков, интервью — значит для журналистов? В предисловии Кононов говорит, что книга подойдет всем, кто пишет: и ученым, и редакторам, и копирайтерам, и менеджерам. Но на деле интересна и полезна ли она им полностью? Скорее нет, чем да.
Вот и получается лесенка Эшера, по которой взбираешься и ходишь по кругу, не понимая, почему вообще сюда попал. Подзаголовок на обложке книги обещает быстро писать впечатляющие тексты. На деле «Автор, ножницы, бумага» — всего лишь конспект журналистского и редакторского опыта Кононова, смешанный с советами для человека пишущего, которые он позаимствовал из других книг (например, из «Истории на миллион долларов» Макки).
Название — 80% успеха, или как продать историю читателю
Ближе к концу, в тринадцатой главе Николай Кононов раскрывает всю суть своего текста. Он говорит о том, что название/заголовок статьи, книги и пр., а также первый абзац текста играют самую важную роль — именно они продают. По сути произведение «Автор, ножницы, бумага» построено по той же структуре.
Завлечь легко, а очаровать — уже труднее. Кононов пытается очаровывать и в середине текста, приводя примеры из своей успешной деятельности, например, из интервью с Дуровым, попросту пиаря свою книгу «Код Дурова». Он также вставляет для красного словца и в качестве отличных примеров большие отрывки текста из Довлатова, Коваля, Рубиной — пусть авторы говорят сами за себя. Но прикрываться именами авторов и цитировать их — разные вещи.
А где же камень?
Всё-таки на пути писателя Кононов в своей книге «Автор, ножницы, бумага» изымает камень преткновения (и даже не один, а целых два) каждого пишущего — очень подробно и со всей проработанностью темы он останавливается на том:
— о чем же писать,
— как собирать материал.Кононов говорит, что тему выбрать проще простого. Для этого нужно писать о том, что знаешь лучше всего, что пережил и переосмыслил, что горит в сердце. Если же личного опыта нет, то ничего страшного, можно найти яркого героя, яркое явление, которые резонируют с эпохой и проблемами людей, не оставляют и вас равнодушными.
Затем тему нужно сформулировать в одном-двух предложениях и поспрашивать друзей/знакомых, интересно ли будет прочитать текст на подобную тематику. Метод опроса на практике работает лучше всего, а вот в теории успешный текст должен:
— сообщать что-то важное,
— или нетривиально объяснять важные процессы,
— или быть остро полезным,
— или обосновывать что-то новое и давать этому имя,
— или рассказывать историю яркого героя.Сбор и осмысление материала также происходит весьма интересным способом. Для этого нужно:
1) Составить карту и отметить на ней слепые зоны (места, в которых вы недостаточно разобрались). Прежде чем отмечать — погуглите, Интернет знает многое.
2) «Включить доктора Хауса» и отбрасывать все истории, где люди врут. Помнить — врут все, ложь можно проверить через другие источники.
3) Опросить самый важный источник информации — демиурга (главного героя). Нужно разговаривать с ним, много, особенно в неудобной обстановке, он так лучше раскрывается.
4) Составить список свидетелей и поговорить с ними. Важно понимать, чем каждый свидетель важен для вас и какую важную информацию о демиурге он может дать.
5) Получить мнение экспертов в том или ином вопросе, если не можете нагуглить важную информацию. Эксперты важны и злые, и добрые.
6) Тщательно готовиться к интервью (Как? Расскажет Кононов).
7) Всегда носить с собой блокнот и записывать СРАЗУ любую мысль и деталь, потом выветрится, а благодаря блокноту сохранится и может пригодиться при написании текста.
Пиши, режь, склеивай
По сути «Автор, ножницы, бумага» не даст вам единого способа, как писать. Произведение может вас лишь направить, показать точки опоры, помочь сформулировать свою цель и очертить первые шаги, далее — свободное плавание.
Кононов произносит еще одну сильную мысль — редактура текста также сильно важна, как и его написание. Пишите что душе угодно, бойтесь, но пишите, затем сможете отредактировать, почистить текст, вырезать всё лишнее.
Из книги Кононова каждый также может вырезать всё лишнее и из остатков составить для себя пособие, которое будет полезно только ему. По сути редактор книги так и делает — вынося важные мысли и то, как надо и как не надо делать, в конце каждой главы.
Но поскольку профессий много, а книга одна, каждый читатель сам может стать редактором и вырезать главные мысли, подходящие под его цель. А цель может быть любой: написать художественный роман, сотворить статью за 45 минут до сдачи номера, взять интервью, попросить денег для стартапа и написать деловое письмо, в конце концов — создать пост или картинку с взрывающей соцсети подписью.
Именно для этого перед вами «Автор, ножницы, бумага». Воспринимайте название буквально: режьте текст, выуживая ценные знания для своей авторской цели.
13744
Аноним3 февраля 2018 г.Читать далееСейчас куча книг о писательстве, копирайтинге и текстах. Но одни из них заставляют навсегда забросить все попытки писать, а другие, наоборот, вдохновляют. Книга Николая Кононова "Автор, ножницы бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты" относится ко второй категории. Она поделена на 14 уроков-глав, в конце каждой - краткие выводы и примеры, как надо и как не надо писать. Главное, что он говорит не только о лексике и грамматике, как Ильяхов, но и о сюжете, заголовках, способах подбора материала и работы с ним. Ориентируется на разные жанры и стили (на существующие в языке, а не на выдуманный "инфостиль"). К тому же книга совсем маленькая, читается легко. Даже если вы не собираетесь писать книгу в дальнейшем (я-то уж точно), будет полезно ознакомиться. Вообще мне работа была интереснее с точки зрения редактирования текстов, понравилась мысль:
"Мозг - наш лучший редактор".Хотя о редактуре тут совсем чуть-чуть, все же про создание текстов больше.
Плюсы:
- Четкая структура
- Небольшой объем
- Выводы и заметки в конце каждой главы
- Истории из реальной практики автора
- Ссылки на моего любимого С. Довлатова
Минусы:
- Лирические отступления, которые временами сбивают с мысли
- Книга не научит писать, если совсем нет способностей/таланта/чутья (это даже не минус книги, скорее специфика природы человека)
P.S. После прочтения вдохновилась на создание телеграм-канала, пишу о филологии сквозь призму моей жизни.
12934
Аноним4 сентября 2019 г.Читать далееКогда в начале автор привел список книг, которые стоить прочесть вместе с этой, и я поняла, что уже прочла практически всех из них, у меня закралось подозрение, что здесь я не найду ничего нового для себя. И так и вышло. Книга скучная, шо пипец, а информация в ней банальная либо ненужная. К тому же автор как будто так и не определился, кому и зачем нужна его книга. И о чем она вообще. Вроде бы о том, как написать статью? Или о том, как написать нон-фикшн книгу (но примеры он приводит из художки)? Или о том, как написать кому-то деловое письмо? Или вообще о том, как нужно брать интервью? Я боялась, что скоро он начнет мне рассказывать, как закрывать огурцы на зиму.
В общем, это очередной бессмысленный и беспощадный нон-фикшн, из которого я вынесла только… желание почитать Дину Рубину? Ну и на том спасибо.
11790