
Ваша оценкаРейтинг LiveLib
- 519%
- 441%
- 330%
- 211%
- 10%
Ваша оценкаРецензии
grausam_luzifer10 января 2019 г.побег от реального в идеальное
Читать далееКогда в основу человеческих устремлений ложится идея, следует предпринимать всю возможную осторожность, чтобы эта идея не превратилась в кровососущую, уродливую, тяжеловесную материю, отрицающую самое себя. Взаимодействуя с идеей, материя непременно изменит её под себя, поскольку они существуют в разных реальностях, совпадающих друг с другом так же, как совпадает жизненный путь двух близнецов, разлучённых в детстве. Есть вероятность, что некая движущая сила проведёт их смежными тропами, но скорее случится так, что едва ли у них будет что-то общее, кроме отдалённого внешнего сходства и потенциальной пустоты в душе, созвучной с потерей чего-то близкого, если учесть романтизированную связь двух идентичных людей.
«Грустные клоуны», населяющие роман – это идеалисты и фанатики, лицедеи и люди со снятой кожей, которых объединяет одно лишь устремление к чему-то далёкому умозрительному. Они искоса смотрят на реальность, предпочитая ей игру фантазии: как человек с лицом обезьянки взывает к тому, чтобы Господь оставил людям простоту, лишая их глубины разума, отказывая принимать на веру, что глубина и страдание – это осмысленный выбор человека, так и желчный старик окружает себя прозрачным жильём, где даже в аквариуме нет рыб, чтобы можно было смотреть сквозь воду, при этом не признавая, что самое тёмное, обманчивое, лицемерное пространство находится не вокруг него, а под его собственной черепной коробкой. Стремление к абсолютной искренности через жестокость приводит к сокрытию тех порывов души, которые честолюбец принимает за слабость, тем самым только туже стягивая верёвку самообмана под горлом.
Несмотря на полярность типажей персонажей, их объединяет неозвученная надежда, что если как следует зажмуриться и хорошенечко представить свою идеальную жизнь, то она действительно станет явью. Кто-то из них жмурится в сумеречной пустоте, кто-то – в пестроте маскарада или под залпы пушек, но идея всё равно остаётся только мечтой, даже если сеет обманчивое предчувствие, что вот-вот дастся в руки.
Связующая нить событий выглядит довольно привычно. Это внутренний конфликт, коррелирующий с внешней сутолокой, что рождает чувство неустроённости, неправильности, ирреальности происходящего. В «Грустных клоунах» все только и делают, что носят маски, притворяются тем, кем не являются, имеют то, чего не хотят, и желают то, что на самом деле им и не нужно. С той лишь разницей, что кто-то тщательно создаёт себе образ, а кто-то не знает, что он – это просто маска, скрывающая пустоту, как мечтательная актриса, которая прописана настолько прозрачно, что не оставляет о себе воспоминаний. Она не женщина, а идея женщины, не успевшая претерпеть закономерное изменение под воздействием реальности.
Ромен Гари в своём романе смотрит на чрезвычайно большое через увеличительное стекло, а на маленькое – через перевёрнутый бинокль, из-за чего и то, и другое оказывается вроде понятным, но при этом нечётким, далёким, как война, про которую ты только читал, или жена друга, которую ты никогда не видел.
Через повторение мыслей и самоцитирование в романе достигается нестабильность любой утопии, разбеливание черноты и затенение оглушительно белого, как теряет смысл любое слово, повторённое вслух несколько раз подряд. Цитата Горького о буржуазной арене цирка с грустными клоунами-идеалистами на ней, приводимая с погрешностями и неточными формулировками, повторяемая из раза в раз обращает читателя к пониманию фигурального через буквальное. Для меня сегодня цирк – это насилие над животными, лицемерие и фарс. Для Горького цирк – это место, где «всё, что я видел на арене, слилось в некое торжество, где ловкость и сила уверенно праздновали свою победу над опасностями для жизни». Это впечатление так и длилось в некоторых его работах.
Для героев романа Гари цирк – это арена жизни, с той лишь разницей, что воздушные гимнасты бросаются из-под купола вниз на страховке, взмывая затем обратно с нарисованной на лице улыбкой, а в жизни люди подобно гимнастам бросаются вниз и разбиваются о камни. Затянутое представление, где степень принятия публикой зависит от того, как сильно ты обнажаешь душу, что даётся неимоверно трудно, поскольку некоторые из героев неспособны раскрыть её даже для самих себя.572,2K
licwin28 апреля 2018 г.Читать далееВременами грустная, местами смешная, немного замысловатая и очень светлая книга. Где-то по стилю напоминает Платонова, где-то немного странная.Это последняя книга Ромена Гари. Спустя год после написания он покончил с собой. Что же он хотел сказать людям устами "грустного клоуна, играющего в братство и всеобщую любовь на кровавой арене буржуазного цирка"?О продажности и лживости современного искусства? О несовершенстве всего человеческого общества? О большой , подобной никогда не пересекающимся параллельным прямым, любви? А может в своем предсмертном крике он соединил эти прямые и описал такую любовь, которую так и не встретил и о которой мечтал всю свою жизнь , что сама по себе похожа на увлекательную книгу?Вопросов больше чем ответов. Читайте ее. Рекомендую ее всем хотя бы потому, что давно не встречал в литературе таких красивых слов о любви!!
15578
Pandych16 февраля 2013 г."...на арене буржуазного цирка, где гуманные идеалисты и люди большой души играют рольгрустных клоунов... Нет. На арене цирка, где грустные клоуны исполняют свой номер братства и примирения... Нет. Нужно будет уточнить".Читать далееТолько что дочитала книгу и мысли еще толком не нашли своего места в голове, но одно могу сказать точно — все перекрывает простейшая эмоция: "Че за фигня??". Ну как люди могут быть такими идиотами? Как можно променять свое счастье на какую-то идеологическую тухту, которую не понятно кто и зачем развел. И уже никто даже не помнит с чего все началось! Этот мир, блин, сошел с ума, я вам точно говорю! Как все могло быть просто и понятно... но мы ж не ищем легких путей, ага. Нам войну подавай, идеологию, движение масс... шли бы лучше лесом, а. Клоуны.
Простите, это, конечно, все по-детски звучит, но что-то наболело. Книга не цепляла до самого последнего. И, вроде бы, интересно, и написано легко. Но вот не цепляло и все. Единственное, что не давало покоя, так это как же сложится судьба бедного Вилли, которому не повезло влюбиться настолько безответно, насколько это вообще возможно. Но в конце цепануло, да еще как. Мой мозг отказывается понять это: весь мир стоит на твоей стороне, только бери и люби. Люди гибнут, люди теряют все, потому что мироздание захотело сделать тебе такой подарок, а ты.... Эх.
P.S. Но вот знаете что. Если бы концовка была другой, то, наверное так не цепануло бы. Хэппиэнды больше не вставляют. Жестокой я становлюсь с этими вашими лайвлибами.
15265
Цитаты
Elenita194 июня 2014 г.Собственно говоря, выбора вообще не бывает. Можно сожалеть о всей прожитой жизни, но разочароваться в любви невозможно.
4517
Anatoliy_Sl13 июня 2020 г.Гёте был обманщиком. История про Фауста — сплошное вранье. А истина заключается в том, что нет никакого дьявола, готового купить вашу душу. Нет покупателя. Нет дьявола, нет властелина мира. Есть только сволочи — самозванцы голливудского типа, окопавшиеся в Кремле и других местах. Некому покупать вашу душу, которая не стоит даже ломаного гроша. Покупатель существует только в мире Голливуда, на цветной кинопленке.
3156
Подборки с этой книгой

"Дайте две!" Light version. Игра № 7 (Январь – февраль)
autumnrain
- 449 книг
Долгая прогулка 2014-2023
Shurka80
- 5 734 книги

Клоуны на обложке книг
olgasnufkin
- 55 книг

Инфраструктура: развлекательные и культурные центры
lorefoxe
- 76 книг

Моя библиотека
AverTali
- 1 043 книги
Другие издания























