
Ваша оценкаРецензии
PrekrasnayaNeznakomka12 августа 2016 г.Музыка Прокофьева после 1948 года почти не исполнялась, так что денег в доме не было. Однажды выяснилось, что нет ни копейки. Придя к Прокофьеву, Слава застал его беспомощным и растерянным.Читать далее
— Что случилось, Сергей Сергеевич?
— Слава, подумайте только, сегодня нечем платить кухарке…Мемуары Вишневской прекрасны как напоминание о том, что путь к творческому успеху зависит частично от таланта, частично от везения, но, прежде всего, от упорного труда, и полностью бесполезны как источник сведений о жизни в СССР.
Певица застала очень интересные времена: от 40-х до 70-х. В стране за это время много чего происходило. Отменялась карточная система, и появлялось движение стиляг. Были пятилетки, освоение целины и массовое жилищное строительство. Гагарин летал в космос, и развивался спорт. Менялся и уровень жизни населения от мод и содержимого тарелок до возможности обзавестись дополнительными метрами. Но если верить Вишневской, то в СССР не менялось ничего: как в 40-е было нечего жрать – так жрать и нечего, как было негде жить – так жить и негде. Все советские мужчины – это законченные алкоголики, превращающиеся в стариков к 50 годам. А все советские женщины – это разожравшиеся бесформенные тумбы в аляповатых страшного вида кофтах.
В остальном – типичная антисоветская истерика. Быть может, в престройку это всё и было откровением. Но в настоящее время уже смешно читать про миллиарды расстрелянных лично Сталиным и большой писюн Лаврентия Берии. Про то, какие душки Сахаров с Солженицыным, и какой мученик Николай 2. Про то, как в СССР уничтожали культуру, организовывая коллективные походы рабочих и служащих в большой театр. Про несчастную Чехословакию и обетованные США.
Вишневская много говорит о советском народе, живущем якобы серой и унылой жизнью. Но достаточно часто удивляется в стиле «а вот народ-то у нас оказывается, какой»: и на репрессии ему пофиг, и по Сталину плачет, и творчество её критикует, мол, негоже это – советской женщине и матери семейства показывать на большом экране сцену полового акта, и большого горя по поводу её отбытия из страны как-то не испытывает.
Много у неё претензий и к партийной верхушке и её политике в отношении творческой интеллигенции. Но что, собственно, партийцы делают такого страшного?
Жрут много? А Вишневская, пардон, чего жрёт? Так нуждается и голодает, что, обустраивая в домике для гостей Солженицына, снимает заграничные портьеры с третьего этажа собственной дачи? У её опального мужа Ростроповича вполне себе хватает денег на коллекционирование фарфора. А вот что жрёт «мученик системы» Шостакович:
Он всю жизнь боялся, что не сможет прокормить семью, а семья была большая, и он был единственным кормильцем. Дети его: дочь Галина с мужем и двумя детьми, сын Максим, тогда еще студент, с женой и сыном — фактически были на его иждивении. Да еще старая нянька, прожившая у него всю жизнь, и домработница в московской квартире, и еще одна домработница и истопник на даче, шофер, секретарь — всем им надо было еще зарплату платить. Ну, и сам Дмитрий Дмитриевич с женой. Итого 15 человек. Он говорил:
— Вы подумайте: ведь только на завтрак нужно две дюжины яиц, килограмм масла, два килограмма творога, несколько литров молока! Это моя семья — что станется с ними, если я перестану писать?..Привлекают к корпоративам? Но основная масса творческих работников на них с удовольствием идёт – как-никак хороший шанс подзаработать. При желании можно отказаться. По крайней мере, когда это сделала Вишневская – в откровенно грубой форме – никто её (вопреки страшилкам антисталинистов) в ГУЛАГ не потащил и карьеру не перекрыл, а наоборот – даже помогли с квартирой.
Подсиживают друг друга? Как будто артисты Большого не делали того же самого. И не всегда по инициативе КГБ.
Ирина Архипова, бледная, запыхавшаяся, вцепившись в мою руку, как безумная зашептала на ухо:
— Не плачь, не плачь. Я отомстила… я отомстила… Я только что вернулась из ЦК… Я отомстила…Наступают на горло творческой песне? Так и в странах Запада с этим не всё красиво и замечательно. В Америке, например, на одну роль, в том числе главную, могут приходиться по три певицы. И играть они будут в тех костюмах, какие им дадут. В театре Ла Скала была освистана «Травиата» - всё потому, что постановщик не дал публике то, что ей нужно.
Не доплачивают гонорары? Однако скажем-ка честно, занимаются раскруткой. Вряд ли какая-нибудь Галя Иванова (изначальная фамилия Вишневской) смогла бы сделать всё это сама.
А вообще мемуары Вишневской напоминают известный демотиватор – с Новодворской. Вот этот:
952,9K
panda00719 марта 2012 г.Читать далееКакая глыба, а? Какой матерый человечище?
В.И.ЛенинЛюди такого масштаба рождаются не часто. При жизни о них часто говорят, что у них тяжёлый характер. Ещё бы не тяжелый: они не мирятся, как многие, с несправедливостью, не боятся перечить начальству и вообще мало чего боятся. У них есть чувство собственного достоинства - большая редкость, тем более, в нашей стране. Да нет, в любой стране редкость.
В Вишневской много розенбаумовского "Я Родину свою люблю, но ненавижу государство". С какой-то удивительной пронзительностью пишет она о самых простых русских людях - бабушке, учительнице, коллегах. И очень презрительно о системе. Поэтому тем, кому мил и дорог Советский Союз книгу лучше не читать - зачем раздражаться лишний раз?
В то же время книга абсолютно не политизированна. Ведь в первую очередь она о творчестве, о любви к пению вообще, и опере в частности. О магии человеческого голоса. О том, какой адский труд стоит за красивыми представлениями. В чём-то она очень близка воспоминаниям Шаляпина (не случайно Вишневская его и любила, и почитала). Только, при всём моём пиетете к Федор Иванычу, Галина Павловна тоньше, глубже, острее. Удивляет прекрасный русский язык: не просто правильный и хороший, но ёмкий, выразительный, временами хлёсткий. Но при всём при том по прочтении остаётся очень тёплое чувство: в книге нет никаких разоблачений, нижнего белья, осуждения коллег. Вишневская вообще не оценивает человека, она его ценит.
Редкий дар. Удивительный.891K
LadaVa9 марта 2015 г.Читать далееЯ вам скажу, когда я на самом-самом деле горжусь своей страной (нет, в других случаях, тоже - right or wrong - my country), на самом-самом деле - это когда Пласидо Доминго на русском языке поет: " Забу-удет мир меня, но ты...ты...Ольга..."
И это самое "О-о-ольга" прозрачным, мерцающим шаром выкатывается из его драгоценного горла.
Или когда на экране в огромном кафедральном соборе, пустынном и запредельно прекрасном, играет Баха на виолончели Мстислав Ростропович...
Или когда Вишневская поет "Вокализ" Рохманинова. Услышав именно это произведение в исполнении Галины Вишневской Анна Ахматова написала свое знаменитое:"Женский голос, как ветер, несется,
Черным кажется, влажным, ночным.
И чего на лету ни коснется –
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит…"У автобиографической книги Вишневской такая личная интонация, что сразу я наизусть в 9 лет пою "Евгения Онегина", у меня бабка-цыганка, я с триумфом прохожу конкурс в Большой, я выхожу замуж за Ростроповича и наш первый поцелуй (мы еще не знакомы) - в щиколотку "Ах, какие у вас ноги!".
Вот только никак не удается представить как мне удалось выжить в блокаду, пережить смерть маленького сына, предательство учеников и друзей, ненависть, зависть, доносы...
Ах, ну да, это же не моя судьба... она не всем по плечу. Да что там! Она только ей и по плечу.
Эта женщина родилась королевой. Резкой, властной, прекрасной, женственной, гениальной. Стоит послушать, как она рассказывает о своем муже - она говорит о Короле. Только ему она подчиняется, зато полностью и с королевским достоинством.
Книга называется "Галина. История жизни." На самом деле, конечно, это история страны, история народа, рассказ о высоком искусстве, о гениальном Шостаковиче, о великом Солженицыне, о русском народе, находящемся на момент описываемых событий в тяжелом, рабском, обманутом состоянии... Чтение страшное не описанными событиями даже, а тем, что не можешь ответить себе на возникающий вопрос: "Да изменилось ли хоть что-нибудь?" Верю, что изменилось! Но... насколько?
В последнее время я прочитала три книги воспоминаний о самом расцвете советской империи. Их вполне можно сравнить по отношению авторов к машине советской власти.
Каверин "Эпилог" - автор писатель, на неплохой должности в Союзе писателей СССР (кстати, этот СП - сам по себе машина подавления инакомыслящих). Панически боится властей, клеймит тех, кто кажется ему сотрудничающим с КГБ. Но кидается жать руку следователю, когда тот цитирует ему "Двух капитанов": "Я восхищаюсь вашей начитанностью!..."
Померанц "Записки гадкого утенка" - автору не дали стать "кем-то". Он стал им в факультативном порядке. Прошел войну, лагеря, был профессиональным диссидентом и никогда - ничего - не боялся после Сталинграда. Потому что понятие страха потеряло смысл.
Галина Вишневская "Галина" - есть вещи важнее протестов. Да и куда? К кому идти протестовать? Она гений, занятый своим делом. Искусством. Музыкой. Оперой. Пример Шостаковича перед глазами: его сломали, уничтожили, он подписывал все "осуждающие" письма не глядя и не читая, лишь бы дали писать, творить, сочинять. А то ведь могут и этого не дать!
Бедный Дмитрий Дмитриевич! Когда в 1948 году в переполненном людьми Большом зале Московской консерватории он, как прокаженный, сидел один в пустом ряду, было о чем ему подумать, а потом помнить всю жизнь. Он часто говорил нам, когда мы возмущались какой-нибудь очередной несправедливостью:
— Не тратьте зря силы, работайте, играйте… Раз вы живете в этой стране, вы должны видеть все так, как оно есть. Не стройте иллюзий, другой жизни здесь нет и быть не может.
А однажды высказался яснее:
— Скажите спасибо, что еще дают дышать.Но Вишневская и Ростропович следующее поколение, они смогли вытерпеть великодержавное хамство не до конца. Написали письмо в защиту Солженицына. Что ж, их не посадили и не убили - времена не те, Сталин давно в могиле, но... Пришлось уехать. О, как их унижали перед отъездом! Как объясняли им, что они никто, что только властию коммунистической партии им разрешено было похлебать из лучшей кормушки, что они деградировали, как артисты, что "ишь, куда замахнулись - Брежневу заявление подавать", что "тут оркестры сами не хотят с вами работать и там вы никому не будете нужны". И еще многое и многое.
Но перед Галиной уже стояла только одна цель - уехать. На два года.
Вышло же - на целых шестнадцать лет. Однажды они из газет узнали, что лишены гражданства.Прошло много-много лет, и вот старая Галина Вишневская, уже похоронившая своего любимого мужа, отвечает на вопросы ведущей передачи:
- Вы столько прожили во Франции, вы уже привыкли, зачем возвращаться?
- Потому, что это моя страна, мой народ. Я люблю его со всеми его вывертами, свойственными и мне в том числе, я от этого не отрекаюсь. Да хочу я тут жить и всё!
661,1K
nad12042 августа 2016 г.Читать далееЧто тут скажешь?! Великолепно!
Изумительная книга, хотя и неприкрыто злая.
Сначала меня это несколько напрягало: как же так?
Девочка из неблагополучной семьи, не видевшая любви ни матери, ни отца, пережившая блокаду, не имевшая никакого образования и в 25 лет ставшей солисткой Большого театра??? Чудеса какие-то! И ведь добилась, получила! Привилегии-то какие!
И при этом такие претензии!
Да, Галину Вишневскую щедро наградила природа: отличная фигура, красивое лицо, а уж про голос и говорить не стоит — диапазон 2,5 октавы, природная постановка (чуть отшлифованная мастером по вокалу) и огромное трудолюбие и желание петь.
И ей это было щедро предоставленно. Казалось бы, грех жаловаться.
Жила в коммуналке? Так все так жили. Зарплата была маленькая? Так у большинства была ещё меньше, а труд был более каторжнее.
А ведь у Вишневской и домработница имелась. Многие ли могли таким похвастаться?
А ведь ещё была и перспектива. И знакомства. И заграничные гастроли.
Всё было.
Неужели забыла своё происхождение? Неужели не помнила 40 рублей бабушкиной пенсии , когда масло стоило 16?
Ведь её история — это история Золушки.Но, как у многих талантливых людей, у неё была безумная жажда свободы и независимости. А вот этого ей никто не собирался давать.
И вот с этим мириться Вишневская совсем не собиралась.
А тут ещё и муж. Талант. Глыба. Гений.
А его (простите!) мордой об стол.
Надо было уезжать. Надо. Это — правильное решение.Я понимаю, откуда эта злость. Я почему-то очень хорошо представляю, что это такое насильственно жить на чужбине (хотя у меня не было такого опыта).
Вот единственное, что мне не понравилось, так это некрасивые высказывания о своих коллегах и бывших друзьях. И я не только о конфликте с Еленой Образцовой. Хотя и в нем много вопросов.
Но вот про Архипову и её срыв в гастролях совершенно не нужно было писать. У каждого бывают неудачи. Зачем же так громко в мемуарах?! Тем более, что знатоки утверждают, что и самой Галины были такие же позорные срывы.
Все мы люди. Осуждать не стоит!
Я глубоко уважаю и обожаю талантливейших музыкантов — Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую.
Жаль, что таких значимых людей природа дарит очень редко.
Пожалуй, всё. Могу сказать ещё много, но — не стоит. Книгу читайте.541,2K
Antresolina15 февраля 2015 г.Читать далееСильная личность. Выдающаяся женщина. Гениальная певица.
И книга такая же - большая, сильная, незаурядная.Читать о судьбе, пути к успеху творческого и известного человека - всегда интересно. Тем более когда это пишет такая женщина, как Галина Вишневская - пылкая, эмоциональная. Написано с чувствами: и с горечью, и с гордостью, и с радостью, и с печалью, и с негодованием, и с любовью.
Первая половина книги действительно читается на одном дыхании - поражаешься, каким тяжелым было ее детство, как тяжело ей пришлось, но как она не сломалась под напором обстоятельств, как сохранила веру в себя, свой внутренний стержень. А потом с замиранием следишь за открытием и развитием таланта, за творческими поисками, о школе жизни и искусства, за путем на большую сцену, за первым признанием и успехами. И искренне радуешься, и восхищаешься, и гордишься героиней.
Но потом наступает вторая половина книги. Про советскую власть, как тяжело с этим было жить, как невозможно творить, какие препятствия чинили и как в итоге вынудили уехать... И вот этого становится слишком много. Может быть, если бы до этой книги не были бы прочитаны другие, с более страшными поворотами судеб, я бы и здесь искренне разделила негодование Вишневской. Но если честно по сравнению с другими ее тяготы выглядят помельче (хотя конечно нельзя сравнивать масштабы и у каждого своя трагедия, и мелкий жемчуг тоже может стать горем). Но иногда хотелось прям прикрикнуть: Галина Павловна, людям простым еще тяжелей - у которых ни ваших гонораров, ни влиятельных друзей, ни прислуги. Но она так искренне восклицает: "да, мол, понимаю, но я звезда, мне положено, как они смеют" - что невозможно не улыбнуться и не махнуть рукой: ладно, ругай, заслужили.
Но все-таки получается, что из-за всего этого потока обвинений как-то меняется восприятие книги, сдвигается ее фокус. Хотелось про искусство, про оперу, про жизнь, а получилось про мерзкий совок.И только спустя время, увидев передачу с Вишневской, я поняла, что написано это было на эмоциональном пике, как раз после эмиграции, когда внутри все кипело и бушевало. И тогда негативный осадок от книги совсем смылся. Я просто осознала: она не могла этого не написать, не высказать, не выразить, не крикнуть то что мучило ее внутри и кипело долгие годы без возможности выражения. Такой вот выплеск. Имеет право. В конце концов она действительно звезда. Ярчайшая, великолепнейшая, непревзойденная наша звезда и гордость.
48636
mariepoulain14 декабря 2019 г.Галька-артистка
Читать далееСудьба Галины Вишневской - это нечто! Девочка-сирота при живых родителях, Галька-артистка, распевающая с табуретки. Юная девушка, голодающая в блокадном Ленинграде, потерявшая первую любовь в пекле Второй мировой. Молодая женщина, оплакивающая своего первенца. Ведущая солистка главного оперного театра страны. Гениальная певица, которой выдающиеся таланты мира посвящают свои шедевры. Блистательная дива, диктующая свои условия даже самой партийной верхушке. Даа, от Гали Ивановой до Галины Вишневской был пройден долгий, горький и очень непростой путь.
В книге четыре большие части. Первая - о детстве и о семье - очень интересная и в то же время грустная, потому что начало пути у Галины было совсем не завидное. Мало того, что родители ею не интересовались, отца вскоре репрессировали, а мать умерла от рака. В блокаду умерла бабушка, единственный близкий человек, и Галя осталась выживать в одиночку. В этой главе также содержатся бесценные воспоминания о жизни в Ленинграде и Кронштадте в довоенные годы и во время войны. В который раз замечаю, что в автобиографиях главы о детстве, каким бы оно ни было, всегда овеяны особым щемящим флером.
Часть вторая - о начале большой блестящей карьеры. У юной Гали не было консерваторского образования, но зато был от природы поставленный голос, и уже в двадцать пять лет она стала артисткой Большого театра. В книге показана вся "внутренняя кухня" театра и его закулисье с подковерными интригами, о многих оперных "небожителях" рассказано как о простых людях со всеми их слабостями и недостатками. В этой главе - первые премьеры и первые правительственные приемы, быт советского артиста и атмосфера зрительного зала, а еще встреча с будущим мужем и рождение дочери.
Третья часть - о знаменитых ролях и великих коллегах. Благодаря своему исключительному положению, Вишневская была знакома с потрясающим количеством советских и мировых знаменитостей. Ее мужем был Ростропович, а Шостакович - близким другом семьи. Солженицын жил у нее на даче, а Евтушенко она отчитывала на своей кухне за гадкие пропагандистские стихи. Для нее был открыт кабинет министра культуры Фурцевой, и связи с представителями власти давали свои плоды. Обо всех этих людях рассказывается полно и увлекательно, и не раз знакомые персонажи открылись для меня с новых сторон.
Заключительная часть - о травле и бегстве из страны. Вступившись однажды за неугодного власти Солженицына, Ростропович сам попал под удар, и вся его семья оказалась в опале. Отмена зарубежных гастролей, ссылка в провинцию, бойкот прессы, унижение таланта, а самое страшное - предательство со стороны бывших коллег и учеников. Все это заставило супругов обратиться к Брежневу за разрешением выехать в длительную командировку. Странно, но разрешение было получено, а через несколько лет, пребывая за рубежом, Ростропович и Вишневская были лишены советского гражданства и наград.
Рассказ Галины обрывается на отъезде из СССР. Книга была написана за границей в 1984 году: "Когда нас выбросили из нашей страны, мне нужно было рассказать людям о том, что случилось с нами. И почему". Очевидно, она издавалась для иностранного читателя с целью поразить его воображение коммунистическими страшилками. Вишневская резко критикует Советский Союз, люто его ненавидит, и ее в этом можно понять. Однако вскоре начнется перестройка, и Галина вернется в Москву, станет руководить Центром оперного пения своего имени, выступать в театре и председательствовать на музыкальных конкурсах.
Непременно должна отметить, каким красивым и легким языком написана эта книга, вышедшая из-под пера артистки. Не у всякого писателя встретишь такой хороший слог. В своей книге Вишневская очень откровенна, и это подкупает. Думая, возможно, что никогда не вернется, она позволила себе раскрыть многие карты. Сама она предстает - может быть, невольно - весьма противоречивой фигурой: бедной сироткой в начале и своенравной примой в конце. Почему она стала именно такой? Почему жила в роскоши, но терпеть не могла свое государство? Книга дает все ответы, даже если они не написаны прямым текстом.
Рецензия явно затянулась, но лишь потому, что эта 800-страничная книжища подарила мне море ярких впечатлений, и безмерно приятно было прочесть ее в великолепном бумажном издании. Оно стоит своих денег: плотная качественная бумага, очень много архивных фотографий, имеется удобное ляссе. Только учтите, что на прекрасной обложке остаются пятна от пальцев, поэтому советую либо покупать сразу в прозрачной обертке, либо обернуть книгу перед чтением (мне помогла обычная пищевая пленка). Очень рада, что "Галина" пополняет мой список прочитанного, а также список лучших книг этого года.
М.
331,5K
margo0006 февраля 2012 г.Читать далееЯ читала эту книгу в году 92-ом. Тогда у меня было совсем другое восприятие подобной литературы, ибо я совершенно не искушена была в подобных жанрах. Да, читала жадно всё публикующееся в постперестроечной "Юности", да, с ужасом-любопытством недоверием смотрела по ТВ различные передачи на тему "правды о советских временах". Не знала, как быть, что делать... Совершенно не могла критически относиться ни к этим передачам, ни к этой литературе, ни к сути проблемы.
А эта книга в том числе и на эту тему.
Сейчас, в остатке, - история сильной личности. Рассказанная с болью, обидой, порой озлобленностью.
Но это - то, что в памяти, а ведь прошло двадцать лет с момента прочтения... Возможно, эта книга-исповедь на самом деле очень правдива и честна. Возможно, всё рассказано чересчур субъективно, в преломлении личных переживаний.
Но проверять совсем не хочется - хочется оставить в памяти образ яркой женщины с яркой судьбой.32453
Anutavn23 января 2023 г.Читать далееХотелось бы начать с того, что я не сильный знаток оперных певиц, но тем не менее имя Вишневской и Ростроповича не прошло мимо, даже меня.
Книгу мне советовали давненько, а я как то опасалась читать, боясь, что оперные имена и детали меня задавят и при чтении буду чувствовать себя каким то неучем. Но если вдруг вы в таком же положении как и я, не стоит боятся нужно брать и читать. Галина Павловна, с уважением относится к своему читателю до такой степени, что даже если вы не знаток и не любитель, то скорее всего послушать несколько симфоний и арий вам захочется.
Сразу хочу предупредить и оговориться, эту книгу категорически не стоит читать людям которые считают что в СССР небо было голубее, трава зеленее и что все беды вокруг от распада распрекрасного Союза, все нас ненавидят ну и дальше строго по тексту методичек. Не тратьте своё время, зачем лишний раз расстраиваться и злиться. Величие у Вишневской все равно не убавить, а вам нервные клетки уже не восстановить.Начинается все с детства Галины, где она честно рассказывает о своих родителях, которые отвернулись от неё, как ее воспитывала бабушка. О пережитом голоде во время блокады Ленинграда. О том, как по чистой случайности попала в большой театр и стала там солисткой. Огромную часть книги, занимает Шостакович, Галина Павловна после замужества с Ростроповичем дружили с Шостаковичем, они преклонялись перед его талантом, очень забавно было читать о том, как например Шостакович нервничал перед выступлениями, перед публикой. Есть воспоминания и мемуары, некоторых личностей, которые развивают у читателя комплекс неполноценности, от обилия имён и названий мест, потому что авторы преподносят все как само собой разумеющееся, читатель должен априори всех знать. Галина Павловна, надо отдать ей должное, знакомит нас со всеми, кто ей встречался на жизненном пути, поэтому даже если какие то имена вам не знакомы, не переживайте, вам все объяснят.
Очень сложная история у неё, да как и у многих творческих личностей, с советской властью и обида, причём вполне объяснимая обида, на неё. Ее мемуары, это не только воспоминания о современниках и коллегах Вишневской, но ещё и огромный исторический пласт тяжелой советской истории. Многое с ужасом узнается и от безвыходности хочется завыть, когда же мы наконец то научимся делать выводы из истории?
Единственно, что меня царапнуло, когда читала, это то что Вишневская все о власти всегда понимала, но до определенного времени, мирилась с ней и пользовалась ее благами. Да она не просила сама, не предавала близких, но тем не менее от помощи высоко стоящих покровителей не отказывалась. И в общем то Ростроповича, конечно, она поддержала, когда тот в свою очередь выступил в защиту Солженицына, но изначально то отговаривала писать письмо, понимая, что в Союзе после поддержки Солженицына, на их семью свалится все что только можно. Но не нам с вами судить людей, как говорится, пока на себе не испытаешь, не поймёшь. Но к сожалению, осталась какая то недосказанность что ли или двойственность...31967
lepricosha14 мая 2012 г.Читать далееВообще, у меня особое отношение к автобиографиям даже самой неудачной на мой взгляд я ставлю 5 звезд, потому что рассуждаю так: «Это жизнь человека и я не имею права ее судить». Если говорить о своих читательских предпочтениях, то моя любимая автобиография Агаты Кристи, а самая тяжелая для меня - воспоминания Нины Воронель.
Если взять эту книгу, то скажу так – я расстроилась. Нет, не потому что здесь много критики советского строя, я не являюсь его почитателем и ревнителем, а потому что, на мой взгляд, одно дело критиковать строй и вождей, и совсем другое описывать советских женщин, как рыхлых и оплывших существ, а мужчин, исключительно, как созданий бегущих после работы хлебнуть водки и погонять жену. Жизнь она ведь разная и люди разные, и не везде быдло.
Моя бабушка была «дочерью врага народа», соответственно мой прадед был тем самым врагом. Этим людям было отказано в эвакуации, в достойном обучении, лечении -их жизнь была далеко не такой яркой и счастливой, как у Галины Павловны. Но когда моя бабушка вспоминает свою жизнь, то много места в ней светлому и радостному, да есть ужасные моменты, но есть и счастливые. В общем, не буду долго разговаривать, но мне сложно читать о жизни, когда любое событие преподносится в минорном тоне. Честно, расстроилась.28448
Amatik22 октября 2018 г.Читать далееУверена, что после прочтения этой книги читатели делятся на два лагеря: одни восхищаются великой оперной певицей, вторые злятся на нее. Я отношу себя к лагерю людей, который негодует.
Мемуары и автобиографии читаю достаточно редко, но когда добираюсь до них, то ожидаю чего-то светлого, хорошего, местами грустного, но в целом приятного впечатления. От Вишневской, увы, я получила большую дозу негатива. Почему читаешь воспоминания Никулина, Данелия и понимаешь, что, может быть, у людей были свои внутренние демоны и не такими хорошими они были, но в своих книгах знаменитые люди это никак не высказывали и представляются читателями советскими людьми из добрых фильмов? И почему Вишневская вызывает злость и слово "зазвездившаяся цаца"? Наверное, даже Гинзбург со своим "Крутым маршрутом" в моих глазах предстает реально мученицей? Негодую.
Времена правления Сталина, все знают, были очень тяжелыми. Репрессии, война. Потом на его смену пришел Хрущев, потом еще и еще другие товарищи. Об этих временах написано много субъективных и объективных книг. От мемуаров хочется легкости, хочется более нейтральной оценки произошедшего в жизни, и никак не хочется плюющейся ядом на свою страну женщину. Да, великая, да, великий муж у нее, но что, собственно нового она рассказала? Как спасали Солженицына? Как ей было тяжело петь? Спасибо хоть не написала, как тяжело ей было воспитывать двух дочерей при домработнице и няньках? Еще покоробили завуалированные жалобы на маленькие зарплаты музыкантов и артистов, хотя, уверена, ее заработки были в десятки раз больше зарплаты шахтера.
Зачем я прочла эту книгу? Для чего? Узнала немного больше о мире оперы, закулисья и кто кем был из окружения Виишневской. Но неприятный осадок все равно остался, а такое послевкусие от прочитанного я не люблю.261,9K