
Ваша оценкаЖанры
Рейтинг LiveLib
- 530%
- 460%
- 310%
- 20%
- 10%
Ваша оценкаРецензии
Аноним20 февраля 2020 г.Читать далее"Истинное имя" - первый роман масштабной фэнтезийной трилогии "Сталь и золото" (вторая часть закончена, третья пишется).
Объем романа поначалу меня пугал, но стоило начать чтение, и размер перестал иметь значение: чтение шло легко и гладко, я и не заметила, как дочитала до конца. Роман написан понятным и грамотным языком, но главное не в этом, а в том, что автор умеет так подать ситуации и героев, что текст вообще не замечаешь.
Героев в романе хватает, но главный герой - одиннадцатилетний мальчик. В начале романа именем ему служит прозвище "Безымянный", и герою ещё только предстоит длинный и извилистый путь, на котором он обретёт не только друзей и врагов, но и новое имя - Крикс. Непростое имя, которое накладывает определённую ответственность на его обладателя и связывает его с магией его родной семьи.
Крикс в первом томе - юнец из далёкой деревни, неграмотный, не знающий жизни. Однако он обладает упрямством и внутренней силой, которые позволяют ему не затеряться на просторах огромной страны и большого города, и даже неплохо устроится, найти друзей, многому научиться. Он любопытен, правила словно не для него писаны, и при этом в нём сочетаются доброта, сострадание, стремление к справедливости и благородство, а также невероятное чувство чести. Постепенно мальчишка растёт, обретает навыки и знания (не всегда законным образом) и к концу романа это уже не просто ученик - это личность, с которой трудно не считаться даже высокопоставленным людям и учителям академии.
В романе "Истинное имя" события сосредоточены вокруг академии Лакона - не магической академии, а обычного учебного заведения для дворян, а потому линия учитель-ученик, взрослые-дети тут прослеживается особенно отчетливо. Крикс умудряется попасть в академию (хотя по правилам туда не берут простолюдинов), где не только учится, но и постоянно влипает в неприятности, доставляя немало хлопот наставникам. Одновременно мы видим ряд событий с точки зрения других персонажей - и перед нами постепенно предстает масштабное полотно: жизнь страны накануне войны, последствия недавнего заговора, королевский двор, пираты Алой гавани с их колоритной королевой, заговор магов против короля, таинственный Подземный город... И люди - их много, мужчин и женщин со своими интересами, проблемами и страхами. Даже персонажи, мало показанные в романе, прописаны тщательно и живо (наставники и ученики академии, приёмная семья Крикса и т.д.), что лично меня всегда подкупает. Что уж говорить о более-менее важных персонажах, а также тех троих, которых я бы назвала основными. Помимо Крикса это лорд Ирем, глава королевских стражников, и Льюберт Дарнторн - соперник Крикса, который тоже учится в академии. Ирем и Льюберт сыграли немалую роль в судьбе Крикса, в его становлении и формировании его характера (именно это - одна из основных линий романа).
Лорд Ирем - достаточно молодой мужчина на службе короля, с которым он дружит с юности. Он знает, кто такой Крикс (а его происхождение играет в трилогии немалую роль). Ирем постоянно оказывается рядом, он вызывает у Крикса интерес, а также весьма противоречивые чувства: от восхищения до злости. Он язвителен, насмешлив, доводит окружающих до белого каления своими манерами, но при этом в его отношениях с Криксом мы видим и другое: искреннюю заботу о юном подопечном, желание подготовить его к жизни и защитить, если потребуется. Он не демонстрирует свои чувства открыто, даже умело скрывает их, но привязанность к Криксу, как и преданность королю, прекрасно заметны в его поступках.
Совершенно иной человек - избалованный представитель знати Льюберт Дарнторн, драка с которым и помогла Криксу попасть в академию. Соперник Крикса, полная его противоположность, внешне очень неприятный человек. Судьба и комплексы Льюберта мешают ему воспринимать Крикса как равного, и их соперничество продолжается до конца обучения, и всё же то, как автор показывает Льюберта, не позволяет отнести его к типичным злодеям. Как и в случае с Иремом, отношения Крикса и Льюберта неоднозначны. Мы видим очень несчастного и одинокого парня, которого притягивает к столь отличному от него Криксу, и всё же воспитание и текущие события делают их врагами, а попытки прекратить вражду оказываются бесплодны, по крайней мере, на этом этапе. И все же, как и у Крикса, Льюберт вызывает у меня не только раздражение, но и сочувствие именно потому, что автор показал нам его истинные чувства, а не только то, что видят зрители со стороны.
Помимо трёх основных персонажей весьма интересно показаны и некоторые другие: королева пиратов Айя, не брезгующий контрабандой лорд Аденор, еще мне очень понравился ненавидимый учениками Лакона наставник Вардос, мастер дисциплины по прозвищу "Нетопырь" (он мне, кстати, напомнил одного персонажа известной саги). В романе вообще есть герои на разный вкус - со своими характерами и интересами, которые так или иначе влияют на Крикса или же на события в стране. Роман - переплетение судеб самых разных людей, эпичное фэнтези (хотя по-настоящему эпик разворачивается уже во второй книге, где судьбы людей ломает война, голод и болезни).
Моим же любимым персонажем стал лорд Ирем - особенно в связи с его отношениями с Криксом, которые от эпизодических встреч постепенно переходят к более тесному знакомству, а под конец Крикс (не по своей воле) становится оруженосцем Ирема и отправляется с ним на войну. Автору удалось очень красиво показать химию между этими двумя - то притяжение, то отталкивание. Порой Крикс избегает Ирема, но тот точно также и притягивает его, а Ирем, в свою очередь, играет роль учителя и своеобразной фигуры отца для юного сироты, пусть тот и бесит его иногда своими выходками. Следить за этими двумя - крайне интересно (порой они напоминали два оголенных провода, от которых при соприкосновении искры летят). Что же до Крикса, то, помимо симпатии, он частенько вызывал у меня примерно те же чувства, что и у Ирема и наставников.
Мир - условно-средневековый, хорошо прописан и продуман, но в первой книге мы видим его в основном в рамках города и очень мало - за его пределами. Магия существует в этом мире, но и с ней герои пока сталкиваются мало - хотя где-то за кулисами явно что-то магическое назревает.
Теперь о том, что не понравилось. На мой взгляд, кульминацией романа стала сцена, в которой город охвачен мятежом с целью свержения короля, идёт большое сражение. Это - самая драматичная по накалу и по событиям сцена в романе. После таких сцен обычно роман быстро заканчивается, но в этом романе после неё идёт ещё много событий меньшего масштаба (охота на кабана, встреча с пиратами), и они ей уступают, и это немного портит впечатление.
Также автор ближе к концу показывает ряд событий куда менее подробно, чем раньше, сюжет словно скачет, чтобы поскорее прийти к завершению. Роман вообще хорош проработкой мелких событий, подробным описанием жизни Крикса, но после событий в Подземном городе и битвы некоторые события показаны словно в сокращённом виде или вообще остаются за скобками. К примеру, вот Аденор ещё в силе, а вот он уже под арестом, или Крикс ещё ученик академии, а вот уже оруженосец Ирема, причём переход явно не прошёл легко и просто - Крикс недоволен должностью. Мне, например, было бы интересно послушать, как Ирем ставил его перед фактом, а Крикс это принял.
Ещё умиляло везение Крикса, этакий рояль в кустах. Очень уж легко ему на пути попадаются нужные люди (в начале - это, например, капитан корабля, потом - лекарь короля).
В целом, отличный роман о становлении личности, который постепенно перерастает в эпик с закрученным сюжетом (но это уже в следующих книгах).
Содержит спойлеры6360
Цитаты
Аноним21 октября 2018 г.Читать далее— Ну так что, ты всё ещё считаешь меня вором?
<..>
— Я не знаю, — коротко сказал он, опустив глаза.
Улыбка Арклесса угасла.
— Ладно. Это, в сущности, не важно, — сухо сказал он. — Лучше не будем тратить времени на болтовню и поторопимся. Тебе давно пора вернуться в Академию.
— Да подожди. Ты не так понял! Я хотел сказать, мне очень хочется тебе поверить, но всё это слишком... необычно. Не могу же я сейчас сказать, что верю тебе — а потом всё время сомневаться и подозревать, что ты соврал. С друзьями так не поступают, — извиняющимся тоном сказал Крикс.
Он боялся огорчить Димара, но тот вдруг развеселился — так, как будто только что услышал не вполне приличную, но всё равно смешную шутку.
— Тебе никогда никто не говорил, что ты до тошноты прямолинеен?.. — тёмно-серые глаза насмешливо сверкнули, встретившись с растерянным и всё ещё смущённым взглядом Крикса.
Такого младший ученик никак не ожидал.
— Я — что?! — переспросил он Дарла, начиная закипать.
— Видимо, не говорили, — уже откровенно рассмеялся Арклесс. — Интересно, сколько времени тебе понадобится провести в Лаконе, чтобы перестать постоянно говорить именно то, что думаешь. Ужасно неудобная привычка.0175
Аноним21 октября 2018 г.Если ночью вы услышите из коридора вой и замогильные стоны, то почти наверняка это будут не фэйры и не выжлецы, а ваши старшие товарищи. Так что любой фигуре в белом саване, которая посреди ночи окажется в вашей спальне и попробует вас разбудить, можете без стеснения дать в глаз. Я разрешаю.
0136
Аноним21 октября 2018 г.— Ты какой-то странный, — сообщила она снисходительно. — А почему у тебя всё лицо разбито?
Крикс подумал, что такой вопрос, наверное, могла задать только девчонка.
— Я подрался.
Он ожидал чего угодно — осуждения, сочувствия, быть может, безразличного «Понятно». Но девочка внезапно рассмеялась.
— Кажется, я понимаю, почему мальчишки почти все такие странные. Вас постоянно кто-то бьёт по голове.041



















