
Книги из подкаста "Книжный базар"
Amitola
- 653 книги

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
А.Н. Житинский – «Хранитель планеты» (повесть, 1987 г.)
Повесть Александра Николаевича Житинского «Хранитель планеты» я впервые читал по мере того, как она печаталась в любимом моём журнале «Искорка» в годы «перестройки». (Это было в 1987 году). А уже в 1990-м году она вышла отдельным изданием на Ленинградском отделении «Детской литературы».
Не скрою – в мои 12 лет книга эта мне безумно нравилась, и перечитывал я её многократно. Даже не скажу сколько раз. Может 20, а может и больше.
Сумеют ли эту повесть полюбить нынешние 12-летние ребята – не знаю. Не уверен.
Попробую объяснить, почему.
Дело в том, что в СССР, где мы росли, царила МОНО-культура: все знали одно, любили одно и о другом не помышляли. Ну, были, конечно, всякие стиляги, фарцовщики, диссиденты, оболтусы и прочая, и прочая, которые варились в своём (скорей, американском) котле, но их было относительно мало, и о них тоже обычные люди ничего толком не знали. Поэтому, когда началась «перестройка», и появилось что-то такое, чего до сих пор не было, то это «что-то» стало интересным и обрело популярность в силу своей НЕОБЫЧНОСТИ.
Например, жили мы тихо-мирно, смотря фильмы про пионерские лагеря, председателей, колхозов, Гражданскую войну, Отечественную войну, пор Шерлока Холмса и были счастливы. И вдруг появляются видеосалоны, где показывают кино про то, как живые мертвецы гоняются за людьми и поедают их мозги. Конечно, СРАЗУ было понятно, что это ГЛУПОСТЬ и БЕЗДАРНОСТЬ. Это было нелепо, бессмысленно и убого, но этим-то оно и нравилось! Это было «круто» потому, что до сих пор такое даже в голову никому прийти не могло, и вдруг ты ВИДИШЬ это на обычном экране телевизора – такого же, кокой стоит в твоей собственной квартире.
Для нас фильмы ужасов были чем-то, созданным ВПРОТИВОВЕС обычному и советскому. Поэтому-то они и нравились. Они БИЛИ именно своим КОНТРАСТОМ.
За что НЫНЕШНИЕ подростки любят фильмы ужасов, для меня навсегда останется тайной. Это больше не запрещено. Этого очень много и смотреть это можно в любое время суток БЕСПЛАТНО. Так в чём «круть»? Ведь сами-то фильмы низкопробные…
Теперь, когда мы ПОЗНАКОМИЛИСЬ со всеми «шедеврами» западного кинематографа, мы понимаем, что ЛУЧШЕ СОВЕТСКИХ фильмов нет и быть не может. И зачем ТЕПЕРЬ смотреть «Терминатора», если можно смотреть «ТАСС уполномочен заявить»?
То же и с книгами. После Шолохова читать Солженицына было «в кайф» именно потому, что это была несусветная чушь и небывалая галиматья. А в каждом подростке живёт желание ШОКИРОВАТЬ окружающих. Вот мы и шокировали нормальных людей Солженицыным, маркизом де Садом, Стивеном Кингом и Алистером Кроули. Не потому, что они нам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нравились (что там может нравиться?), а чтобы все вокруг в обморок попадали.
Так и «Хранитель планеты» Житинского после книжек Гайдара, Кассиля и Крапивина казался до невозможности «крутым».
Его главный герой – мальчишка, подросток вроде нас. Он ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ герой и при этом говорит слэнгом. Он объясняет этим «тупым» взрослым то, что они никак не могут и не хотят понять. Он не дурак, но и не отличник, он не «примерный пионерчик», но и не тупая дылда, он благороден, он умеет быть верным друзьям, он ЧЕЛОВЕЧЕН, добр, отважен, но главное – он НАШ, наш до мозга костей, он ПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ. Он покажет этим поклонникам «застоя», как надо быть НАСТОЯЩИМ человеком!
Боря Быстров и его верная подруга и одноклассница Катя полюбились нам именно за то, что они противостояли всему тогда ОБЫЧНОМУ. А сама книга понравилась ещё и за то, что она была напичкана современными в тот 1987 год «фишками».
Это было просто «отпадно»! Это было «в тему», а поэтому было «в кайф»! Мы «тащились» от этой книги, «как удав по стекловате».
… А теперь что? «Перестройка» прошла, и чем она завершилась, мы знаем. Мы сами выросли и стали взрослыми. И теперь мы САМИ видим, какими ДУРАКАМИ были ТОГДА.
И мы видим теперь не только недостатки Бориса Быстрова, но даже недостатки самой повести и её автора.
Конечно, осталась НЕЖНОСТЬ к этой вещице, как к книжке, которая услаждала наши отроческие головы. Иногда, когда ничто серьёзное в голову не лезет, я сажусь и перечитываю это произведение.
Но как посмотрят на него нынешние подростки, которые уже СРАЗУ росли не на хороших книгах Гайдара, а на всякой ерунде? Безусловно, они уже НЕ СМОГУТ воспринять «Хранителя планеты» так, как воспринимали его мы…
По жанру это фантастическая повесть, насыщенная советской перестроечной «бытовухой».
К обычному советскому пионеру прилетает инопланетянин Марцеллий из центра Вселенной, и назначает школьника хранителем планеты Земля, вменяя ему в обязанность некоторые интересные, но не тягостные ежедневные действия. И всё бы ничего, но Боре вздумалось поделиться своими новостями с девочкой Дуней, которая была председателем совета отряда. А Дуня совершенно «не сечёт фишку», «не въезжает в тему», и поэтому она такое затеяла, что только держись!..

Ленинград, пионеры, моральная ответственность. Читать или не читать в наше-то время?
Читать. Язык у Житинского бойкий, драма в советском стиле, но всё равно интересно - правда, вряд ли современному школьнику, скорее, взрослому, слегка ностальгирующему по своему прошлому, а что касается позитивно окрашенного ностальгирования, наш автор выдаёт повод на твёрдую "четвёрочку". (Если бы он ещё догадался изобразить подробнее Ленинград того времени, наверное, было бы вообще вкусно.) Беда книги в том, что в то время в детей ещё верилось. Готов ли современный житинский, пишущий на столь сложную тему, философскую выше среднешкольного понимания, полагаться на молодёжь, с которой он сталкивается в общественном транспорте, вопрос большой... Но мы не можем оценивать книгу с точки зрения современности. или можем? Тогда не читайте, психологически-идеалистическая подоплёка сюжета ушла в прошлое. Но если представить, что и современное отношение к жизни изменится в будущем, и не стоит упираться в то, что мы видим в окне... Может, повесть и заслуживает продолжения читательской жизни.
Тем более что акценты в ней интересные. Сверху - Центр Вселенной, который всем в Ленинграде по ленинградский фиг. В середине - хранители общества, которые изображены политиками, милиционерами и психиатрами. Они много суетятся, но по большей части выглядят больше как дети, чем дети. Я лично идеально насладился сценой, где главный герой приводит в норму своих больных сверстников в детском отделении "психушки" - на что взрослые врачи не были и близко способны. Тут Александр Николаевич хорошо посмеялся, и вместе с нами, читателями. Внизу - дети в трубах, сопоставляемые с подпольщиками в царское время. В общем, такая фантастическая икебана, невообразимая и тем забавная.
Жаль, конечно, что папа героя не удосужился сыграть сколь-нибудь значимую роль в развитии сюжета, а довольно важная для нас тема сохранения планеты свелась к подростку Бабасе, который старается по мере возможностей, и к сомнительным фигурам Пушкина, Толстого и Данте. За последние лет сто имя Пушкина упоминают всуе столько, что пора бы это законодательно запретить. Как хотите, а я не собираюсь жить на планете, которую будут хранить Александр Сергеевич и граф Толстой. Уж пусть лучше Бабася-сан. И тут, наверное, Житинский таки берёт свой приз. Героя он создал, и достаточно сложный сюжет донёс до некоего предела. А продолжения не будет.

Главный герой - Боря Бепс, мальчик, назначенный хранителем планеты. Его обязанность - передавать всю информацию передатчику в форме пингвина. Завязка заключается в слабом Борином понимании того, что ему нужно делать с пингвином - что ему кормить? собрание сочинений Пушкина подойдет? а рассказать про него можно? а всему свету? -, кульминация происходит, когда он с задачей не справился. Пингвина похитили и Бепсу необходимо вернуть его назад.
По тексту очень даже видно, что он морально устарел. Признаю, что я очень рада, что эта повесть не попала мне в руки в детстве, боюсь, она вполне могла сформировать образ человека, который сегодня мне кажется неприемлемым. Тут и неадекватные отношения родителей с ребенком - видано ли это дело, чтобы они не верили ему? чтобы мама пыталась его насильственно лечить? от чего, от избытка воображения? Пионерская молодежь то и делает, что грызет Борю. Характеры второстепенных и третьестепенных героев штампированны до стереотипов - продавец из-под полы, конечно же, ужасный человек, при первой же возможности выкрал и перепродал пингвина. Японцы все хотят обмануть гордого представителя советской цивилизации, не выходя за описание роли "жадный капиталист".
Красной линией по тексту проходит мизогиния в легкой форме. Мама под соусом волнения за сына легко прячет его в лечебницу (папа в это время стоит рядом молча). Девочка Дуня сначала не верит в происходящее (советский человек, как известно, хомо рационалус позитивисткус), а когда видит говорящего пингвина, тут же пытается отобрать его на свои пионерские нужды. Девочка Катя, вроде изгой общества, а дай я тебе рубашку зашью. За пределы описанного женские характеры не распространяются.
Добавим к этому манеры героев не говорить, а кричать, и становится сразу понятно, почему я с зубным скрипом дочитала эти несчастные сто страниц и честное слово, никому не советую. То, что мертво, жить не может.


















Другие издания
