Буддизм. Источники и исследования
FriedrichSchleiermacher
- 164 книги

Ваша оценка
Ваша оценка
Эта книга - находка для тех, кто начинает свое знакомство с истоками буддизма. Мне бы наткнуться на труд Карягина лет так 5 назад, когда готовила доклад по одному из предметов в институте. Эх... Хорошо, что хотя бы сейчас нашла в залежах планшета. Материал излагаемый в книге - это Коротко о Главном. Мне понравилось, хотя большая часть информации была уже известна, так что ничего нового не открыла.

Это биография Будды из дореволюционной серии ЖЗЛ изданная Павленковым. Биография очевидно написана не буддистом и поэтому опирается только на факты, а легенды приводит именно как таковые.
С самого начала Будда провозглашается автором основателем пессимистического учения. Далее следует краткий исторический обзор Индии. История арийцев (что значит, благородных) разделяется на ведийский период - докастовый, и браминский период, в который возникли Законы Ману. В основе перехода к кастовому устройству - появление чужака в патриархальном быте. Каст было 4: 1) брамины (жрецы) 2) кштарии (воины) 3) вайшьи (ремесленники, купцы, земледельцы) 4) шудра (покоренные народы = нечистые). Разделение подразумевало строгие правила, например брак считался законным только внутри одной и той же касты.
В основе религиозных воззрений был своего рода идеалистический пантеизм, подразумевающий переселение душ и законы воздаяания. Верили в существование мировой души - Брахмы. В мире властвовали два начала, разрушительное - бог Шива и созидательное - бог земли и света, покровитель земледелия Вишна. Когда равновесие между Вишной и Шивой нарушалось, его восстанавливал бог Кришна.
В попытках сохранить ведийские основы религии брамины создали Законы Ману - кодекс религиозного и морального поведения того времени. Любопытно, что согласно этим законам женщина пользуется уважением, но считается слабохарактерной и поэтому объявляется собственностью мужа.
В 7-6 веках до н. э. возникает "протестантизм" браминского периода - учение Санкхьи. В идеальном представлении этого учения, бесстрастная душа человека соединяется с мировым духом. Путь к такому единению - йога.
Слово Буддаа означает пробудившийся, просветленный и история Индии насчитывает (по данным автора 19-го века) 94 таких будд - воплощений Брахмы под видом Кришны. Основателя же буддизма будду Шакьямуни (-95-го) звали в миру Сиддхарти Гаугама. Сиддхартхи означает совершенный во всех делах. Шакьямуни значит мудрец из рода Шакьев. Согласно легенде, родился Сиддхарти около 623 г. в семье раджи, главы племени Шакьев, аж с 32 главными и 80 дополнительными знаками на теле, указывающими что родился Будда. В молодые года, папа старался оградить сына от вида человеческих страданий, но в 29 лет он их увидел и стал отшельником. Вскоре он пришел к прозрению о том что, Мировая Душа не существует, а все, что необходимо человеку, это уничтожить страдания из-за бытия., то есть, уничтожить само бытие. Согласно Будде (и в отличие от предыдущих учений) цепь перерождений бесконечна и не существует неизменной души. Все меняется. Однако, можно утопить бытие в Нирване. Автор биографии называет такое целеполагание "смерть заживо, уничтожение мысли и чувства" и приводит в подтверждение такие слова буддистских текстов "Сидеть лучше чем ходить, спать лучше чем бодрствовать, всего лучше - смерть".
В этической плоскости Будда проповедует доброту, призывает никого не обижать, есть простую пищу, спать на низком ложе, не пить вина, не иметь богатств, быть милосердным, заботится о других, сострадать. Не отрицая каст, Будда провозглашает религиозное равенство, что конечно не могло сильно обрадовать браминов. Будда отказывается решать метафизические вопросы, например, откуда произошел мир. На это он рассказывает притчу о слепцах, описывающих слона.
Чтобы завоевать последователей, Будда вошел в доверие и спас от смерти огнепоклонника Кашьяну, и обратил его и его 6000 учеников в своих последователей. Среди последователей Будды был и его двоюродный брат Девадатта - первый раскольник учения, более аскет, чем Будда, запретивший также рыбу и молоко и предписывавший жизнь в городах, в то время как Будда советовал селиться подальше от городской суеты. Интересно, что Будда насильно присоединил к своей школе (обществу последователей Будды - Сангха) своего зятя Нанду. Тот несколько раз пытался бежать к своей молодой жене. Как это согласуется с требованием гуманизма в буддизме - дело специалистов. Но этот факт, на мой взгляд, конечно, если он имел место, сильно портит канонический образ Будды. В Сангхе не признавали каст, но и не брали рабов, должников, тяжких преступников и несовершеннолетних (без разрешения родителей).
Умер Будда около 543 г. до н. э. и на старости лет был свидетелем разгрома царства Шакья соседним царством. Записей Будда не оставил и то что известно, по легенде, записано со слов его ученика Ананды. Считается, что чистый исконный буддизм процветал затем на Юге (Сиам, Бирма, Цейлон), в то время как северный буддизм (Тибет, Китай, Япония) полагался извращенным.

Простое учение Шакьямуни под влиянием чуждых религий обратилось даже в грубое идолопоклонство; развитие внешних форм, обрядности заменило основную черту этого учения – мораль, сильно затемнило первоначальный смысл учения и сделалось не только для большинства верующих, но и для избранного меньшинства сущностью религии. Например, мы знаем, что Шакьямуни совершенно не признавал богов, в смысле браминской теологии, и сам себя не выдавал за божество, а только за обладателя мудрости и истины; но большинству его последователей было трудно отрешиться от проникших в кровь и плоть прежних религиозных убеждений, и они признали многих богов браминской и других религий, и сам учитель в их глазах делался постепенно все более и более необыкновенным существом и, наконец, божеством, ставшим во главе других богов. Сначала на него смотрели только как на образец нравственного совершенства, затем как на властителя мира, и наконец он сделался чисто отвлеченным догматическим понятием.

Шакьямуни всегда говорил на языке, понятном толпе, и в форме, легко усваиваемой даже невежественными умами.

Он не оставил людей, неспособных отрешиться от мирской суеты, их собственной судьбе, подобно своим предшественникам по философии. Он учил, что каждый человек, стремясь уменьшить тяжесть неизбежного зла для себя, должен стараться и для себе подобных и вообще для всех одушевленных существ; что люди должны быть кроткими, снисходительными, сострадательными и делать все, что возможно, для облегчения участи других ввиду своего собственного благополучия; советовал не предаваться скорби о своих собственных бедах, но заботиться о других людях. Он говорил, что следует быть щедрыми, давать милостыню и творить дела милосердия, доставлять пропитание бедным, заботиться о больных.












Другие издания


