
Ваша оценкаЦитаты
Prosto_Elena9 мая 2023 г.Осмеивая пороки человека, Гоголь видоизменяет тем самым свой старый принцип избиения и изгнания дьявола. Смех сам по себе и есть такая сакральная порка, которой он подвергал в Вечерах на хуторе... демона-захватчика и старшего персонажа, покорного его власти.
1156
Prosto_Elena11 мая 2023 г.Читать далееРазвивается смежный гностический мотив пожирания душ архонтами или демонами, сплетенный с фольклорным «кормлением покойников». В Мертвых Душах, вслед за Носом, спародировано евангельское «Слово, ставшее плотью»: у Собакевича души «что ядреный орех», он рассуждает о них, как «о хлебе». Ср. беседу о душах между Чичиковым и Коробочкой: «Дело яйца выеденного не стоит», а после их покупки на стол подается «пресный пирог с яйцом»; наконец, купленные души вместе с «дельным словом» заедаются в городе рыбой, добытой полицеймейстером-«чудотворцем» (пародия на евангельское чудо с рыбами и на христианский символ рыбы-души).
933
Prosto_Elena9 мая 2023 г.Соединяя на своих бескрайних просторах Европу и Азию, богатейшее разнообразие жизненных укладов, Россия сама является особым миром.
Эта обособленность, в сочетании с бескрайней всеохватностью России, отчетливо роднит ее образ с догматическим представлением о едином и бесконечном Божестве. Благодаря такой сакральной подпитке тяга к «единству» обретает свое обычное культурно-геополитическое выражение.927
Prosto_Elena9 мая 2023 г.Чтобы устранить обидную диспропорцию между чудовищной физической мощью империи и ее интеллектуальным младенчеством, требовалось отождествить необъятные размеры страны с величием ее национального духа, которому предстояло вызвать к жизни грядущую отечественную науку.
932
Prosto_Elena13 мая 2023 г.Динамическое разрушительное и созидательное начало, которое Гоголь всегда отождествлял с бесовщиной, и было его творческим даром. Теперь, когда место творчества заняла пошлая химера спасительного благочиния и общественной пользы, он искал опоры в ортодоксальном вероучении.
839
Prosto_Elena13 мая 2023 г.Читать далееЕ. Трубецкой называет его типичным русским странником, взыскующим Града Небесного. Можно, однако, сопоставить скитальчество позднего Гоголя и со стилем жизни его соплеменника Сковороды, который переходил из одного помещичьего дома в другой, расплачиваясь за приют мудрыми наставлениями. Но, в отличие от Сковороды, Гоголь обращается за утешением к церкви, принимая суровую опеку отца Матвея Константиновского. Последний, судя по тому, что мы о нем знаем (бытовой аскетизм, осуждение супружества и светских развлечений), был характернейшим представителем тех, кого принято называть христианскими манихеями. В свои последние годы Гоголь обрел в церковных стенах именно тот гностический идеал, который тщетно искали его герои.
835
Prosto_Elena13 мая 2023 г.Читать далееБиография Гоголя, включая и это паломничество, не дает, однако, никакого основания утверждать, будто он сумел излечиться от того страха перед Богом, который пронизывал все его существо с детских лет, а позднее приобрел гностическое выражение в его произведениях.
Все роли были сыграны — примиритель и совестный судья, всероссийский наставник, советник царя, вещий бандурист, поющий славу честным чиновникам Божьего государства.
Вместо соборного христианского возрождения он довольствуется его знаком, святой литургией как последним прибежищем магического сознания. Оставались молитва, монастырь, смерть. Он все еще мечтает о бегстве из России, помышляет о новом паломничестве в Иерусалим, об отъезде в Неаполь, Крым, Одессу, на родную Полтавщину — для спасения от русского холода; собирается всерьез обосноваться на Афоне или же в Константинополе — на исторической родине Костанжогло — и да же учит новогреческий.832
Prosto_Elena10 мая 2023 г.От стадии простого подражания иностранцам и инфантильно-бездумного заимствования Россия тоже переходит отныне к постижению собственной сокровенной природы или, как пишет Новицкий, «к своему началу». Эстетический адекват этого процесса — неуклонное движение русской культуры от поэзии, с ее безотчетным служением красоте, к адекватной, строгой, но вместе и вдохновенной авторефлексии.
826
Prosto_Elena9 мая 2023 г.Читать далееПомимо харизматического «учителя», в Гоголе живет вечный «ученик», которому также необходима критика — вплоть до публичной оплеухи. Здесь он, вероятно, следует завету Иоанна Масона, писавшего о том, что суждения людей неприязненных и враждебных всегда полезнее человеку, чем похвалы друзей, потому что открывают ему те пороки, от которых он должен избавиться. Такое христианское смирение, предполагающее множественность точек зрения и критический взгляд на самого себя, есть, согласно Масону, гарантия объективности, стремление к которой тоже постоянно декларирует Гоголь.
822
Prosto_Elena13 мая 2023 г.Разумеется, он (Гоголь) поддерживает известную доктрину, согласно которой апофатизм и смиренная «неотмирность» православия непосредственно увязываются с многовековой спасительной изоляцией России, составившей залог ее развития.
720