
Ваша оценкаРецензии
slow_reader12 февраля 2014 г.Читать далееГоворят, что молодёжь уже не та. Что раньше и сахар слаще был и дети вежливы и послушны. Раньше в секции ходили, принимали в пионеры и всем классом металлолом собирали. А сейчас посмотри!
А что сейчас? Раньше для молодёжи Айматов книги писал. Взглянув на книжный стеллаж русской литературы XX века, увидишь такие мягкие, по-отечески тёплые названия как: «Первый учитель», «Денискины рассказы». Ну а XXI век предлагает такие наименования как: «Третья штанина», «Камерная музыка», «Америка в моих штанах», «Грешники». Собственно, температура по больнице ясна. И те и другие книги писались для молодой аудитории.
Сегодня первый учитель вынужден влачить не самое богатое существование, а Дениска рассказывает друзьям за школой «как вчера классно побухали». Неумолимый коллапс разрушения и опустошённости даёт свои плоды. Литература меняется вместе с нами. И сегодня мы читаем то, что заслужили. Это, кстати, хороший повод призадуматься всем тем, кто привык презрительно фыркать на современную литературу, взмахивая фразой: «Я только классику читаю». Ага, в школе читал…
Если вам нет 25-ти, то, скорее всего, вы попадаете в категорию людей, которых я называю «поколение Буковски». Конечно, если в свои годы вы хоть немного вдумчивы и рефлексивны. Пацаны в кепи и спорт-костюмах сюда не относятся. Хотя как знать, Буковски много пил и дрался. Опять сходство.
Дело всё в том, что старина Чарльз описал в своих романах американское общество, начиная от 30-х и заканчивая 80-ми. Тогда мы были отгорожены железной стеной от развратной капиталистической гадины и существовали несколько по-иному. «Ну и причём тут твой Буковски?» - спросите вы. А притом, что после того как Союз Советских приказал нам долго жить, и мы встали на рельсы демократии и либерализма, наше общество неизбежно продиралось через те же процессы, через которые западный обыватель пришёл на диван к телевизору, не забыв прихватить попкорн из микроволновки.
Но сегодня наш герой – не старый алкоголик Буковски, а молодой выпивоха Алёхин. Его проза – один из первых ростков свежего, но уже помятого поколения. Сегодня он пишет для молодых, а не члены союза писателей. Кто же такой этот Алёхин? Он много пьёт, гуляет, иногда дебоширит, пишет стихи и рассказы, знает многое о венерических заболеваниях – это твой друг. И, может быть даже, старший товарищ, а то и старший брат. Но такой брат, который всегда прикроет от родителей, с которым можно неплохо повеселиться, свой в доску.
Если же ты предпочитаешь не общаться с такими типами, потому что бережёшь свои почки и место в институте – всё равно читай. Только сам потом не спейся или не сбеги из дома. Он станет твоим корешом, который любит излить душу после второго стакана, травит хохмы и всегда предельно откровенен. Расскажет, как косил от армии, жил в общаге, вылетал из универа, перебивался от работы к работе, пытался ужиться с родителями.
Если ты милая барышня и заботливый папа отгоняет от тебя таких балбесов – тоже стоит прочесть. Узнаешь что у нас, мальчиков, в голове из первоисточника. Это будет интересный эксперимент, когда ты можешь находиться рядом с развязным хабалом, но он не сможет распускать свои грязные руки.
«Третья штанина» - не пошлая шуточка с намёком, как может показаться. Многие парни сейчас поняли о чём я. Мне кажется, Алёхин сравнивает себя с этой самой штаниной, чувствует себя лишним, не вписывающимся в композицию злободневного бытия. Третья штанина – это то, что нужно отрезать. Но откуда она взялась, чёрт побери?
Быть может, ты прочтёшь «Штанину» и подумаешь: «Как хорошо, что я живу не так». Тем лучше, обнимешь маму и поплывёшь дальше в светлое беспечное будущее. Но я уверен, ты поймёшь, о чём пишет автор. И если это станет для тебя кошмаром, то близким и знакомым. Может быть даже кошмаром из фантазий: а если бы я тогда вылетел из вуза, то сейчас…
А ещё Женя музыкант. Читает мелодекламации в группах «Макулатура» и «Ночные грузчики». В 2004 году получил специальный приз «голос поколения» литературной премии «Дебют». Насколько же пророческим оказалось это событие…684,2K
yrtimd20 декабря 2011 г.Читать далееЕсли Вам двадцать (плюс-минус немного) и ваш интеллект чуть выше среднего, читайте эту книгу. Она про Вас. Ну, или про одного из Ваших друзей. В крайнем случае — знакомых.
Если Вам за сорок, читайте эту книгу, она про Вашего ребёнка, почти про всех детей, которых воспитало Ваше поколение.
Если Вы — историк, живущий в двадцать втором веке (или позже), читайте эту книгу, она наилучшим образом описывает жизнь в "нулевые" годы в России.
Если Вы — девочка (без ограничений общности), читайте эту книгу, она лучше всего описывает то, что творится в головах у нас, мальчиков.Не читайте эту книгу только Вы рафинированный сморчок, который от увиденного на заборе матерного слова или услышанной на улице сальной шутки плачет по ночам кровавыми слезами.
Вообще, читайте эту книгу, чёрт возьми, она того стоит, пусть даже местами она затянута, иногда глупа, а иногда хватаешься за голову от стыда за то, что происходит вокруг — просто в жизни точно так же.
371,8K
necroment11 июля 2019 г.Читать далееУдивительно хорошо написанная книга, из которой у меня не получается вычленить ни одной цитаты – получается какая-то похабень. Ну, то есть похабень-то она по своей сути и есть, но когда без контекста, без предыдущих и последующих страниц, то это какой-то вульгарный вздор. А с контекстом – совсем другое дело. С контекстом мне эта книга нравится. Мне нравится ее ритм, её стиль, её пафос мне нравится ее спокойный, вкрадчивый, чуть надменный и немного монотонный шёпот. Мне нравится форма, но содержание порой смущает - не совсем нравится то, что мне шепчут.
Евгения Алёхина называют голосом поколения. Так уж получилось, что я принадлежу к этому же поколению – по крайней мере, читая книгу, меня не удивляло, что когда-то двадцать тысяч рублей считались очень солидной суммой, а зарплата в две тысячи не была хорошей ставкой за один рабочий день, а низкой, но приемлемой оплатой работы в течении месяца в графике сутки через трое. Реалии того времени мне весьма знакомы, поэтому выходит, что Алёхин – это и мой голос. Обречённый, утихающий, но готовый сорваться на, кажется, ровном месте, сильный, но при этом вялый голос. Это не голос Буковски, который тоже писал о жизни без прикрас – во всём её грязном реализме. Голос Генри Чинаски – голос рассказчика и активного, но вредного участника событий, а голос Алёхина со всеми его клизмами, венерическими заболеваниями, пьянками, агрессивным инфантилизмом и пассивной безысходностью - это голос зрителя, созерцателя. Голос моего созерцательного поколения.
Вы не подумайте, что у меня пластинку заело, мол, созерцатель, да созерцатель. Есть такая картина у художника Крамского, о которой Достоевский сказал так:
«У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием «Созерцатель»: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно.»
Поэтому я боюсь, что слишком рано для цирка, но уже слишком поздно для начала похода к Святой Земле. Грустно, если наше поколение безысходных, так и не выросших, детей не сподобится себя чем-то проявить. Окажется ненужной третьей штаниной и бестолковым пятым колесом.
Надеюсь, что это не так и созерцатель, человек-третья штанина, всё же очнётся от охватившего его мистического ступора. Потому что человек – это то, что должно превзойти.161,6K
voyageur3 сентября 2011 г.Читать далееЧто у женщины между ног? Что бы выпить? Что такого почитать или самому написать?
Вокруг этих трех, без сомнения, экзистенциальных и философских позиций вращается унылая и беспросветная жизнь молодого, будто бы талантливого и неглупого человека. Она плавно перетекает из безделья, безденежья и одиночества в слегка приправленное выигранной литературной премией, алкоголем и случайными "попутчицами" в постели существование. Все это приправлено постоянной борьбой с венерическими заболеваниями, простатитом, гипертонией и прочими забавными результатами эдакого нонконформистского способа жизни.
К чему сложно адекватно выразить свое отношение - так это к самому автору/главному герою, Евгену. С одной стороны - он безумно раздражает своей назойливой слабостью, безвольностью и безнадежным пофигизмом. Он постоянно ноет, как же многого хочет: и писать, как Кафка, Хемингуэй и Маркес вместе взятые, и популярности; и быть успешным-богатым-счастливым; и прочее-прочее-прочее. При этом он абсолютно комфортно ощущает себя в среде случайных пересыпов, бесконечных буханий и алко-трипов. С другой стороны - он и сам все это понимает - и не особо парится. Наплевательски Евген относится к своим желаниям и талантам - в духе, ну да, чего-то я может и могу, да только надо ли это мне или кому-то еще? И живет он по своей философии "третьей штанины": это значит, что все взрослые - те же дети, просто с выросшим членом. И, очевидно, именно он диктует ему правила бренного существования.
И чего? Если говорить о бессмысленном проживании в антураже секса и алкоголя - так вроде Уэльбек явно более преуспел в абсолютизации такой логики. Себя герой не ищет, смыслом жизни тоже не особо заморачиваются. Конечно, проскакивают пассажи, где явно наблюдаются шаги вперед, некие попытки отойти от реалистичной стилистики описания бухалова-мастурбации-курева, но робкие, в духе "подумал чуть-чуть - и хватит". Вообще, если бы Гришковец в молодости вдруг обозлился на весь этот ужасный мир стремления к успеху и карьеризма, стал циничным и жестким, а также пил по-черному - тогда, пожалуй, он тоже бы написал нечто подобное.
Автор еще и читает в группах "Макулатура" и "Ночные грузчики", озаряя блеском своих литературных наработок жадную до подтверждения своего неверия в массовую культуру и стиль жизни молодежь, ниспровергая идеалы, круша надежды, разбивая стереотипы и воспевая гимн болезненному эскапизму в никуда, где вопросы задавать смысла нет, просто потому что смысла нет. Вот и все.
151,1K
LyudmilaGrigoreva86213 июля 2019 г.«Мама сшила мне штаны
Читать далее1 «Не читайте других отзывов о книге, чтобы не писать чужими словами»
Выполнено.
2.»Не допускать банального пересказа книги. Можно разобрать название, содержание, способ построения книги, авторский стиль и мастерство, но сделать это грамотно и интригующе.»
Это невозможно пересказать.
Разбор названия:
нейтральное,чтобы не распугать потенциальных читателей.
содержание:гг- юноша,житьё не обдумывающий,совсем.Удивляет его способность поступать в высшие учебные учереждения,писать произведения и получать за это премии,не говоря уже об ошеломительном успехе у женщин))
Способ построения книги:в пору использовать чебурашкино затасканное «строили мы строили,наконец,построили»)Так вот,ты в лифте,который останавливается на случайном этаже того Домика Друзей,читаешь и идёшь немного пешком по повествованию,а потом ты опять в лифте.Видимо в этом и авторский стиль и так называемое мастерство.
4.»Высказывать свое впечатление от книги, при этом обосновать все негативные и позитивные моменты»:
Улыбнулась и не раз из-за поэта,что «с мухами дружил»)Написано легко,перо беглое.Не встречался мне такой индивидуум как гг никогда,может оно и к лучшему.Автор нажимает на талант,работоспособность и показывает просто редкую выживаемость гг во всех злоключениях ,которые тот сам себе организовывал)
5 «не допускать двусмысленных оценок»
Я могу только написать,что поставила «удовлетворительно»,потому что данная оценка очень сексуально звучит и недвусмысленно)
6.»Отмечать актуальность произведения и степень его попадания в целевую аудиторию.»
Степень попадания))Только о своих впечатлениях)После прочтения почувствовала себя ханжой,ханжой и ханжой и готова написать это в столбик 200 раз,как писал гг слово «г..но»))111,4K
v_dolm27 января 2012 г.Читать далееЧитала в электронном виде, что часто делаю. Но минус такого формата в том, что, помимо всяческих эстетических бонусов в виде обложки, шелеста страниц и запаха краски, ты лишен нормального оглавления. Дак вот потому я, как лох, не сразу догнала, что "Третья штанина" - это повесть, а вовсе не роман, в котором еще есть главы "Границы первого уровня" и "335". Таким образом, читала я их - вышеперечисленные вовсе не главы, а повести - как единое целое. И от этого моего тупизма - одна только выгода, думается мне. Это единое произведение. Да, понятно, один персонаж-повествователь, фабульные пересечения, все дела. Но интереснее другое - как меняется персонаж, само повествование и мое, читательское восприятие.
"Границы первого уровня", а вернее первые несколько страниц повести, показались похожи по стилю на первую часть "Шума и ярости". То есть - абсолютно механическая фиксация событий, без какой-либо рефлексии по поводу. Н у а чем дальше - тем по-другомушнее. И уже в самой "Третьей штанине" есть такие замечательные вещи как "Когда идешь так, сжимая кулаки, ощущая свою глупость, стараешься быть похожим на грецкий орех" и описание больничной эпопеи.
Короче говоря, оригинальной идеи нет. Не умеющий закрепиться в жизни молодой человек всю дорогу не может закрепиться в жизни. Да и не важно - ново или не ново это. Исполнение - классное. Героев много. У каждого очерчена судьба - штрихами или чуть подробнее. Соответственно, есть за какую историю зацепиться, есть кого пожалеть.
А главного героя то жалко (но не снисходительной жалостью к абсолютно несчастнейшему существу. Здесь скорее сопереживаешь, да), то думаешь - дурррак, так и надо тебе. Но, тем не менее, резко негативных эмоций не вызвал ни разу.
Лишний раз убеждаюсь, что каждая книга приходит в нужное тебе время. Мне такая, как оказалось, и была нужна. Проглотила быстро.9706
iamcsmnt23 февраля 2020 г.Читать далееДанная рецензия относится ко всем произведениям Алёхина сразу, потому что я бы не стал их как-то разделять. Его книги - грани одного кубика Рубика, которые, если его качественно покрутить, сложатся в одну большую нетривиальную историю жизни и творчества Жени. Познакомился с писательством Алёхина ещё в 2013 году, когда таскался по пабликам для любителей маргинальных и андеграундных книжек. Потом услышал "макулатуру" и "ночных грузчиков" - и всё, бескрайняя чистая любовь к этому тридцатилетнему младенцу в ползунках с тремя штанинами.
81,1K
SunDiez26 сентября 2015 г.Читать далееНа самом деле я долго думал, писать мне хоть что-то про эту книгу или нет. Но т.к. у меня последнее время много работы, Алехина я читал больше месяца. Этот маленький романчик. И месяц так мучительно тянулся, что я должен обозначить главную мысль.
Мне не нравится этот автор.
Я познакомился с творчеством Евгения, послушав две необычные группы в жанре "мелодекламация" - Макулатура и Ночные грузчики. В наше время они что-то вроде попсового андерграунда. Иногда попадались действительно годные треки. А совсем недавно вышел пилотный эпизод сериала "Русский лес", который не поругал разве что очень ленивый человек, а похвалил - очень редкий.
Мне серия не очень понравилась, но интерес к Алехину как к "голосу поколения" проснулся, я тут же купил электронную версию "Третьей штанины" (хрен где скачать теперь) и вот, мучил ее, как последний маринованный гриб на тарелке. Для начала, меня поражало искреннее желание автора показать свои постоянные болячки на фоне алкоголизма в юном возрасте. Потом я устал от самых невнятных в мире любовных похождений.
Наверное, фишка в том, что мне не близок образ жизни молодого Алехина. Я совершенно прекрасно сам постоянно бухал в студенческие и школьные годы, писал стихи, прыгал по машинам, убегал от милиции и страдал по женщинам, принимая каждую за "ту самую", просто это не казалось мне таким обреченным.
Наверное, он неплохой писатель, и человек тоже. Но возвращаться к нему не буду.
81,3K
VladAS25 апреля 2013 г.Читать далееУже давно пора издательствам сделать отдельную серию «Жизнь - помойное ведро», где ладненько бы смотрелись книги с основными сюжетными линиями «я – гвно и горжусь этим», «все гвно – в жизни по-другому не бывает». Покупаешь книгу из этой серии и сразу понимаешь чего от неё ждать, когда её лучше почитать, чтобы легла на душу. А вот когда в руки попадается книга из серии «Открытие. Современная российская литература», то хочется верить, что в русской литературе всё не так плохо.
И дело не в том, что книга плохо написана, напротив – написана она хорошо, даже более того – интересно. Только хуже всего, что всё - узнаваемая правда, чувствуешь которую острее, когда автор твой ровесник. Уличная философия взрослого ребёнка выросшего во дворах провинциальных городов великого и могучего постсоветского пространства. Бессмысленная, беспощадная… и безысходная.
7687
nikita_yarosh6 ноября 2012 г.Последняя повесть оказалась на удивление хороша и приятна, емко вобрав в себя основные мотивы предыдущих. А вообще, Женя, занимайся-ка ты лучше музыкой.
7560