Автобиографии, биографии, мемуары, которые я хочу прочитать
Anastasia246
- 2 044 книги

Ваша оценка
Ваша оценка
Данная книга - это подробный комментарий не только отдельных, самых важных произведений Гоголя, но и всего его творчества в целом.
Огромная эрудиция автора позволяет заглянуть в глубинные истоки замыслов Гоголя, здесь и европейская, и русская философия, и фольклорно-мифологический фон творчества прозаика, и мировая художественная культура.
«Сюжет Гоголя» состоит из трёх больших частей «Египет», «Вавилон» и «Иерусалим». Первая посвящена "фольклорно-демоническим" повестям, вторая и третья - сатирическому и назидательному этапу в творчестве классика.
Кроме того, каждая часть
разбита автором на небольшие главы, с детальным разбором какой-то отдельной проблемы гоголевского текста.
Читается легко, с огромным интересом, т.к. в книге имеется большое количество исторических и философских отсылок к тенденциям того времени. А
такое чтение, как известно, значительно расширяет кругозор не только по литературоведческим вопросам.

Осмеивая пороки человека, Гоголь видоизменяет тем самым свой старый принцип избиения и изгнания дьявола. Смех сам по себе и есть такая сакральная порка, которой он подвергал в Вечерах на хуторе... демона-захватчика и старшего персонажа, покорного его власти.

Развивается смежный гностический мотив пожирания душ архонтами или демонами, сплетенный с фольклорным «кормлением покойников». В Мертвых Душах, вслед за Носом, спародировано евангельское «Слово, ставшее плотью»: у Собакевича души «что ядреный орех», он рассуждает о них, как «о хлебе». Ср. беседу о душах между Чичиковым и Коробочкой: «Дело яйца выеденного не стоит», а после их покупки на стол подается «пресный пирог с яйцом»; наконец, купленные души вместе с «дельным словом» заедаются в городе рыбой, добытой полицеймейстером-«чудотворцем» (пародия на евангельское чудо с рыбами и на христианский символ рыбы-души).

Соединяя на своих бескрайних просторах Европу и Азию, богатейшее разнообразие жизненных укладов, Россия сама является особым миром.
Эта обособленность, в сочетании с бескрайней всеохватностью России, отчетливо роднит ее образ с догматическим представлением о едином и бесконечном Божестве. Благодаря такой сакральной подпитке тяга к «единству» обретает свое обычное культурно-геополитическое выражение.




















Другие издания
