
Галерея славы «Игры в классики»
Julia_cherry
- 2 815 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Эта книга прежде всего интересна самим автором, дама из девятнадцатого века с весьма занимательной биографией. Век-то непростой для дам, классический шовинистический подход в литературе вынуждал брать мужские псевдонимы и Панаева не исключение. Если не оценивать как-то предвзято, то эта повесть вполне бытописует традиционные отношения в тогдашнем обществе, но с таким весомым с налетом мелодрамы. Кстати, название как-то ориентирует на то, что героиня должна быть некоей дикаркой (ну по крайней мере мне так представлялось, иначе зачем так барышню категорировать). Но все не так, героиня тут вполне себе девушка спокойная и без излишних благоглупостей, и, как оказалось, вполне знает чего хочет.
Повесть небольшая, и она как и прочие подобные - о людях, о нравах, о характерах, о злых языках и типичных реакциях на происходящее в замкнутых общинках - провинциальных обществах. На счет цельного характера героини могу сказать, что она, конечно девушка, которая вполне осознает свое место в мире, и, уважая родителей, между тем стоит на своем и свою личную жизнь организует в соответствии со своим видением. Это интересно и хорошо, автор дала своей героине шанс на лучшую долю, вопреки злоязычию местного общества. Однако же в некоторых описаниях на мой взгляд все чересчур мелодраматично и выспренне, хотя не стоит забывать ни время написания, ни тот портрет читателя, кому это на тот момент адресовалось. Но отойти от впечатления излишнего позертсва не удалось (или автору не хватило силы убедительности заставить сковзь призму лет поверить в объективную правдивость происходящего). Я застопорилась на ряде сцен, но вот к примеру одна. Пишет ведь всю эту историю вроде бы мужчина (псевдоним же), рассказывает - тоже герой-мужчина, но вот реакции интересные, например, он расплакался, когда ему отказала эта девушка, расстроился так, что чуть не рассорился вдрызг с приятелем и за каким-то чертом пошел еще раз свататься (не любя ее и вообще видимо чисто из-за отказа), поведение истеричное, не подкрепленное иными характеристиками персонажа-рассказчика. В целом, произведение оказалось любопытным знакомством с автором, а прелесть текста скорее в осмыслении его по итогам прочтения нежели при чтении (последнее может показаться несколько унылым ибо не содержит какой-то яркой динамики). Но пищу для размышления предоставляет, а это отличная черта качественной классической литературы.

А. Панаева видная личность своей эпохи. Авдотья Яковлевна была сотрудницей журнала "Современник",
музой и соавтором Н.А.Некрасова, писательницей. Мне интересно было познакомиться с творчеством этой смелой и яркой женщины.
Повесть освещает тему женской репутации и силу провинциальных сплетен.
Рассказ ведется от лица мужчины. Во время ежегодной ярмарки, семья помещиков Зябликовых радушно предлагает герою, одну из занимаемых ими комнат в гостинице, т.к. он не может найти подходящего ночлега. Герой прекрасно проводит время с добрыми и приветливыми пожилыми людьми. И знакомится с их дочерью Феклушей. Девушка безо всякого жеманства ведет себя с новым знакомым.Она без смущения вступает в разговор с мужчиной ,и по просьбе родителей поет, аккомпанируя себе на гитаре. Рассказчик очарован естественностью и миловидностью девушки. На утро герой продолжает свое путешествие.Он навещает давнего знакомого, который является ближайшим соседом Зябликовых.
От приятеля рассказчик узнает о слухах,которые ходят о Феклуше и ее семье. Молва в округе утверждает,что барышня старается приманивать женихов и даже занимается ворожбой. Провинциальное окружение дружно бойкотирует семью степных помещиков,веря невероятным сплетням.
А дальше, сразу становится видно, что автором истории является дама. Слишком уж много в тексте встречается недоговоренностей и таинственности.
И секрет семьи Зябликовых, вот- вот готовый открыться, становится известен не скоро. В сюжет вплетается длинный - предлинный рассказ о коварстве хищниц- женщин,
обманывающих наивных, честных и доверчивых мужчин.(Самая муторная часть истории).
Но, повесть заканчивается триумфом гордой Феклуши. Девушка отвергает замужество с первым встречным, к которому не питает нежных чувств. А через некоторое время выходит замуж, по взаимной любви. Вот так свободолюбивая, независимая Панаева поставила точку в своем произведении. И представила новый тип женщины,презирающей мнение обывателей.
Не могу сказать,что повесть меня потрясла.Временами интерес терялся и было откровенно скучно. Но, конечно, следует учесть,что " Степная барышня" была написана в 1853 ( аж 169 лет назад !). При полном отсутствии коммуникаций и информации,в то давнее время, чтение должно было быть длительным.

Очень симпатичная душевная повесть о любви с описаниями сельской жизни.
Честно скажу, поначалу приступила к чтению с некоторым скепсисом. Автор, мягко говоря малоизвестный, к тому же женщина, а много ли у нас известных женщин-классиков 19 века? Но как оказалось, к моему удовольствию, предубеждение мое было неуместно. Повесть определенно можно ставить в один ряд с повестями Тургенева, Куприна, только в ней нет излишнего драматизма и “рукозаламывания”.
Итак, сравнительно молодой человек волею судеб на постоялом дворе не находит места переночевать и его по доброте приглашают в номер местные помещики. Они оказываются очень приятными и радушными людьми и к тому же родители очаровательной молодой девушки. Феклуша, так ее имя, подкупила героя не сколько очарованием и красотой, а скорее природной открытостью, естественностью поведения и милой непосредственностью, граничащей с детскостью. К сожалению, знакомство омрачают намеки, недомолвки и злое отношение окружающих к помещикам.Ну а что победит - молва (так ли она страшна?) или новое чувство, тут придется прочитать повесть самим.
Большой плюс для меня это милые моменты-зарисовки о сельской жизни. Приведу цитаты:
Или вот:
В общем мне понравилось общее настроение книги и легкость чтения. Обычно в русской классике темы про любовь это зачастую что-то с самокопанием и излишним трагизмом. Здесь же общий тон, даже при сложности темы, был довольно позитивным и по-житейски мудрым.
PS Оказывается Авдотья Панаева была женой Н.А.Некрасова и даже под псевдонимом печаталась в “Современнике”, оставила после себя ценные мемуары о жизни и общении писателей, коих она повидала во множестве.
Обязательно попробую прочитать что-нибудь еще от автора.














Другие издания

