
Популярная историческая библиотека
XAPOH
- 49 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Конкретно об издании Русич 2001:
- редакция удалили из текста ВСЕ ссылки, сноски, примечания, комментарии и список использованной лит-ры, которые были в оригинале и более ранних изданиях
+ в книге 630+ стр, в нее впихнуты все три книги Генри Ли (в оригинале "история инквизиции" - это трехтомник), что очень важно для создания целостной картины
О книге.
МИНУСЫ
- книга = "свалка фактов", уровень обобщения 3 по 10-бальной шкале;
- отвечает на вопросы: кто?, где?, когда? и, в меньшей степени - как? но совершенно не отвечает и не пытается отвечать на вопросы зачем? и почему?
- явственная оценочность, антиклерикализм и антикатолицизм в химически чистой форме: реглигия и католическая церковь = плохо, и хз почему;
- узость и однобокость: в качестве движущей силы религии/веры признается исключительно финансовый интерес клириков, никакие другие причины возникновения религии и развития культа не рассматриваются в принципе; вину за возникновение ереси автор возлагает единственно на саму церковь (развратных, жадных попов), другие причины как бы не существуют вовсе, хотя их, поверьте, было дочертища и большинство причин вообще умозрительного, философского характера; инквизицию автор нарекает псиной римскогопапы и больше никаких функций за ней не видит;
- монохромность:
Ересь = это хорошо, хорошо, очень хорошо, просто потому, что очень антиклерикально, причем в части Инквизиция в различных христианских землях, где отдельные еретические движения рассматриваются более пристально, выясняется (не автором, а читателем), что некоторые ереси были не такими уж хорошими, а отдельные ересиархи - не такими уж белыми и пушистыми, и бороться и уничтожать такую ересь ну просто смертельно необходимо было тупо для выживания общины/города/государства.
- сумбурность повествования: первая книга про структуру инквизиции вроде бы организована логично - причины возникновения (расплодившиеся ереси, бессилие и/или бесконтрольность епископов), установление (гонения на катаров), устройство, судопроизводство, свидетельские показания, приговор, казнь. Но на деле получается какое-то гигантское количество повторов одного и того же в каждой главе и постоянные перескоки на десятки-сотни лет туда-сюда-обратно. Мой внутренний редактор вопил и рвал на себе волосы - до того руки чесались взять корректор, ножницы и скотч и сделать уже это крошево фактов хоть сколько-нибудь удобопонимаемым.
Тот же принцип "событие Х произошло в году У с персонажем Z, который в году R сделал F еще с персонажами S, U и L, что закончилось N через W лет после события Х" - этот принцип сохраняется до конца, к слову сказать, к концу уже второй книги возникает чувство, что переводчик устал. В третьей книге русский язык переводчику начинает откровенно изменять. Направо и налево.
- отсутствие ссылок на использованные документы (убраны редакторами!), очень мешает, прямо-таки бесит, потомучто очень бы хотелось хоть мельком ознакомиться если не с самими документами, то хоть узнать, кто и что о них еще писал, комментировал и т.п., т.е. предстваить себе контекст и масштаб событий
ПЛЮСЫ
+ гигантский вал фактологического материала, строго документированного (в оригинале)
+ широта охвата: тут тебе и про ереси, и про историю Церкви и про то, как было вообще и про то, как было в частности в разных странах, тут тебе и дело тамплиеров, и Жанна ДАрк и гуситы, эрудиция автора потрясает воображение
+ трезвый взгляд (хоть и однобокий): везде и во всем автор вскрывает прежде всего финансовый интерес героев - подход во многом оправданный; особенно понравилось авторское трезвомыслие в деле тамплиеров: главу о них можно прописывать как лекарство всякого рода конспиролухам =0))
+ легкость чтения (несмотря на повторы и скачки во времени) - читается как самый заправский детектив =0)
Получилось, что минусов больше, и, действительно, книга по прочтении оставляет чувство глубокой неудовлетворенности, вопросов по ходу чтения возникало много, ответы на них придется искать у других авторов.
ИТОГИ
Ни в коем случае не рекомендуется начинать знакомство с темой Средневековья, истории католичества и инквизиции с Генри Ли без предварительной подготовки. Но! прочитать едва ли не самого авторитетного и компетентного историка инквизиции и церкви - необходимо =0)
Посему в качестве техники безопасности посоветовала бы:
1. Принять во внимание биографию автора (см. википедию), его морально-этические установки, философию и мировоззрение. Ключевые слова: из семьи квакеров, женился на потомственной гуситке, республиканец, американец, учеба в Париже, успешный предприниматель, политик, антиклерикализм, активный общественный деятель.
2. Обратить внимание на сферу его интересов (право, история религии).
3. Помнить о временнОм контексте: в 1869г. объявили, что Папа Римский непогрешим =0) антиклерикализм вообще был в моде (см. Лео Таксиль).
4. Обязательно читать полное издание, т.е. все три книги (пусть и кастрированные издателями), т.к. во втором и третьем томе автор гораздо точнее, подробнее и внимательнее исследует материал, при медленном чтении можно выудить из 2) Инквизиция в различных христианских землях и 3) Частные случаи инквизиционной деятельности гораздо больше ответов на вопрос КАК и ПОЧЕМУ, чем давал автор в первой книге.

Как только инквизиция занялась систематическим искоренением чародейства, оно начало играть все более и более видную роль в предубеждениях людей.

Единственное существенное значение имела только чистота веры; чистота же нравственная была второстепенною мелочью. Это представление вполне отделяло религию от нравственности.
Это было прямым результатом системы преследования, воплощенной инквизицией.

Инквизиция не только душила умственные стремления XIII в., но также остановила и материальный прогресс. Это вместе с ужасами преследования способствовало уничтожению многообещавшей цивилизации в Южной Франции и перенесению ее центра в Англию и Голландию, где инквизиция не пользовалась большим влиянием, первенства в торговле и промышленности, проложившего дорогу богатству, могуществу и свободе.










Другие издания
