
Ваша оценкаРейтинг LiveLib
- 544%
- 431%
- 320%
- 24%
- 11%
Ваша оценкаРецензии
Znatok30 апреля 2023 г.Как мужик с бисами лешаКАЛся и чем всё это кончилось
Читать далееСказ сей бает о бисях проклятущих, кои, смяргать не поспеешь, пакость каку сотворять.
О тех временах, коли угланы на печке бока отлёживали, а в ночь рождественскую шуликуны рогатые по сёлам невинные души искали (в городах, тогда уже таковых не имелось, хоть днём с огнём ищи, Диоген не даст соврать)
Мужики в ту пору литовки точили и в полях ими жито косили, а вечерами угланов своих уму разуму учили, батогов не жалея.
Жил в ту пору молодец созлый, не смотри, что гунявый на волось, всё-то в руках его спорилось, оттого и созлым звали.
чинил он однажды голбец в избе, а из подпола голова рогатая выглядывает, ни дать ни взять козёл, да больно взгляд у него осмысленный и огоньки в глазах колготятся.
И молвит это чудо чудное, диво дивное нечеловеческим голосом: Порфирий, (парня-то Порфирием звали) хошь богатым стать и бабу свою с угланами на ноги поднять?
Кто ж не хочет - отвечает Порфирий, да где ж это видано, чтобы мужик крестьянский при деньгах был?
А приходи к полуночи в баню старую, что у леса стоит, тайну тебе открою, век нужды знать не будешь.
Ну, подумал Порфирий немного, и говорит: Приду, чудище волосатое. Наш мужик не робкого десятка, чертей и банников не боится. Сказал так, а голова уж в подпол спряталась и поминай как звали, сколько ни лазил туда мужичонка, пусто в подполе, аки в голове иной девки.
Настала, значит, полночь, а дело на Ивана Купалу было, парни перед девками веселком ходють, да через костёр прыгают, потомством своим будущим рискуя.
А девки-то на селе баскущие, блазнят своими прелестями, и зовут в копешках поваляться или на кошевках отцовских, битюки-то к этому часу выпряжены.
Никто и ухом не повёл, что там Порфирий у бани старой делает, в самое бисовское время.
А тот, хоть и струхнул маленько, но к бане отправился, ружьишко своё старое захватив из дому и крест нательный в карман сунув.
И, значится, в щель замочную заглядывает, а супротив двери, прямо в предбаннике, картина нюшная висит, непотребства банниковы изображающая.Зажмурился Порфирий, при виде-то непотребства и бочком в баньку протиснулся, а там нет никого. Обманул чёрт лысый, - подумалось в сердцах парню, как вдруг услыхал он шум, прямо из мыльной.
Ещё в парильню не вошёл, а уже семь потов с него сошло, вот тебе и не из робкого десятка.
Смотрит, а на столе штоф стоит. Может варнаки здесь хоронятся от властей или кержаки опосля игрищ своих тешатся, - думает Порфирий. Однакож хлебнуть пару раз не побрезговал и, набравшись до храбрости, вошёл в парильню. А там баба стонет и тоже с рожками, будто мужик ей неверный в мужья попался.
Ну, Порфирий, не будь дураком, достаёт из-под полы ружьё и целит в бабу рогатую, а та, как бросится на него, да как обымет окрест поясу.И чувствует Порфирий, что твердеет нутро его, от страху вестимо, ноги мякнут, а нутро твердеет. Встал, как вкопанный и не знает, что делать.
И словно осенило его благим знамением, засунул руку в штаны и достал из них... крест на гайтану прилаженый, и сунул его в рот бабе этой.
А та, видать, к такому предмету во рту непривычная. И минуты не прошло, как растворилась баба адская, а крестик серебряный на полу лежать остался. И стоит наш Порфирий один в бане, аки перст Божий, который на картине известной к человеку сотворённому тянется.
Но вдруг, что такое, вержится ему знакомец его голбцовый, что в подполе сгинул. И откуль только взялся, чёрт его знает. Да в понитке расшитом, будто на праздник собрался. Подошёл неторопко к Порфирию и молвит:
Исполать тебе, добрый молодец, избавил ты меня от чертовки этой, что шагу мне ступить не давала, а сама в бане сидела и всем, кто заглянет, поначалу глаза замыливала, а потом блазнила, баской девой ряжась. А рога какие приладила, грехотворка хвостатая. Своих рогов мало, всё другим норовит их наставить.
И протягивает Порфирию пестерь - короб по-нашему. А внутри камешки плоские напластались, никак златом бись одарил, - думает Порфирий и кланяется в благодарность.
Сам не помнит, как дома оказался, только и там непотребства творятся: В избе чудище двуголовое в дуду дудит,жена его - Манька, чурку в колыбели байкает, сучки его голубит и сама вослед колыбели качается. Не выдержал тут Порфирий, второй раз за день достал он крестик свой нательный и рубаху шиворот-навыворот надел, чтобы мороки ему не вержились, а сгинули куда подальше. И верно. Чудище поганое пропало, как не бывало его, чурка в сына ихнего - Ваньку оборотился, а Маня, будто ото сна опамятовалась, трёт глаза и на мужа глядит в удивлении.
А Порфирий говорит ей: Ну, Манька! Кончились наши с тобой беды, заживём теперь, что твой барин, ни в чём себе отказывать не будем. И ставит перед женой пестерь с золотом, бисом даденый. Что у тебя там? - жена спрашивает. А ты гляди, гляди, - отвечает Порфирий и распахивает короб, а там дерьма коровьего куча и вонькое такое, хоть из избы беги. Плюнул Порфирий в сердцах, и выкинул это дело в окно, пусть соседи нюхают. А сам взял на руки Ваньку, приголубил Маньку и зарёкся с той поры с бисами рогатыми якшаться, пусть те хоть клевер четырёхлистный сулят.
Он уж на их посулы не поведётся боле, благо, в этот раз лишь дерьмом обошлось.
Это всё присказка была, а сказки вам Василий Тихов поведает, извольте прочесть, коли духу хватит.631,1K
paketorii18 апреля 2023 г.Новый пункт назначения в моём лексиконе
Читать далееПервое, что мне пришло в голову после чтения этой книги, что это совсем не сказки. Да, в этой книге нашлось место и противостоянию церковности с дремучестью деревенских жителей, и россказням людей, и " страшным сказкам" о том, чего не может быть.
А мне было местами действительно страшно, ведь я родился и вырос хоть и в посёлке, но у нас ходили россказни про разную "нечисть". Хотя что там россказни, того же суседко я и сам видел. И давил он меня и ещё нескольких людей, даже в квартирах, не только в домах. Один раз вообще, в полудрёме, наблюдал за его беготнёй ночью по спальне, подумав что сынишке просто не спится. И очень обалдел, когда отвернулся и увидел сына спящим рядом со мной.
И про банников и их шуточки тоже не раз слышал. И в лесу на охоте блуждали по знакомым местам, словно в первый раз оказались там. Все эти россказни не из пальца высосаны, ведь и про колдунов мне рассказывали дедушки и бабушки. У них в воспоминаниях из детства были жуткие случаи, и не каждый можно здраво оценить и объяснить. Поэтому я с осторожностью отнёсся к большей части сборника. Личный опыт встречи с необъяснимыми вещами делают людей осторожнее с высказываниями на такие колючие темы, ведь может и аукнуться.
В целом сборник выглядел бы весьма сбалансированный и достойным, если бы не два отдельных рассказа в конце. Они выбиваются из общего повествования и по манере подачи, и по реалистичности. Во всяком случае для меня. Они и принесли это тяжёлое умонастроение и пессимистический взгляд на описанные в книги россказни.
Сам автор использовал интересный приём при этом. В первой части, которая объединена общей темой пересказа, многих общих героев и более сказочной аурой, он применял схему рассказ в рассказе. Такими ответвлениями, не связанными напрямую с главной темой, но очень близкой ситуативно к главному рассказу, автору удаётся добавить происходящему эффект присутствия и реального разговора. У меня был момент, что я поймал себя на мысли, будто слушал своего дедушку и его истории. А он у меня был из старообрядцев и многие рассказанные им вещи я до сих пор помню и даже применяю на деле.
Отдельное спасибо за иллюстрации. На мой вкус переборщили с небрежностью исполнения, реальной или чисто для придания такого вида, но я сделал бы их более реалистичными, утонченными и пугающими. А так я больше посмеялся.
Ещё один явный плюс - это лексика рассказов. Чего стоит только один пассаж колдуна деды Коли, которого
голубей заставляли голой жопой ловить.Звучит сильно, что уж сказать. Во всяком случае, в моём лексиконе появился новый пункт назначения для особо надоедливых персонажей =D
Последние два рассказа, повторюсь, заставили меня взгрустнуть. Они создают минорной настроение. И лично у меня, вдобавок, резонанс восприятия. Это такое чувство, когда одно просто не должно соседствовать с другим, ему там просто не место. И, видимо, я в этом чувстве не одинок, поскольку иные издания этой книги публикуются как раз без этих рассказов. И кто знает, какой из этих вариантов был пренебрежением авторской задумки.599,8K
kupreeva7414 апреля 2023 г.Читать далееСтрашные сказки показались мне не страшными и не особо интересными. Когда вчитывалась в один сюжет - вроде бы ничего, нормально. Но как только книгу закрывала - она забывалась. Особого желания приниматься снова за чтение не было.
В других отзывах вижу, что в этой книге много устаревших слов. Не буду говорить, что прочла много книг, но прочитанного мной хватило, чтобы понять все архаизмы без Словаря устаревших слов. В книге присутствуют неприличные сцены, и таким образом эту книгу можно назвать Сказки для взрослых.
Н-р:
— Что ж ты, мать твою, Карпуша, наделал! Ты ж меня так подвел, так подвел! В...к ты злокозненный! Они ж меня два часа по бане кидали, все кости перемололи, перещупали. Веришь ли, вверх ногами подвешивали, порты спускали, голубей заставляли голой ж… ловить. Уж какую муку принял через тебя, сучье ты отродье!Что примечательно в самой цитате: матерное слово в тексте написано полностью, это я вставила многоточие меду первой и последней буквой, а вот слово ...опой там написано с многоточием. Как прикажете это понимать?
Два рассказа В. Тихова читаются несколько иначе, хотя интереса к книге не добавили - уж слишком мне прискучили сами сказки.
У нас 5 сказок. В каждой из них - несколько завершённых линий. То есть, не как в обычном повествовании - вот с первых строк начинается сюжет и завершается на последнем слове. Нет. Тут в одной сказке таких сюжетов может быть 2-3. Некоторые герои, например, дед Карпа, дед Колян, Наташа, плавно перемещаются в другую сказку. Один или два раза встречается матерное слово, но в данном случае это не страшно - очень уж к месту тут они пришлись. Было интересно узнать преимущества черной бани перед белой, правила входа в баню или овин, побывать на похоронах, похожих на гоголевского "Вия"... Ну и ещё вопрос возник - правда что ли, что раньше бесов называли бисами? И ещё. Если крестьянин добросовестно работал летом целый день, были ли у него силы договариваться с разными домовыми? Допустим, целый день на покосе, а тут перед банькой надо ещё с банником поговорить... Ну, не знаю.
Видела, что эту книгу сравнивают с гоголевскими Вечерами... Это как сравнить алмаз чистой воды и стекляшку. Насколько в гоголевской классике колоритна каждая строчка, настолько тут отдаёт всё безвкусием.
Возможно, эта книга будет по-настоящему интересна тем, кто интересуется фольклором. У меня это произведение не вызвало каких-то серьёзных вопросов, а отсутствие таковых не вызывает желание узнать что-то дополнительно. Моё воображение эти страницы тоже не разбудили. Страшно? Да-нет-наверное.48584
Цитаты
ZvenHeine24 марта 2021 г.У солдат-то, известное дело, вся наука через задницу палками вбивается.
2323
VitalijZozulyak7 января 2024 г.В избе у оконца старуха сидит, пониток починяет, а нитку в иголку вдернуть не может. Окаянный под руку толкнет, она и не попадает. Старуха-то лешакается на иглу: «Вот, черт тебя забери!». А он и рад, на глазах раздувается, что твой пузырь.
1208
bizarre113 декабря 2023 г.Так, видать, и с цветком папоротника. Потому его человеку не каждому сорвать дано, что счастье своё он в красивой завёртке представлять привык, чтобы сияло всё, глаз резало. А настоящее, оно поостое, как баклуши, ничего мудрёного в них нет.
151
Подборки с этой книгой
Коллажи-загадки
FuschettoStoriettes
- 3 208 книг
Сюжеты мифов и легенд, перенесенные в художественные произведения
anaprokk
- 206 книг

А мне фиолетово
Virna
- 2 050 книг
Моя книжная каша
Meki
- 16 163 книги
Моя книжная каша 3
Meki
- 14 928 книг
Другие издания

































