Рецензия на книгу
Камень и боль
Карел Шульц
Ullen2 сентября 2017 г.“Vulnera dant formam”
“Vulnera dant formam”. Только удары дают форму вещам. И жизни.
Такое основательное и невеселое название у произведения о великом ваятеле Микеланджело Буонаротти неслучайно. Речь идет сейчас даже не о телесных страданиях, побоях, изуродованном лице, не о физической боли, хотя и ее было в жизни достаточно, а о душевной боли, о терзаниях творческой души.
Если верить автору, то именно эти две вещи, камень и боль, были основополагающими в судьбе скульптора. Писателю удалось передать, как ваятель чувствовал душу камня под своими руками и выявлял ее для всего мира, врезаясь, отсекая, полируя, пока форма не обретала жизнь. С болью в душе он страдал по друзьям, близким, любимым женщинам, родной Флоренции и искал смысл творчества и искусства. Мятущаяся душа его с детства боялась больше смерти сущности, лишенной формы. Эта ползущая, расплывающаяся бесформенная субстанция пугала его по ночам, заставляя его потом придавать форму бесформенному, высекать гармонию из мраморной груды, огранять простой кусок материи в статуи «Давида», «Пьеты», «Вакха». Папа Юлий II описал его как uomo terribile, а сами итальянцы характеризуют его творчество одним звучным и сложнопереводимым словом Terribilità, в котором звучит страх, ужас, чувство возвышенного.
Всё пишу и всё не то! Да как описать свои ощущения, когда ты вгрызаешься в роман, как рудокоп в забой, прорубаясь через словесное излишество фраз, бесконечную череду имен, повторы абзацев, подчеркивающих спиральность событий, мыслей и поступков! Очень трудно, трудно приходится читателю, спотыкающемуся на фразах «Время шло быстрее судьбы»…И вдруг из этого вычурного словесного изобилия, извилистых грамматических конструкций, кружева имен и прозвищ, описаний городов, теологических споров и философских изречений оживает цельная картина, полная трепета жизни, душевных мук, переживаний, любви и боли, тьмы отчаяния и света радости.
Имена превращаются в живых людей, в личностей; описания городов – в поэтичные картины весенней ночи или гнетущего убивающего зноя; теологические диспуты – в вопли Савонаролы, в смертельные объятия духовенства и костры с живыми человеческими факелами, а философские споры – в надгробия отравленных и зарезанных семейств Борджиа, Медичи, Орсини, Колонна, Сфорца... И среди этого цветут цветы искусства, создаются картины, поются канцоны и возносятся статуи и величественные здания. И не минуют все эти события Микеланджело, не минуют, хоть он и избегает их, с желанием творить, ваять, зажечь искусством пламенный огонь в сердцах людей.
И после мучительного привыкания к первым страницам романа, после погружения в судьбу главного героя, блуждания с ним в медицейских садах, горестных переживаний в ночи, творческих радостей, вдруг осознаешь, что повествование неожиданно оборвалось. Роман не окончен и не будет читатель с главным героем заносить резец над статуей Моисея, не будет водить кистью под куполом Сикстинской капеллы, не узнает триумфа и не вернется во Флоренцию… Как жаль…
Автор умер в тяжелые времена, в 1943 году, не завершив роман. Это одно из самых цельных и эмоциональных произведений о людях искусства, что я читала.
111,6K