
Ваша оценкаРецензии
Lindabrida11 сентября 2020 г.Но хуже собаки это время, полное парши, кто до него дотронется, тот заражен, прогоним его, как собаку. Что у меня общего с ним?Читать далееДо чего роскошно написано! И какая кропотливая переводческая работа! Не часто удается найти настолько "вкусный" текст. Красоту стиля не портит даже некоторая вычурность и злоупотребление лейтмотивами.
Но... Такого жуткого Ренессанса я еще не видела! О Ренессансе часто думали, как о радостном утре после мрака Средних веков, даже если это преувеличение. У Шульца же - мрак после мрака. В его книге радости мало, а света еще меньше. Гремят проповеди неистового Савонаролы, летят в огонь сочинения Платона вперемешку с женскими украшениями и с картинами Ботичелли. По Италии идут французские войска, разрушая, грабя, насилуя. То и дело кого-то порываются сжечь на костре, скажем, за то, что не верил в острова святого Брандана, или за другое столь же тяжкое прегрешение. Если какой-нибудь гуманист и осмеливается читать античных авторов, то через несколько глав раскаивается и уходит в монастырь. Порой становилось непонятно, каким образом Микеланджело вообще что-то сотворил и как его творения дошли до наших дней.
В общем-то, неудивительно, что в такой обстановке почти у всех персонажей сумеречное состояние сознания. Мрачные видения, страхи и пророчества сопровождают здесь всех, от Микеланджело до Родриго Борджиа. И только один человек - Макиавелли - остается в трезвом рассудке. Жаль, что эпизодов с ним так мало, он позволял отдохнуть от постоянного надрыва, с которым пишет автор.
Работу над романом, увы, прервала смерть писателя, но обрыв именно на этом месте почти не чувствуется. Как только из текста уходят Савонарола и Борджиа, там просто не остается достойных противников для микеланджелова Давида.221K
Brida30 апреля 2013 г.Читать далееДанная книга прочитана в рамках игры "Спаси книгу - напиши рецензию". Книжка давно стояла на полке, и вот я решила ее наконец прочитать.
Италия! Моя Италия, больная, страдающая, растерзанная!О такой Италии пишет Карел Шульц и рассказывает нам о жизни великого человека - Микеланджело Буонарроти.
Жизнь не поощряла его своими подарками, всё, что у него было - это его талант и пара близких людей, которых впоследствии не стало. По жизни он был вечным странником, нигде не было ему покоя. Везде его преследовали зависть, предательство. Порой даже кажется, что он бежал от самого себя.
Зачем бежишь, чтобы вернуться? Где же мой дом?Он пытается обрести свой дом в родной Флоренции, в Риме, но увы, его поиски не обвенчались успехом. Герой сравнивает Рим с черной розой, я считаю, что это точное сравнение. Прекрасная роза, но черная как ночь. Прекрасная, но в тоже время и ужасная :
Рим- роза, большая черная роза, у которой опадают черные лепестки, стоит только руку протянуть - и подхватишь их, разотрешь, сильно пахнущих, в беспокойных, горячих пальцах...
Искусство для него было способом самовыражения. Его удивительная способность воскрешать мертвый камень поражает. Скульптуры, картины - великолепны.Камень и боль = Искусство и поиск счастья.
Счастье есть боль.
Что ж, боли в жизни Микеланджело было слишком много.
Двух женщин любил я.Обе мертвы. Его постаревшая нимфа и приемная мама - дона Лукреция. Из-за одной драки он потерял приятную внешность, а следовательно и расположение женщин.
А мне двадцать три года. Что еще ждет меня?А дальше его ждало соперничество, даже вражда с великим гением - Леонардо да Винчи. Выбирать врагов нужно под стать себе, это лишний раз доказывает то, что Микеланджело был одним из величайших людей своего времени.
Я думаю, - холодно возразил Леонардо, - что весь мир мал для нас двоих.
И как же быстро он понял душу Буонарроти:
Символ вашей жизни - победить ударом, камнем. Великана.
Наверное, Микеланджело и был тем юношей Давидом, который победил Великана.
Даже может быть эта скульптура и автобиографична. Этот юноша не так невинен, как в других работах иных мастеров. Юноша созрел, вырос, чувствуется скрытая сила и мощь...Итак, подведем итог. Книга хороша, биография мастера - великолепна. Произведение изобилует цитатами, часть которых я привела в своей рецензии. Искренне сопереживала герою. Жалко его...
В общем, рекомендую к прочтению.201,3K
Ullen2 сентября 2017 г.“Vulnera dant formam”
Читать далее“Vulnera dant formam”. Только удары дают форму вещам. И жизни.
Такое основательное и невеселое название у произведения о великом ваятеле Микеланджело Буонаротти неслучайно. Речь идет сейчас даже не о телесных страданиях, побоях, изуродованном лице, не о физической боли, хотя и ее было в жизни достаточно, а о душевной боли, о терзаниях творческой души.
Если верить автору, то именно эти две вещи, камень и боль, были основополагающими в судьбе скульптора. Писателю удалось передать, как ваятель чувствовал душу камня под своими руками и выявлял ее для всего мира, врезаясь, отсекая, полируя, пока форма не обретала жизнь. С болью в душе он страдал по друзьям, близким, любимым женщинам, родной Флоренции и искал смысл творчества и искусства. Мятущаяся душа его с детства боялась больше смерти сущности, лишенной формы. Эта ползущая, расплывающаяся бесформенная субстанция пугала его по ночам, заставляя его потом придавать форму бесформенному, высекать гармонию из мраморной груды, огранять простой кусок материи в статуи «Давида», «Пьеты», «Вакха». Папа Юлий II описал его как uomo terribile, а сами итальянцы характеризуют его творчество одним звучным и сложнопереводимым словом Terribilità, в котором звучит страх, ужас, чувство возвышенного.
Всё пишу и всё не то! Да как описать свои ощущения, когда ты вгрызаешься в роман, как рудокоп в забой, прорубаясь через словесное излишество фраз, бесконечную череду имен, повторы абзацев, подчеркивающих спиральность событий, мыслей и поступков! Очень трудно, трудно приходится читателю, спотыкающемуся на фразах «Время шло быстрее судьбы»…И вдруг из этого вычурного словесного изобилия, извилистых грамматических конструкций, кружева имен и прозвищ, описаний городов, теологических споров и философских изречений оживает цельная картина, полная трепета жизни, душевных мук, переживаний, любви и боли, тьмы отчаяния и света радости.
Имена превращаются в живых людей, в личностей; описания городов – в поэтичные картины весенней ночи или гнетущего убивающего зноя; теологические диспуты – в вопли Савонаролы, в смертельные объятия духовенства и костры с живыми человеческими факелами, а философские споры – в надгробия отравленных и зарезанных семейств Борджиа, Медичи, Орсини, Колонна, Сфорца... И среди этого цветут цветы искусства, создаются картины, поются канцоны и возносятся статуи и величественные здания. И не минуют все эти события Микеланджело, не минуют, хоть он и избегает их, с желанием творить, ваять, зажечь искусством пламенный огонь в сердцах людей.
И после мучительного привыкания к первым страницам романа, после погружения в судьбу главного героя, блуждания с ним в медицейских садах, горестных переживаний в ночи, творческих радостей, вдруг осознаешь, что повествование неожиданно оборвалось. Роман не окончен и не будет читатель с главным героем заносить резец над статуей Моисея, не будет водить кистью под куполом Сикстинской капеллы, не узнает триумфа и не вернется во Флоренцию… Как жаль…
Автор умер в тяжелые времена, в 1943 году, не завершив роман. Это одно из самых цельных и эмоциональных произведений о людях искусства, что я читала.
111,6K
SollyStrout14 декабря 2023 г.Читать далееИсторический роман о жизни Микеланджело, величайшего творца эпохи Возрождения.
Начинается роман с политических событий. А семья маленького Микеланджело переезжает во Флоренцию к брату отца мальчика. Микеланджело прожил почти 89 лет. Этот роман заканчивается, когда ему нет и тридцати. Мы видим его молодость, творческие задатки. Мальчик родился в семье. где занимались денежными операциями. Дети пошли по стопам отцов, только Микеланджело с раннего возраста тяготел к творчеству, в школе не учился, общался с другими художниками. Еще подростком его отдают в мастерскую художника, а потом он переходит в школу скульптора. Его талант замечают все, ему начинает покровительствовать семья Медичи, хозяева Флоренции. А в конце произведения начинается работа над Сикстинской капеллой.Роман не закончен. В книге первая часть и небольшой кусочек второй части. Непонятно, какую часть жизни творца хотел изобразить автор. Но книга вообще получилась не о самом Микеланджело. Творец жил в яркие времена. Леонардо да Винчи не раз упоминается в книге. Но вся их деятельность показана мельком. Здесь больше описание политической обстановки в Италии и во Флоренции в частности.
Начинается роман с заговора свергнуть Медичи семьей архиепископа. Это не удастся сначала, но позже Флоренцией будет править проповедник Савонарола, законы которого больше похожи на религиозную диктатуру. Будет и французское вторжение. В общем, церковная верхушка была у власти и вела активные войны как внутри, так и снаружи. Автор подробно описывает нравы церковной элиты. Использование для расправы преступных банд, ядов. Череда любовников и любовниц. Женские монастыри превращены в бордели.
О, в этот век – преступный и постыдный –
Не жить, не чувствовать – удел завидный...Конечно, такие события в истории будоражат людей. Они нашли отражение во многих книгах и фильмах. И здесь знакомиться с ними тоже интересно. Но эти событий часто не вплетены в сюжет, а поданы в виде текста. Уровень детализации велик, отношение к происходящему однозначно, подача материала с эмоциональным надрывом. За ними судьба и творчество Микеланджело теряются. Не показана его творческая деятельность. Причем сам художник предстал в книге довольно посредственным, слабым человеком, который в конце с удивлением осознает, что его, еще такого молодого, высоко ценят. Всю книгу он страдает. Сначала ему ломают нос и это страдания об утраченной красоте. Потом учеба его так впечатляет, что он начинает страдать и заболевает, находясь при смерти. Родственники его не любят и только требуют денег. Живет в постоянной бедности. Он страдает от того, что чувствует себя недостойным создавать святые сюжеты. При этом, даже не знакомясь с биографией, понимаешь, что что-то здесь не так. Микеланджело регулярно был в Риме, творил по заказу кардиналов и самого папы уже в этом возрасте. Он много общался с философами того времени. Ему покровительствовали Медичи, которые стали потом сами папами.
В итоге, знакомство с жизнью Микеланджело оказалось не таким, как я ожидала. Но книга как историческая очень хороша.7201
Printemps_23 апреля 2019 г.Читать далее"Камень и боль" - одно из самых величественных произведений, которые я читала в своей жизни. Даже, наверное, самое величественное.
Поначалу воспринимать его мне было тяжело. Как будто ты стоишь у подножия огромного камня, который давит на тебя своей мощью, который ты не можешь объять взглядом. Но чем дальше, тем лучше ты начинаешь его чувствовать, темя явственнее в нем проступают какие-то понятные тебе черты. В конце-концов он обретает форму, могучую и прекрасную.
Удивительно, как впечатления от этого произведения соотносятся с тем, как из куска, холодного, тяжелого и, на взгляд обывателя, безжизненного камня рождается скульптура.41,3K