
Ваша оценкаРецензии
Аноним25 октября 2014 г.Читать далееКак же в свое время, еще в студенческие годы, меня захватил этот рассказ - в сущности, истинный гимн солипсизма! Да, я знаю, на это произведение написано немало рецензий от маститых критиков, с которыми мне не то что тягаться, а и рта раскрывать после их работ не стоит. Поэтому у меня это не будет называться громким словом - "рецензия", а станет просто, скромно, но со вкусом - "отзывом". И философии в нем тоже будет всего ничего. Исключительно мое восприятие.
И восприятие это несколько изменилось за почти 20 лет после перечитывания рассказа.
Легким его не назовешь, это уж точно.
Написан он в совершенно непринужденной "документальной" манере и подан так, словно действительно все поиски той энциклопедии, равно как и сама энциклопедия имели место. Именно это и подкупает, когда начинаешь его читать.
Какое определение дают солипсизму словари: это философская позиция в рамках философии субъективного идеализма, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности, и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм. Мудрёно, правда?
Скажу проще: когда я умру, вместе со мной умрет все, поскольку весь мир вращается вокруг меня и я его творец, равно как и все, что происходит со мной - это игра моего разума, порождающего все коллизии. Когда я закрываю глаза, гаснет весь мир, открываю - возвращается. Вот такова позиция всякого уважающего себя солипсиста.
И вот посредством художественного слова Борхес дает свою трактовку этого философского течения. Так появляется мифический Третий Мир, в котором существует не менее мифическая планета Тлён и государство (область) Укбар. В процессе расследования выясняется, что этот мир - целиком и полностью порождение фантазии группы неких интеллектуалов, которые таким образом вознамерились доказать, что если "одним разом много людей поверит в существование второго солнца, это второе солнце зажжется в небесах". То есть мысль якобы материальна и, ставшая достоянием не одного, а сразу нескольких солипсистов, способна сотворить уже не субъективную, а самую что ни на есть объективную реальность.
Один из ересиархов Укбара якобы высказался: «Зеркала и совокупление отвратительны, ибо умножают количество людей», и поиски его цитаты стали отправной точкой для героя рассказа в его расследовании.
Идея вышла из-под контроля своих создателей и на уровне слухов и легенд расползлась по миру. Чем больше людей узнавали об этом Третьем Мире, тем сильнее он прорывался в нашу реальность через различные предметы и понятия, привнесенные "оттуда".
Но при этом Борхес ничуть не увлекается фантастическим элементом своего повествования. Его рассказ-эссе – это скорее ироничный троллинг, откровенное подтрунивание над всеми этими философскими изысками: «Метафизики Тлена не стремятся к истине, ни даже к правдоподобию — они ищут поражающего. По их мнению, метафизика — это ветвь фантастической литературы», - пишет он.
Стоит ли говорить, что такое «многоярусное» по смысловой насыщенности произведение породило немало последователей? Этот рассказ стал нескончаемым источником вдохновения для многих проектов «укбаристов» и «тлёнистов» - сайты, книги, игры были созданы под его влиянием.
Мне в этой связи невольно вспоминается знаменитая рукопись Войнича, откровенный фейк наподобие той самой энциклопедии Укбара, также созданный неизвестно кем, неизвестно когда и неизвестно с какой целью. И, надо сказать, такие вещи порождают просто зверское любопытство публики. Интрига!
И все же несмотря на эту обертку не стоит забывать, что Борхес все-таки имел цель в этой своей мистификации. И эта цель - именно сатира. Такая своеобразная, борхесовская, аргентинская, если хотите (невольно вспоминается и Кортасар) сатира на всевозможные умствования философов. Что ж, а никто и не говорил, что жизнь - это сказка: под мягким мхом нередко таится твердый и безжалостный камень. Безжалостный, как объективная реальность нашего мира.22864
Аноним8 августа 2025 г.Читать далееКак я уже неоднократно говорил, произведения Борхеса делятся на две категории. Первая (в неё попадает примерно 2/3 его текстов): те, которые я вообще не понимаю. Вторая: которые люблю. Этот рассказ принадлежит сразу обоим.
Первая его часть философская, и я не понимаю, то ли это издевательство над философией, то ли построение какой-то новой её отрасли.
«Во вторник X проходит по пустынной дороге и теряет девять медных монет. В четверг Y находит на дороге четыре монеты, слегка заржавевшие из-за случившегося в среду дождя. В пятницу Z обнаруживает на дороге три монеты. В ту же пятницу утром X находит две монеты в коридоре своего дома».На основе такого тривиального наблюдения строится несколько теорий, одна другой заковыристее.
На мой взгляд, все они одинаково бредовые, но может быть, я чего-то не понимаю. Так или иначе, я не читал упоминаемых Борхесом философов и не собираюсь этого делать ни в этой жизни, ни даже в следующей.Зато вторая часть (Постскриптум) содержит очень современное прозрение, хотя написана более 80 лет назад. Там довольно убедительно показано, как можно тонко манипулировать общественным мнением, чтобы оно приняло за правду абсолютно выдуманную историю. У Борхеса это сложный и долгий процесс. Сегодня то же самое можно проделать быстро и дёшево. И это делается ежедневно...
«Товарищ Ленин,
я вам докладываю
не по службе,
а по душе.
Товарищ Ленин,
работа адовая
будет
сделана
и делается уже.(с) Маяковский
Поэтому ставлю первой части оценку 4/10, а второй 8/10. Получается 6/10...
Ну и бесспорно:
зеркала и совокупление отвратительны, ибо умножают количество людей19449
Аноним30 августа 2015 г.Читать далееОдин из самых удивительных и необычных рассказов, когда-либо созданных в мировой литературе. Хорхе Луис Борхес и его друг Адольфо Бьей Касарес занимаются поисками сведений о необычной азиатской стране Укбар, о которой есть упоминание в Энциклопедии, но лишь в одном из ее изданий, случайно купленном Касаресом на книжной распродаже. Оказывается, почти вся литература Укбара посвящена изучению далекой планеты Тлен, на которой существуют необычные, совершенно фантастические правила устройства жизни, науки, литературы.
При чтении этого необычного рассказа у меня то и дело возникала мысль о том, что планета Тлен не существует реально, а лишь создана умом землян. Постепенно информация о планете и ее фантастических законах нарастает, и вот уже она начинает влиять на земную жизнь. Таким образом, земная цивилизация постепенно поглощается придуманным землянами Тленом...
Удивительная фантазия у Борхеса! А быть может и сама наша земная цивилизация — часть грандиозного проэкта, выдумка каких-то неизвестных демиургов из потустороннего мира?11810
Аноним6 февраля 2022 г."Словесное жульничество" в глобальном проявлении
Читать далееНачинала читать, как какой-нибудь пустячок: два приятеля-интеллектуала обнаружили в апокрифическом издании Британской энциклопедии статью о какой-то стране Укбар, о которой больше нигде невозможно обнаружить никаких сведений. Такой романтический задел развивается в духе Свифта - нам дают такое развернутое представление о несуществующей местности, что становится возможным забыть о ее несуществовании: повествователю попадает в руки один том "Первой энциклопедии Тлёна", откуда он черпает сведения об языке, науке и философии этой цивилизации. Они своеобразны. Прежде всего, в языке отсутствуют существительные - их передают сочетание прилагательных или глаголами (нет "луны", но есть "лунить"). Затем, в представлении обитателей Тлёна не существует постоянства предметов, и все сущее есть лишь отображение восприятия - словом, квинтэссенция субъективного идеализма. Поэтому главная дисциплина в научном мире Тлёна - психология, и вся литература - фантастическая. Такое последовательное отторжение реальности нашло в ней отклик: предметы стали возникать сами собой в ответ на ожидания и надежды. Скажем, потерялась одна ручка, а искать ее стали два человека - и оба нашли, один ту, что потерялась, а другой ее "хренир", вторичное воплощение.
Сказать по совести, читая все это, я ожидала, что автор никуда не вырулит, так и останется в призрачном замке своих фантазий, но внезапно нагромождение нереальности буквально обвалилось - открылось, что Тлён и Урбан являются вымышленной планетой, над созданием которой трудились целые поколения некоего тайного общества, и труды эти в конце концов попали к атеисту, одержимому идеей богоборчества, и он организует систематизацию накопленного вымысла в сорокатомную энциклопедию. Дальше Борхес снова делает финт и пишет о том, что вторжение этого иллюзорного мира в наш реальный мир оказало на него воздействие, и вещи несуществующие стали материализоваться, а существующие обретать свойства иллюзии. Наш мир постепенно превращается в Тлён.
Контакты с Тленом и привычка к нему разложили наш мир. Очарованное стройностью, человечество все больше забывает, что это стройность замысла шахматистов, а не ангелов. Уже проник в школы «первоначальный язык» (гипотетический) Тлена, уже преподавание гармоничной (и полной волнующих эпизодов) истории Тлена заслонило ту историю, которая властвовала над моим детством; уже в памяти людей фиктивное прошлое вытесняет другое, о котором мы ничего с уверенностью не знаем — даже того, что оно лживо. Произошли перемены в нумизматике, в фармакологии и археологии. Думаю, что и биологию, и математику также ожидают превращения…Так, коротенький рассказ (привет борзописцам, которые способны накатать восемьсот страниц и не записать там ни единой мысли) ставит весомую проблему, отчетливо существующую в современном обществе, проблему, пустившую обильные метастазы и расцвеченную уже всеми красками: люди становятся все более оторваны от реальности. То, что первоначально имело довольно невинный вид "словесного жульничества", стало формировать жизнь общества и его отдельных представителей, делая ее все более и более изломанной, извращенной, надуманной - и чем дальше люди уходят по этой дорожке, тем печальнее перспективка.
Содержит спойлеры10984
Аноним17 апреля 2017 г.Идеалистический мир
Читать далееМир Тлёна — это, видимо, модель идеального мира для Борхеса. Идеального — потому что идеалистического. Ведь в Тлёне идеализм — это не просто философская система: на идеализме держится сам мир Тлёна. И это, конечно, не может не нравится заядлому идеалисту Борхесу. Здесь наблюдается тонкая игра ироничного ума Борхеса: Тлён выдуман, он и вправду является продуктом сознания людей нашего мира, поэтому даже самим жителям Тлёна первичность сознания представляется очевидной. Материализм там остаётся непонятым.
Идеализм мироустройства Тлёна проявляется в мышлении его жителей. Так оказывается, что жители Тлёна относятся к материи, к пространству достаточно прохладно. Язык в этом мире оперирует либо глаголами, либо последовательностью прилагательных. Это по-настоящему временной язык. Пространство не может длиться во времени — поэтому потерпела фиаско задача о монетах. Бытие пронизано сознанием, точнее, сознание только и существует, потому нет личностей — есть точки проявления сознания. На этом строится одно из решений задачи о монетах, это же проявляется в литературе Тлёна. В описании арифметики Тлёна можно заметить идею, раскрытую позже Борхесом в рассказе «Синие тигры».
Но апофеоз идеализма Тлёна — это, конечно, хрёниры. Сознание тлёнца тождественно первичному сознанию — да и является им по сути. И уж если первичное сознание смогло создать целый мир, то оно же, но посредством созданного им человека, может и продолжать созидать. Люди способны создавать вещи из ничего, копируя потерянные. Люди даже способны создавать абсолютно новые вещи — ур. Вы слышите, как радуется этому Борхес? Это для него мечта! Он даже внезапно (от радости) забывает о том, что писал до этого, и рассказывает о предметах, которые исчезают, когда про них забывают. Но ведь, исходя из опровержения задачи о монетах, их и не должно существовать. Но мы простим Борхесу это досадное упущение.
Кончается рассказ внезапно вторжением мира Тлёна в наш мир. Человек поднялся до уровня Бога: он создал мир — сперва в сознании, населённый вымышленным населением, которое понимает и признаёт свою вымышленность, а затем и «по-настоящему» — в материи. Но Борхес не собирается нас пугать: он заканчивает весь свой глобальный пафос ироническим замечанием:
«Мне это все равно. В тихом убежище отеля в Адроге я занимаюсь обработкой переложения в духе Кеведо (печатать его я не собираюсь) «Погребальной урны» Брауна»словно снимая напряжение.
71,1K
Аноним14 июля 2016 г.Сначала я решила, что Борхес - понторез и выпендрёжник. Потом, что он злостный тролль, а в конце рассказа, что он просто упорот. Уж не знаю, что из этого правда, но факт остаётся фактом - 4 (!!??) раза я чуть не уснула на этом коротеньком рассказе, ничего из него не вынесла и ничего, кроме раздражения, не почувствовала. Как будто сходила в дорогой ресторан в поисках гастрономических чудес, а всё было не вкусно, и желудок расстроился. Весьма неудачное первое знакомство, что уж тут.
6763