
Интеллектуальный бестселлер - читает весь мир+мифы
Amatik
- 373 книги

Ваша оценка
Ваша оценка
Грустная история о мальчике Байроне, который очень любил маму и пытался ей помочь, наблюдая как она становится все эфемернее и более отстраненной, погруженной в себя.
Операция "Перфект" - это план спасения мамы Дайаны, разработанный Байроном и его другом по школе Джейсоном. Трогательно наблюдать за мальчишками, слышать их голоса и размышления, переживания, восхищение Джейсона мамой друга.
Дайана сильно отличалась от местных жительниц богатого района поселка Кренхем-вилледж. У нее были свои мечты и желания, она хотела путешествовать, но вышла замуж за Сеймура, который старше на пятнадцать лет и совсем не понимал молодую жену. Его беспокоила только внешняя сторона их семейной жизни, стремился показать любым способом достаток и превосходство, постоянно интересовался, заметили ли другие мамы, что Дайана ездит на автомобиле марки Ягуар? Как же Дайана была далека от этого. И в будние дни, когда Сеймура не было, он приезжал только на выходные, Дайана становилась сама собой, легкой, радостной, с верой в будущие прекрасные перемены, ведь она не собиралась всю жизнь просидеть за спиной у Сеймура. Но жизнь вносит свои коррективы. Однажды происходит несчастье, такое неочевидное на первый взгляд, но с огромным шлейфом трагических изменений в судьбах всех участников этой истории.
В романе есть все составляющие хорошего качественного произведения. Прекрасный язык, семейные драмы, жизнь небольшого поселка как с богатым, так и с бедным районом, психологические и социальные проблемы, дружба и немного любви. Но у меня не вызвала какого-либо эмоционального отклика. Не поняла поступков Дайаны. Возможно здесь все немного слишком. Слишком раздражают персонажи, слишком большой акцент на психические отклонения с запоздалыми объяснениями.
В финале все встанет на свои места, но от этого не становится легче. Ощущение потерянной жизни с очень призрачными надеждами на лучшее. Грустно.

«Операция Перфект» - это как раз та история, когда ожидаешь одно, а получаешь совсем другое, и, как ни странно, еще и остаешься при этом совершенно довольным. Мало кто из современных авторов может меня удивить, но Рейчел Джойс это сделала и заставила меня по-новому взглянуть на литературу наших дней.
Прочитав аннотацию на обложке книги, я почему-то решила, что роман по сюжету будет напоминать «Люси Краун» Ирвина Шоу – семейные ссоры, скандалы, измены и противостояние матери и сына. Но буквально с первых строк я поняла, насколько заблуждалась. Это история совсем иного рода – добрая, светлая и немного грустная.
В начале книги перед нами предстает вполне типичная американская семья, которая идеально бы вписалась в рекламу с картинками счастливого семейного завтрака. Идеальная мать, жена и домохозяйка Дайана Хеммингс – безупречна во всем, начиная от внешности и заканчивая образцово-показательным порядком в доме, глава семейства Сеймур, обеспечивающий своей семье высокий уровень жизни, приезжает к ним на выходные, чтобы провести время вместе, любимые и любящие дети – сын Байрон и дочь Люси. Ну чем не идиллическая картина?
Но внимательный читатель заметит, что то и дело в этих картинках счастливой семейной жизни проскальзывает некое напряжение, будто поддержание этой картинки требует от некоторых чересчур много усилий, и далеко не все члены семьи настолько счастливы, как стремятся это показать.
В аннотации сказано:
И это наилучшим образом отражает действительное положение вещей.
Дайана, выйдя замуж за Сеймура, безропотно и беспрекословно принимает его «правила игры». Носит только ту одежду, которая нравится мужу, водит подаренный мужем Ягуар так, как он того требует, в обществе ведет себя так, как от нее этого ожидает муж, говорит мужу именно то, что он хочет от нее услышать, не работает, а становится домохозяйкой – потому что именно этого хочет Сеймур.
Но чего же хочет сама Дайна, кем она является на самом деле, кто скрывается за безупречной оболочкой, которую видят окружающие? Писательница по ходу повествования постепенно раскрывает перед читателем полный портрет Дайны, каждый раз добавляя к нему маленький штрих. Так, мы узнаем об артистическом прошлом Дайаны, о ее прежних отношениях с человеком, который не представлял своей жизни без шампанского и умел ее рассмешить по-настоящему, узнаем о ее желании пойти работать после того, как дети подрастут, о ее отношениях с матерью и любви к природе. А еще мы чувствуем ее одиночество, ее незащищенность и местами проскальзывающую беспомощность, которые и делают ее такой хрупкой.
Долго сдерживаемые чувства и эмоции прорываются в Дайане наружу только при столкновении с неожиданными и травмирующими обстоятельствами. Чувство вины, стыд, страх оказываются настолько сильными, что Дайана будто бы утопает в них, они прорывают ту внутреннюю преграду, которую много лет не могли пробить другие чувства.
Дайана перестает следить за порядком и чистотой в доме, за своим внешним видом, перестает общаться с матерями одноклассников Байрона, забывает вовремя купить продукты и приготовить еду, отвечает рассеянно и невпопад. И только это дает нам настоящее представление о том, как сильно Дайна устала. Устала соответствовать чужим ожиданиям. Устала думать только о других, и никогда о себе. Устала жить той жизнью, которая делает ее глубоко несчастной.
И ее 12-летний сын Байрон, глубоко и искренне привязанный к своей матери, очень остро чувствует эту усталость и то, насколько она несчастна. Ему единственному удается увидеть Дайану такой, какая она есть.
В книге есть моменты, где Байрон и Дайана как бы меняются местами: сын ведет себя как более мудрый и опытный взрослый, а мать, напротив, демонстрирует детское поведение. Самый трогательный из них – когда Байрон ведет мать из сада в дом, чтобы уложить ее в кровать и накрыть одеялом.
Желание уберечь и оградить мать от всех проблем и неприятностей приводит к созданию Байроном и его школьным другом Джеймсом плана под названием «Операция Перфект», направленному на устранение последствий несчастного случая, произошедшего по дороге в школу.
Слово «Перфект» в английском языке имеет двоякое значение. Во-первых, оно означает «идеальный», что прекрасно соотносится с самой Дайаной. А во-вторых, оно относится к группе времен, например, время Present perfect («настоящее совершённое») выражает совершенное в прошлом действие, которое имеет последствия в настоящем. То есть это своего рода связующее звено между прошлым и настоящим.
Совпадение или нет, но Рейчел Джойс в своей книге играет со временем, перекидывая читателя из прошлого в настоящее и обратно с каждой новой главой. Связующим звеном между ними является загадочный Джим – бывший пациент психиатрической клиники Бесли-Хилл.
В финале романа настоящее и прошлое сливаются воедино, для того, чтобы главные герои могли заново осмыслить всё произошедшее с ними, и наконец осознать, что они не могут нести ответственность за события, произошедшие тем роковым летом, что никто, даже самый взрослый, мудрый и сильный человек, не в силах предотвратить неизбежное, что иногда простые случайности могут стать тем самым спусковым крючком для цепи событий, ведущей к трагедии.
Но какой же тогда рецепт спасения, который в итоге подарит загадочному Джиму новую жизнь? Это простое знание того, что ты не одинок. Что кто-то будет рядом и в самые дождливые и холодные дни. Кто-то, кто поддержит, протянет руку помощи, выслушает и посочувствует. Вот главный урок, который нам демонстрируют Дайана и Байрон. Человеку нужен человек, а одиночество убивает.
Рейчел Джойс и ее прекрасная лиричная история с привкусом легкой меланхолии стали для меня настоящим открытием этого года. Ну а для тех, кто упрекает книгу в скучности, просто оставлю следующую цитату:

Каждое сердце имеет свой ресурс прочности. Это так же верно, как и то, что некоторые люди могут ранить нас гораздо сильнее, чем другие. И разве имеет значение, что невольные обидчики вовсе не стремились разрушить твой мир, а просто всеми силами старались сохранить целостность своего?
"Операция "Перфект" Рейчел Джойс заставила меня испытать целую гамму эмоций. Но, пожалуй, самым сильным было негодование, которое то и дело волной поступало к горлу. Здесь каждый персонаж имеет своей целью выбить тебя из зоны комфорта: Байрон, Сеймур, Дайана, Джеймс, Андреа и, разумеется, Беверли, с которой все было ясно с самого начала. Каждый внесёт свою лепту в трагедию, которая разыграется жарким летом в доме Хеммингсов, но далеко не каждый сумеет выйти из нее с минимальными потерями.
С самого начала внимание читателя сфокусировано на Дайане, которая, с одной стороны, само совершенство, с другой же, абсолютно не вписывается в местное общество. Но очень старается. А как иначе, если за любое отклонение от образа Дайану ждёт жёсткая выволочка от мужа, который, к счастью, приезжает только по выходным? Одиннадцать лет молодой женщине удавалось неплохо держать лицо, но всякому ресурсу есть предел.
И все же, на мой взгляд, Дайана должна быть более хваткой и жёсткой, чем ее описывает Рейчел Джойс. Беверли так виртуозно вьет веревки из своей случайной подруги, что просто диву даёшься. Или, может быть, апатия и безволие Дайаны - это симптом душевной болезни? Молодая женщина ведёт себя как смертница, которой огласили приговор и все, что ей остаётся, это смиренно и терпеливо дождаться, когда палач приведет его в исполнение. Тут уж не до грязной посуды и оторванных пуговиц.
Рейчел Джойс виртуозно раскачивает своего читателя на эмоциональных качелях. Но любое затишье - это всегда затишье перед бурей. Каждый раз ты с замиранием сердца ждёшь события, после которого все снова покатится под откос. И каждый раз я думала о том, что взрослые не должны, просто не имеют права поступать так с детьми. Очень жаль, что Байрон так и не смог довериться отцу. Очень жаль, что рядом с ним не оказалось ни одного взрослого, который мог бы стать для него опорой в трудную минуту.
Можно было бы сказать, что Рейчел Джойс написала книгу о том, как злосчастные две секунды разрушили жизнь благополучной семьи. Но, на самом деле, эхо распада витало над Кренхем-хаусом задолго до происшествия, которое омрачило лето 1972 года - и всю жизнь его участников. "Операция "Перфект" - это книга о несостоявшихся обещаниях, несбывшихся надеждах, сломанных судьбах. Но все же как тяжело смириться с тем, что мир рухнул, огонь погас в очаге, а пепел развеял ветер. И мама не вернётся. Никогда.

... вспоминать прошлое - это всё равно что совершать путешествие в те места, где ты когда-то бывал, а теперь обнаружил, что там ничего не осталось, всё унесено ветром.

... то, что люди видят, очень сильно зависит от того, что они хотят увидеть.

Может, иной раз даже полезно чего-то лишиться, чтобы понять, как правильно всё было устроено прежде?














Другие издания


