
Ваша оценкаРецензии
Аноним29 января 2022 г."Когда кругом такой мрак, надо светить, а как прикажете светить без звезды?"
Читать далееАвстрийская писательница Ильза Айхингер – дочь еврейки и "арийца", из-за своего происхождения не сумевшая поступить в университет, пережившая страх и гонения и видевшая, как забирали её друзей и родных. В 1948 году был опубликован её первый и единственный роман "Великая надежда" – сюрреалистичный взгляд на Холокост глазами ребёнка. В нём нет душераздирающих сцен насилия, нет ужаса сражений и концлагерей. Эллен, его героиня, ребёнок с недетской душой, чей возраст так и останется загадкой для читателя. Ей не удалось вместе с матерью уехать в Америку, её отец мобилизован, а бабушка, с которой девочка живёт – "неправильная." Бабушка должна носить жёлтую звезду, должны её носить и друзья Эллен, но не она сама. Ей для ношения звезды недостаёт "одной неправильной бабушки и одного неправильного дедушки", и из-за этого девочка чувствует себя немного чужой, не такой, как другие ребята, нежеланной в их компании.
Течение времени всё убыстряется, а действительность разрывает Эллен на части. В приёмной смертельно усталого консула ни в какую не перестают надеяться, на набережной канала – ждать упавшего в воду младенца, а на кладбищах – играть в прятки. Кто-то получает заветный пропуск в землю обетованную, а кого-то отправляют в противоположном направлении, о котором не говорят вслух. Многочисленные запреты и тотальная слежка, гонения и тайная полиция, исчезновения друзей и знакомых, страх шагов на лестнице и звонков в дверь – всё фиксируется и перерабатывается детским восприятием. Дети играют в спасение, дополняя библейские сценки новыми персонажами, находя в самом процессе игры "устойчивость на волосок от непостижимого, стойкость перед тайной." Игра, реальность, сновидения – всё переплетается, перетекает, взаимопроникает, дополняя друг друга. Жёлтая звезда ярко светит во мраке страха и безысходности огоньком утра. Крохотной надеждой вспыхивают слова, обнажая мир до изначального и одушевляя его.
47911
Аноним18 декабря 2024 г.Читать далееВозможно, кто-то сочтет оригинальным подход автора к теме Холокоста, но мне он показался несколько странным.
В слабо связанных между собой картинках автор рассказывает историю Эллен и подобных ей детей с «неправильными бабушками и дедушками» - полуевреях, прокладывающих себе дорогу через охваченную боями Вену во время Холокоста.
Еврейская мать Эллен находится в Америке, а её отец, австрийский солдат-нацист, не желает иметь с ней ничего общего. Когда умирает бабушка девочки, она выходит на улицу вместе с группой других еврейских детей, живущих самостоятельно и пытающихся избежать плена. После того, как их надежда на эмиграцию рушится, у них появляется совершенно другая – «великая надежда».
Айхингер рассказывает историю, используя множество метафор, создавая рассказы для описания событий, которые на первый взгляд, могут быть и непонятны, как это мог бы сделать ребенок. Читатель попадает в причудливые и сложные фантазии Эллен и начинает осозновать ужасы детской жизни во время Холокоста.
Понимая контекст, в котором была написана книга, но в тоже время читая её сейчас – после стольких других произведений, написанных людьми, пережившими Холокост, - становится немного не по себе.
Такое обилие метафор, такой воображаемый мир, такие необычные образы могли бы стать основой для хорошей литературы с другим сюжетом. Однако в данном случае они, в конечном итоге, лишь затушевывают и приукрашивают историю, которую не следует ни приукрашивать, ни замалчивать.14134