Рецензия на книгу
История инквизиции в средние века
Генри Чарльз Ли
Ximymra21 июля 2017 г.Ничего личного, только бизнес =0)
Конкретно об издании Русич 2001:
- редакция удалили из текста ВСЕ ссылки, сноски, примечания, комментарии и список использованной лит-ры, которые были в оригинале и более ранних изданиях
- на литературном редакторе явно сэкономили (книга была издана в 1888г., 129 лет назад! стиль и язык соответствующие)
- перевод местами сумбурный до того, что смысл предложения остается порой неясным после трех прочтений (переводили с французского, а французы - с английского)
- опечатки, меняющие смысл слова, например перл "близкую победу и возмездие лишений" =0)) приходилось зачеркивать в книге и надписывать правильный вариант ("возмещение", хотя "возмещение лишений" тоже тот еще монстр)
+ в книге 630+ стр, в нее впихнуты все три книги Генри Ли (в оригинале "история инквизиции" - это трехтомник), что очень важно для создания целостной картины
О книге.
МИНУСЫ
- книга = "свалка фактов", уровень обобщения 3 по 10-бальной шкале;
- отвечает на вопросы: кто?, где?, когда? и, в меньшей степени - как? но совершенно не отвечает и не пытается отвечать на вопросы зачем? и почему?
- явственная оценочность, антиклерикализм и антикатолицизм в химически чистой форме: реглигия и католическая церковь = плохо, и хз почему;
- узость и однобокость: в качестве движущей силы религии/веры признается исключительно финансовый интерес клириков, никакие другие причины возникновения религии и развития культа не рассматриваются в принципе; вину за возникновение ереси автор возлагает единственно на саму церковь (развратных, жадных попов), другие причины как бы не существуют вовсе, хотя их, поверьте, было дочертища и большинство причин вообще умозрительного, философского характера; инквизицию автор нарекает псиной римскогопапы и больше никаких функций за ней не видит;
- монохромность:
инквизиция = плохо, плохо, очень плохо; при этом автор не рассматривает сколько-нибудь подробно именно внутренее устройство сей ошельмованной организации, делопроизводство и конкретные приговоры, особенно удивляет полное выключение феномена инквизиции из исторического контекста: например, если так уж плохо было инквизиционное судопроизводство, то плохо по сравнению с чем? по-видимому, гражданское, королевское, общинное, городское правосудие того же времени было хорошим? справедливым, гуманным?Ересь = это хорошо, хорошо, очень хорошо, просто потому, что очень антиклерикально, причем в части Инквизиция в различных христианских землях, где отдельные еретические движения рассматриваются более пристально, выясняется (не автором, а читателем), что некоторые ереси были не такими уж хорошими, а отдельные ересиархи - не такими уж белыми и пушистыми, и бороться и уничтожать такую ересь ну просто смертельно необходимо было тупо для выживания общины/города/государства.
- сумбурность повествования: первая книга про структуру инквизиции вроде бы организована логично - причины возникновения (расплодившиеся ереси, бессилие и/или бесконтрольность епископов), установление (гонения на катаров), устройство, судопроизводство, свидетельские показания, приговор, казнь. Но на деле получается какое-то гигантское количество повторов одного и того же в каждой главе и постоянные перескоки на десятки-сотни лет туда-сюда-обратно. Мой внутренний редактор вопил и рвал на себе волосы - до того руки чесались взять корректор, ножницы и скотч и сделать уже это крошево фактов хоть сколько-нибудь удобопонимаемым.
Тот же принцип "событие Х произошло в году У с персонажем Z, который в году R сделал F еще с персонажами S, U и L, что закончилось N через W лет после события Х" - этот принцип сохраняется до конца, к слову сказать, к концу уже второй книги возникает чувство, что переводчик устал. В третьей книге русский язык переводчику начинает откровенно изменять. Направо и налево.
- отсутствие ссылок на использованные документы (убраны редакторами!), очень мешает, прямо-таки бесит, потомучто очень бы хотелось хоть мельком ознакомиться если не с самими документами, то хоть узнать, кто и что о них еще писал, комментировал и т.п., т.е. предстваить себе контекст и масштаб событий
ПЛЮСЫ
+ гигантский вал фактологического материала, строго документированного (в оригинале)
+ широта охвата: тут тебе и про ереси, и про историю Церкви и про то, как было вообще и про то, как было в частности в разных странах, тут тебе и дело тамплиеров, и Жанна ДАрк и гуситы, эрудиция автора потрясает воображение
+ трезвый взгляд (хоть и однобокий): везде и во всем автор вскрывает прежде всего финансовый интерес героев - подход во многом оправданный; особенно понравилось авторское трезвомыслие в деле тамплиеров: главу о них можно прописывать как лекарство всякого рода конспиролухам =0))
+ легкость чтения (несмотря на повторы и скачки во времени) - читается как самый заправский детектив =0)
Получилось, что минусов больше, и, действительно, книга по прочтении оставляет чувство глубокой неудовлетворенности, вопросов по ходу чтения возникало много, ответы на них придется искать у других авторов.
ИТОГИ
Ни в коем случае не рекомендуется начинать знакомство с темой Средневековья, истории католичества и инквизиции с Генри Ли без предварительной подготовки. Но! прочитать едва ли не самого авторитетного и компетентного историка инквизиции и церкви - необходимо =0)
Посему в качестве техники безопасности посоветовала бы:1. Принять во внимание биографию автора (см. википедию), его морально-этические установки, философию и мировоззрение. Ключевые слова: из семьи квакеров, женился на потомственной гуситке, республиканец, американец, учеба в Париже, успешный предприниматель, политик, антиклерикализм, активный общественный деятель.
2. Обратить внимание на сферу его интересов (право, история религии).
3. Помнить о временнОм контексте: в 1869г. объявили, что Папа Римский непогрешим =0) антиклерикализм вообще был в моде (см. Лео Таксиль).
4. Обязательно читать полное издание, т.е. все три книги (пусть и кастрированные издателями), т.к. во втором и третьем томе автор гораздо точнее, подробнее и внимательнее исследует материал, при медленном чтении можно выудить из 2) Инквизиция в различных христианских землях и 3) Частные случаи инквизиционной деятельности гораздо больше ответов на вопрос КАК и ПОЧЕМУ, чем давал автор в первой книге.
3432