
Ваша оценкаРецензии
Аноним18 декабря 2022 г.Нафантазировал, как по стеклу наскрипел...
Читать далееНачинается книга просто отменно - крутая научная фантастика о выживании семи заключенных, брошенных внутрь маленького астероида на 11 лет! Но уже по окончании чтения всей книги приходит мысль: зачем же было так обманывать? Уж лучше б из первой трети (роман разделен на три условные истории) развил действие, чем потом так канифолить мозги, сперва, по сути дела, детским детективом, а потом дешевой революцией на основе... невозможной пушки. БСС-пистолета.
Собственно, все крутится вокруг мистического, то ли гангстера вселенского масштаба по прозвищу Стеклянный Джек, то ли надежды всего человечества - это он же (вот тут автор круто загнул!), и некого изобретения БСС. Расшифровывается просто: Быстрее Скорости Света. Кто технологией владеет, тот правит всем этим странным (еще каким странным!) миром. Есть, правда, нюансы, вроде того, что БСС-технологии могут и всю Солнечную систему взорвать. Хотя... Нет, не скажу, оставлю интригу.
На деле, если не считать первую часть с задорной, жесткой, любопытной и оригинальной фантастикой, все остальное плохонький детектив космического масштаба. Где жуется-пережовывается одна и та же тема, и так и сяк, а главная героиня (генетически выращенная глава Клана) мучается-решает все загадки и вопросы во снах, которые на самом деле не совсем сны, а определенный информационный процесс. Честное слово, периодически хочется им крикнуть: "Хватит тормозить на одном месте! Действуйте!"
Вроде как к концу второй истории действо и вправду вдруг срывается с места, но потом опять застревает в далеком... пузыре на орбите Венеры, где никто никак не может понять, как, кто и каким макаром убил главного полицейского существующей Системы. Все опять упирается в БСС-технологию. Весьма, кстати, оригинальное получилось убийство, первый раз такой вариант читаю. Опять же не скажу как.
Но все-таки некоторые на самом деле интересные идеи и ходы теряются в массиве (по объему книга не хилая) рассуждений, от которых под конец начинает подташнивать. И это революционеры)) Да-да, тут идет речь о свержении всей существующей Системы будущего, кою придумал автор (кстати, не такой уж и оригинальной, где-то в киберпанковских романах что-то похожее было). Например, на ум пришел роман Майкла Суэнвика "Вакуумные цветы".
Не буду говорить, свергли ли главные герои то, что хотели, но, по крайней мере, на часть загадок ответ дали. Точнее, кое кто и так знал, но мозги компостировал)) В общем, тот еще занудный детектив. В остальном же, если не считать всего, что касалось дедукции, совсем не плохо. Думаю, автору на этом и надо было сосредоточиться. А в целом, как говорится, революции так не делаются.
Любопытно, что автор считается мастером... пародий. На Толкиена, на "Матрицу", на сериал "Доктор Кто". Когда я об этом узнал, то вдруг понял, что и на до мной товарищ писатель, похоже, частично постебался. Подразнил хорошей фантастикой, а потом втравил в нудный детектив. Не знаю, по мне, так не смешно... Разве что пишет хорошо, читается легко и задорно. Разик можно прочитать, если не испугает толстый толмут))
6613,5K
Аноним10 мая 2016 г.Читать далееНаучно-фантастический детектив – зверь в наших краях редкий, и уже поэтому интересный. В романе Адама Робертса, опубликованном на языке оригинала в 2012-м году, а пару месяцев назад добравшемся и до российских книжных магазинов, имеет место стилизация под классические детективы и классическую же космическую фантастику Золотого века. Впрочем, об этом вы и так узнаете из аннотации. А из двухстраничного предисловия – о том, что роман состоит из трёх историй, и к каждой приложил руку Стеклянный Джек. Интереснее было бы разобраться, смог ли подобный эксперимент стать чем-то большим, нежели трибьютом любимым жанрам Робертса?
Ответ на этот вопрос, пожалуй, не сто́ит искать в сюжетной линии, которая, несмотря на всю свою бодрость и напускную таинственность, примитивна до невозможности. И дело даже не в разгадке, которую автор любезно предоставляет в самом начале книги – в конце концов, ему можно было бы и не поверить. Мало ли писателей вволю поиздевались над читательскими ожиданиями? Но тут к середине каждой истории объяснение не просто маячит где-то на фоне, оно остаётся единственно верным и не даёт разгуляться воображению. Динамика романа вытягивает книгу на уровень, когда её можно прочитать запоем, практически не отрываясь. Но, едва действие хоть ненамного замедляется, сразу же возникает стойкое ощущение скуки, фатальное для детектива. В итоге сюжетно перед нами предстаёт стилизация под классический детектив, где, какой бы запутанной ни казалась интрига, убийца всё равно дворецкий. Мне даже хотелось, чтобы Робертс меня обманул и хоть ненадолго свернул с проторенного пути. Положение усугубляют потуги одной из героинь, натуральной «Нэнси Дрю в космосе», привести происходящее к зубодробительно сложным и совершенно неприложимым к реальности (даже фантастической) теориям. Пожалуй, не будь в романе хорошей нф-составляющей, его вполне можно было бы списать в ряды забавных, но совершенно неоригинальных подражателей.
Мир же «Стеклянного Джека» действительно неплох. Тут Робертс из традиционных элементов сложил вполне оригинальную мозаику будущего, где человечество не смогло улететь к далёким галактикам, но зато научилось выселять плебс в трущобные пузыри на орбитах звёзд и планет, синтезировать отвратительную на вкус, но вполне удобоваримую, еду и превращать необитаемые астероиды в роскошные особняки. Некоторые идеи очень даже привлекательны, вроде орбитального лифта на противовесах, конструкция которого кажется настолько простой, что удивительно, как это она ещё повсеместно не используется. А некоторые весьма сомнительны, вроде тех же прозрачных и подвергающихся убийственной радиации пузырей, крохотные площади (простите, объёмы) которых населяет бессчетное число несчастных людей; или постоянное пребывание человека в невесомости, которое по Робертсу приводит лишь к удлинению конечностей и недолговременным неудобствам при возвращении к земной гравитации. А уж принцип невозможности БСС, то бишь путешествий со скоростью света, вообще входит в конфликт со всеми укоренившимися в сознании космическими романами. Автор сфокусировался на теории Эйнштейна с незыблемым E=mc2, оставив за бортом квантовую физику и всякие разные теории о кротовых норах и гиперпространстве, ну так хозяин – барин. Но обоснование существования или невозможности этого самого БСС-а хромает на обе ноги и оставляет больше вопросов, чем могло бы дать ответов, хотя теория шампанских сверхновых, характеризующих финальную стадию развития цивилизаций и тесно связанная со скоростью света, более чем хороша.
Помимо детективной и нф составляющих в романе есть ещё политический уровень, до триллера не доросший, но зато представляющий вполне логичную и адекватную, хоть и несколько упрощённую, иерархию властных структур. На высшем уровне всем заправляют Улановы, победившие некогда в масштабной космической войне и держащие всё остальное человечество в ежовых рукавицах. Под ними разрабатывают планы укрепления собственной власти и свержения соперников пять МОГ-семейств (с этими семействами связана отдельная интересная, но недостаточно проработанная фантастическая идея). Далее следуют корпорации-гонгси, которым напрямую подчиняются полицейские и бандитские группировки: у Робертса все они суть одно и то же. И на самом низу находится обычный народ. Сначала более-менее благополучные граждане, а замыкают цепочку те самые обитатели орбитальных пузырей. На фоне этого логически выверенного безобразия развивается история Стеклянного Джека и представительницы одного из МОГ-семейств, сдобренная изрядной долей пафоса, роялями в космических кустах (хотя чего это я, все рояли тоже на совести Джека) и даже любовной линией.
Как итог, можно сказать, что эксперимент Робертсу удался. Ощущение, что автор на самом деле пишет трибьют классическому детективу и научной фантастике, усиливается многочисленными аллюзиями, которые переводчик и редактор романа, к счастью, вниманием не обошли. «Стеклянный Джек» читается с интересом, но нет в нём той жилки, которая позволила бы ему выйти из тени косвенно упоминаемых в нём предшественников и завоевать собственное признание. Сюжетные перипетии наверняка быстро выветрятся из читательского сознания, оставив в памяти лишь достаточно яркий образ протагониста и несколько противоречивых идей.
53928
Аноним14 ноября 2018 г.Три грани стеклянного Джека
Читать далееВ зарубежных отзывах-рекомендациях говорится об интеллектуальности, изощренности и мультижанровости романа "Стеклянный Джек". Впрочем, чего еще ожидать, если его автор Адам Робертс — литературный критик и университетский преподаватель литературы, читающий курсы по научной фантастике, постмодернизму и популярной культуре. Кроме того, Робертс уже отметился пародиями на произведения Толкиена и фильм сестер/братьев Вачовски. Однако сюжет "Стеклянного Джека" выдержан в серьезных тонах, а ирония вплетается достаточно изысканно, чтобы не выбиваться из общей картины.
Вопреки мечтам об экспансии к другим звездным системам, человечество по-прежнему заперто в границах планетных орбит вокруг Солнца. После Торговых войн власть захватил клан Улановых, которые разделили старую иерархию на отдельные ярусы и ввели новые законы — Lex Ulanova. Из-за перенаселения триллионы людей ютятся в трущобных пузырях во внеземелье, латая трещины в старом пластике и питаясь однообразной жижей зеленоватого ганка. В столь напряженной социальной среде неминуемы вспышки недовольства. Но для полноценной революции толпе нужен яркий символ, выдающийся герой — недосягаемая легенда! Такая, как неуловимый и вездесущий Стеклянный Джек.
Стекло — хрупкий, но вместе с тем и довольно податливый материал, если его хорошенько нагреть. Отшлифованное, оно превратится в острейший стеклянный клинок. Так же можно охарактеризовать и Стеклянного Джека. В трех историях Робертс поочередно демонстрирует разные грани личности этого незаурядного преступника. Умеющего терпеливо выжидать подходящий момент для решающих действий и скрывать свои подлинные мысли от окружающих. Организовывать сложные многоходовые комбинации с несколькими слоями смыслов. Служить верой и правдой во имя идеи освобождения человечества. Нести надежду, зная, что ее оборотная сторона — смерть. И умеющего делать выбор между триллионами жизней и любовью.
Если говорить о мультижанровости, то проще перечислить, чего в "Стеклянном Джеке" нет. Здесь почти отсутствует боевик, нет ужасов и мистики. Зато в наличии уйма других вещей: за описанием многоярусного, расколотого неравенством и безжалостного скованного Lex Ulanova общества проступает проблематика социальной фантастики. Элементы киберпанка наглядно представлены идеальными дворцами и миртуальностями. От замкнутого пространства в недрах астероида порой веет леденящим холодком триллера. В тех же пещерах разворачивается и тюремная история. Зато на подмостках солнечного острова Коркура автор ставит почти Шекспировскую пьесу. И конечно, найдется пара бутылок НФ с шампанским сверхновых.
Обобщая все, что уже сказано про роман, резюмируем, что это литературная игра, основанная на правилах классического детектива. Игра, в которой автор уделяет внимание стилизации, декорациям и аллюзиям. В которой важна не только последовательность ходов, но и то, как они обыгрываются. Именно поэтому бессмысленно и даже вредно пересказывать сюжет детективных историй. Все предварительно необходимое автор любезно продокторватсонит в предисловии, обозначив героя, локации — ибо истории в значительной степени камерные, и типы сюжетов. Преимущественно Робертс ведет рассказ в ироническом ключе, иногда опускаясь до натуралистичных подробностей, а изредка воспаряя до серьезно-пафосного тона.
Итог: стильно-декоративный детектив в космических декорациях и с классическими аллюзиями.
402,8K
Аноним10 июня 2020 г.Читать далееПо факту, это две – а не три – истории из жизни знаменитого убийцы Стеклянного Джека: последние тесно связаны.
Довольно странная книжка. Интересна, на мой взгляд, только первая повесть: Стеклянного Джека вместе с другими преступниками помещают в астероид для трудовых работ на весь тюремный срок. Условия там так себе, еды не вагон – возникает проблема: как дотянуть до прибытия корабля, который заберёт выживших. Взаимоотношения людей в замкнутом пространстве – благодатная тема для любителей почитать о внутренних копаниях и конфликтах героев. Несмотря на то что автор развивает ситуацию слишком банально и неглубоко, повесть читать интересно хотя бы за счёт напряжённости. Не мешает и довольно расплывчатое устройство мира за пределами астероида.
Мешает это во второй истории: устройство мира подаётся какими-то кусками, отдельными элементами, – и примечаниями в конце книги. Увы, целой картины это не создаёт. Мне не хватило. Как не хватило и большей научности и проработки персонажей – картонки какие-то. И здесь много-много политики.
Ну серьёзно: аннотация и герои книги говорят о Стеклянном Джеке как о каком-то сверхсуществе – ожидания высоки. Но когда сам с ним знакомишься, они не оправдываются: все байки оказываются каким-то мыльным пузырём. Великий убийца этичен и сентиментален. А девушка с прирождённым детективным талантом даже слов таких не стоит.
Короче, чувствую себя обманутой по всем статьям.
28957
Аноним2 августа 2016 г.Читать далееВ первую очередь меня привлекла к этой книге обложка. Ха? Главный герой из стекла? Потом я прочитала описание. Хммм.. главный герой серийный убийца из стекла?.. Ладно, не очень понятно о чем это, но очень привлекательно. Всё-всё, покупаю. Не зря я это сделала, перевод хороший(специально читнула немного на английском для сравнения) 10 баллов переводчики! обложка красивая. Хотя оригинальная обложка у Джека тоже шикарная, я и на неё клюнула, к тому же она больше подходит к содержимому.
Ну ладно. По крайней мере в этой книге точно будет убийца и загадка. И при этом ещё и фантастика. Возьмите уже мои деньги!
Да, вот так просто меня развести. Я верю всему что вижу.Автор, коварнейшим образом, говорит нам кто убийца на первой же странице.. Это даже в описании книги написано, ну что за детектив такой?..
Но Адам Робертс на этом не остановился. Он был ещё более жесток со мной.
Представьте себе, сидите вы в парке, никого не трогаете, тут к вам подсаживается незнакомый, но приятный человек (Робертса я читала впервые) и начинает рассказывать историю. Вроде интересный интеллигентный человек. А уж рассказывает просто потрясающе, вы просто не верите своему везению, что встретить такую неординарную личность в такой заурядный день. Как хорошо говорит. Какая захватывающая история. А что дальше? Ух ты! Чем же это кончится?..Его голос становится тише. Вы придвигаетесь все ближе, и затаив дыхание слушаете, развесив уши. Скоро развязка! И тут рассказчик даёт вам щелбан по лбу, заскакивает на пролетающую мимо космическую тарелку и растворяется в дали. WTF? Вы остаётесь сидеть на лавочке с открытым ртом.◉_◉
Что это было? Откуда тарерки? Почему? Что это за конец такой? Какого чёрта?! За что, Адам?
Вот так, в самый обычный выходной день, я получила интересный опыт общения с представителями других галактик.
Сперва, дойдя до концовки, я просто не поверила своим глазам, я пыталась найти продолжение. Слипшиеся страницы, информацию в интернете. Потом пришли злость и недоумение. Автор, ты классно поиздевался надо мной, несколько дней после прочтения книга ещё была со мной, занимая мои мысли, как неупокоенный призрак. А потом.. может защитный механизм психики сработал, но я стала находить все это весьма гениальным. В итоге я остаюсь со своей гипотезой концовки и уникальным литературным переживанием.27349
Аноним17 августа 2016 г.Читать далееЧего у "Стеклянного Джека не отнять" так это необычности. Да, этот роман мало на что похож, несмотря на то, что сочетает в себе множество хорошо известных жанров. Вот только при этом эту историю вряд ли захочется перечитывать. Прочесть один раз, восхититься многочисленными отсылками к мэтрам - это сколько угодно. Но не более. И она далеко не так сложна и глубока, как хотелось бы. Сюжет достаточно предсказуем, что произойдет дальше догадается даже слепой, а попытки превратить книгу во что-то большее, чем в набор вариаций на тему научно-фантастического детектива, не вполне удались. Политика, рассуждения о ценности человеческой жизни о том, чего стоит выживание человечества как вида, - вещи, конечно, интересные. Но вплетены в повествование топорно и однобоко.
25436
Аноним15 февраля 2017 г.Внимание! Я признаюсь в преступлении - я завысила оценку!
Читать далееА сделала я это лишь потому, что мне понравилась первая часть истории.
Да, она может показаться кому-то чрезмерно жестокой и мерзкой, но, черт возьми, это было единственным логическим обоснованием сюжета на всю книгу!Ах, если бы автору удалось вовремя унять своих тараканов, оформив произведение как рассказ — вот это был бы атмосферный удар по условности — но увы, в дальнейшем мне пришлось наблюдать как Ганнибал тонул в сумеречном болоте...
Вы только представьте: жил-были в своё удовольствие две, воспеваемые в своей гениальности, сестрички — одной двадцать один год, а у второй шестнадцатый «на пороге топчется» — и как-то раз, их, не менее гениальные, мамочки (и такое бывает) решили устроить правительственный переворот, а заодно и межвременную бомбу присвоить. Старшенькая осталась на стороне действующей власти, ведь она настолько рациональна и не подвержена эмоциональным привязанностям, что с ней даже Спок рядом не стоял. Ну а младшенькая, в силу своей уникальности самого лучшего в мире детектива и бескрайней девичьей чувственности, естественно, против — вот с этой нарциссичной писаной торбой и носился Стеклянный Джек. Было бы за что! Девица вечно ныла или оскорбляла всё и вся, а когда не была занята столь важными вещами, то с упоением тряслась над своим дутым сверхинтеллектом — хотя все её действия и реплики едва дотягивали до уровня детского сада. «Но было же в ней хоть что-то, за что можно рискнуть жизнью?! Хотя бы наследство...» — увы, скажу я вам, причина была донельзя банальна: он влюбился.
Вот почему я сознаюсь во всей тяжести своего преступления: смотря на то, как, по своему гениальный, Стеклянный Джек смиренно изнывал по малолетней Сьюхе, мне хотелось рыдать кровавыми слезами — сколь огромна пропасть между ожиданием и реальностью, на столько и ослепителен крах истории.
17587
Аноним21 апреля 2016 г.Читать далееХо-хо! ))) Бодрый боевик в НФ-антураже и с элементами детектива... )))
Сюжет: далекое будущее. Человечество широко распространилось... на автомате тянет сказать - на просторах галактики - но нет... В Солнечной системе. Выход за пределы которой до сих пор невозможен, ввиду достигнутого порога в развитии технологий - скорость света. Пока не будет решен вопрос, как ее обходить, нечего и мечтать о далеких звездах и т.д. Но в последнее время начали распространяться слухи, что некий безумный ученый (как водится) якобы смог преодолеть это ограничение и даже начал технические разработки. Пока скептики скептически ухмыляются, власти воспринимают этот вопрос чрезвычайно серьезно. Потому что - возможно ли достижение сверхсветовой скорости (здесь это именуют БСС, видимо "больше скорости света"... ) и использование этого принципа в технологии, или невозможно, в любом случае это может серьезно изменить сложившееся социально-экономическое положение.
А положение это далеко не радужное. В будущем человечество погрузилось в самую жесткую тоталитарную систему, когда вся власть и все блага научно-технического прогресса сосредоточены в руках кучки сверх-богатых олигархических кланов, которые поделили сферы влияния - транспорт, военные силы, информационные технологии и т.д. Прочее население - триллионы и триллионы - прозябают в ужасающей нищете и должны почитать за величайшее счастье, когда кланы отбирают себе кого-нибудь на службу. Но на самотек ничего не пускают, и всех таких подчиненных накачивают некими медицинскими/химическими/наркотическими препаратами, которые с одной стороны подавляют волю и мыслительные процессы, с другой вызывают обожание и фанатическую преданность своим господам. И все это подчиняются верховному клану, который держит всю Солнечную систему под своим неусыпным контролем. Именуется этот клан - Улановы, что, разумеется, чрезвычайно приятно и радостно! Одно имя Улановых внушает всем жуткий страх.
Ну, конечно, есть недовольные. Они мутят воду, поднимают беспорядки, и даже речь идет о подготовке революции... Самым известным и опасным революционером, он же убийца, террорист и враг общества номер один, считается Стеклянный Джек. Улановы, используя все свои возможности, охотятся за ним по всей Солнечной системе, но Джек снова и снова каким-то образом ускользает от преследования и продолжает свою подрывную деятельность. В общем, о приключениях Джека и рассказывается в книге.
Книга состоит из трех частей, в которых вроде бы излагается своя история, но они все равно логически связаны между собой. В первой части Джек попадает в лапы правосудия - но об этом никто не знает! Он под чужим именем. Однако, Джек уверен, что это недоразумение долго не продлится, и когда на верхах разберутся, что к чему, то ему несдобровать. Ясное дело, что до этого нужно успеть подготовить и совершить побег. Это, само собой, по законам жанра, чрезвычайно затруднительно. Система разработана просто и эффективно - заключенных небольшими группами выбрасывают на астероиды в глубоком космосе, с минимальным комплектов приборов и запасов, необходимых для выживания. Чтобы выжить, они вынуждены усиленно разрабатывать и преобразовывать астероид. Если кто останется в живых, то через одиннадцать лет прилетит корабль и вернет их в цивилизацию. Но Джек опасается, что на данный конкретный астероид корабль прилетит гораздо раньше! Быт и нравы этой мини-каторги описаны очень впечатляюще и не для слабонервных... Особенно впечатляющим выглядит финал. Поневоле начинаешь думать, насколько описанное технически и биологически осуществимо... я, конечно, не спец. ))
Во второй и третьей части, которые последовательно связаны, действие переносится в центр цивилизации. Юные наследницы одного из самых влиятельных кланов - Аржан, информационные системы - отправляются на Землю, где должны отпраздновать день рождения младшей сестры, Дианы. Вся поездка держится в глубокой тайне, потому что соперничающие кланы и кто угодно, будут просто счастливы, если им удастся захватить наследниц и повести свою игру. С девочками вылетел целый штат телохранителей и личных слуг. Но не успели они оправиться после путешествия и привыкнуть к земной силе тяжести, как происходит ЧП - жестокое убийство одного из слуг. Диана, увлекающаяся детективными играми и загадками, считает, что это потрясающее приключение - возможность заняться совершенно реальным расследованием. Но все становится совсем невесело, когда к сестрам прибывает эмиссар от Улановых с сообщением, что в их окружении, возможно, находится знаменитый Стеклянный Джек, и происшедшее угрожает безопасности всей Солнечной системы... И действительно, вскоре все так завертелось, что даже специально генетически выведенному гению не разобраться, кто друг, кто враг, куда бежать и что происходит... и неужели придется довериться террористу номер один?
В третьей части все та же юная Диана вместе со Стеклянным Джеком продолжают спасаться бегством. Враги настигают их в самом, казалось бы, надежном убежище - тайном жилище Джека. Можно предположить, что игра окончена, но тут происходит нечто удивительное - кто-то убивает высокопоставленного офицера полиции... Сложность заключается в том, что убийство происходит на глазах у кучи свидетелей, включая робота, ведущего съемку, при этом и убийца, и орудие преступления, и даже пуля остаются незафиксированными. Вот уж это точно подходящая задача для юного детективного гения...
Что тут можно сказать - пусть это и не шедевр фантастики, но действительно очень приятное чтение. )) Действие происходит стремительно, повороты сюжета бывают неожиданны... ))) В сущности, это можно воспринимать и как своего рода литературную игру - все та же загадка запертой комнаты. Автор вводит фантастические допущения, использует всякие развитые технологии и реалии предполагаемой развитой цивилизации будущего, чтобы по-новому рассмотреть классическую схему. Особенно в третьей части разгадка вышла ошеломительно крутой...))) (а я сразу догадалась, когда они заговорили про эффекты сверхсветовой скорости, что тут задействовано движение во времени...))) (гордится) ))) )
К сожалению, при всем этом замечательном раскладе имеется один большой минус. Автор совершенно запорол финал! (( То есть, вот он рисовал-рисовал образ такого всего из себя безупречного воина и неукротимого революционера, а потом все как-то полетело нафиг, Джек там стал совершать какие-то безумные рискованные шаги и все такое... И пока персонажи (вместе с читателем в лице меня) гадали, что это на него нашло и терялись в догадках, что это за новую интригу он затеял, так он вдруг говорит - это все из-за любви! Он, видите ли, безнадежно влюбился! И готов принести в жертву себя и все человечество заодно, чтобы спасти свою возлюбленную! (((
Фэ. Что-то мне сдается, что англосаксы ничего не понимают в революции! )))
Ну, или можно предположить, что это Джек наврал юной идиотке, а сам таки начал новую, грандиозную схему! )))
"Его терзала вера в то, что его гордыня греховна, что Господь сделал скорость света константой, и что превышать ее - богохульство."
"Ты знала, что медианная точка между массой протона и массой всей Вселенной равняется массе среднестатического женского тела?"
"Даже сам вопрос о том, есть ли другие варианты, предполагает другие варианты."17209
Аноним1 ноября 2023 г.Читать далееСобрались как-то вместе автор тёмного фэнтези, писатель третьесортных детективов и скучающая домохозяйка, и решили написать роман. И вот один из них создал мрачную, атмосферную и интересную фантастику; другой сваял на коленке скучный и крайне примитивный детектив в условно-фантастическом антураже; третья же, припомнив все прочитанные ранее авантюрные любовные романы, слепила некое подобие слащавой фэнтезийной мелодрамы. И назвали они всё это творчество - "Стеклянный Джек".
И не смутило их совершенно, что все три части были между собой слабо связаны, что характеры главных героев внезапно менялись едва ли не на прямо противоположные, а сюжет, выписывая какие-то пьяные кренделя, упорно не хотел дружить с логикой. И что научная фантастика про преодоление скорости света вдруг превратилась здесь в фарсовые пострелушки из спрятанного в искусственной ноге супероружия (привет, "бондиана"!), а смелые и замотивированные борцы с режимом обернулись пьяной, совокупляющей прямо на улице толпой, умеющей лишь скандировать антиправительственные лозунги вдали от бдительных глаз местной полиции. Что самая умная во всей Солнечной Системе девушка, с лёгкостью решающая сложнейшие детективные загадки, оказалась внезапно глупенькой инфантильной девочкой, не видящей дальше собственного носа; а самый искусный, всегалактического масштаба жестокий убийца загадочным образом превратился в наивного и ранимого идеалиста, не соблюдающего элементарные меры безопасности. Сам же выдуманный мир романа, в котором происходят все события, описан настолько скупо и малопонятно, что больше похож на наспех намалёванные декорации, которыми нужно было оправдать принадлежность книги к фантастическому жанру.
К прочтению не рекомендую, три с половиной звезды только за атмосферную первую часть и пару удачных сюжетных находок во второй. Как научная фантастика - очень слабо и неубедительно, как некая жанровая пародия - глупо и совсем не смешно.
P.S. И да, я в курсе, что книгу писал всего один автор, а не трое, но воспринимается она именно так, словно каждую из трёх частей писали совершенно разные люди.
14211
Аноним15 декабря 2017 г.Ах ты старый козел, ах ты животное, ах ты длинноносый верблюд, ты сегодня удивительно похож на человека.
Читать далееЛадно-ладно, Робертса ругают что есть силы - но у меня ситуация обратная. А в чем, собственно, суть? Каждый жанр содержит в себе поэзию, все это старое и новое, одолженное и синее, в каждый жанр входишь неофитом - и восторг покорения нового пространства неоценим. Я не думала, что у меня ещё есть шанс, но "Вид с дешевых мест" Геймана все поставил с ног на ноги. Теперь у меня есть НФ. А вы помните, как это - обрести научную фантастику? В упомянутой книге про Робертса - ничего (как минимум в половине, я все-никак не могу закончить, есть вещи, прочитывать которые до конца больно, все возвращаешься к началу и трепещешь, дойти до последней страницы как лишиться сердца).
Не в том суть. "Стеклянный Джек". Мои познания в научной фантастике не велики - горсть рассказов, много Дика, немного Желязны, по роману Карда, Бестера и Кларка + нон-фикшн и такие между-жанровые проделки, как работы Воннегута и Бредбери. "Тигр! Тигр!" ослепил меня, но конец оказался слишком надуманным, что ли. "Конец детства" выходит за пределы ограниченной рамками жанра территории (как и весь Дик).
"Стеклянный Джек" - суть от сути научной фантастики. Такое ядро, понимаете, причем чрезвычайно сегодняшнее, в котором есть все: загадки и ответы, внезапная концовка, самые популярные фант-допущения и такая структура, от которой захватывает дух. Робертс и признается, что действовал сообразно канонам золотого века фантастики и детектива. Плюс мной осилен графический роман "Лазарь" (он не весь вышел, но суть ясна), где основой берется все то же фант-допущение: по итогам современной экономики грядет время, когда торговые дома возьмут себе всю власть и воцарятся семействами, этакой "Cosa Nostra" со всей очевидной атрибутикой. Но! В отличии от "Лазаря" Робертс идет куда дальше - и в прямом, и переносном смысле. Дело не в том, что космос, дело именно в построении, начиная от завязки, где семеро преступников на отдельно взятом метеорите должны либо в течении 11 лет обратить его в сносное обиталище или умереть, кончая самой в целом взятой историей. Нет кульминации? Да что вы. Просто это - история именно Стеклянного Джека. Не в том вопрос, победят ли революционеры или Улановы, а в том, обретет ли он сердце и не разобьют ли оное, как любимое им стекло?
В какой-то степени это архетип "Снежной королевы", мальчик со стеклянными осколками в глазу и сердце собирает слово "ВЕЧНОСТЬ" из льда, и пусть ему за сорок, и пусть он убийца, и пусть роман строится на детективе, в какой-то момент его принципы ломаются:
– По-твоему, этот глупый договор стоил того, чтобы рисковать всей Системой? Жизнями триллионов?
Он открыл рот, но не смог выдавить из себя ни звука. Провёл ладонью по коротким жестким волосам и закрыл глаза. Потом наконец ответил:
– Да.Я вовсе не говорю, что суть в романтической линии. Совсем нет. Но это как во франшизе "Доктора Кто" - мы понимаем, что можем сочувствовать - и быть соучастниками героя, пусть даже в той весьма слабосильной позиции наблюдателя, для героя - потому что мы понимаем. Мы тоже делаем глупости. Это так по человечески - идти на поводу у чувства, какие бы цели не стояли на кону. И вот от галактического сверх-преступника Стеклянный Джек переходит в категорию героев, которые просто поступают так, а не иначе. Которых мы в состоянии понять, которые из статуса великолепно отточенной машины переходят к рыцарственному служению. Может быть конец у этой истории? Нет. Пока существуют звезды, пока закон E = mc квадрат работают - и обращают все вспять.
Я просто верю в это - и все. Для меня научная фантастика, учитывающая человеческий фактор - есть самая важная вещь в жанре. Не высокопарные представления об общем благе, не отстраненность наблюдателя, но именно это. И если жанр может подарить мне такое - я остаюсь. Да здравствует НФ!141,4K