Книжная Одиссея
Nurcha
- 1 239 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Какие только книги не приходится читать, чтобы закрыть пункт в Снарках! В этот раз мне достался - Нобелевская премия. Казалось бы, выбор большой, но надо же и в Читаем классику вместе тоже принести книжечку. Так и сложилось приятное с полезным!
В некотором царстве, в некотором государстве, за которым смутно угадывается Гватемала начала 20 века, одна американская компания решила выращивать (или покупать?) бананы. Сказано - сделано! Только вот бедные крестьяне получают гроши и поломанные судьбы, а все деньги гребут акционеры в Нью-Йорке. С таким хищным капитализмом не согласен Лестер Мид, который отправляется на плантации в качестве управляющего. Он один из немногих гринго, которые стремятся познакомиться поближе с простыми трудягами и облегчить их горести. Но жизнь - суровая штука.
Ураган - это не только природное явление (оно как раз появляется в книге), но и недовольство масс, готовое вылиться в революцию. На наших глазах её не происходит, но вот-вот уже скоро.
Не могу сказать, что это было интересное и познавательное чтение. Героев много, и каждого своя судьба, свои дела и поступки. Не скажу, что я узнала что-то радикально новое об этой стране. Да и читать было временами тяжело, т.к. автор даже не предупреждает о гигантских скачках во времени.

Интересно, многие ли знают, откуда в наш лексикон пришло слово "ураган"? Лично я даже и не подозревала. Оказывается, у индейцев майя-киче почитаемое божество "Сердце небес" - одноногий покровительмолний и ветров Уранан (Хуракан). Имя этого представителя пантеона вошло в испанский язык еще в XVI веке, а затем и в другие европейские языки перекочевало и стало привычным в речи европейцев. В русский попало скорее всего из французского. В настоящее время слово "ураган" во всем мире обозначает те природные явления, покровителем которых считался древний гватемальский Хуракан.
Не зря Мигель Анхель Астуриас назвал свой роман, первый из "банановой трилогии", в честь этого божества. Ураган в конце концов будет вызван на побережье, изнывающее от жары и притеснений компании "Тропикал платанеро", Эрменехило Пуаком с помощью колдуна Рито Перраха-деда. Эрминехило Пуак, обанкротившийся плантатор, у которого отказались купить шикарные банановые гроздья, пошел к колдуну, чтобы тот нашел против этой компании, незримой, безличной силы, другую силу, которая уничтожит верхушку, главных хозяевов жизни, которые раздают распоряжения покупать или не покупать у плантаторов бананы. Платой за это колдун потребовал его жизнь. В культуре индейцев-майя возвышенное самопожертвование во имя общего блага воспитывалось с самого раннего детства, поэтому плантатор и отдал свою голову, чтобы грянуло возмездие. И Рито Перраха-дед оживил силу, которая все и вся валит с ног. Когда эта сила в виде урагана утихнет, зрелище будет впечатляющее. Но это будет потом.
А в начале будет - освоение земель. Расширение компании, которая приносит хорошие дивиденты своим акционерам. Изнурительный труд рабочих на плантациях. Постоянный ответственный труд сотрудников компании. Жизнь плантаторов и служащих, рабочих поселков. Интересные характеры, жизненные перипетии, факты... Не то блаженный, не то юродивый, не то не понятно кто - отбил жену у Джона Пайла, сотрудника компании, уважаемого человека. Бывший Швей скоро превращается в самого настоящего гринго (впрочем, он им и был, если б не особенность его поведения). Развивается целое акционерное предприятие, когда компания "Тррпикал платанеро" не захотела учесть замечаний этого самого Швея, теперь Лестера Мида. В основе своего успеха Лестер всегда приводил в пример сравнение индейцев и креолов (креолы - потомки крестья, не вступающие в смешанные браки ни с индейцами, ни с неграми). Индейцы всегда возвращаются с плантаций богачами, а креолы - пополняют ряды нищих и бедняков плантаций, а если и возвращаются в родные места, то отщепенцами. Причина - умение экономить. И на этом он настаивал, когда вступил в борьбу с компанией.
Богатство края - бананы, плантации бананов на отвоеванных прибрежных землях в регионе с плохим климатом. История края - история людей, приехавшие сюда за более счастливой жизнью, за богатством. Проблема края - иллюзия богатство, искушение, предложенное Андерсоном (тот, кто рассмотрел перспективу этих земель). И все это автор преподнес, используя разноплановую символику, способную создавать как бы второй, параллельный сюжетно-информативный пласт. И в этом особый шарм произведения.



















