
Ваша оценкаРецензии
TrueBrilliant22 февраля 2024 г.Природа, люди и поэзия
Читать далееВ книге "Незабудки" Михаила Пришвина раскрывается тема взаимосвязи природы, человека и поэзии. Стилистика речи очень богат, в нем пестрит многообразием фраз, которых можно использовать как цитаты. Автор связывает природу с поэзией, раскрывая простоту в речи. Книгу эту нужно читать медленно, чтобы вникнуть в слова и понять, как природа может раскрыть весь этот мир. Не торопясь проникнуть в этот мир слов автора. Ощутить, как писатель через слова, как художник, описывает природу. Как мир отражается в этой самой природе. Книга одновременно такая простая и сложная. В ней автор показывает не только своё мировоззрении, как он видит человека, поэзию через призму природы и наоборот, но и понятия остальных людей.
14255
yukari12 апреля 2015 г.Читать далееКнига представляет собой собрание заметок, фрагментов из записных книжек, коротких зарисовок. Они разбиты на недлинные главы, каждая из которых посвящена определенной теме, например, "Труд и творчество", "Внимание", "Сказки". Книга не очень подходит для сплошного чтения, а вот в качестве настольной книги, к которой можно обращаться время от времени, она задержится в моей читалке.
Зарисовки, из которых состоит книга - это не строгие логические или философские рассуждения, а импрессионистичные впечатления, и если изначально настроиться на такое восприятие, не пытаясь поймать автора на противоречиях или воспринимать написанное как однозначные утверждения, то книга может дать очень много интересных идей. Особенно запомнилась глава о "реализме" в искусстве: М. Пришвин предлагает здесь другое понимание реализма, отличающееся от того, которое на тот момент утвердилось в литературоведении (и которое до сих пор, заачастую, преподается в школах). Автор пишет:
Истинного реалиста можно так узнать, перечитывая его какую-нибудь вещь: если он не реалист, а придумщик, то непременно откроется читателю сюжетная канва, по которой он расписывал. Если же он действительно реалист, то, сколько ни читай, никогда не найдешь канвы: или искусно вывернута, или художник сам поверил в правду своего изображения, забылся от себя совершенно.Последние русские символисты, даже те, которые брали материалы из русской этнографии и археологии, лишились восприятия действительной жизни и страшно мучились этим (В. Иванов, Ремизов). Непосредственное чувство жизни своего страстно любимого народа совершенно их покинуло. И всегда символисты меня этим раздражали, и был я с ними потому, что натуралисты-народники были мне еще дальше.Мне всегда казалось, что для художественного творчества нужно, во-первых… вдруг нечаянно выглянув из себя, увидеть нечто вне себя и, поверив этому внешнему миру, отдаться ему, а потом, во-вторых, путем художественной работы передать другим, рассказать как сон… Искание с верой в существование действительной жизни (реализм).
Вовсе не надо для реалиста, чтобы в действительности было точно так, как он говорит. Нужно, чтобы он верил в действительность того, о чем он говорит, и обладал способностью уверить в этом читателя. У Гоголя – нет действительности, но он всех в ней уверил. И вот – он реалист.
Собственно говоря, когда в следующий раз буду излагать свое понимание реализма, теперь наконец-то будет на кого ссылаться ;)
121,7K
reader-65921084 октября 2024 г."Не то, что мните вы, природа!" (с)
Читать далееС книгами Пришвина у меня было знакомство давнее. Несколько рассказов о животных, хрестоматийная "Кладовая солнца", известная так или иначе каждому, кто в школе учился... и все. Про "Незабудки" узнала случайно, в рамках подборки книг с "цветочными" названиями. И, беря ее в руки, думала, что это будет один из рассказов в сборнике или повесть, или...
В общем, это не совсем то, что я ожидала.
Я и раньше натыкалась на подобные "записные книжки писателей". Солоухинские "Камешки на ладони" даже несколько раз перечитывала. И вот теперь прочла сборник записок Пришвина.
Пришла ко мне эта книга немного не вовремя. Ибо над тем, что сказано было писателем, надо было думать. Останавливаться после каждого абзаца и осмысливать, пережевывать, препарировать и примерять на себя сказанную мысль. Сравнивать и править себя по писателю. Душу свою немного корректировать. А я наше время, увы и ах, на подобные операции нет времени и душевных сил. Даже у тех, кто думать с младенчества приучен.
Что ценно - книга вся может быть сборником цитат буквально на все случаи жизни. О работе. О природе. Об отношениях между людьми. О войне и мире. О месте человека среди людей и в природе. Даже о женщине и роли женщины в семье там есть кое-что. Да-да, для вас, современные феминистки, там тоже найдется парочка высказываний, которые вы могли бы выдернуть и использовать в жизни. Короче, при желании каждый современный человек может найти что-то для себя лично.
Тут я решила выписать только две цитаты. А могла бы... могла бы всю книгу. Слишком многое подходит.
"Человек должен быть непременно твердым, а то злые люди любят мягких, добрых и делают их своими костылями. Так и надо помнить, что настоящее зло - хромое и ходит всегда на костылях добродетели".
"Создавая парк, мы плачем об утраченном лесе..."За что только три балла? Это мне. За то, что не была готова к работе с такой книгой.
Ах, да! Оказывается, у Пришвина и другие романы есть, а не только одна "Кладовая Солнца".
11125