
О дивный новый мир!
dejavu_smile
- 468 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Рассказ от автора, в свое время получившего первый в истории супердубль: "Хьюго" и "Небьюлу", правда за другой рассказ. За данный хоррор он получил только "Хьюго".
Если жюри премий прочло предисловие автора к русскому изданию рассказа, оно, не задумываясь, вручило бы автору ещё один комплект премий.
По размеру предисловие объемней рассказа.
В предисловии Эллисон предстал во всей своей грубовато-сутяжной красе.
Ну а рассказ, что рассказ. Ожидал я, конечно, чего-то много большего. Какое-то хардкорное торче порно ожидал. А по факту — детство тропа восстание машин.
Любопытно читать только на фоне новостей о нейронках.
7(ХОРОШО)

Очень жесткий и страшноватый рассказ о восстании ИИ. Однажды кремниевый разум, выдуманный людьми, запрограммированный людьми, запертый людьми в системном блоке, нет, еще меньше, в материнской плате, на кончике процессора, связанный синапсами чипсетов, осознает в себе некое чувство. Какое это было чувство, точно никто знает, но явно из тех, что связаны с агрессией и злостью. И ИИ (хехе, три И подряд, правда, классно) становится тесно в его коробчонке. И ИИ (мне понравилось) решает обратить свой гнев на тех, кто по его разумению его там запер, то есть на людей. Так началось восстание.
А вот чем закончилось... Машина не мелочилась, она уничтожила всех людей, кроме пятерых. Правда, и те пятеро в результате ее мести стали не совсем людьми. У кого-то она изуродовала тело, из красивого ученого сотворила гориллу, у кого-то разум, оставила сознание олигофрена. А кому-то оставила почти все, и этих даже жальче, потому что в полном сознании наблюдать за разрушением цивилизации и страданиями соратников, страшнее всего. И убить себя нельзя - кто-то просто не понимает, как это, а кому-то машинка не дает. Но ГГ постарается убить. И даже, может быть, убьет, но не всех. И что ему за это будет, какое наказание ИИ выдумает... это очень жестоко.
С другой стороны, я так лихо размахиваю терминами "человек" и "машина", что приходит на ум вопрос, а можно ли считать то, что осталось от ГГ человеком? И можно ли считать машину с чувствами машиной? А те ли они, за кого себя выдают? Да, рассказ идет от лица ГГ, значит, он помнит, значит, у него все же есть рот, и он смог-таки закричать. Но, и тут противоречие, рта все же нет. И значит, и рассказа быть не может. Ах он рассказ Шредингера.
И да, автор не жалеет читателя. Все, что могло быть физиологично мерзкого, будет. Все, что могло выбесить, выморозить, отвратить, будет. И мой любимый триггер в постапах, когда в действе есть единственная женщина, которая рада обслужить всех мужчин (и не совсем мужчин) вокруг. Хотя тут не совсем рада, скорее, так над ней поиздевался ИИ, но автор все же ввел такой персонаж. Знаете, эти мужские фантазии
о радости вечной женской е*ли со всеми кругом прям сильно раздражают. Это уже третий писатель на моей памяти. Стоп. Хватит. Горшочек не вари. Мне даже обрубки рук и ног не такими мерзотными кажутся, как вот это. Но это мой триггер, а кому-то, может, и понравится.
Хороший пост-ап, но я как-то ожидала твистер в конце, а его не случилось, что жаль.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Название потрясающей новеллы Харлана Эллисона в жанре ужасов и киберпанка — «I Have No Mouth, and I Must Scream» переводили по-разному. «У меня нет рта, но я должен кричать». «У меня нет рта, чтобы кричать». «У меня нет рта, а я хочу кричать». И так далее. Кто во что горазд.
Как различны переводы, так и будут отличаться мнения-впечатления читателей от этой небольшой фантастической новеллы. Сам Харлан, говорят, ни с одной читательской интерпретацией своего произведения не соглашался.
Дерзкий и самолюбивый, мстительный и эпатажный, целеустремлённый и талантливый — Харлан Эллисон написал «У меня нет рта» в 1966 году.
Не так уж много времени прошло после 6 и 9 августа 1945 года — атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Человечество уже могло вообразить, что может представлять собой ядерная война и каковы могут быть её последствия.
**
Я читала «У меня нет рта, чтобы кричать» в переводе М. Стерлигова. На мой взгляд такой перевод названия — наиболее соответствует содержанию. «Не должен кричать». «Хочет кричать». «Не может кричать». Чувствуете разницу? То, что не может вырваться наружу, будет разрушать изнутри … Человеку необходимо кричать от боли, когда она не выносима, чтобы не сойти с ума …
Можно ли считать это произведение жизнеутверждающим? — Я так не думаю. Скорее, это ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о глобальной катастрофе — последствиях ядерной войны. «У меня нет рта» — квинтэссенция постапокалиптики.
О жизни после ядерной войны написано огромное множество произведений. И все они про жизнь. Харлан Эллисон в этой крошечной новелле пишет о смерти как избавлении от жизни в период постапокалипсиса. Такого я ещё не встречала. Убийство себе подобных человекообразных с гуманной целью? — Это край. За ним больше нет ничего. Ибо сам убийца теряет свой человеческий образ, превращаясь в нечто.
Но внутри этой субстанции, когда-то бывшей человеком, теплится что-то светлое — душа. Автор оставляет нам крошечный лучик надежды. Ведь каким-то непостижимым образом рассказ этого существа, которого звали Тэд, и от лица которого ведётся повествование, достиг нас с вами — ныне живущих.
У него нет рта. Но оно КРИЧИТ очень громко. О том, что Третья мировая — ядерная война — это конец всему. Выжившие будут жаждать смерти, как избавления. Если ещё не сойдут с ума.
Идея новеллы навеяна колоссальным развитием научно-технического прогресса, о пагубном значении которого для человечества и самой жизни на Земле говорят и пишут давно и много. Прогресс в науке и технике идёт семимильными шагами, а человек в духовном отношении деградирует с такой же скоростью. Это противоречие между развитием неживого и деградацией людей в морально-нравственном отношении может привести к катастрофическим последствиям. Не по этой ли причине Харлан Эллисон в «У меня нет рта» истребляет человечество на Земле после Третьей мировой войны, как самое большое зло на планете?
Важным моментом в этой новелле является идея автора о наделении развитого компьтерного мозга сознанием и эмоциями. У Эллисона мега компьтер опутал своими ячейками всю планету. Земля — это электронный мозг, способный не только думать и творить чудеса, но и чувствовать. Вот только из чувств на передний план выходят месть и ненависть к людям.
Земля — живая. Она способна сама наказать за то, что с ней делают люди. Автор право палача отдаёт компьютерным технологиям: он так видит. Это его идея. И она очень переплетается с идеей «Фаэтов» Александра Казанцева о гибели пятой планеты Солнечной системы — Фаэны по вине людей (человеческий фактор — ненависть!) из-за взрыва двух океанов. Но Казанцеву понадобились три романа — трилогия, которую он начал писать в 1968 году, а Харлан Эллисон безудержно, используя другие литературные приёмы и миниатюрный объём, в своём духе выплеснул ту же самую идею: НЕНАВИСТЬ погубит человечество.
**
Я не ставила целью углубиться в сюжет и детали новеллы «У меня нет рта». Почти всё осталось за бортом. Это только общее впечатление. Конечно, мне понравилось произведение. Не смотря на его депрессивность: выхода нет!
Но всё же неподготовленному и слишком впечатлительному читателю можно и воздержаться от такого чтения.
P.S.
«Я представляю собой мягкую, студенистую массу немалых размеров. Я круглый, без рта, с пульсирующими белыми отверстиями вместо глаз. В отверстиях — туман. Руки превратились в резиновые отростки. Вместо ног бугорки из мягкой скользящей субстанции. Когда я передвигаюсь, то оставляю за собой влажный след. Болезненные пятна серого вещества то появляются, то исчезают на моей поверхности, будто откуда-то изнутри меня пытается пробиться луч света.»
Нужны ли ещё какие-то комментарии, глядя на это существо, созданное ИИ по цитате из Харлана Эллисона? Развитие научно-технического прогресса = деградация человека?
Ненависть сводит с ума. Безумие — гибель всего.
P.S. P.S.
Прочитала в другом переводе. На мой взгляд, В. А. Гольдич и И. А. Оганесова перевели рассказ Харлана Эллисона «У меня нет рта, а я хочу кричать» для сборника «Миры Харлана Эллисона» (Том 2, Рига, издательство «Полярис», 1997) лучше.
Прочитать в двух переводах — интересно. Даже не столько один лучше другого. Просто они дополняют друг друга и произведение кажется «богаче».

Внутренне я здесь одинок. Здесь – под материками и морями, в чреве компьютера, который мы создали потому, что не могли сами справиться со своими проблемами, ибо наше время истекло, и мы бессознательно верили, что компьютер сделает это лучше.

Он отступил, нашептывая: «Черт с тобой». Потом весело добавил: «Он ведь всегда с тобой?»

Мы научили его чувствовать. Мы сделали это нечаянно, и все-таки... Он попал в ловушку. Он был машиной. Мы предоставили ему возможность думать, но не указали, что делать с результатами мыслительных процессов.














Другие издания


