
Ваша оценкаРецензии
3ato28 октября 2019 г.Образцовая книга о психологии для не-психологов.
Читать далееКак человек, работающий во взрослом отделе книжного магазина и любующийся каждый день огромным стеллажом популярной психологии, большая часть которого балансирует между поверхностной банальщиной и полным непониманием вопроса, я начал высоко ценить книги по этой теме, написанные специалистами. Потому что, правды ради - кто их сейчас только не пишет. Татьяна Салахиева-Талал именно практикующий психолог, причем автор курса психологии для Московской школы кино, что делает ее книгу весьма ценной в моих глазах.
На текущий момент считаю, что этот труд тянет на эталонный по "психологии популярно". Книга вполне емко и понятно для неспециалистов раскрывает различные психологические концепции из числа наиболее распространенных. Некоторый минус вижу в самоповторах, которые встречаются в разных главах: порой одна и та же информация проговаривается неоднократно. Но, насколько я понимаю, книга задумана как своего рода справочник, чтобы можно было открыть нужную главу и сразу получить всю информацию по вопросу - отсюда и повторы значимых моментов.
Хотел придраться к странному для меня моменту, что основателя гештальт-психологии, Фредерика Перлза, Татьяна почему-то упорно зовет Фрицем, но, как выяснилось, это мой косяк - он и правда использовал это имя! не знал. Так что в матчасти и источниках совершенно не вижу чего-то, что бы смущало, все остальное, что мне уже знакомо, нигде не противоречит моим знаниям. Очень жаль, что автор намерено отказалась от раскрытия темы героя-психотика, надеюсь, когда-нибудь она соберется написать отдельный труд на эту тему. В целом - понимаю это решение.
Очень рекомендую книгу и сценаристам, и писателям, и просто тем, кто хотел бы понять в общих чертах подход пары классических школ психологии к пониманию того, что происходит у нас в головах. А не ту дребедень про позитивное мышление и силу подсознания, которую задвигают многие авторы "бестселлеров", разводя водой одну мысль до трех сотен страниц.
241,7K
AntonKopach-Bystryanskiy26 февраля 2021 г.киногерой: путешествие вовне и внутрь...
Читать далееКакое же это интеллектуально-душевное наслаждение — погружаться в мир кинотворчества максимально глубоко и выносить из него драгоценные для осознания себя и мира и полезные для понимания этого вида искусства вещи! Не скрою, моя киномания вполне нашла повод удовлетвориться при чтении этого первого в своём роде русскоязычного пособия, написанного преподавателем курса «Психология для сценаристов» в Московской школе кино, практикующего психолога и терапевта:
⠀⠀Татьяна Салахиева-Талл, «ПСИХОЛОГИЯ В КИНО: Создание героев и историй», издательство «Альпина нон-фикшн», 2020.
⠀
⠀
Во-первых, это отлично структурированный текст, посредством которого читатель вне зависимости от теоретических познаний в области психологии пропутешествует по миру любимых фильмов за руку с отличным психотерапевтом. Во всяком случае, с большей частью упомянутых фильмов (130!) любой любитель кино знаком не понаслышке и смотрел не раз. От общих сведений о психологии, кино, авторе и зрителе, их взаимоотношений и пересечений, от исторического обзора изменений и тенденций, случившихся в западном и нашем отечественном обществах за последние полвека, вы переходите к подробному разбору психологии киногероя, к теме создания глубокого и достоверного характера, а также к анализу формирования истории в связи с полученными знаниями.
⠀
Во-вторых, это весьма полезное практическое пособие по пониманию кино и созданию киногероя, убедительного и живого в контексте сценария и фильма. Пользуясь обширным материалом в данной сфере (Дж. Кэмпбелл, «Тысячеликий герой»; Кристофер Воглер, «Мифологические структуры»; Линда Сегер, «Арка истории»; Джон Труби, «22 шага к созданию успешного сценария»; Майкл Хейг, «Шесть ступеней сюжета» и др.), автор изложила путь героя как некую универсальную историю избавления от невроза. Больше внимания уделено невротическому типу, чуть менее — нарциссическому и пограничному, потому что невротиков большинство и по большей части они представлены в кино (как и в жизни).
⠀
⠀
«В основе хорошего сценария лежит процесс раскрытия, разворачивания и проживания внутреннего конфликта героя через поступки, провоцируемые происходящими событиями, в системе отношений с другими персонажами»⠀
В-третьих, это доступно изложенная интересная книга по современной психологии, где яркие примеры и иллюстрации из мира кино и фильмов помогают оттолкнуться от теории, применить к себе и своим близким/знакомым приведённые схемы и анализ поведения, найти ключи к пониманию себя, решить свои проблемы и найти ответы на личные вопросы, ведь чего скрывать, когда мы смотрим кино (или читаем книгу), мы зачастую отождествляем себя с протагонистом.
⠀
⠀«Невротическое общество нуждается в герое, преодолевающем невроз, который отправляется в мифологическое путешествие, справляется с внутренними и внешними барьерами, проходит процесс инициации, находит себя и становится "властелином двух миров"»
⠀
Теория и методология гештальт-психологии, накопленные здесь психотерапевтические знания, личный опыт автора как практикующего терапевта, преподавателя, а также давняя работа как консультанта-психолога с режиссёрами и сценаристами — всё это дало замечательный плод в вида издания, которое можно смело рекомендовать не только людям пишущим и работающим в сфере кино и драматического искусства, но и любому читающему и пишущему человеку, особенно если вы любите кино так, как люблю его я.
⠀
С удовольствием читал и открывал для себя знакомые фильмы и героев с новых ракурсов и углов зрения, на каждой странице делал массу подчёркиваний и ставил много пометок. Особое спасибо за анализ и многочисленные упоминяния фильмов любимого режиссёра Ларса фон Триера, за «Пианистку» Ханеке, за подробные выкладки по фильму «День сурка», за фильмы А. Тарковского и А. Звягинцева...
Рекомендую! Книга точно войдёт в разряд любимых, к которым я возвращаюсь и которые под рукой.121K
Lapplandia5 августа 2025 г.Творчество – это проекция в чистом виде. При написании сценариев вы волей-неволей наделяете своих персонажей тем содержимым, которое есть в вас самом (иное вам попросту недоступно).Читать далееОчень-очень редко я не знаю, как оценить книгу. И вовсе не потому, что она плохая. Я бралась читать, потому что как писатель хотела больше узнать про структуру сюжета и про типы персонажей, которые встречаются в художественных произведениях — разумно предположив, что в этом смысле книги от фильмов отличаются несильно.
Но это не книга про сюжеты и персонажей, это монументальный психологический труд. Мне слегка кажется, что без базового психологического образования и искреннего многолетнего интереса к психологии я бы ничего и не поняла. Автор не стесняется лезть в самые дебри, объясняет не всегда простыми словами. Здесь затронуты и базовые принципы создания персонажа, и классификация оных. Очень много примеров из других фильмов; примеры были мне скучны и не всегда понятны, потому что я мало чего смотрела. Но это не помешало уловить общие тенденции в развитии кинематографа разных времен.
Информация в книге периодически повторяется, главы ссылаются друг на друга, и это немного путает. Но даже при недостатках структуры сложно не оценить титанический труд и объем работы. Наверное, я растерялась, потому что получила текст в разы глубже и сложнее, чем лично сама ожидала, но это, конечно, не делает книгу хуже.
985
IlyaVorobyev20 июня 2020 г.Настольная книга сценариста
Читать далееКнига Татьяны Салахиевой-Талал - наверное, одна из лучших книг для сценаристов, прочитанных мной за последние годы. Всего на 350 страницах автору, практикующему психологу, удалось ёмко и очень доходчиво донести до читателей информацию сразу по нескольким вопросам.
В главе "Кино как выражение психологических тенденций времени" блестяще показана роль кинематографа как зеркала неврозов западного и отечественного общества - начиная с золотого века кино и заканчивая нашим временем. По сути, это тема для отдельной книги, и не одной, но мне было невероятно интересно прочесть эту главу - до этого я редко смотрел на кинематограф под таким углом.
Очень интересен анализ применения классического психоанализа в кино. Не секрет, что психологические доктрины Фрейда и Юнга считаются устаревшими - у современных психологов к ним масса вопросов и претензий. В то же время оказалось, что психоанализ Фрейда как будто создан для кино! Модель, в которой существуют и действуют главный герой (Эго), его антагонист (Оно) и наставник (Супер-Эго), знакомы нам по десяткам, сотням фильмов.
Через эту сценарную структуру наш внутренний конфликт овнешняется, оживает в ткани истории и разрешается в кульминации фильма.Схема, предложенная Юнгом, опирается на представления об архетипах - и, в свою очередь, получила развитие в знаменитом труде Кэмпбелла , а затем и в исследовании Воглера , которое долгое время считалась настольной книгой киносценаристов. По мнению Джона Труби, именно за юнгианской структурой будущее кинематографа, так как она, будучи лишённой присущего фрейдизму шаблонности, олицетворяет собой "цветущую сложность".
Наиболее интересная часть книги - описание того, как невротический механизм помогает создать достоверный и глубокий характер персонажа. Автор называет несколько таких механизмов, которые могут служить в основе драматургических изъянов персонажа: конфлюэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия и эготизм. За этими словами, почти ничего не говорящими человеку без теоретической базы, скрываются этапы осознания персонажем собственных потребностей и стремления к их реализации. Вот только далеко не каждому суждено дойти до конца.
Внутренний конфликт - это своего рода путешествие, которое герой преодолевает внутри своего подсознания. Салахиева-Талал показывает, что основные вехи "внутреннего путешествия" хорошо соответствуют трёхактовой структуре, а также предложенной Кэмпбеллом и усовершенствованной Воглером схеме "путешествия героя". Эта универсальная схема, с её актами, этапами и поворотными пунктами, обозначающими смену планов и ситуаций, прогрессию, кульминацию и точку невозврата, представляет большой интерес. Я бы сказал, что именно эта часть будет наиболее полезна для всех начинающих и даже практикующих сценаристов, в руки которых попадёт данная книга. Автор предлагает действительно широкий инструментарий, позволяющий понять и расширить собственные знания о том, как правильно строить "арку персонажа".
Словом, я категорически рекомендую книгу всем, кто хочет попробовать себя в сценаристике, усовершенствовать уже имеющиеся навыки или попросту вспомнить забытое.
9877
perchonok14 ноября 2023 г.Читать далееСтройный и убористый текст Салахиевой-Талал о психологии в кино очень классно укладывается в категорию "психологии для чайников". Книга не строго обязательна для любителей кино или сценаристов. Предисловие автора совсем не обманывает: книга действительно устроена как учебное пособие, со структурой и выводами, с постепенной подачей информации, поэтому по ней можно учиться азам психоанализа, юнгианской теории и гештальт-терапии (этой формой психотерапии придерживается автор), получите по итогу базовое представление о психологии. Но если интерес к психологии и кинематографу в вас пересекается, то будет вдвойне понятнее и приятнее читать.
При всём необъятном количестве фильмов с момента существования кино, меня разочаровало то, что автор крутилась вокруг одних и тех же примеров, бесконечно обсасывая уже обглоданные косточки; постоянные отсылки к будущим главам тоже не добавляли интереса и задание для выполнения, написанное в последних строках книги, вообще вышибло меня из седла - не было, не было и вот на тебе, не ждали? В остальном - хороший качественный текст без воды, стоящий потраченного времени.8298
Veerena5 августа 2024 г."Хороший фильм как хороший сеанс психотерапии"
Читать далееЭта книга об основах психологии и о том, как их применить при написании сценария к фильму.
Я сценариев писать не собираюсь, но люблю смотреть кино и воображать, что вижу больше, чем остальные, поэтому с большим интересом читала.
Книга четко структурированная, что удобно. Бочек воды не заметила. Написана приятным и понятным языком, читается хорошо, хоть это не самое легкое (для меня) чтение.
Мне бы только хотелось больше примеров из фильмов, но, вероятно, тогда объем был бы совсем другим.Благодаря этой книге поняла, почему некоторые фильмы меня не цепляют так, как цепляют моих друзей, хотя "по идее должны". Катарсис от просмотра теперь ценю гораздо больше.
Впечатлительным ипохондрикам рекомендую подумать, нужно ли вам читать: я во время чтения нашла себе пару "диагнозов" :)
7191
ireadtoomuch14 июня 2024 г.Читать далееАвтор рассматривает психологические концепции, которые позволяют создать многомерного главного героя, а также выстроить достоверную арку его трансформации.
Эта книга на самом деле не только и не столько про кино. Конечно, фильмы здорово иллюстрируют описания и помогают разобраться в более абстрактных примерах. Но на самом деле ценность этой книги в том, что она довольно простым (но не слишком) языком объясняет некоторые психологические теории. Это может оказаться полезным и интересным, даже если вы не собираетесь становиться сценаристом.
Очень интересным для меня оказался раздел о кино как выражении психологических тенденций времени. Вроде как это очевидно, что с изменениями в обществе менялся и кинематограф, но вот как именно - было интересно узнать.
Советую эту книгу всем, не только любителям кино. Мне кажется, в ней можно найти много интересного материала, а также пополнить свой список чтения и фильмов к просмотру.7191
Nika251122 апреля 2022 г.Психология для сценаристов (и для чайников тоже)
Читать далееЭта книга задумывалась, как пособие для сценаристов, чтобы они, зная психологию, могли создать интересный сюжет и интересного персонажа. Но даже если ваша связь с кино ограничивается только его просмотром, то книга всё равно может заинтересовать.
В книге "Психология в кино" анализируются разные исторические эпохи и то, как события в мире влияли на сюжеты в фильмах:
─ Почему в одно время были популярны блокбастеры,
─ почему в российских фильмах такой тлен,
─ почему в советских фильмах много инфантильных мужчин,
─ почему в России часто снимают фильмов о войне.И это только одна глава.
Больше половины книги разбирается создание персонажа. Как пишет сам автор, когда к ней приходят студенты и говорят, что хотят написать сценарий про человека с каким-нибудь психическим расстройством (шизофрения, раздвоение личности и т.д.), то она сразу говорит, что это легкий путь. сложнее написать интересную историю про обычного человека.
В книге рассмотрят разные типы невротичных персонажей (плюс немного нарциссов и пограничников). Расскажут про этапы, которые проходит герой в фильмах (арка персонажа) и как сделать так, чтобы герой и история зацепили.
Кроме того, что ты лучше начинаешь понимать фильмы, их структуру и критические точки, так еще и психологию изучаешь.
Например, мне безумно понравилось описание механизмов прерывания контактов.
Конфлюэнция ─ это когда происходит размытие границ собственного Я и окружающего мира или других людей. Например, когда мама говорит про ребенка "Мы покушали", и если это происходит, когда ребенок маленький ─ это норма, а когда сыночку уже 30 лет ─ это не нормально.
Интроекция ─ это "заглатывание" внешних правил, норм и установок целиком, без пережевывания и переваривания. например, когда человек говорит: "все так делают", "это не положено", "только так, а не иначе".
Еще и другие механизмы в книге описаны, но т.к. я этого не знала, я читала с таким интересом, что даже забыла, что про кино читаю.
Конечно же все инструменты разбираются на примерах фильмов (поэтому будьте осторожны, в книге много спойлеров), большинство фильмов известные, и на удивление я почти все из них смотрела.
Интересно посмотреть на фильмы после прочтения этой книги, теперь реально понимаешь, что всё в фильме не просто так. Даже если на героя бежит армия зомби, то это важно для становления героя.
Всем любителям кино и психологии рекомендую!
7703
SashaSharabarova14 июля 2019 г.Открыть мир кино по-новому!
Читать далееТатьяна Салахиева-Талал «Психология в кино»
Если кратко- книга мне безумно понравилась.
⠀
Если говорить про сильные стороны книги, то хочется упомянуть ряд аспектов. Во-первых, потрясающий стиль. Всё чётко, ясно, структурировано (тезис-пояснение-пример) и по делу. Воды абсолютно нет. Во-вторых, широта охвата материала. Упомянуты концепции Юнга, Фрейда, гештальд-психологии с примерами в известных фильмах и сериалах. Мне было достаточно просто читать про первых двух, так как благодаря психологии в Вышке у меня в памяти отложились эти теории. Однако для тех, кто не в курсе про Ид, Супер-эго, Эго (по Фрейду), архетипы (по Юнгу) и многое другое, то будет полезно. При этом я узнала много нового и теперь немного иначе смотрю на своё поведение и могу интерпретировать. Кроме того, новым была информация про принципы построения сценария и механизмов их внедрения в кино. Мне кажется, что теперь я в фильмах буду искать эти механизмы. В-третьих, огромное количество фильмов, сериалов, которые я планирую посмотреть. Никогда не разбиралась в кино, но после прочтения захотела узнать больше про киноиндустрию и её внутренности.
⠀
Если говорить про слабые стороны книги, то единственный недостаток – слишком маленький объём. Я хочу ещё. Ограничения книги, кстати, автор прописывает в самом начале книги. Главное, на её взгляд абсолютно для всех –не надо верить в абсолютную работу всех описанных теорий на практике. Для сценаристов же – не использовать эту книгу для написания сценария и намеренного внедрения этих теорий, потому как интересно смотреть про истории реальных людей.6985
ulli_juice26 октября 2023 г.Читать далееЯ бы не назвала себя заядлым киноманом, но я очень люблю анализировать поступки и характеры киногероев, мне нравится понимать почему тот или иной персонаж поступил так, а не иначе, и как герои фильмов отражают события в нашей реальности, поэтому Психология в кино меня заинтересовала.
Эта книга - смесь учебника по психологии для сценаристов и подробный разбор психологии героя, иногда было слишком много психологии и мало кино. Но что мне определенно понравилось, так это отсутствие воды (по моим ощущениям) и притянутости. Все приведенные примеры и анализы звучали убедительно и мне не хотелось тяжело вздохнуть из-за надуманности. Наоборот, мне даже захотелось посмотреть (и пересмотреть) упомянутые здесь работы. Татьяна в основном брала ограниченный круг картин и использовала их для анализа, например сериал Молодой папа, такие фильмы как День Сурка, Бойцовкий Клуб, Три биллборда, Черный лебедь, а также работы Ларса фон Триера (у которого я вообще ничего не смотрела).
Самыми интересными для меня темами стали развитие российского кинематографа и герой советского кино, а также эгоцентризм и нарцистический герой западного, американского кино. Также у Татьяны есть замечательная глава про Путешестие Героя по Воглеру и шесть ступеней структуры сюжета Хейга, с которыми я уже очень хорошо знакома (поэтому нового тут для меня ничего не было, но если бы я в первый раз сталкивалась с этими именами, то узнала бы много интересного о построении сюжета в целом).
И самое важное, еще в предисловии Татьяна говорит, что не стоит смотреть на каждого человека или киногероя как на один большой диагноз, который нужно анализировать и как-то лечить, нет, эта книга создана лишь как дополнение для более глубокого понимания личности.
5267