Писатель, человек творческий, у него даже фамилия не единая - "двойные фамилии в литературе"...
serp996
- 8 729 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Шолом алейхем, дорогие мои! Да ниспошлёт вам Бог здоровья и всяческих благ!
Хочу рассказать вам о чудесной книге, которую взял я у не очень хорошо известного (и очень жаль) людям нашего местечка (да и всех окрестных сайтов) Менделе-книгоноши, да будут долгими его лета.
Книга эта на первый взгляд невзрачна на вид, название её вовсе не на слуху, а сплетни и байки обходят её стороной на этом боголюбимом сайте. Поэтому и захотелось мне исправить эту несправедливость, выпустить соловья из клетки, открыв дорогим жителям и гостям этого местечка замечательную сию книгу.
А если не верите вы мне, то вот вам рекомендация человека гораздо более авторитетного, чем я: "Менделе Мойхер-Сфорим — Дедушка еврейской литературы!" (с) Шолом-Алейхем
Повествует Менделе-книгоноша о вещах простых и известных каждому имеющему совесть человеку, даже и не принадлежащему к избранному народу, пусть и его хранит Господь. Говорит он о богатстве, о бедности, о совести и милосердии. О вещах вроде бы простых и понятных, но на самом деле всеми и каждым толкуемых превратно. Не надо и ходить далеко от места действия этой книги, чтобы это понять, не правда ли? "Из всех зол, посланных Господом человеку, главным является патриотизм."
В книге этой три небольших нравоучительных повести, сдобренных доброй порцией того самого настоящего еврейского (я бы даже сказал "идишского") юмора, который превращает скучное скопище букв в доставляющий наслаждение рассказ. Не стоит, правда, забывать, что «в его песнопениях слышатся траурные ноты. Смеётся, а из груди у него вырывается тяжкий вздох, и всегда только и слышишь: "Ох, горе горькое!"».
И если первая повесть ("Маленький человечек") чересчур нравоучительна, пресна и прямолинейна, то остальные ("Фишка Хромой" и "Путешествие Вениамина Третьего") по-настоящему замечательны. Особенно, конечно, третья — эдакое переложение приключений Дон-Кихота на еврейский манер, с полагающимися в таком случае горькой иронией и сардоническим фатализмом.
Короче говоря, дорогие мои, да ниспошлёт Всевышний вам долголетия и выводок детишек, книгу эту я могу горячо посоветовать всем, у кого в душе ещё не погас огонёк, отличающий Человека от маленького человечка.
А я в очередной раз понял, что крайне люблю еврейскую литературу.

Мы страдаем?.. Но страдать за правду куда прекрасней и благородней, чем быть счастливым с помощью лжи!
Я видел, что Гутман был счастлив и без денег. Отсюда, видимо, следует, что счастье совсем не в деньгах, а в чем-то ином, — только честные люди бывают счастливы и довольны. При этом в моей памяти всплыли слова, сказанные Гутманом однажды Якобзону: «Страдать — означает льстить, лицемерить. Льстец, лицемер вынужден всегда бояться, остерегаться, точно вор».

Если человека гнетет горе, гласит изречение, пусть выговорится. Таить про себя горести, не высказывая их, это боль, которую трудно вынести: ведь и кипящий железный котел может взорваться, если стиснутый в нем пар не находит себе выхода. А у меня в сердце клокотало сильнее, нежели в котле, — там пылал ад!.. Мои прежние грешные дела, тяжелые чувства и мрачные жестокие кошмары — все вместе, точно густое пламя в огнедышащей горе, сплелось и металось во мне, изводя до смерти. Гораздо легче грешнику нести муку в аду, чем нести ад в себе.
Тогда-то я и увидел, убедился, что человек несет свой ад и свой рай в себе. Его судья сидит на судейском троне в нем самом. О, если бы я мог излить мое сердце, чтобы облегчить немного свои страдания! Мне некому было открыться. Серебра и золота нажил я на этом свете много, но верных друзей — ни одного.

«О, будь они прокляты, те людишки, что сочиняют книги! Ненавидеть их надо! Они, только и норовят влезть другому в душу, натворить бед своей писаниной, своими колкостями. Все у них получается „возвеселимся и возликуем“, — и гладко и занозисто. Это чудо, что ослу не даны рога; что такие злыдни, как они, не имеют денег, ни гроша за душой, что они, благословен господь, попрошайки, последние бедняки. Им все-таки приходится ради гроша нам кланяться, иначе было бы плохо! Единственное средство, чтобы эти клопы не кусались, это грош, — надо заткнуть им рот и вместе с тем исподтишка опутать их и угробить!» — так сказал Исер Варгер












Другие издания

